×
25.07.2019
219.017.b876

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ОХРАННОГО МОНИТОРИНГА С ПРИМЕНЕНИЕМ ПАССИВНОГО ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННОГО СРЕДСТВА ОБНАРУЖЕНИЯ ИНФРАКРАСНОГО ДИАПАЗОНА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к способам охранного мониторинга и может быть использовано в случаях применения одного пассивного оптико-электронного средства обнаружения инфракрасного диапазона (СО) для сигнализационного контроля дороги. Технический результат заключается в получении возможности определения направления движения по дороге обнаруженного нарушителя с применением только одного СО. Способ заключается в контроле участка дороги одним СО с двухлучевой зоной обнаружения (ЗО), установленным на расстоянии не ближе 5 метров от дороги и сориентированным так, чтобы ось двухлучевой зоны обнаружения пересекала участок дороги под углом не более 25 градусов на удалении до 30 метров от самого средства, участок дороги длинной не менее 10 метров находился в двухлучевой зоне обнаружения, проекция на дорогу второго луча двухлучевой зоны обнаружения была бы короче не менее чем в два раза проекции на дорогу первого луча двухлучевой зоны обнаружения, с последующей логической обработкой последовательности импульсов полученного полезного сигнала при переходе СО в режим тревоги. 7 ил.

Изобретение относится к способам охранного мониторинга и может быть использовано в случаях применения одного пассивного оптико-электронного средства обнаружения инфракрасного диапазона для сигнализационного контроля дороги.

Как правило, маршрут движения нарушителя на местности проходит по имеющейся сети троп и дорог. Знание силами реагирования направления движения нарушителя имеет большое значение, так как позволяет сузить направление его поиска и тем самым повысить вероятность его обнаружения и задержания [1]. Поэтому, сигнализационному прикрытию сети троп и дорог уделяется значительное внимание. Для этой задачи широко применяются пассивные оптико-электронные средства обнаружения инфракрасного диапазона (СО) с длинной зоны обнаружения (ЗО) нарушителя до 50 метров. Как правило, СО, применяемые в составе сигнализационных комплексов (Радий-БРК, РСК «Радиобарьер-МФ»), не определяют направление движения обнаруженного нарушителя [2, 3].

Известен способ охранного мониторинга с применением СО, заключающийся в установке одного СО на расстоянии не ближе 5 метров от дороги; переходе средства обнаружения в режим тревоги при пересечении нарушителем его двухлучевой ЗО; записи СО полезного сигнала в течение всего времени его нахождения в режиме тревоги; обеспечении регистрации системой сбора и обработки информации (ССОИ) сигнала тревоги от СО при пересечении ЗО нарушителем, движущимся по дороге (фиг. 1) [4].

Известен другой способ охранного мониторинга, заключающийся в установке двух СО на расстоянии не ближе 5 метров от дороги; переходе СО в режим тревоги при пересечении нарушителем его ЗО; записи СО полезного сигнала в течение всего времени нахождения каждого в режиме тревоги; обеспечении регистрации ССОИ сигналов тревоги от СО при пересечении ЗО нарушителем, движущимся по дороге, применении алгоритма определения направления движения обнаруженного нарушителя по очередности поступления сигналов тревог от СО (фиг. 2) [4].

Недостатком первого указанного способа охранного мониторинга является невозможность определения направления движения обнаруженного нарушителя.

Второй указанный способ охранного мониторинга имеет возможность определения направления движения нарушителя, однако, для его реализации необходимо применение двух СО.

Целью изобретения является получение возможности определения направления движения по дороге обнаруженного нарушителя с применением только одного СО.

Для достижения поставленной цели разработан способ охранного мониторинга с применением пассивного оптико-электронного средства обнаружения инфракрасного диапазона, заключающийся в контроле участка дороги одним СО с двухлучевой ЗО, установленным на расстоянии не ближе 5 метров от дороги и сориентированным так, чтобы ось двухлучевой зоны обнаружения пересекала участок дороги под углом не более 25 градусов на удалении до 30 метров от самого средства, участок дороги длинной не менее 10 метров находился в двухлучевой зоной обнаружения, проекция на дорогу второго луча двухлучевой зоны обнаружения была короче не менее чем в два раза проекции на дорогу первого луча двухлучевой зоны обнаружения; переходе СО в режим тревоги при пересечении нарушителем его двухлучевой ЗО; записи СО полезного сигнала в течение всего времени его нахождения в режиме тревоги; определении СО направления движения нарушителя по дороге по отношению длительности импульса полезного сигнала, сформированного первым, к длительности импульса полезного сигнала, сформированного вторым: нарушитель двигался по дороге от СО если длительность импульса полезного сигнала, сформированного первым, меньше длительности импульса полезного сигнала, сформированного вторым, нарушитель двигался по дороге к СО если длительность импульса полезного сигнала, сформированного первым, больше длительности импульса полезного сигнала, сформированного вторым; передаче СО системе сбора и обработки информации (ССОИ) вместе с сигналом тревоги информации о направлении движения нарушителя по дороге (фиг. 3).

Известно, что принцип действия пассивных оптико-электронных средств обнаружения основан на регистрации сигналов, порождаемых тепловым потоком, излучаемым нарушителем [5].

Известно, что чувствительный элемент СО (пироприемник) состоит из двух дифференциально включенных полусегментов (первого и второго) образующих разностную систему [5]. Данные сегменты в совокупности с оптической системой формируют конусообразную ЗО СО состоящую из двух лучей (фиг. 4). Ширина двухлучевой ЗО СО в нескольких метрах от СО (F) - десятые доли метра, ближе к середине двухлучевой ЗО СО (F') - около 0,6 метра (фиг. 4). При входе нарушителя в луч ЗО формируется положительный потенциал на соответствующем полусегменте пироприемника. В связи с тем, что сегменты подключены дифференциально, результирующий полезный сигнал с пироприемника определяется:

где S(t) - полезный сигнал пироприемника, мкВ;

S1(t) - сигнал, образованный на первом полусегменте пироприемника СО, мкВ;

S2(t) - сигнал, образованный на втором полусегменте пироприемника СО, мкВ.

Форма полезного сигнала представляет собой два импульса с разной полярностью. В известных способах охранного мониторинга проекции лучей ЗО на дорогу практически равны, так как ось двухлучевой ЗО пересекает дорогу под углом близким к прямому. Поэтому, длительность импульсов полезного сигнала, формируемые при движении нарушителя через эти проекции, также будут практически равны.

Предлагается разворачивать СО так, чтобы длина проекции на дорогу второго луча ЗО (LК) была как минимум в два раза короче длины проекции на дорогу первого луча ЗО участка (LД) (фиг. 3, 4).

где LК - длина проекции второго луча двухлучевой ЗО на дорогу (короткая), м;

LД - длина проекции первого луча двухлучевой ЗО на дорогу (длинная), м.

Для чего необходимо разместить СО не ближе 5 метров от дороги и сориентировать ось его двухлучевой ЗО так, чтобы она пересекла дорогу на удалении до 30 метров от СО под углом не более 25 градусов (фиг. 3).

Тогда, технически возможно с высокой достоверностью определить направление движения нарушителя по дороге относительно СО (от СО либо к СО) по отношению длительности импульса полезного сигнала, сформированного первым, к длительности импульса полезного сигнала, сформированного вторым, при развертывании СО (фиг. 3):

- длительность импульса полезного сигнала, сформированного первым, меньше длительности импульса полезного сигнала, сформированного вторым, - нарушитель пересек сначала проекцию второго луча ЗО на дорогу LК, затем пересек проекцию первого луча ЗО на дорогу LД, соответственно двигался по дороге от СО (фиг. 3, 5):

где t1 - длительность импульса полезного сигнала, сформированного первым, с;

t2 - длительность импульса полезного сигнала, сформированного вторым, с.

- длительность импульса полезного сигнала, сформированного первым, больше длительности импульса полезного сигнала, сформированного вторым, - нарушитель пересек сначала проекцию первого луча ЗО на дорогу LД, затем пересек проекцию второго луча ЗО на дорогу LД, соответственно двигался по дороге к СО (фиг. 3, 6):

Сигнал тревоги и информация о направлении движения нарушителя относительно СО (от СО либо к СО) передаются ССОИ.

Способ охранного мониторинга с применением пассивного оптико-электронного средства обнаружения инфракрасного диапазона включает два этапа: подготовительный и основной.

Подготовительный этап:

1. Развертывание вблизи дороги по установленной схеме СО, включающего в себя: систему 3 оптическую, пироприемник 4, усилитель 5, формирователь 6 сигналов тревог, интерфейс 7 сигнальный, устройство 8 памяти, устройство 9 решающее (фиг. 3, 7).

2. Запись в устройство 9 решающее алгоритма определения направления движения нарушителя относительно СО (фиг. 7, 7).

3. Начало работы СО в дежурном режиме.

Основной этап начинается при движении нарушителя по дороге и попадании его в двухлучевую ЗО СО, он включает:

1. Формирование полезного сигнала пироприемником 4, усиление сигнала усилителем 5 и поступление сигнала на вход формирователя 6 сигналов тревог (фиг. 7).

2. Формирование сигнала тревоги формирователем 6 сигналов тревог и запись устройством 8 памяти импульсов полезного сигнала, сформированных пироприемником.

3. Сравнение устройством 9 решающим длительности импульса полезного сигнала, сформированного первым, с длительностью импульса полезного сигнала, сформированного вторым, и определение направления движения нарушителя относительно СО.

4. Передача СО через интерфейс 7 сигнальный сигнала тревоги и информации о направлении движения нарушителя относительно СО системе 10 сбора и обработки информации (фиг. 7).

5. Прием системой 10 сбора и обработки информации от интерфейса 7 сигнального информации и определение направления движения нарушителя по дороге (фиг. 7).

6. Обнуление устройства 6 памяти (фиг. 7).

Сущность изобретения поясняется графическими материалами, где представлено на:

- фиг. 1 - схема развертывания одного пассивного оптико-электронного средства обнаружения в известном способе;

- фиг. 2 - схема развертывания двух пассивных оптико-электронных средств обнаружения в известном способе;

- фиг. 3 - схема развертывания пассивного оптико-электронного средства обнаружения в предлагаемом способе;

- фиг. 4 - схема зоны обнаружения пассивного оптико-электронного средства обнаружения (вид сверху);

- фиг. 5 - форма полезного сигнала, поступающего с пироприемника при движении нарушителя от средства обнаружения;

- фиг. 6 - форма полезного сигнала, поступающего с пироприемника при движении нарушителя к средству обнаружения;

- фиг. 7 - структурная схема взаимосвязи применяемых устройств при реализации способа охранного мониторинга.

Технический результат заключается в получение возможности определения направления движения по дороге обнаруженного нарушителя с применением только одного СО.

Источники информации

1. Шумов, В.В. Применение математических методов и моделей для обоснования решений на охрану государственной границы: Научно-практическое пособие. - Часть 2. - М.: Просвещение, 1996. - 196 с.

2. Быстроразворачиваемый комплекс «Радий - БРК». Руководство по эксплуатации ЮСДП.425149.001РЭ - Пенза: «ЮМИРС», 2013. - 41 с.

3. РСК «Радиобарьер-МФ». Руководство по эксплуатации ПМЕК.424242.9000РЭ - М.: «Полюс-СТ», 2011. - 65 с.

4. Маршалов, Т.А. Технические средства охраны границы: учебник / Т.А. Маршалов, А.В. Густов, И.М. Потапов. - Калининград: КПИ ФСБ РФ, 2009. - 568 с.

5. Магауенов, Р.Г. Системы охранной сигнализации: основы теории и принципы построения: уч. пособие / Р.Г. Магауенов - М.: Горячая - Телеком, 2004. - 367 с.

Способ охранного мониторинга с применением пассивного оптико-электронного средства обнаружения инфракрасного диапазона, заключающийся в установке одного средства обнаружения на расстоянии не ближе 5 метров от дороги; переходе средства обнаружения в режим тревоги при пересечении нарушителем его двухлучевой зоны обнаружения; записи средством обнаружения полезного сигнала в течение всего времени его нахождения в режиме тревоги; обеспечении регистрации системой сбора и обработки информации сигнала тревоги от средства обнаружения при пересечении двухлучевой зоны обнаружения нарушителем, движущимся по дороге, отличающийся тем, что средство обнаружения ориентируется так, чтобы ось двухлучевой зоны обнаружения пересекала участок дороги под углом не более 25 градусов на удалении до 30 метров от самого средства; участок дороги длиной не менее 10 метров находился в двухлучевой зоне обнаружения; проекция на дорогу второго луча двухлучевой зоны обнаружения была короче не менее чем в два раза проекции на дорогу первого луча двухлучевой зоны обнаружения; средство обнаружения определяет направления движения нарушителя по дороге по отношению длительности импульса полезного сигнала, сформированного первым, к длительности импульса полезного сигнала, сформированного вторым; длительность импульса полезного сигнала, сформированного первым, меньше длительности импульса полезного сигнала, сформированного вторым, - нарушитель двигался по дороге от средства обнаружения; длительность импульса полезного сигнала, сформированного первым, больше длительности импульса полезного сигнала, сформированного вторым, - нарушитель двигался по дороге к средству обнаружения; средство обнаружения передает системе сбора и обработки информации информацию о направлении движения нарушителя по дороге.
СПОСОБ ОХРАННОГО МОНИТОРИНГА С ПРИМЕНЕНИЕМ ПАССИВНОГО ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННОГО СРЕДСТВА ОБНАРУЖЕНИЯ ИНФРАКРАСНОГО ДИАПАЗОНА
СПОСОБ ОХРАННОГО МОНИТОРИНГА С ПРИМЕНЕНИЕМ ПАССИВНОГО ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННОГО СРЕДСТВА ОБНАРУЖЕНИЯ ИНФРАКРАСНОГО ДИАПАЗОНА
СПОСОБ ОХРАННОГО МОНИТОРИНГА С ПРИМЕНЕНИЕМ ПАССИВНОГО ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННОГО СРЕДСТВА ОБНАРУЖЕНИЯ ИНФРАКРАСНОГО ДИАПАЗОНА
СПОСОБ ОХРАННОГО МОНИТОРИНГА С ПРИМЕНЕНИЕМ ПАССИВНОГО ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННОГО СРЕДСТВА ОБНАРУЖЕНИЯ ИНФРАКРАСНОГО ДИАПАЗОНА
СПОСОБ ОХРАННОГО МОНИТОРИНГА С ПРИМЕНЕНИЕМ ПАССИВНОГО ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННОГО СРЕДСТВА ОБНАРУЖЕНИЯ ИНФРАКРАСНОГО ДИАПАЗОНА
СПОСОБ ОХРАННОГО МОНИТОРИНГА С ПРИМЕНЕНИЕМ ПАССИВНОГО ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННОГО СРЕДСТВА ОБНАРУЖЕНИЯ ИНФРАКРАСНОГО ДИАПАЗОНА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 31.
25.08.2017
№217.015.c165

Способ охранного мониторинга

Изобретение относится к способам охранного мониторинга местности и может быть использовано в случаях применения одного радиоволнового линейного средства обнаружения (СО) для сигнализационного контроля изгиба дороги. Способ заключается в контроле изгиба дороги одним СО, развернутом на изгибе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617575
Дата охранного документа: 25.04.2017
25.08.2017
№217.015.cfab

Способ охранного мониторинга трехсторонней развилки дорог

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано в системах/средствах однопозиционного радиоволнового обнаружения (СО) для сигнализационного прикрытия трехсторонней развилки дорог. Технический результат – повышение точности. Для этого способ заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620963
Дата охранного документа: 30.05.2017
25.08.2017
№217.015.d03c

Способ охранного мониторинга

Изобретение относится к способам охранного мониторинга и может быть использовано в случаях применения радиоволновых линейных средств обнаружения (СО) для сигнализационного контроля двух рядом лежащих дорог. Способ заключается в контроле двух рядом лежащих дорог двумя СО, развернутыми в два...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621179
Дата охранного документа: 31.05.2017
25.08.2017
№217.015.d19b

Способ охранного мониторинга двух лежащих рядом дорог

Изобретение относится к способам дистанционного охранного мониторинга местности и может быть использовано в случаях применения однопозиционного радиоволнового средства обнаружения (СО) для сигнализационного прикрытия двух лежащих рядом дорог. Способ заключается в развертывании СО на участке...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621597
Дата охранного документа: 06.06.2017
26.08.2017
№217.015.d7c7

Способ охранного мониторинга дорог

Изобретение относится к способам дистанционного охранного мониторинга местности и может быть использовано в случаях применения однопозиционного радиоволнового средства обнаружения (СО) с широкой зоной обнаружения (ЗО) для сигнализационного прикрытия двух лежащих рядом дорог, одна из которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622515
Дата охранного документа: 16.06.2017
26.08.2017
№217.015.e59e

Способ охранного мониторинга места пересечения трех дорог

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может найти применение в системах дистанционного охранного мониторинга местности в случаях применения однопозиционного радиоволнового средства обнаружения (СО) с широкой зоной обнаружения (ЗО) для сигнализационного прикрытия места...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002626742
Дата охранного документа: 31.07.2017
20.01.2018
№218.016.145e

Способ охранного мониторинга двух лежащих рядом дорог

Изобретение относится к способам дистанционного охранного мониторинга местности и может быть использовано в случаях применения однопозиционного радиоволнового средства обнаружения (СО) для сигнализационного прикрытия двух лежащих рядом дорог, одна из которых имеет изгиб. Способ заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634745
Дата охранного документа: 03.11.2017
09.11.2018
№218.016.9b5e

Способ охранного мониторинга участка местности

Изобретение относится к способам охранного мониторинга местности и может быть использовано в случаях сигнализационного контроля участка местности, движение по которому возможно в любом из направлений, обрывными средствами обнаружения (СО), определяющими расстояние до места обрыва микропровода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672006
Дата охранного документа: 08.11.2018
08.02.2019
№219.016.b84b

Способ охранного мониторинга участка местности обрывным рефлектометрическим средством обнаружения

Изобретение относится к способам охранного мониторинга участка местности обрывным рефлектометрическим средством обнаружения (СО) и может быть использовано в случаях сигнализационного прикрытия участка местности обрывным СО, определяющим расстояние до места обрыва микропровода (МП). Техническим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002679180
Дата охранного документа: 06.02.2019
08.03.2019
№219.016.d3ad

Способ охранного мониторинга с применением оптико-электронного средства обнаружения инфракрасного диапазона

Изобретение относится к способам охранного мониторинга и может быть использовано в случаях применения одного пассивного оптико-электронного средства обнаружения для сигнализационного контроля места пересечения трех дорог. Технический результат заключается в получении возможности раздельного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681381
Дата охранного документа: 06.03.2019
Показаны записи 1-10 из 36.
20.06.2013
№216.012.4e2d

Способ повышения точности указания места нарушения обрывными средствами обнаружения

Изобретение относится к способам дистанционного охранного мониторинга местности и может быть использовано в случаях применения сигнализационных средств охраны с линейной частью обрывного принципа действия (обрывных средств обнаружения). Технический результат -повышение точности определения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485595
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4e2e

Способ определения направления движения нарушителя обрывными средствами обнаружения

Изобретение относится к способам дистанционного охранного мониторинга местности и может быть использовано в случаях применения сигнализационных средств охраны с линейной частью обрывного принципа действия (обрывных средств обнаружения). Технический результат заключается в сокращении времени,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485596
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.04.2014
№216.012.bd03

Способ сигнализационного прикрытия перекрестка дорог

Изобретение относится к способам дистанционного охранного мониторинга местности и может быть использовано в случаях применения средств обнаружения с протяженной обрывной линейной частью, для сигнализационного прикрытия четырехсторонних перекрестков дорог. Технический результат заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514126
Дата охранного документа: 27.04.2014
20.07.2014
№216.012.dfc2

Способ определения направления движения нарушителя на перекрестке дорог

Изобретение относится к способу дистанционного охранного мониторинга местности с протяженной зоной обнаружения. Технический результат заключается в сокращении числа средств обнаружения с сохранением возможности достоверного обнаружения нарушителя. В способе используют радиолучевое или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523068
Дата охранного документа: 20.07.2014
13.01.2017
№217.015.76e8

Способ сигнализационного прикрытия четырехстороннего перекрестка дорог

Изобретение относится к способам дистанционного охранного мониторинга местности и может быть использовано в случаях применения средств обнаружения (СО) с протяженной зоной обнаружения (ЗО), построенных на радиолучевом принципе обнаружения нарушителя, для сигнализационного прикрытия...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002599603
Дата охранного документа: 10.10.2016
13.01.2017
№217.015.778d

Способ определения направления движения нарушителя на т - образном перекрестке дорог

Изобретение относится к способам дистанционного охранного мониторинга местности и может быть использовано в случаях применения средств обнаружения (СО) с протяженной зоной обнаружения (ПЗО), построенных на радиолучевом или инфракрасном принципах обнаружения, для сигнализационного прикрытия...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002599610
Дата охранного документа: 10.10.2016
13.01.2017
№217.015.8dcc

Способ сигнализационного прикрытия локального участка местности с трехсторонней развилкой дороги

Изобретение относится к способам дистанционного охранного мониторинга местности и может быть использовано в случаях применения средств обнаружения (СО) с протяженной линейной частью (ПЛЧ) в виде гибкого кабеля, построенных на проводно-волновом или сейсмическом принципах обнаружения, для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605063
Дата охранного документа: 20.12.2016
13.01.2017
№217.015.8e6c

Способ сигнализационного прикрытия двухсторонней развилки дороги

Изобретение относится к способам дистанционного охранного мониторинга местности и может быть использовано в случаях применения однопозиционных средств обнаружения (СО), построенных на радиолучевом или инфракрасном принципах обнаружения, для сигнализационного прикрытия двухсторонней развилки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605509
Дата охранного документа: 20.12.2016
13.01.2017
№217.015.8ff7

Способ сигнализационного прикрытия локального участка местности с дорогой

Изобретение относится к способам сигнализационного прикрытия локального участка местности с дорогой и может быть использовано в случаях применения проводноволнового или сейсмического средств обнаружения (СО) с протяженной линейной частью (ПЛЧ) для сигнализационного прикрытия дороги и путей их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605507
Дата охранного документа: 20.12.2016
25.08.2017
№217.015.9eac

Способ сигнализационного прикрытия перекрестка дорог

Изобретение относится к способам дистанционного охранного мониторинга местности и может быть использовано в случаях применения средств обнаружения (СО) с протяженной зоной обнаружения (ПЗО), построенных на радиолучевом или инфракрасном принципах обнаружения для сигнализационного прикрытия...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002606045
Дата охранного документа: 10.01.2017
+ добавить свой РИД