×
10.07.2019
219.017.ae14

КОЛЕСО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, ОБОРУДОВАННОЕ СИСТЕМОЙ ЛОПАТОК

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002333366
Дата охранного документа
10.09.2008
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Рабочее колесо газотурбинного двигателя содержит лопатки, расположенные в канале конической формы и удерживаемые в кольцевой канавке рабочего колеса при помощи узлов крепления молоткообразной формы. Каждая из лопаток содержит платформу, наружная поверхность которой ограничивает канал потока газов, а внутренняя поверхность включает переднее по потоку ребро жесткости и заднее по потоку ребро жесткости. Ребра жесткости располагаются в плоскостях, перпендикулярных к оси вращения рабочего колеса. На периферийной части рабочего колеса сформированы переднее по потоку кольцо и заднее по потоку кольцо, располагаемые в радиальном направлении рядом с ребрами жесткости с возможностью обеспечения герметичности. Толщина заднего по потоку ребра жесткости в осевом направлении превышает толщину заднего по потоку кольца. Изобретение позволяет обеспечить надежную фиксацию лопатки на диске ротора газотурбинного двигателя. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Предлагаемое изобретение относится к оборудованному системой лопаток рабочему колесу газотурбинного двигателя, содержащему лопатки, располагаемые в канале конической формы и удерживаемые в периферийной кольцевой канавке указанного рабочего колеса при помощи узлов крепления молоткообразной формы, причем каждая из упомянутых лопаток дополнительно содержит платформу, наружная в радиальном направлении поверхность которой ограничивает канал потока газов и внутренняя в радиальном направлении поверхность которой представляет переднее по потоку ребро жесткости и заднее по потоку ребро жесткости, располагающиеся в плоскостях, перпендикулярных оси вращения данного рабочего колеса, и располагающиеся рядом, соответственно, переднее по потоку кольцо и заднее по потоку кольцо, сформированные на периферийной части данного рабочего колеса по одну и по другую стороны от упомянутой кольцевой канавки для обеспечения герметичности в этих зонах.

В турбореактивных двигателях с высокой степенью двухконтурности радиус канала первичного газового потока уменьшается в направлении спереди назад по потоку в компрессоре низкого давления. Конусность этого канала является существенной на уровне последних ступеней компрессора. Лопатки последних ступеней компрессора располагаются наклонно в канале по отношению к плоскости, перпендикулярной к оси вращения компрессора, то есть наклонно по отношению к радиальному направлению центробежных усилий.

Предлагаемое изобретение относится, в частности, к оборудованным системой лопаток рабочим колесам описанного выше типа, в которых лопатки удерживаются при помощи узлов крепления молоткообразной формы в периферийной кольцевой канавке рабочего колеса, ограниченной передней по потоку кромкой и задней по потоку кромкой, поверхности которых, соединенные с донной частью канавки, образуют опорные поверхности, в которые упираются боковые поверхности хвостовиков лопаток в процессе функционирования данного газотурбинного двигателя, причем указанные опорные поверхности воспринимают усилия реакции, результирующая которых предпочтительно располагается в плоскости центробежных усилий, прикладываемых к указанным лопаткам.

Для получения вышеуказанного результата в патенте ЕР 0695856 предлагается асимметричный молоткообразный узел крепления лопатки, то есть узел крепления, в котором угол опорной поверхности передней по потоку кромки, которая имеет наибольший диаметр по отношению к плоскости, перпендикулярной к оси вращения двигателя, превышает угол, образованный между опорной поверхностью задней по потоку кромки и упомянутой плоскостью. На фиг.4В указанного патента показано соединение лопатки с рабочим колесом в том случае, когда лопатка, подвергающаяся значительному осевому воздействию вследствие удара осколка, попавшего в данный газотурбинный двигатель, имеет тенденцию к повороту вокруг центра вращения С, располагающегося на переднем по потоку конце опорной поверхности задней по потоку кромки. Вследствие особенностей такой конструкции кольцевой канавки и хвостовика лопатки указанная лопатка может выйти из зацепления с рабочим колесом в случае сильного удара.

В патенте US 5271718 описаны лопатки с симметричным узлом крепления молоткообразного типа, которые содержат платформы, имеющие на их внутренней в радиальном направлении поверхности ребра жесткости, которые проходят в окружном направлении и в осевом направлении и которые предназначены для устранения вибрационных резонансов, причем два из указанных окружных ребер жесткости взаимодействуют с кольцами, образованными на периферийной части данного рабочего колеса, для обеспечения герметичности в этих зонах. Осевая толщина указанных ребер жесткости, по существу, равна толщине колец.

В данном патенте США показано, что осевые ребра жесткости, сформированные на внутренней в радиальном направлении поверхности платформ, имеют высоту, меньшую, чем высота ребер жесткости, взаимодействующих с упомянутыми кольцами. В случае значительного осевого воздействия ребро жесткости, располагающееся сзади по потоку, воспринимает преобладающую часть создаваемых усилий и может сдвигаться в осевом направлении на заднем по потоку кольце, что может вызвать высвобождение лопатки в результате ее отсоединения от рабочего колеса.

Кроме того, в случае направленного в тангенциальном направлении воздействия концы указанных ребер жесткости могут сдвигаться на упомянутых кольцах, что, в отсутствие разъединения и высвобождения данной лопатки, может привести к надвиганию друг на друга располагающихся рядом кромок двух соседних лопаток.

Указанные нарушения нормального расположения лопаток могут происходить, в частности, в оборудованном системой лопаток рабочем колесе турбореактивного двигателя, упомянутом во вводной части данного описания, в котором лопатки располагаются в канале конической формы.

Задача настоящего изобретения состоит в разработке модифицированной конструкции лопатки, позволяющей устранить отмеченные выше недостатки.

Поставленная задача в соответствии с предлагаемым изобретением решается за счет того, что толщина заднего по потоку ребра жесткости в осевом направлении превышает толщину заднего по потоку кольца. Такое техническое решение позволяет обеспечить плоскую и однородную поверхность контакта между ребром жесткости и кольцом рабочего колеса, которое в случае необходимости представляет собой кольцевую канавку, предназначенную для размещения в ней уплотнительной прокладки.

В соответствии с другой предпочтительной характеристикой предлагаемого изобретения толщина переднего по потоку ребра жесткости в осевом направлении превышает толщину переднего по потоку кольца.

Предпочтительно, чтобы высота упомянутых ребер жесткости являлась достаточно большой для того, чтобы ограничить возможность надвигания платформ друг на друга.

В дальнейшем изобретение поясняется описанием вариантов его осуществления со ссылками на фигуры, в числе которых:

фиг.1 изображает вид в разрезе по плоскости, содержащей ось вращения данного двигателя, соединения лопатки с рабочим колесом в соответствии с предлагаемым изобретением, причем упомянутая лопатка располагается в коническом канале, и узел ее крепления представляет собой асимметричный узел молоткообразного типа;

фиг.2 - вид в перспективе снизу двух примыкающих друг к другу лопаток 1а и 1b.

На фиг.1 схематически представлена лопатка 1, хвостовик 2 которой в форме ласточкиного хвоста содержит переднюю по потоку боковую поверхность 3а и заднюю по потоку боковую поверхность 3b, которые упираются в опорные поверхности 4а, 4b внутренних сторон передней по потоку кромки 5 и задней по потоку кромки 6, которые определяют кольцевую канавку 7, выполненную на периферийной части рабочего колеса 12, и донная часть 8 которой соединяется с упомянутыми опорными поверхностями 4а и 4b при помощи закругленных поверхностей 9а и 9b соответственно.

В случае значительных осевых воздействий, оказываемых при ударе осколка на аэродинамическую часть лопатки 1, последняя имеет тенденцию поворачиваться вокруг переднего по потоку конца С опорной поверхности 4b задней по потоку кромки 6. При этом конец 10 пятки 11 хвостовика лопатки 1, наиболее удаленный от центра вращения С, стремится описывать траекторию в виде геометрической окружности С.

Следует отметить, что лопатка 1 располагается в коническом канале, то есть передняя по потоку кромка 5 имеет диаметр, превышающий диаметр задней по потоку кромки 6, и опорные поверхности 4а и 4b образуют с плоскостью, перпендикулярной к оси вращения рабочего колеса 2, различные углы.

Рабочее колесо 12 имеет в своей передней по потоку части первое радиальное расширение 20, имеющее небольшую толщину в осевом направлении, называемое передним по потоку кольцом, а в своей задней по потоку части - второе радиальное расширение 21, называемое задним по потоку кольцом, которое содержит кольцевую канавку 22, предназначенную для размещения в ней уплотнительной прокладки, не показанной на приведенных фигурах.

Переднее по потоку кольцо 20 и заднее по потоку кольцо 21 содержат цилиндрические периферийные поверхности 20а и 21а, представляющие собой поверхности вращения вокруг оси вращения рабочего колеса 12.

Между хвостовиком 2 и аэродинамической частью лопатки 2 предусмотрена платформа 30, наружная в радиальном направлении поверхность 30а которой ограничивает конический канал потока газов и внутренняя в радиальном направлении поверхность 30b которой содержит переднее по потоку ребро жесткости 32 и заднее по потоку ребро жесткости 33, которые проходят в окружном направлении в непосредственной близости от периферийных поверхностей 20а и 21а переднего по потоку кольца 20 и заднего по потоку кольца 21.

Ребра жесткости 32 и 33 имеют, в частности, участки цилиндрических поверхностей вращения, соответственно 32а и 32b, вокруг оси вращения рабочего колеса 1, которые перекрывают периферийные поверхности 20а и 21а переднего по потоку кольца 21 и заднего по потоку кольца 22, и ширина которых в осевом направлении превышает ширину периферийных поверхностей 20а и 21а.

В случае осевого воздействия на лопатку 1 вследствие удара попавшего в данный двигатель осколка лопатка 1 имеет тенденцию поворачиваться вокруг точки С. Такое воздействие влечет за собой позитивный упор заднего по потоку ребра жесткости 33 в заднее по потоку кольцо 21.

Поскольку поверхность 32b является цилиндрической и достаточно широкой в осевом направлении, она не имеет возможности сдвигаться на периферийной поверхности 21а кольца 21. Такое конструктивное решение не позволяет хвостовику лопатки 2 выйти из кольцевой канавки 7, поскольку оно ограничивает возможный ход лопатки 1.

В случае значительного механического воздействия в тангенциальном направлении концы двух ребер 32 и 33 оказываются в позитивном упоре в периферийные поверхности 20а и 21а переднего по потоку кольца 20 и заднего по потоку кольца 21.

Ширина поверхностей 32а и 33а рассчитывается таким образом, чтобы имелась достаточная опора на кольцах 20 и 21 во всем диапазоне возможных перемещений лопатки 1 в процессе функционирования данного турбореактивного двигателя.

Высота ребер жесткости 32 и 33 рассчитывается таким образом, чтобы при любом возможном перемещении примыкающих друг к другу лопаток вследствие механического воздействия на них в тангенциальном направлении примыкающие друг к другу края платформ 30 двух последовательно расположенных лопаток 1а и 1b не имели возможности надвигаться друг на друга так, как это показано на фиг.2.

На фиг.2 схематически показаны лопатки 1а и 1b, которые дополнительно содержат дополнительные ребра жесткости, располагающиеся между передним по потоку ребром жесткости 32 и задним по потоку ребром жесткости 33.

Указанная лопатка может также содержать ребра жесткости, ориентированные в осевом направлении, без выхода за рамки предлагаемого изобретения.

1.Рабочееколесогазотурбинногодвигателя,оборудованноесистемойлопаток,содержащеелопатки(1),располагаемыевканалеконическойформыиудерживаемыевпериферийнойкольцевойканавке(7)рабочегоколеса(12)припомощиузловкреплениямолоткообразнойформы,причемкаждаяизупомянутыхлопатокдополнительносодержитплатформу(30),наружнаяврадиальномнаправленииповерхность(30а)которойограничиваетканалпотокагазовивнутренняяврадиальномнаправленииповерхность(30b)которойпредставляетпереднеепопотокуреброжесткости(32)изаднеепопотокуреброжесткости(33),располагающиесявплоскостях,перпендикулярныхкосивращенияданногорабочегоколеса,ирасполагаемыерядомврадиальномнаправлении,соответственно,переднеепопотокукольцо(20)изаднеепопотокукольцо(21),сформированныенапериферийнойчастирабочегоколеса(12)пооднуиподругуюстороныотупомянутойкольцевойканавки(7)свозможностьюобеспечениягерметичностивуказанныхзонах,отличающеесятем,чтотолщиназаднегопопотокуребражесткости(33)восевомнаправлениипревышаеттолщинузаднегопопотокукольца(21).12.Рабочееколесопоп.1,отличающеесятем,чтотолщинапереднегопопотокуребражесткости(32)восевомнаправлениипревышаеттолщинупереднегопопотокукольца(20).23.Рабочееколесополюбомуизп.1или2,отличающеесятем,чтовысотаупомянутыхребержесткостиявляетсядостаточнобольшойдлятого,чтобыограничитьвозможностьнадвиганиядругнадругаупомянутыхплатформ.3
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 32.
20.03.2019
№219.016.e4e8

Герметичный картер

Изобретение предназначено для фильтрования, в частности, касается устройства для размещения фильтра текучей среды. Герметичный картер 2 содержит корпус картера 4, имеющий отверстие 6, в котором выполнены выступающие сектора 14 и канавки 10, и крышку 16, содержащую выступающие сектора 20 и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02216383
Дата охранного документа: 20.11.2003
21.03.2019
№219.016.ebf9

Камера сгорания, содержащая гибкое соединение между головкой и стенкой камеры

Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя содержит радиально расположенные внутреннюю и наружную стенки, головку камеры, расположенную между указанными стенками в верхней области камеры. Головка камеры закреплена на стенках при помощи множества радиально размещенных внутренних...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002347978
Дата охранного документа: 27.02.2009
29.03.2019
№219.016.ef88

Способ определения ударной вязкости сварного узла и устройство измерения скорости ультразвуковых поверхностных волн для его осуществления

Изобретение относится к неразрушающему мониторингу сварных соединений. Сущность: ультразвуковые волны генерируют на поверхности тонкого металлического листа, приваренного к подложке. Скорость распространения поверхностных волн коррелируется с ударной вязкостью сварного узла. Устройство содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002249815
Дата охранного документа: 10.04.2005
29.03.2019
№219.016.f010

Способ измерения прочности сцепления покрытия с подложкой

Изобретение относится к неразрушающим испытаниям материалов. Сущность: ультразвуковые эхо-сигналы, проходящие сквозь подложку испытуемого образца, принимают и измеряют их амплитуды. Затухание амплитуд представляют функцией прочности сцепления покрытия, нанесенного на противоположную торцевую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002259557
Дата охранного документа: 27.08.2005
04.04.2019
№219.016.fc0c

Заднее крепежное устройство авиационного двигателя

Изобретение относится к задней крепежной подвеске или заднему крепежному устройству двигателя с турбонаддувом к пилону летательного аппарата. Заднее крепежное устройство авиационного двигателя включает верхнюю растяжку, скрепленную с пилоном крепежным средством, на которое шарнирно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002346856
Дата охранного документа: 20.02.2009
10.04.2019
№219.016.ff70

Способ пассивирования контактной поверхности огнеупорного резервуара, преимущественно из муллита, и используемый в этом способе шликер

Изобретение относится к получению металлических сплавов методом литья. Предложенный способ включает нанесение на контактную поверхность шликера, содержащего 50-70 мас.% муки оксида алюминия AlO и 30-50 мас.% связующего. Связующее содержит 50-60 мас.% хлорида алюминия AlCl, растворенного в 40-50...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002266880
Дата охранного документа: 27.12.2005
10.04.2019
№219.017.016d

Самотестирующаяся конструкция для систем ограничения превышения скорости и отсечки при останове турбореактивного двигателя (варианты)

Изобретение относится к области устройств для отсечки при останове и отсечки при превышении допустимой скорости для турбореактивного двигателя и средств для тестирования этих двух режимов отсечки. Гидравлический узел управления горючим для авиационного двигателя содержит средства для управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002237819
Дата охранного документа: 10.10.2004
10.04.2019
№219.017.0424

Штамп для горячей объемной штамповки со средствами маркировки

Изобретения относятся к горячей объемной штамповке металлических деталей, в частности деталей сложной формы, например лопаток газотурбинных двигателей. Штамп для горячей объемной штамповки имеет на одной поверхности половину оттиска штампуемой детали. На этой поверхности расположено средство,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002378080
Дата охранного документа: 10.01.2010
10.04.2019
№219.017.054f

Мостик для позиционирования и устройство позиционирования и адаптирования к дифференциальным расширениям

В соответствии с настоящим изобретением мостик содержит центральную часть с обратным выгибом, содержащую две зоны контакта с деталью, выполненной в виде кожуха соплового канала-кронштейна. Кроме того, одну из двух лапок устанавливают с возможностью скольжения в детали, выполненной в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002364730
Дата охранного документа: 20.08.2009
19.04.2019
№219.017.2f1a

Способ получения на поверхности металла защитного покрытия, содержащего алюминий и цирконий

Изобретение относится к способу получения на поверхности металлической подложки защитного покрытия, содержащего алюминий. Подложку и негазообразный предшественник, содержащий алюминий, располагают в камере и проводят обработку подложки при температуре в диапазоне 950-1200°С и в атмосфере,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002350685
Дата охранного документа: 27.03.2009
Показаны записи 1-3 из 3.
20.03.2019
№219.016.e61b

Рычаг управления углом установки лопатки турбомашины

Рычаг управления углом установки лопатки в турбомашине содержит первый конец, смонтированный на поворотной оси лопатки таким образом, чтобы вращать ее, и второй конец, включающий цилиндрический штифт, установленный на контрольном кольце. Штифт фиксирован путем обжатия одного из его концов в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002355893
Дата охранного документа: 20.05.2009
10.04.2019
№219.017.0372

Газотурбинный двигатель, содержащий два узла, соединенных под осевым усилием

Газотурбинный двигатель включает, по меньшей мере, два узла, соединенных друг с другом и формирующих между собой кольцевую камеру, содержащую уплотнительную прокладку. Две соприкасающиеся друг с другом кольцевые части, принадлежащие соответственно двум узлам и ограничивающие упомянутую камеру,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002380546
Дата охранного документа: 27.01.2010
29.06.2019
№219.017.9e3a

Стопорный клин для ножки лопатки вентилятора

В соответствии с настоящим изобретением клин (5) представляет собой металлическую структуру, содержащую углубления, заполненные при помощи заливки полужестким эластомерным материалом, в частности, по боковому краю (13), расположенному со стороны корытца лопатки между двумя передней (10) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002309301
Дата охранного документа: 27.10.2007
+ добавить свой РИД