10.07.2019
219.017.ac1d

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗВУКОПОГЛОЩАЮЩЕГО КОЖУХА ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Способ изготовления звукопоглощающего кожуха турбовентиляторного двигателя включает закрепление на продольные стенки корпуса распорного устройства и раздвижение им продольных стенок в пределах их усадки в готовом изделии. Затем формуют демпферную рамку, устанавливают в нее сотовый заполнитель и приклеивают его к корпусу. После чего формуют демпферные упоры, выкладывают слои трактовой стенки и выполняют полимеризацию. Затем удаляют распорное устройство, сверлят отверстия и механически скрепляют элементы кожуха. Предпочтительно демпферную рамку формуют из расположенных с зазорами отдельных участков вспененного полимерного заполнителя, по крайней мере, вдоль поперечных стыков корпуса, а сотовый заполнитель приклеивают к корпусу отдельными продольными секторами без скрепления их между собой. Изобретение позволяет повысить надежность способа изготовления кожуха турбовентиляторного двигателя за счет уменьшения отклонения размеров и геометрической формы кожуха от номинальных значений. 2 з.п. ф-лы, 28 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, точнее - к способам изготовления кожухов турбовентиляторных двигателей.

Известен способ изготовления звукопоглощающего кожуха турбовентиляторного двигателя, включающий формование на корпусе кожуха демпферной рамки (см. фиг.1 и 2), установку в нее сотового заполнителя (фиг.3 и 4), формование демпферных упоров (фиг.5 и 6), выкладку слоев трактовой стенки из препрега композиционно-волокнистого материала (фиг.7 и 8), полимеризацию, сверление отверстий (фиг.9 и 10) и механическое скрепление элементов кожуха (фиг.11 и 12) - (см. «Техпроцесс изготовления кожуха заднего черт.59-05-850», инв. №5/2004 от 22.12.2004 г., разработка Федерального государственного унитарного предприятия «Уральский научно-исследовательский институт композиционных материалов», (ФГУП УНИИКМ), Россия, г.Пермь).

Известный способ просматривается также из описания патента RU 2277178, С2 F02C 7/24 на «Устройство шумопоглощения в турбовентиляторном двухконтурном двигателем, опубл. 27.05.2006 Бюл. №15, реализованном на ФГУП УНИИКМ в одной из моделей авиадвигателя.

По своим признакам и достигаемому результату этот способ наиболее близок к заявляемому и принят за прототип.

Недостаток известного способа заключается в малой надежности из-за ухудшения геометрии кожуха при использовании способа и, как следствие, нарушение динамической уравновешенности трактового реактивного потока двигателя с ухудшением динамической балансировки двигателя и управляемости самолета.

При изготовлении звукопоглощающего кожуха турбовентиляторного двигателя известным способом на предприятии-заявителе зафиксировано его отклонение от номинальных геометрических размеров в свободном состоянии порядка 80 мм.

Задачей изобретения является повышение надежности способа.

Эта задача решается усовершенствованием способа изготовления кожуха турбовентиляторного двигателя, включающего формование на корпусе демпферной рамки, установку в нее сотового заполнителя, формование демпферных упоров, выкладку слоев трактовой стенки из препрега композиционно-волокнистого материала, полимеризацию, сверление отверстий и механическое скрепление элементов кожуха.

Усовершенствование заключается в том, что на продольные стенки корпуса закрепляют распорное устройство и раздвигают им продольные стенки в пределах их усадки в готовом изделии, затем формуют демпферную рамку, устанавливают в нее и приклеивают к корпусу сотовый заполнитель, формуют демпферные упоры, выкладывают слои трактовой стенки и выполняют полимеризацию, после чего удаляют распорное устройство, сверлят отверстия и механически скрепляют элементы кожуха; формуют демпферную рамку, по крайней мере, вдоль поперечных стыков корпуса из расположенных с зазорами отдельных участков вспененного полимерного заполнителя;

приклеивают сотовый заполнитель к корпусу отдельными продольными секторами без скрепления их между собой.

Закрепление на продольные стенки корпуса распорного устройства и раздвижение им продольных стенок в пределах их усадки в готовом изделии позволяет деформировать корпус кожуха в направлении, противоположном его усадке (возврату) в готовом изделии, и зафиксировать корпус в этом деформированном положении.

Формование демпферной рамки, установка в нее и приклейка к корпусу сотового заполнителя, формование демпферных упоров, выкладка слоев трактовой стенки и выполнение полимеризации позволяет посредством клея и полимеризации замонолитить демпферную рамку, сотовый заполнитель, демпферные упоры и трактовую стенку между собой и с корпусом в фиксированном положении и за счет этого уменьшить последующую усадку изделия.

Последующее удаление распорного устройства обеспечивает уменьшенную усадку замоноличенной сборки до размеров чертежа.

Сверление отверстий (резонаторных - в трактовой стенке и под крепеж) и механическое скрепление элементов кожуха обеспечивает получение в кожухе резонаторных узлов и механическую его фиксацию, например, заклепками и винтами с гайками.

Выполнение способа изготовления звукопоглощающего кожуха турбовентиляторного двигателя по изобретению позволяет провести изготовление кожуха с меньшими отклонениями размеров как в процессе изготовления, так и в готовом изделии, и с уменьшенным отклонением геометрической формы последнего от требуемой и, тем самым, повысить надежность способа.

Формование демпферной рамки, по крайней мере, вдоль поперечных стыков корпуса из расположенных с зазорами отдельных участков вспененного полимерного заполнителя уменьшает деформацию корпуса при отверждении заполнителя.

Приклейка сотового заполнителя к корпусу отдельными продольными секторами без скрепления их между собой уменьшает деформацию корпуса при отверждении клея.

Ниже, со ссылкой на фиг.13-28 дается описание предлагаемого способа изготовления звукопоглощающего кожуха турбовентиляторного двигателя.

На фиг.13 и 14 показана операция закрепления распорного устройства и раздвижения им продольных стенок корпуса.

На фиг.15 - операция формирования демпферной рамки, на фиг.16 - вариант ее выполнения.

На фиг.17 - операция установки в демпферную рамку сотового заполнителя с приклейкой к корпусу, на фиг.18 - вариант ее выполнения.

На фиг.19 и 20 - операция формования демпферных упоров.

На фиг.21 и 22 - операция выкладки слоев трактовой стенки.

На фиг.23 и 24 - операция удаления распорного устройства.

На фиг.25 и 26 - операция сверления резонаторных отверстий и отверстий крепежа.

На фиг.27 и 28 - механическое скрепление элементов кожуха (винты, заклепки).

В процессе реализации способа на продольные стенки 1 корпуса 2 кожуха закрепляют распорное устройство 3 и раздвигают им стенки 1 в пределах их усадки (˜15 мм) в готовом изделии (чем обеспечивается деформация кожуха в направлении, противоположном направлению усадки, и фиксация его в деформированном положении). Затем формуют (пользуясь, например, съемной формой - на эскизах не показано) демпферную рамку 4 из полимера, устанавливают в нее и приклеивают к корпусу 2 пленочным клеем 5 сотовой заполнитель 6, формуют демпферные упоры 7 из вспененного полимерного материала, выкладывают слои трактовой стенки 8 из препрега композиционно-волокнистого материала и выполняют полимеризацию (что позволило замонолитить демпферную рамку, сотовый заполнитель, демпферные упоры и трактовую стенку между собой и корпусом в фиксированном положении последнего и уменьшить последующую усадку изделия). После чего удаляют распорное устройство 3 (что приводит к уменьшенной усадке замоноличенной сборки - до размеров чертежа) и выполняют сверление резонаторных отверстий 9 в трактовой стенке 8, отверстий 10, 11 и механически скрепляют элементы кожуха заклепками 12 и винтами 13 с гайками 14 (чем обеспечивается получение в кожухе резонаторных узлов, например Гельмгольца, и механическую фиксацию кожуха). В вариантах исполнения способа:

- формуют демпферную рамку 4, по крайней мере, вдоль поперечных стыков корпуса 2 из расположенных с зазорами отдельных участков 15 вспененного полимерного заполнителя (чем уменьшается деформация корпуса при отверждении заполнителя);

- приклеивают сотовый заполнитель 6 к корпусу 2 отдельными продольными секторами 16 без скрепления их между собой (чем уменьшается деформация корпуса при отверждении клея).

Способ изготовления звукопоглощающего кожуха турбовентиляторного двигателя по изобретению имеет по сравнению с прототипом повышенную надежность, так как обеспечивает меньшие отклонения размеров и геометрической формы кожуха от номинальных значений, благодаря чему улучшаются динамические характеристики реактивного трактового потока, сбалансированность двигателя и управляемость самолета.

1.Способизготовлениязвукопоглощающегокожухатурбовентиляторногодвигателя,включающийформованиенакорпусекожухадемпфернойрамки,установкувнеесотовогозаполнителя,формованиедемпферныхупоров,выкладкуслоевтрактовойстенкиизпрепрегакомпозиционно-волокнистогоматериала,полимеризацию,сверлениеотверстийимеханическоескреплениеэлементовкожуха,отличающийсятем,чтонапродольныестенкикорпусазакрепляютраспорноеустройствоираздвигаютимпродольныестенкивпределахихусадкивготовомизделии,затемформуютдемпфернуюрамку,устанавливаютвнееиприклеиваютккорпусусотовыйзаполнитель,формуютдемпферныеупоры,выкладываютслоитрактовойстенкиивыполняютполимеризацию,послечегоудаляютраспорноеустройство,сверлятотверстияимеханическискрепляютэлементыкожуха.12.Способпоп.1,отличающийсятем,чтоформуютдемпфернуюрамку,покрайнеймере,вдольпоперечныхстыковкорпусаизрасположенныхсзазорамиотдельныхучастковвспененногополимерногозаполнителя.23.Способпоп.1,отличающийсятем,чтоприклеиваютсотовыйзаполнительккорпусуотдельнымипродольнымисекторамибезскрепленияихмеждусобой.3
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-6 из 6.
09.06.2019
№219.017.791c

Намоточный станок

Изобретение относится к оборудованию для изготовления изделий из композиционно-волокнистых материалов. Намоточный станок содержит станину, шпиндель с зажимным устройством, центр задней бабки и нитераскладчик. Дополнительно станок содержит дополнительный шпиндель с зажимным устройством и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342308
Дата охранного документа: 27.12.2008
09.06.2019
№219.017.7954

Способ изготовления баллона

Способ изготовления баллона включает намотку на герметизирующую оболочку волокнистого материала со связующим и полимеризацию. На среднюю часть герметизирующей оболочки наматывают часть волокнистого материала со связующим и выполняют его частичное отверждение, после чего выполняют намотку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002343342
Дата охранного документа: 10.01.2009
09.06.2019
№219.017.7b94

Оболочка

Изобретение относится к области производства труб из композиционно-волокнистого материала. В оболочке (труба, баллон) с кольцевыми и продольно-силовыми слоями из лент волокнистого материала со связующим для повышения надежности, по крайней мере, часть кольцевых слоев выполнена с расположением...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002339865
Дата охранного документа: 27.11.2008
10.07.2019
№219.017.ada0

Композиция для изготовления углерод-карбидокремниевого материала

Изобретение относится к области производства объемносилицированных изделий из углерод-карбидокремниевого материала. Силицирующая композиция содержит следующие компоненты в массовых частях: бакелит жидкий БЖ-3 - 100, изопропиловый спирт - 67-100, тетраэтоксисилан - 53-160, вода - 11-32....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002375333
Дата охранного документа: 10.12.2009
10.07.2019
№219.017.ada1

Клей-компаунд

Изобретение относится к клеевым композициям и может быть использовано, например, в производстве углеродных материалов и изделий из них. Клей-компаунд содержит бакелит жидкий БЖ-3, отвердитель - 28% раствор бензолсульфокислоты в изопропиловом спирте, волокнистый наполнитель - диспергированное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002375402
Дата охранного документа: 10.12.2009
10.07.2019
№219.017.ade1

Способ изготовления композиционного материала

Изобретение относится к области производства объемносилицированных углеродных композиционных материалов. При изготовлении композиционного материала в качестве заготовки используют углеродный тканый наполнитель, пропитывают его композицией из 100 мас.ч. жидкого бакелита, 54-100 мас.ч....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002379268
Дата охранного документа: 20.01.2010
Показаны записи 1-10 из 13.
10.01.2013
№216.012.1799

Воздухоочистительное устройство для судовых энергетических установок

Изобретение относится к области судостроения, в частности к системам очистки воздуха, подаваемого в двигатель для горения топлива, преимущественно газотурбинным, для которых требования по содержанию воды и соли, например морской, являются наиболее жесткими. Воздухоочистительное устройство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471533
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.06.2013
№216.012.4be4

Обогреваемое воздухоочистительное устройство для судовых энергетических установок

Изобретение относится к области судостроения, в частности к системам очистки воздуха, подаваемого в двигатели для горения топлива, преимущественно газотурбинные. Обогреваемое воздухоочистительное устройство для судовых энергетических установок включает расположенные в корпусе по ходу воздуха...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485010
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.07.2013
№216.012.53e6

Способ получения углеродного материала

Изобретение относится к технологии получения углеродного материала. Изобретение касается способа получения углеродного материала, включающего пиролиз углеводородов на катализаторе при нагревании в реакторе, вывод полученного углеродного материала с катализатором из реактора и отделение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487081
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.06.2014
№216.012.d4ee

Углерод-углеродный композиционный материал

Изобретение относится к композиционным материалам, в частности к углерод-углеродному композиционному материалу, и может использоваться при изготовлении жидкостных ракетных двигателей. Углерод-углеродный композиционный материал с защитным покрытием из карбида кремния выполнен с герметизирующим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520281
Дата охранного документа: 20.06.2014
20.08.2015
№216.013.718d

Способ изготовления звукопоглощающего устройства турбореактивного двигателя

При изготовлении кольцевого звукопоглощающего устройства, состоящего из звукопоглощающих секций, скрепленных по окружности друг с другом, в полость корпуса сборочного приспособления укладывают препрег стенки заготовки секции с прилеганием к днищу и торцам полости корпуса сборочного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560639
Дата охранного документа: 20.08.2015
09.06.2018
№218.016.5b74

Способ коррекции амплитудно-фазового распределения раскрываемой антенной решетки космического аппарата на орбите

Изобретение относится к антенной технике и может использоваться для коррекции амплитудно-фазового распределения в раскрываемых антенных решетках (АР), функционирующих после развертывания на борту космических аппаратов (КА) в составе бортовых радиолокационных комплексов (БРЛК) дистанционного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655655
Дата охранного документа: 30.05.2018
26.09.2018
№218.016.8bf5

Способ изготовления конического обтекателя из композиционного материала и устройство для его осуществления

Изобретение относится к способу изготовления конических изделий из композиционных материалов и устройству для осуществления этого способа. Техническим результатом является получение стабильных физико-химических и физико-механических характеристик композиционного материала, получение стабильных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002668041
Дата охранного документа: 25.09.2018
10.04.2019
№219.017.0588

Обогреваемый обтекатель турбовентиляторного двигателя

Обогреваемый обтекатель турбовентиляторного двигателя выполнен из полимерных композиционных материалов с коэффициентом теплопроводности переднего участка больше, чем у заданного, и в соответствии с соотношением максимальных диаметра переднего участка к заднему участку равным от 0,7 до 0,8....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002365772
Дата охранного документа: 27.08.2009
09.05.2019
№219.017.4a87

Энергетическая газотурбинная установка

Энергетическая газотурбинная установка содержит газотурбинный двигатель, в корпусе которого размещены турбокомпрессор, свободная силовая турбина с валом привода внешней нагрузки, входное устройство и затурбинный диффузор. Газотурбинный двигатель содержит охватывающий его кожух, образующий с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002269018
Дата охранного документа: 27.01.2006
09.05.2019
№219.017.4dab

Широкополосный микрополосковый переключатель свч

Изобретение относится к области радиотехники, к диодным коммутирующим устройствам сверхвысокой частоты на микрополосковых линиях, и может быть использовано в приемных и передающих устройствах СВЧ. Техническим результатом является увеличение развязки за счет большего количества диодов и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002339126
Дата охранного документа: 20.11.2008

Похожие РИД в системе