×
02.08.2019
219.017.bb9c

РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002696173
Дата охранного документа
31.07.2019
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции ротора компрессора авиационного газотурбинного двигателя. Ротор компрессора газотурбинного двигателя включает диски, передние и задние торцы дисков, промежуточные кольца со штифтами фиксации. Как минимум на одном из дисков на заднем торце его обода содержится углубление, имеющее длину в окружном направлении L1, составляющую 4,0…4,7 диаметра Д штифта фиксации, размер L2 от углубления до закругления радиусом R1 в основании паза в диске под хвостовик лопатки типа «ласточкин хвост» составляет 0,3…0,5 диаметра Д штифта фиксации, глубина углубления Г равна 1,3…1,7 диаметра Д штифта фиксации, а высота углубления В составляет 1,1…1,3 диаметра Д штифта фиксации. Предлагаемое изобретение позволяет разгрузить критическую зону диска, увеличить его циклическую долговечность, следовательно, повысить надежность работы ротора компрессора в составе газотурбинного двигателя. 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции ротора компрессора авиационного газотурбинного двигателя (ГТД).

Наиболее близким аналогом к заявляемому изобретению является ротор компрессора авиационного газотурбинного двигателя Д-30 («Авиационный двухконтурный турбореактивный двигатель Д-30», Издательство «Машиностроение», Москва, 1971, стр. 27, приложение рис. 154), который принят за прототип.

В известной конструкции ротора место под штифт фиксации кольца для дисков последних ступеней, имеющих максимальное количество лопаток, имеет наименьшую ширину межпазовых выступов: ширина межпазовых выступов на ободе диска в самом узком месте составляет 1,1 ширины углубления. Размещение углубления под штифт окружной фиксации кольца на узком межпазовом выступе диска приводит к взаимному влиянию двух концентраторов напряжений и резкому падению циклической долговечности в данной зоне. Известная конструкция не обеспечивает достаточную надежность и снижает работоспособность диска, узла компрессора и ГТД в целом.

Технической проблемой при использовании прототипа является низкая надежность работы ротора в составе двигателя, на преодоление которой направлено заявляемое изобретение.

Техническая проблема решается тем, что в роторе компрессора газотурбинного двигателя, включающем диски, передние и задние торцы дисков, промежуточные кольца со штифтами фиксации, согласно изобретению, как минимум на одном из дисков на заднем торце его обода содержится углубление, имеющее длину в окружном направлении L1, составляющую 4,0…4,7 диаметра Д штифта фиксации, размер L2 от

углубления до закругления радиусом R1 в основании паза в диске под хвостовик лопатки типа «ласточкин хвост» составляет 0,3…0,5 диаметра Д штифта фиксации, глубина углубления Г равна 1,3…1,7 диаметра Д штифта фиксации, а высота углубления В составляет 1,1…1,3 диаметра Д штифта фиксации.

В предлагаемом изобретении, в отличии от прототипа, как минимум на одном из дисков на заднем торце его обода содержится углубление, имеющее длину в окружном направлении L1, составляющую 4,0…4,7 диаметра Д штифта фиксации, размер L2 от углубления до закругления радиусом R1 в основании паза в диске под хвостовик лопатки типа «ласточкин хвост» составляет 0,3…0,5 диаметра Д штифта фиксации, глубина углубления Г равна 1,3…1,7 диаметра Д штифта фиксации, а высота углубления В составляет 1,1…1,3 диаметра Д штифта фиксации, что позволяет разгрузить критическую зону диска, увеличить его циклическую долговечность, следовательно, повысить надежность работы ротора компрессора в составе газотурбинного двигателя.

Внедрение предлагаемого углубления на заднем торце обода дисков последних ступеней ротора высокого давления (КВД) при ремонте или при изготовлении дисков, как показали исследования, позволяет увеличить минимальное значение циклической долговечности примерно в 50 раз.

На Фиг. 1 представлен фрагмент ротора компрессора ГТД.

На Фиг 2 представлен вид А заднего торца диска с выполненным углублением.

На Фиг 3 представлено углубление диска в сечении Б-Б.

В проточной части 1 ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя содержатся лопатки 2, установленные в диске 3 рабочего колеса (без позиции), промежуточное кольцо 4, с передним 6 и задним 7 торцами диска 3. По ободу диск 3 рабочего колеса взаимодействует с промежуточными кольцами 4. На ободе диска 3 последних ступеней размещено максимальное количество рабочих лопаток

2 (хвостовики лопаток типа «ласточкин хвост») и ширина межпазовых выступов 9 на ободе этих дисков наименьшая. Для исключения проворачивания в окружном направлении промежуточного кольца 4 предусмотрен штифт фиксации 5. Углубление 8 под штифт фиксации 5 расположено на двух межпазовых выступах 9 со стороны заднего торца 7 обода диска 3 и позволяет снизить уровень интенсивности размаха деформаций и увеличить циклическую долговечность диска. Углубление 8 имеет длину в окружном направлении L1 равную 4,0…4,7 диаметра Д штифта фиксации, размер L2 от углубления 8 до закругления радиусом R1 в основании паза 10 в диске под хвостовик лопатки типа «ласточкин хвост» составляет 0,3...0,5 диаметра Д штифта фиксации, глубина Г углубления 8 равна 1,3…1,7 диаметра Д штифта фиксации; высота В углубления 8 равна 1,1…1,3 диаметра Д штифта фиксации, межпазовый выступ 9 диска 3 L3. В целом, процесс сжатия в многоступенчатом компрессоре газотурбинного двигателя состоит из ряда последовательно протекающих процессов сжатия в отдельных его ступенях. Осевой компрессор имеет несколько рядов лопаток, насаженных на один общий вращающийся барабан или на ряд соединенных между собой дисков, которые образуют ротор компрессора. Обычно компрессор высокого давления авиадвигателя может содержать до 15 ступеней.

Таким образом, предлагаемое изобретение с вышеуказанными отличительными признаками, в совокупности с известными признаками, позволяет разгрузить критическую зону диска, увеличить его циклическую долговечность, следовательно, повысить надежность работы ротора компрессора в составе газотурбинного двигателя.

Ротор компрессора газотурбинного двигателя, включающий диски, передние и задние торцы дисков, промежуточные кольца со штифтами фиксации, отличающийся тем, что как минимум на одном из дисков на заднем торце его обода содержится углубление, имеющее длину в окружном направлении L1, составляющую 4,0…4,7 диаметра Д штифта фиксации, размер L2 от углубления до закругления радиусом R1 в основании паза в диске под хвостовик лопатки типа «ласточкин хвост» составляет 0,3…0,5 диаметра Д штифта фиксации, глубина углубления Г равна 1,3…1,7 диаметра Д штифта фиксации, а высота углубления В составляет 1,1…1,3 диаметра Д штифта фиксации.
РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 35.
26.08.2017
№217.015.d864

Стенд для испытания газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей

Изобретение относится к области турбостроения, а именно - к испытаниям газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей на стенде. Стенд для испытания газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей имеет воздуховод с установленными по тракту заслонками и турбореактивный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622588
Дата охранного документа: 16.06.2017
26.08.2017
№217.015.ddb3

Способ измерения фактической минимальной площади проходного сечения межлопаточных каналов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для автоматизированного измерения фактической минимальной площади проходного сечения проточной части межлопаточных каналов сопловых аппаратов турбин, роторов компрессоров. В способе измерения фактической минимальной площади...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624784
Дата охранного документа: 06.07.2017
26.08.2017
№217.015.dddb

Система топливопитания камеры сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, а более конкретно к конструкциям основных камер сгорания. Система топливопитания камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит кольцевой топливный коллектор, установленный вокруг внешней стороны корпуса камеры сгорания, и множество...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624783
Дата охранного документа: 06.07.2017
19.01.2018
№218.016.0436

Центробежно-струйная форсунка

Изобретение относится к форсункам для распыления жидкости и может быть использовано в авиадвигателестроении, а также на других промышленных объектах, где требуется распыление жидкости. Центробежно-струйная форсунка включает корпус и завихрительную камеру. В камеру с помощью резьбового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630521
Дата охранного документа: 11.09.2017
20.01.2018
№218.016.1167

Жаровая труба камеры сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Жаровая труба камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит фронтовое устройство. На фронтовой плите устройства расположены горелочные модули с продольной осью, коллинеарной оси жаровой трубы, с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633982
Дата охранного документа: 20.10.2017
13.02.2018
№218.016.1efe

Способ изготовления керамических форм для равноосного литья жаропрочных сплавов по выплавляемым моделям

Изобретение относится к литейному производству. Поверхности модельного блока очищают от смазок и загрязнителей водным раствором моющих средств. Наносят на модельный блок керамическую суспензию на основе кремнезоля. Обсыпают огнеупорным зернистым материалом. Сушат лицевой слой в потоке воздуха с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641205
Дата охранного документа: 16.01.2018
13.02.2018
№218.016.1f4d

Способ доставки измерительного элемента в заданную позицию при замерах параметров газового потока газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области измерительной техники, к испытаниям, доводке и эксплуатации всех типов газотурбинных двигателей (ГТД), к способам доставки измерительного элемента в заданную позицию при замерах параметров газового потока, к проведению инженерных и сертификационных испытаний ГТД,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641182
Дата охранного документа: 16.01.2018
13.02.2018
№218.016.268f

Упругодемпферная опора турбины

Изобретение относится к упругодемпферным опорам турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Упругодемпферная опора турбины, содержащая корпус опоры с установленными внутри корпуса внешним и внутренним упругими элементами с щелевой масляной полостью между ними, а также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644003
Дата охранного документа: 06.02.2018
04.04.2018
№218.016.2fcc

Газотурбинный двигатель

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Газотурбинный двигатель содержит газогенератор, выход которого соединен с силовой свободной турбиной. Выход из газогенератора дополнительно соединен с реактивным соплом, выполненным в виде секторов и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644660
Дата охранного документа: 13.02.2018
10.05.2018
№218.016.3ca0

Газотурбинный двигатель с биротативным вентилятором

Изобретение относится к газотурбинным двигателям с биротативным вентилятором авиационного применения. Газотурбинный двигатель с биротативным вентилятором содержит подпорные ступени, размещенные между рабочими колесами биротативного вентилятора, а также биротативную турбину, соединенную валами с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647944
Дата охранного документа: 21.03.2018
Показаны записи 1-2 из 2.
20.01.2013
№216.012.1d3f

Болтовое соединение вращающихся деталей

Изобретение относится к области машиностроения и авиадвигателестроения и может быть использовано для соединения вращающихся деталей ротора газотурбинного двигателя авиационного и наземного применения. Болтовое соединение вращающихся деталей, объединенных в пакет, с расположенными по окружности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472981
Дата охранного документа: 20.01.2013
29.06.2019
№219.017.9d69

Газотурбинный двигатель

Изобретение относится к газотурбинным двигателям наземного применения для привода электрогенератора или механического привода. Технический результат заключается в повышении надежности газотурбинного двигателя путем снижения действующей на ротор компрессора осевой силы от газовых сил за счет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002352799
Дата охранного документа: 20.04.2009
+ добавить свой РИД