×
17.07.2019
219.017.b5a6

Результат интеллектуальной деятельности: Электростартер для запуска газотурбинных установок

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002694555
Дата охранного документа
16.07.2019
Аннотация: Изобретение относится к области электротехники, в частности к электростартерам для запуска газотурбинных установок, используемых в газоперекачивающих агрегатах и электрических станциях. Сущность изобретения состоит в том, что предложенный электростартер для запуска газотурбинной установки, содержит сцепную кулачковую муфту одностороннего действия, редуктор, асинхронный электродвигатель, подключенный к сети питания через преобразователь частоты, снабженный измерителем частоты вращения электростартера, и устройство включения электростартера, при этом электростартер для запуска газотурбинной установки выполнен с соблюдением тождественных соотношений

Электростартер для запуска газотурбинных установок

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электростартерам для запуска газотурбинных установок, используемых в газоперекачивающих агрегатах и электрических станциях.

Известно, что запуск газотурбинных установок газоперекачивающих агрегатов, например НК-16СТ, осуществляется турбодетандером, при этом в атмосферу суммарно выбрасываются тысячи кубических метров природного газа, что не экологично и экономически не оправдано, [1, стр. 39].

Газотурбинные установки обладают большим моментом инерции ротора турбины, порядка 30 кг⋅м2, и время раскрутки при запуске газотурбинной установки достигает 100 секунд и более. Известные электростартеры развивают быстро нарастающий пусковой момент, который может по величине превышать необходимый момент для раскрутки газотурбинной установки. Это приводит к динамическим ударам в сцепной кулачковой муфте одностороннего действия электростартера, как в момент запуска, так и в процессе раскрутки, и что может послужить причиной поломки трансмиссии.

Развиваемый электростартером момент, при выходе газотурбинной установки на режим работы, становится избыточным, что перегружает трансмиссию и приводит к перегреву электростартера.

Известен электростартер постоянного тока для запуска авиационных газотурбинных установок [2, стр. 1], содержащий сцепную кулачковую муфту одностороннего действия, редуктор, коллекторный электродвигатель постоянного тока и устройство включения стартера.

Недостатками известного электростартера является низкая надежность щеточно - коллекторного узла, наличие искрения в котором, усложняет обеспечение взрывобезопасности электростартера, большие габариты на требуемую мощность для запуска газотурбинной установки, повышенные токи в обмотках приводят к критическому нагреву обмоток, повышенному износу щеток и ускоренному нагреву коллектора.

Известен электростартер, [1, стр. 39-42] содержащий сцепную кулачковую муфту одностороннего действия, редуктор, асинхронный электродвигатель, подключенный к питающей сети через частотный преобразователь, снабженный измерителем частоты вращения электростартера, и устройство включения электростартера, взятый за прототип.

В данном электростартере так же наблюдаются удары в сцепной кулачковой муфте одностороннего действия при сцеплении и в процессе раскрутки газотурбинной установки, то есть, момент, развиваемый асинхронным электродвигателем, передаточное число редуктора и, следовательно, нагрев обмоток асинхронного электродвигателя не являются оптимальными, в совокупности, для использования его в качестве электростартера для запуска газотурбинной установки. При этом электростартер устанавливается на месте пневмостартера и не должен требовать доработки мест стыковки и дополнительных мест для размещения в газотурбинной установке, что позволит производить монтаж системы электрозапуска с электростартером в условиях эксплуатации.

Задача изобретения - получение электростартера с оптимальными техническими параметрами, наиболее полно обеспечивающего надежный и безопасный электрозапуск газотурбинной установки и ее эксплуатации вместо пневмостартера.

Технический результат изобретения - создание взрывобезопасного электростартера, с габаритами, позволяющими производить монтаж системы электрозапуска с электростартером в условиях эксплуатации, без доработки мест стыковки и дополнительных мест для размещения в газотурбинной установке, с достаточным и оптимальным развиваемым моментом асинхронного двигателя электростартера, не критичным нагревом его обмоток, позволяющим производить надежный и безопасный электрозапуск газотурбинной установки.

Поставленная задача решается следующим образом.

Предложен электростартер для запуска газотурбинной установки, содержащий сцепную кулачковую муфту одностороннего действия, редуктор, асинхронный электродвигатель, подключенный к сети питания через преобразователь частоты, снабженный измерителем частоты вращения электростартера, и устройством включения электростартера, отличающийся тем, что электростартер для запуска газотурбинной установки выполнен с соблюдением тождественных соотношений

где МН - номинальный момент раскрутки газотурбиной установки;

МЭЛ - номинальный момент асинхронного электродвигателя;

t - интервал времени, за которое достигается практически установившееся превышение температуры электродвигателя над температурой окружающей среды;

Т - постоянная времени нагрева асинхронного электродвигателя;

i - передаточное число редуктора;

η - К.П.Д. редуктора.

Известно, что при проектировании электродвигателя, специально предназначенного для кратковременного режима работы, стремятся к увеличению постоянной времени нагрева Т, так как при этом растет коэффициент перегрузки по току и по мощности. Увеличение постоянной времени нагрева Т, как правило, достигается увеличением теплоемкости электродвигателя.

Постоянная времени нагрева Т растет при прочих равных условиях пропорционально первой степени линейных размеров [3, стр. 132]. В данном случае габариты электростартера ограничены требованием возможности замены пневмостартера в эксплуатации и это ограничивает возможность увеличения линейных размеров, тем более, что обеспечение взрывобезопасности само собой уже вносит увеличение размеров, например, в местах стыковок корпусных деталей электростартера.

Известно выражение для постоянной времени нагрева Т [4, стр. 29]:

где - установившееся превышение температуры электродвигателя над температурой окружающей среды;

с - удельная теплоемкость, Дж/кг⋅К;

G - масса, кг;

Р - мощность внутренних источников нагрева, Дж/с.

Для упрощения воспользуемся оценкой эквивалентных величин, аналогично [5, стр. 98]

Основной внутренний источник нагрева асинхронного электродвигателя это нагрев обмоток при прохождении по ним тока. Тепло выделяемое в обмотках определяется по закону Джоуля - Ленца, следовательно,

P~I2,

где I - ток статора асинхронного электродвигателя, и учитывая выражение (2) можно записать, что

Момент, развиваемый асинхронным электродвигателем, равен

где I2 - приведенный к статору вторичный ток.

Следовательно, учитывая выражения (3) и (4) получаем

Отсюда увеличить постоянную времени нагрева асинхронного электродвигателя Т можно уменьшив момент асинхронного электродвигателя. Исходя из известного соотношения [5, стр. 157]

t=4⋅T,

в пределе, можем записать, что необходимо выполнить соотношение

Понижающим редуктором с передаточным числом i получаем на выходе электростартера заданный номинальный момент раскрутки газотурбинной установки МН. Отсюда, с учетом коэффициента полезного действия редуктора η, приходим к соотношению

Если рассмотреть график нагрева [5, стр. 157], то естественно допускается использовать в соотношении числа 1, 2 и 3, все зависит от назначения электростартера, условий использования, характера и величины нагрузок.

На предприятии АО "Электропривод" по предложенному соотношению выполнен электростартер СТЭ-18СТ с блоком управления БУС-18СТ.

Соединение электростартера с коробкой приводов газотурбинных установок при помощи шлицевого вала, а крепление по ОСТ 11876-74, обеспечивает установку электростартера вместо пневмостартера.

Электростартер обеспечивает холодную прокрутку, горячий запуск двигателя и промывку газовоздушного тракта.

Режим работы электростартера повторно - кратковременный. Максимально - напряженный цикл работы: четыре включения по сто секунд с перерывом продолжительностью пять минут между первым и вторым включениями, перерывом шесть минут между вторым и третьим включениями и перерывом семь минут между третьим и четвертым включениями. После четырех включений - полное охлаждение электростартера.

Номинальная мощность при частоте вращения выходного вала 2520 об/мин равняется 60-65 кВт. Диапазон частоты трехфазного переменного тока, подаваемого на электростартер от блока управления БУС-18СТ равен 0,1-400 Гц. Ток, потребляемый электростартером при номинальном моменте, не более 240 А. Номинальный момент, развиваемый электростартером равен 245 Н⋅м.

Электростартер состоит из следующих сборочных единиц, выполненных в одном корпусе: асинхронного электродвигателя, редуктора, муфты сцепления и выходного вала.

Асинхронный электродвигатель предназначен для привода электростартера и состоит из корпуса со статором, ротора и подшипникового щита. В корпус запрессован пакет статора с обмоткой. Соединение фаз обмотки - звезда, число пар полюсов обмотки p=2.

На корпусе расположена панель с выводами для подключения асинхронного электродвигателя к блоку управления БУС-18СТ. Ротор асинхронного электродвигателя короткозамкнутый, вращается на двух подшипниках. Один из подшипников установлен в корпусе электростартера, а другой в щите, который крепится к корпусу. На выходном конце вала ротора имеются шлицы для установки зубчатого колеса редуктора.

Редуктор предназначен для уменьшения частоты вращения и увеличения момента, передаваемых от асинхронного электродвигателя к выходному валу электростартера.

Редуктор одноступенчатый, четырехпоточный, выполнен в виде планетарной ступени с остановленным водилом. Центральное зубчатое колесо ступени закреплено на валу асинхронного электродвигателя, четыре паразитных зубчатых колеса установлены на неподвижном водиле, закрепленном в корпусе.

Подвижное корончатое зубчатое колесо связано с ведущим элементом муфты сцепления посредством эвольвентного шлицевого соединителя. Передаточное число редуктора i=4,45.

Муфта сцепления предназначена для сцепления электростартера, с помощью выходного вала со шлицами, с ротором газотурбинной установки во время запуска и расцепления после прекращения запуска.

Муфта состоит из ведущей и ведомой полумуфт. Сцепление полумуфт осуществляется торцевыми зубьями, обеспечивающими передачу крутящего момента в одном направлении вращения.

Выходной вал предназначен для передачи крутящего момента от электростартера к ротору газотурбинной установки.

В соответствии с предложенным соотношением имеем

i⋅η=4,

где η=0,9 расчетное К.П.Д. редуктора, тогда передаточное число редуктора равно

Момент на валу асинхронного электродвигателя равен

отсюда:

Уменьшив момент на валу асинхронного электродвигателя, соответственно увеличиваем постоянную времени нагрева Т, следовательно увеличивается и интервал времени, за которое достигается практически установившееся превышение температуры электродвигателя над температурой окружающей среды t. Соотношение не изменится.

Таким образом, в данном электростартере СТЭ-18СТ выполнены предложенные соотношения.

По техническим условиям на электростартер СТЭ-18СТ нагрев обмоток составляет не более 105°С, что подтверждает правильность предложенного технического решения для исполнения электростартера.

На фиг. 1 представлены момент вращения, развиваемый электростартером М и частота вращения выходного вала электростартера n.

Электростартер работает следующим образом. Напряжение переменного тока с изменяющейся частотой и амплитудой, обеспечивающих поддержание заданного момента, (фиг.1) создаваемого асинхронным электродвигателем, от блока управления БУС-18СТ питает асинхронный электродвигатель электростартера.

При включении, преобразователь блока управления БУС-18СТ начинает медленно повышать частоту и величину напряжения, подаваемого на асинхронный электродвигатель, вращающий момент М (фиг. 1) начинает плавно увеличиваться, так же плавно начинает увеличиваться частота вращения n (фиг. 1).

Вращение от зубчатого колеса, закрепленного на валу асинхронного электродвигателя, через паразитные зубчатые колеса, передается на корончатое колесо, от которого через муфту сцепления вращение передается на выходной вал электростартера и далее на ротор газотурбинной установки.

Ведущая полумуфта муфты сцепления с корончатым зубчатым колесом соединена с помощью внутренней трехзаходной прямоугольной резьбы, обеспечивающей осевое перемещение ведущей полумуфты до сцепления с ведомой полумуфтой и наружных эвольвентных шлицев, обеспечивающих передачу крутящего момента от корончатого колеса к муфте сцепления.

Муфта выбирает свободный ход, происходит сцепление ее кулачков и электростартер начинает раскручивать ротор газотурбинной установки.

Примерно к пятой секунде значение вращающего момента становиться максимально заданным и сохраняет постоянную величину, соответственно асинхронный электродвигатель электростартера раскручивает ротор газотурбинной установки с постоянным вращающимся моментом.

Примерно на семидесятой секунде раскрутки ротора газотурбинной установки, по сигналу блока управления БУС-18СТ, развиваемый электростартером момент М будет уменьшаться с увеличением частоты (фиг. 1). Электростартер будет работать с постоянной мощностью на выходном звене, что исключает перегрузку трансмиссии.

При достижении ротором газотурбинной установки заданной частоты вращения блок управления БУС-18СТ выдает команду на отключение электростартера. Ротор газотурбинной установки обгоняет электростартер, и муфта сцепления отключает электростартер от газотурбинной установки.

Масса предложенного электростартера не более 65 кг.

Таким образом, решена поставленная задача и достигнут технический результат, получен малогабаритный, мощный, с увеличенными перегрузочными способностями, надежный электростартер во взрывозащищенном исполнении.

Предложенное техническое решение может применяться в различных отраслях промышленности, таких как автомобильная, судостроение, авиационная и т.д.

Ссылки на источники известности:

[1] Волокитина Е.Н., Никитин В.В., Носков Н.В., Шалагинов В.Ф. Электростартер для запуска газотурбинных установок // Электроника и электрооборудование транспорта. - 2005. - №5. с. 39-42;

[2] Стартер - генератор СТГ-12ТМВ // Техническое описание, инструкция по технической эксплуатации. - Киров, - ОАО "Электропривод", - 1964.;

[3] Костенко М.П., Пиотровский Л.М. Электрические машины. В 2-х ч. Ч. 2. - Машины переменного тока. Учебник для студентов высш. техн. учеб. заведений. Изд. 3-е, перераб. Л., «Энергия», 1973. - 684 с. с ил.;

[4] Гуревич Э.И. Тепловые испытания и исследования электрических машин. Л., «Энергия», 1977. - 296 с. с ил.;

[5] Вольдек А.И. Электрические машины. Учебник для студентов высш. техн. учебн. заведений. - 3-е изд., перераб. - Л.: Энергия, 1978. - 832 с., ил.;

[6] Гольдберг О.Д., Турин Я.С, Свириденко И.С. Проектирование электрических машин: Учебник для втузов / Под ред. О.Д. Гольдберга. - М.: Высш. шк., 1984. - 431 с., ил.


Электростартер для запуска газотурбинных установок
Электростартер для запуска газотурбинных установок
Электростартер для запуска газотурбинных установок
Электростартер для запуска газотурбинных установок
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-1 из 1.
26.07.2018
№218.016.75b1

Электромагнитная муфта-тормоз для электродвигателя привода стержней атомного реактора

Изобретение относится к области электромеханики, в частности к сервоприводам. Электромагнитная муфта-тормоз содержит катушку возбуждения, магнитопровод, корпус, якорь и тормозные элементы. Тормозные элементы выполнены в виде двух пар концентрично расположенных на якоре и корпусе фрикционных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662270
Дата охранного документа: 25.07.2018
Показаны записи 1-6 из 6.
10.06.2014
№216.012.cdee

Магнитоэлектрическая машина с улучшенной равномерностью вращения

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрическим машинам с возбуждением от постоянных магнитов, и может быть использовано в электромашиностроении. Технический результат заключается в уменьшении пульсаций реактивного момента магнитоэлектрической машины. При этом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518489
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.08.2014
№216.012.e667

Способ запуска газотурбинного двигателя бесконтактным явнополюсным синхронным генератором с вращающимся выпрямителем

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к процессу запуска газотурбинных двигателей. В начальный момент запуска газотурбинного двигателя обмотка якоря основного генератора и обмотка возбуждения возбудителя через блок управления подключаются к источнику питания, при этом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524776
Дата охранного документа: 10.08.2014
20.10.2014
№216.012.ff48

Электромеханизм поступательного действия

Изобретение относится к электроприводам, в частности к электромеханизмам поступательного действия. Электромеханизм поступательного действия состоит из электродвигателя, штока с винтовой парой и кинематического редуктора. Контроль и управление положением штока электромеханизма осуществляется с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002531208
Дата охранного документа: 20.10.2014
26.07.2018
№218.016.75b1

Электромагнитная муфта-тормоз для электродвигателя привода стержней атомного реактора

Изобретение относится к области электромеханики, в частности к сервоприводам. Электромагнитная муфта-тормоз содержит катушку возбуждения, магнитопровод, корпус, якорь и тормозные элементы. Тормозные элементы выполнены в виде двух пар концентрично расположенных на якоре и корпусе фрикционных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662270
Дата охранного документа: 25.07.2018
18.05.2019
№219.017.5456

Уплотнение возвратно-поступательного движущегося штока

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для обеспечения герметичности в контакте движущихся возвратно-поступательно гладких цилиндрических стержней, таких как, например, стержень клапана механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания, и, в частности, может...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002289050
Дата охранного документа: 10.12.2006
24.05.2023
№223.018.6fba

Двухбарабанный разбрасыватель гранулированных удобрений

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к устройствам для распределения гранулированных удобрений по поверхности почвы. Разбрасыватель гранулированных удобрений включает установленные на ходовую систему раму и кузов с делителем и расположенный в днище...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002795993
Дата охранного документа: 16.05.2023
+ добавить свой РИД