27.07.2019
219.017.b9b3

Способ определения driving pressure при проведении искусственной вентиляции легких

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к медицине, а именно к интенсивной терапии, и может быть использовано при проведении искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Для этого осуществляют ступенчатое, с шагом 3 раза в минуту, увеличение частоты аппаратных вдохов до момента, когда каждый третий - второй вдох станет не тригированным, определяют давление плато на высоте вдоха и определяют driving pressure. Способ обеспечивает наиболее точный и адекватный подбор оптимальных параметров ИВЛ, что обуславливает поддержание эластичности респираторной системы. 1 пр.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области медицины, а именно к интенсивной терапии и может применяться при проведении искусственной вентиляции легких (ИВЛ).

ИВЛ является одним из широко используемых методов лечения в интенсивной терапии. Вместе с тем, ее проведение сопровождается побочными эффектами, объединенными понятием вентиляционно-индуцированное повреждение легких (ВИПЛ).

Самым эффективным методом минимизации ВИПЛ в настоящее время является подбор параметров искусственной вентиляции легких под контролем вентиляционного давления. Оно отображает соответствие дыхательного объема функциональной остаточной емкости легких и рассчитывается как разность между давлением плато на высоте вдоха (Рпл) и положительным давлением в конце выдоха (ПДКВ) (Driving pressure: а marker of severity, a safety limit, or a goal for mechanical ventilation? Guillermo Bugedo, corresponding author Jaime Retamal, Alejandro Bruhn. Crit Care 21 (1), 199. 2017 Aug 04).

Однако, точное определение Рпл возможно только при управляемом механическом вдохе, без его инициирования больным.

Общепринятым методом точного определения Рпл является перевод интермитированной ИВЛ в полностью управляемую путем введения седативных препаратов и наркотических анальгетиков. (Driving Pressure and Survival in the Acute Respiratory Distress Syndrome. Marcelo B.P. Amato, M.D., Maureen O. Meade, M.D., Arthur S. Slutsky, M.D. et al. N Engl J Med 2015; 372:747-55). Недостатками этого метода прежде всего являются побочные эффекты вводимых препаратов: гипотония, бронхоспазм, угнетение работы мерцательного эпителия бронхов. Кроме того, происходит снижение тонуса мышц грудной клетки и передней брюшной стенки, что уменьшает эластичность респираторной системы и, следовательно, величин Рпл и вентиляционного давления. В результате подбор параметров ИВЛ при искусственно заниженной величине вентиляционного давления становится некорректным.

Кроме того, необходимость использования лекарственных средств увеличивает стоимость лечения, а время необходимое для введения препаратов и ожидания начала их действия удлиняет процедуру определения Рпл и вентиляционного давления.

Авторами предлагается способ определения driving pressure при проведении искусственной вентиляции легких.

Техническим результатом заявляемого способа является отсутствие побочных эффектов, высокая точность измерения, ускорение процесса подбора оптимальных параметров ИВЛ и снижение затрат на лечение.

Технический результат достигается тем, что производится ступенчатое, с шагом 3 раза в минуту увеличение частоты аппаратных вдохов до момента, когда каждый третий - второй вдох станет не тригированным, определяют давление плато на высоте вдоха и определяют driving pressure.

Для подтверждения эффективности заявляемого способа у 23 больных проведено определение величин Рпл и вентиляционного давления путем увеличения частоты аппаратных вдохов и сразу после этого с помощью общепринятого метода проведения седоанальгизии. Величина ПДКВ во время исследования была постоянной.

При первом варианте определения Рпл не отмечено ни одного случая гипотонии. Среднее время от начала ступенчатого увеличения частоты аппаратных вдохов до момента появления на мониторе аппарата ИВЛ цифр Рпл и, следовательно, возможности расчета вентиляционного давления, составило 73±15 секунд.

Введение седативных препаратов и наркотических анальгетиков в дозах, позволяющих измерить Рпл и вентиляционное давление приводило к снижению систолического артериального давления более чем на 20 мм.рт.ст. у 37% больных.

У всех пациентов отмечалось снижение эластичности респираторной системы и Рпл, составившие в среднем, соответственно 2,8±0,7 см.водного столба (Р<005) и 1,4±0,4 см.во.ст. (Р<005), что при неизмененном ПДКВ привело к искусственному занижению величины вентиляционного давления на 1,5 см.вод.ст. Среднее время измерения величины Рпл составило 210±34 сек.

Клинический пример

Больной М 54 лет с диагнозом деструктивный панкреатит, сепсис, полиорганная недостаточность (острый респираторный дистресс синдром, острая почечная недостаточность).

Параметры ИВЛ: контроль по объему, дыхательный объем - 6 мл/кг идеальной массы тела, инспираторная пауза - 0,4 сек., ПДКВ - 12 см.вд.ст. частота SIMV- 12 в мин. Частота дыхания пациента - 18 в мин.

После увеличения частоты SIMV до 15 в мин., каждый третий вдох пациента стал не третированным и появилась возможность измерения Рпл и расчета вентиляционного давления, которые составили, соответственно, 26 см.вод.ст и 14 см.вод.ст.

Это произошло через 60 секунд после увеличения частоты аппаратных вдохов, и не сопровождалось снижением артериального давления, а эластичность респираторной системы составила 31,1 см.вод.ст/л.

Сразу после этого пациенту были введено 100 мг пропофола и 100 мкг фентанила.

Время для измерения Рпл составило 180 секунд, систолическое артериальное давление снизилось на 25 мм.рт.ст., эластичность респираторной системы до 26,6 см.вод.ст/л., а Рпл до 24 см.вод.ст.

Вентиляционное давление, составившее 12 см.вод.ст, оказалось искуственно заниженным на 2 см.вод.ст., его определение потребовало больше времени и материальных затрат, что подтверждает преимущество заявляемого способа.

Таким образом, применение заявляемого способа определения вентиляционного давления не сопровождалось побочными эффектами, обеспечивало более точный результат, требовало в 3 раза меньше времени и снижало материальные затраты.

Способ определения driving pressure при проведении искусственной вентиляции легких, заключающийся в том, что производят ступенчатое, с шагом 3 раза в минуту, увеличение частоты аппаратных вдохов до момента, когда каждый третий - второй вдох станет не тригированным, определяют давление плато на высоте вдоха и определяют driving pressure.
Источник поступления информации: Роспатент

Всего документов: 38

Похожие РИД в системе

Защитите авторские права с едрид