×
23.07.2019
219.017.b6f7

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРЕХМЕРНЫМИ ОБЪЕКТАМИ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002695053
Дата охранного документа
18.07.2019
Аннотация: Изобретение относится к вычислительной технике. Технический результат – обеспечение отслеживания пространственных манипуляторов перед экраном отображения объектов 3D-сцены. Способ управления трехмерными объектами в виртуальном пространстве содержит: получение 3D-координат глаз пользователя с помощью устройства отслеживания; получение 3D-координат и угловых параметров манипулятора с помощью устройства отслеживания, расположенного в каждом манипуляторе; определение действий, которые следует выполнить с объектом 3D-сцены, путем определения воздействия на органы управления манипулятора; построение карты глубины 3D-сцены с учетом 3D-координат глаз пользователя; построение 3D-луча от каждого манипулятора и определение ближайшего к пользователю объекта 3D-сцены, пересекаемого 3D-лучом; построение 3D-сцены с учетом информации о ближайших к пользователю объектах 3D-сцены, пересекаемых 3D-лучами с обеспечением эффекта параллакса движения и/или эффекта бинокулярного параллакса; вывод изображения 3D-сцены в стереоскопическом формате. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 5 ил.

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ

Техническое решение относится к области вычислительной техники, в частности к способам человеко-компьютерного взаимодействия (англ. human-computer interaction, HCI) и может применяться в системах виртуальной и дополненной реальности (AR/VR) для управления виртуальными объектами.

УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ

Трекинг положения - одна из базовых технологий AR/VR, лежащая в основе взаимодействия человека с виртуальным миром. Полная информация (6 степеней свободы, англ. 6 Degrees of Freedom, 6DoF) о положении пользователя и элементов управления складывается из физических координат объекта в пространстве и из углов наклона, задающих ориентацию объекта.

При этом для эффективного и интуитивного взаимодействия человека с виртуальным миром следует решать в комплексе задачи по реалистичному отображению объектов 3D-сцены в пространстве перед пользователем и по интуитивному управлению объектами, отображаемых не в плоскости, а в 3D-пространстве. Ситуация осложняется, когда нужно построить коллаборативную среду, где необходимо обеспечить взаимодействие нескольких пользователей в едином пространстве.

В последнее время активно развиваются технологии отображения для систем виртуальной и дополненной реальности: стереоскопические 3D-экраны, шлемы виртуальной реальности, шлемы дополненной реальности. Для обеспечения реалистичности трехмерного изображения одновременно используют эффекты бинокулярного параллакса и параллакса движения. Для получения эффекта параллакса движения необходимо реализовать изменение изображения на экране в соответствии с изменением положения наблюдателя: в каждом кадре на поверхность экрана дисплея должна выводиться проекция 3D-сцены, как она видна из текущей точки положения глаз зрителя.

При этом вопрос интуитивного управления объектами, отображаемыми в 3D-пространстве, во многом остается открытым. Очевидно, что традиционные манипуляторы типа мышь или клавиатура, позволяющие эффективно управлять объектами на плоскости, в случае с пространственной манипуляцией объектами 3D-сцены неэффективны. Хотя производители шлемов виртуальной/дополненной реальности в комплект поставки своих систем включают специализированные манипуляторы, данные манипуляторы, как правило, предназначены для индивидуальной работы, а не для коллаборативной среды. Так, если несколько таких манипуляторов окажутся в одном пространстве, между ними могут возникнуть коллизии, что порождает задачу идентификации манипуляторов в многопользовательской системе. Кроме того, поскольку пользователи шлемов виртуальной реальности отделены от реального мира, они не видят друг друга, и для построения коллаборативной среды необходимо обеспечить сетевое взаимодействие между шлемами и дорисовывать аватары других пользователей.

Одним из более эффективных подходов для построения коллаборативной среды, относительно шлемов виртуальной реальности, являются экраны смешанной реальности, на которых виртуальные объекты дорисовываются в пространстве между пользователями и экраном. В таких системах пользователи помимо виртуальных объектов видят окружающий мир и друг друга, что упрощает взаимодействие.

Авторами изобретения разработан способ отслеживания множества пространственных манипуляторов перед экраном отображения объектов 3D-сцены с миллиметровой точностью, при этом добавление дополнительных манипуляторов или пользователей системы не усложняет конструкцию манипуляторов и не приводит к существенному снижению производительности системы. Для отслеживания положения глаз пользователей в пространстве применим тот же способ отслеживания, что и для отслеживания манипуляторов.

Из патента US9529454B1 известен способ управления объектами 3D-сценами. Данное решение предполагает отслеживание жестов рук пользователя. Подобное решение является довольно интуитивным для пользователя, но не обеспечивает высокой точности отслеживания, что делает его неэффективным при работе с большим количеством мелких объектов 3D-сцены. Указание на многопользовательский режим и решение задачи идентификации рук конкретных пользователей при многопользовательском режиме в патенте отсутствует.

Из патента US20120162384A1 известен способ построения коллаборативной среды с использованием экранов смешанной реальности. Данное решение предполагает наличие отдельного экрана у каждого пользователя коллаборативной среды, что усложняет взаимодействие между ними и приводит к возникновению задержек при сетевом взаимодействии пользователей.

Из патента US9829996B2 известен способ и устройство управления объектами 3D-сцены при помощи пространственного стилуса. Данное решение предполагает отслеживание стилуса относительно экрана отображения 3D-сцены. При этом патент не затрагивает вопросов реалистичного отображения объектов 3D-сцены с задействованием эффекта параллакса движения. Указание на многопользовательский режим и наличие нескольких манипуляторов в патенте отсутствует.

Из патента US20130154913A1 известен способ устройство отслеживания взгляда и жестов пользователя при отображении объектов 3D-сцены. Данное решение предполагает отслеживание взгляда пользователя с помощью датчиков, размещенных на голове пользователя. Указание на многопользовательский режим и решение задачи идентификации рук конкретных пользователей при многопользовательском режиме в патенте отсутствует.

СУЩНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

Технический результат, обеспечиваемый заявленным техническим решением, заключается в отслеживании множества пространственных манипуляторов перед экраном отображения объектов 3D-сцены, при этом добавление дополнительных манипуляторов или пользователей системы не усложняет конструкцию манипуляторов и не приводит к существенному снижению производительности системы.

В общем виде, решение задачи, на которую направлено заявленное техническое решение, достигается за счет применения оптико-инерциальных устройств отслеживания, ориентирующихся, в том числе, по единому для всех оптическому паттерну, и работающих независимо друг от друга, что позволяет устранить коллизии при определении положения нескольких устройств отслеживания. Система 3D-визуализации отслеживает также положение глаз пользователей системы и выводит объекты 3D-сцены на экран с учетом информации о 3D-объектах, с которыми взаимодействуют манипуляторы.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

Признаки и преимущества заявленного технического решения станут очевидными из приводимого ниже подробного описания и прилагаемых чертежей, на которых:

На Фиг. 1 и Фиг. 2 показаны примеры реализации систем дополненной реальности в соответствии с изобретением.

На Фиг. 3 показана блок-схема алгоритма работы системы смешенной реальности.

На Фиг. 4 показана структурная схема устройства отслеживания манипулятора.

На Фиг. 5 показан пример манипулятора, сопрягаемого с устройством отслеживания.

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

Далее изобретение описано на примере использования оптико-инерциальных устройств отслеживания в системе смешанной реальности.

Изобретение реализует способ обратного оптико-инерциального трекинга, в котором устройство отслеживания (трекер) расположено на подвижном объекте отслеживания, а источники света (маркеры), образующие оптический паттерн, неподвижны и расположены в пространстве рабочей зоны системы смешанной реальности. Система смешанной реальности может содержать неограниченное количество устройств отслеживания, при этом каждый трекер позволяет определять положение и ориентацию соответствующего подвижного объекта (или его части) независимо от других трекеров.

На фиг. 1 и фиг. 2 показан пример реализации изобретения, в котором система смешанной реальности содержит экран 6, манипуляторы 1 и 2 с устройствами отслеживания 3, вычислительный блок 7, 3D-очки пользователей 8 с размещенными на них устройствами отслеживания 3, виртуальный объект 3D-сцены 9, а также маркерную полосу 4, содержащую активные маркеры 5. Данные трекинга, формируемые устройствами отслеживания 3, содержат данные о местоположении трекеров и, следовательно, соответствующих частей тела пользователя, об их ориентации в пространстве, и о параметрах их движения – направлении, скорости и ускорении. Эти данные сохраняются в системе и используются для определения текущего положения, ориентации и (при необходимости) параметров движения манипуляторов и частей тела пользователя. Манипуляторы могут быть беспроводными манипуляторами 1 или проводными манипуляторами 2. Манипуляторы (1 и 2) могут содержать органы управления (например, кнопки, кнюпельные механизмы (джойстики), шарово-кнюпельные механизмы (трекболы), сенсорные поверхности (тачскины) и т.п.), которые хорошо известны в данной области техники и их описание опущено.

Экран 6 может быть выполнен в виде монитора (фиг. 1) или проекционного экрана (фиг. 2). Экран 6 обеспечивает демонстрацию пользователям изображения 3D-сцены, формируемого с учетом данных устройств отслеживания. Изображение, демонстрируемое пользователю, может быть 3D-изображением дополненной реальности. Следует отметить, что экран 6 с частотой обновления 120 Гц обеспечивает хорошее качество стереоскопического изображения для одного наблюдателя (с частотой смены кадров 60 Гц и скважностью 2 для каждого глаза наблюдателя). Если использовать экран с частотой 240 кадров в секунду, то он обеспечит хорошее качество стереоскопического изображения для двух наблюдателей. При этом, если необходимо вывести изображение для большего количества наблюдателей, то можно производить построение изображения 3D-сцены без учета информации о положении глаз пользователей.

Заявленное техническое решение работает следующим образом (фиг. 3).

На шаге (30) выполняется включение и инициализация устройств отслеживания.

На шаге (31) выполняется включение активных маркеров, образующих устойчивый оптический паттерн.

На шаге (32) на основе данных устройств отслеживания, расположенных на пользователе, выполняется определение 3D-координат глаз пользователя.

На шаге (33) на основе данных устройств отслеживания, расположенных на манипуляторах, выполняется определение 3D-координат и угловых параметров каждого манипулятора.

На шаге (34) выполняется построение карты глубины 3D-сцены.

На шаге (35) на основе 3D-координат и угловых манипуляторов выполняется построение 3D-лучей для манипуляторов.

На шаге (36) для каждого 3D-луча определяют объект 3D-сцены ближайший к пользователю, который пересекает данный 3D-луч.

На шаге (37) происходит опрос событий нажатия кнопок манипулятора для определения необходимого воздействия на объекты 3D-сцены.

На шаге (38) выполняется построение 3D-сцены, т.е. формирование изображения для каждого глаза пользователя. За построение 3D-сцены отвечает специализированное программное обеспечение (т.н. «3D-движок»), например, Unity или Unreal.

На шаге (39) выполняется вывод изображения на дисплей. При этом обеспечивается вывод изображения для каждого глаза пользователя в требуемом порядке и синхронизация стереоскопических очков. При необходимости на дисплее отображается также и 3D-луч.

Устройство отслеживания 40 (фиг. 4) содержит оптический датчик 41, гироскоп 42 и акселерометр 43. Данные с оптического датчика характеризуются высокой точностью при определении положения в пространстве и ориентации устройства, однако частота получения данных с оптического датчика сильно уступает частоте получения данных с инерциальных датчиков – гироскопа и акселерометра. В частности, частота получения данных с оптического датчика обычно составляет 60 кадров в секунду при полном кадре и может быть увеличена до 400 кадров в секунду при применении техник ROI (region of interest) и уменьшении размера кадра (принцип «следящего окна»), а частота получения данных с акселерометра и гироскопа обычно составляет порядка 2000 выборок в секунду. Однако при использовании данных только гироскопа и акселерометра быстро накапливается абсолютная ошибка позиционирования вследствие зашумленности и дрейфа этих данных.

В данной системе точность оптических данных в сочетании с высокой частотой и малой задержкой данных инерциальных датчиков позволяет получить объединенный поток данных трекинга, пригодный для реализации алгоритма определения текущих и предсказания будущих данных позиционирования – положения, ориентации и параметров движения пользователя, обеспечивающего высокие характеристики системы VR/AR.

Передача изображения с оптического датчика целиком требует высокой пропускной способности канала связи между трекером и хостом и неизбежно вносит дополнительную задержку, связанную с передачей изображения. Для минимизации задержек обработки данных трекинга, связанных с передачей и обработкой изображения, изображение с оптического датчика обрабатывается непосредственно в трекере и на хост передаются вычисленные координаты и размеры изображений маркеров, обнаруженных на изображении.

Для обработки данных трекинга трекер 40 содержит устройство 44 обработки данных. Устройство 44 обработки данных обеспечивает синхронизацию всех датчиков, получение данных с оптического датчика, гироскопа и акселерометра, обработку данных с оптического датчика для получения информации о маркерах, содержащихся в кадре, формирование объединенного потока данных с гироскопа, данных с акселерометра и данных о маркерах.

Кроме того, устройство 44 обработки данных содержит устройство предварительной обработки данных с оптического датчика на основе ПЛИС, что позволяет применять высокоскоростные алгоритмы для параллельной обработки строк изображения и поиска в нем групп пикселей, предположительно соответствующих маркерам. В этом случае обработка изображения производится в один проход на шаге считывания данных с оптического датчика без необходимости хранения всего кадра в запоминающем устройстве 47 трекера, что существенно снижает вычислительную сложность последующей обработки данных трекинга в устройстве 44 обработки данных и позволяет дополнительно сократить задержки в системе VR/AR. Кроме того, такое решение позволяет снизить требования к объему памяти запоминающего устройства 47.

Объединение всех датчиков в одном устройстве обеспечивает решение проблемы синхронизации датчиков. Такая архитектура позволяет использовать точные временные метки получения данных с каждого из датчиков. Кроме того, поскольку съемка кадра в оптическом датчике и его обработка занимает определенное время, зависящее от времени экспозиции, которое, в свою очередь, зависит от внешних условий (в частности, от освещенности рабочей зоны), в объединенном потоке данных фиксируется время начала съемки кадра и содержится уведомление об окончании обработки кадра и появлении новых оптических данных.

Трекер 40 имеет модульную конструкцию (фиг. 5). Сопряжение между модулями осуществляется посредством магнитного соединителя. В частности, трекер 40 может содержать базовый модуль, содержащий оптический датчик 41, гироскоп 42, акселерометр 43, устройство 44 обработки данных и устройство 46 связи, обеспечивающее проводную и/или беспроводную связь, и сменный модуль, содержащий дополнительные устройства, обеспечивающие выполнение необходимых функций в соответствии с назначением системы VR/AR. В случае данного изобретения сменным модулем является тело манипулятора 50. Тело манипулятора 50 содержит кнопку 55 с толкателем 51, аккумулятор 52, магнитный соединитель 53 для соединения с модулем отслеживания, печатная плата 54.

Заявленное техническое решение является промышленно применимым, поскольку для его реализации используют промышленно изготовленные и промышленно применимые ресурсы.

Устройства, средства, способы и их части, упомянутые в настоящем документе, относятся к одному или нескольким определенным вариантам осуществления изобретения, если они упоминаются со ссылкой на числовое позиционное обозначение, или ко всем вариантам осуществления изобретения, в которых возможно их применение, если они упоминаются без ссылки на числовое позиционное обозначение.

Устройства, упомянутые в формуле изобретения, представляют собой программно-аппаратные средства, при этом аппаратные части одних устройств могут отличаться, частично совпадать или полностью совпадать с аппаратными частями других устройств, если иное не указано в явном виде. Аппаратные части устройств могут располагаться в различных частях других устройств, средств, если иное не указано в явном виде.

Последовательность действий в описании способа в настоящем документе носит иллюстративный характер и в различных вариантах осуществления изобретения эта последовательность может отличаться от описанной при условии сохранения выполняемой функции и достигаемого результата.

Части и признаки настоящего изобретения могут сочетаться в различных вариантах осуществления изобретения, если они не противоречат друг другу. Описанные выше варианты осуществления изобретения приведены исключительно с иллюстративной целью и не предназначены для ограничения объема настоящего изобретения, определяемого формулой изобретения. Все разумные модификации, модернизации и эквивалентные замены в конструкции, составе и принципе действия, выполненные в пределах сущности настоящего изобретения, входят в объем настоящего изобретения.


СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРЕХМЕРНЫМИ ОБЪЕКТАМИ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРЕХМЕРНЫМИ ОБЪЕКТАМИ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРЕХМЕРНЫМИ ОБЪЕКТАМИ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРЕХМЕРНЫМИ ОБЪЕКТАМИ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРЕХМЕРНЫМИ ОБЪЕКТАМИ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРЕХМЕРНЫМИ ОБЪЕКТАМИ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-1 из 1.
10.05.2018
№218.016.3a73

Способ обработки видеосигнала

Изобретение относится к технологиям обработки видеосигнала. Техническим результатом является снижение величины задержки при выводе видеосигнала на экран. Предложен способ обработки видеосигнала. Способ содержит этап, на котором при помощи, по меньшей мере, одного HDMI порта получают видеосигнал...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647664
Дата охранного документа: 16.03.2018
Показаны записи 1-2 из 2.
10.05.2018
№218.016.3a73

Способ обработки видеосигнала

Изобретение относится к технологиям обработки видеосигнала. Техническим результатом является снижение величины задержки при выводе видеосигнала на экран. Предложен способ обработки видеосигнала. Способ содержит этап, на котором при помощи, по меньшей мере, одного HDMI порта получают видеосигнал...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647664
Дата охранного документа: 16.03.2018
23.08.2019
№219.017.c2c0

Способ и система обратного оптического трекинга подвижного объекта

Изобретение относится к способу и системе трекинга подвижного объекта и может применяться в системах виртуальной или дополненной реальности. Технический результат заключается в обеспечении автоматической настройки зоны трекинга при обратном оптическом или оптико-инерциальном трекинге подвижного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002697942
Дата охранного документа: 21.08.2019
+ добавить свой РИД