×
10.07.2019
219.017.abeb

СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ СКРЕПЛЁННЫХ ЗАРЯДОВ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ТВЁРДОГО ТОПЛИВА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к ракетной технике, в частности к ракетным двигателям твердого топлива, и может найти применение при испытаниях скрепленных зарядов ракетных в системах различных классов. Сущность способа испытаний скрепленных зарядов ракетных двигателей твердого топлива заключается в том, что заряд термостатируют при максимальных отрицательных и положительных температурах его эксплуатации и проводят последующую проверку работоспособности огневыми стендовыми испытаниями. При этом перед огневыми стендовыми испытаниями на заряд воздействуют форсированными температурными нагрузками, значения которых определяют по определенному соотношению. Техническим результатом изобретения является увеличение достоверности результатов испытаний, проводимых в подтверждение сроков сохраняемости скрепленных зарядов. 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к РДТТ со скрепленными зарядами, и может найти применение в системах различного класса.

Срок сохраняемости является одним из основных требований технического задания на разработку зарядов. Как правило, срок сохраняемости зарядов значительно превышает сроки отработки зарядов, поэтому для подтверждения сохраняемости зарядов в течении всего периода эксплуатации используются различные методы ускоренных испытаний. Обычно это метод ускоренных климатических испытаний (УКИ), основанный на достижении предельного изменения физико-механических характеристик (ФМХ) топлива за счет физико-химического старения в форсированных условиях. Например, методика прогнозирования гарантийных сроков хранения авиационных РДТТ, описанная в журнале Э.И. Новости машиностроения, 1985 г., 9, серия "Наука и техника", предусматривает проведение работ в три этапа. При этом кроме форсированного старения методика предусматривает разрушение заряда. Недостатками данного метода является невоспроизводимость реальных условий эксплуатации заряда, длительный период испытаний и большие экономические затраты.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является метод прогнозирования накопленных повреждений в заряде РДТТ для определения гарантийных сроков хранения, принятый авторами за прототип. Он включает ускоренное испытание по старению твердого топлива в заряде в условиях повышенных температур и позволяет прогнозировать сохраняемость заряда только из одного типа топлива (РЖ АРД, 1999 г., 11.34.99). Кроме того, напряженно-деформированное состояние (НДС) заряда в условиях испытаний по данному способу и в естественных климатических условиях эксплуатации не одинаково. Различие заключается в том, что старение заряда производиться при повышенных температурах и в этих условиях НДС заряда характеризуется сжатием, а в естественных условиях - растяжением. При этом уровень напряжений, возникающих в заряде в естественных условиях, значительно превышает уровень напряжений в условиях испытаний по данному способу.

При старении заряда, производимом при повышенных температурах, в нем могут происходить физико-химические процессы, не свойственные процессам, происходящим при его эксплуатации. В естественных условиях в топливе заряда преобладающими являются процессы структурирования, в процессе старения при повышенных температурах в конечном итоге преобладающими становятся процессы деструкции топлива, что приводит к разрушению зарядов в процессе их старения.

Проведенными авторами исследованиями установлена температурно-временная граница полной деструкции топлива (фиг.1). На графике представлены режимы УКИ зарядов в координатах температура - время старения. Определялись эти режимы по энергии активации для процесса физико-химического старения топлива, характеризуемого структурированием. Но на ряду с процессами структурирования в зарядах шли и процессы деструкции, которые в конечном итоге приводили к разрушению указанных на фиг.1 зарядах. Из данного графика следует, что процессы деструкции в топливе перестают быть преобладающими при температурах ниже 50oС. Время старения при температуре 50oС, необходимое для подтверждения срока сохраняемости, значительно возрастает и составляет 2-3 года. Это при ограниченных сроках отработки зарядов практически невозможно осуществить.

Технической задачей предлагаемого изобретения является устранение перечисленных недостатков данного способа и в первую очередь увеличение достоверности результатов испытаний, проводимых в подтверждение сроков сохраняемости.

Технический результат достигается за счет того, что при испытаниях скрепленных зарядов ракетных двигателей твердого топлива их термостатируют при максимальных отрицательных и положительных температурах эксплуатации зарядов и после этого проверяют работоспособность огневыми стендовыми испытаниями. При этом перед огневыми стендовыми испытаниями на заряд воздействуют форсированными температурными нагрузками, значения которых определяют по следующему соотношению:

где TД - температура термостатирования заряда;
TР - равновесная температура заряда;
K

-1
ε
= ετ0 - коэффициент изменения относительных удлинений топлив от начального значения (ε0) до величины, соответствующей концу срока сохраняемости заряда (ετ);
α - коэффициент теплового расширения топлива;
безразмерный комплекс, характеризующий степень нагружения заряда;
εкр - критическое значение относительных удлинений топлива;
α
2
a
, α
2
в
- коэффициенты изменения относительных удлинений и их предельных значений соответственно.

Сущность изобретения заключается в создании таких условий испытания, которые приводят к протеканию в заряде процессов, аналогичных процессам, протекающим в нем при эксплуатации заряда в естественных условиях.

При эксплуатации зарядов в естественных условиях в них возникают различные стационарные и нестационарные напряжения, обусловленные отличием температуры заряда от его равновесной температуры, массовыми нагрузками и другими внешними воздействиями. В данных условиях основным процессом, приводящим к изменению надежности заряда во времени, является процесс накопления усталости. Поэтому основным рабочим звеном способа подтверждения сроков сохраняемости должно быть не обеспечение предельного изменения ФМХ топлива за счет его физико-химического старения при повышенных температурах, а выработка ресурса накопленной усталости. Компенсация изменений ФМХ топлива, происходящих при эксплуатации зарядов, должны осуществляться увеличением интенсивности действия силовых факторов при условии достижения той же степени накопленной усталости заряда, что и при его эксплуатации в естественных условиях.

Наглядно проиллюстрировать сущность данного способа можно с помощью графика, представленного на фиг.2,
где τxp - время хранения заряда в естественных условиях;
τи - время воздействия отрицательной температуры при выработке накопленной усталости в процессе испытаний;
τp - время работы заряда;
τ

c
и
- время испытаний заряда по способу, основанному на старении топлива;
ωxp, ωp - усталость, накопленная зарядом за время его хранения и время работы соответственно.

Суммарная накопленная усталость скрепленного заряда РДТТ (ωэ) за время его эксплуатации складывается из двух составляющих ωxp и ωp:
ωэ = ωxpp.
На графике (фиг.2) процесс накопления напряжений при эксплуатации представлен линией ОАВ.

При подтверждении сроков сохраняемости заряда вырабатывается накопленная усталость (ωu), также включающая две составляющие ω

u
xp
и ω
u
p
:
ωu = ω
u
xp
u
p

Условием эквивалентности испытаний по подтверждению срока сохраняемости является равенство:
ωэ = ωu (1)
Выработка ωxp осуществляется путем термостатирования при отрицательной температуре в течение времени (τи), обеспечивающего равенство усталости, накопленной за время испытаний (ω
u
xp
), накопленной усталости за весь период хранения заряда (ωxp), с учетом изменения ФМХ топлива, происходящим при хранении заряда (линия ОА' фиг.2). Если при выработке ωxp не учитывать изменения ФМХ топлива, то при испытаниях вырабатывается накопленная усталость ω
u
xp
э
xp
, что не удовлетворяет условию эквивалентности (1) (линия ОА" фиг.2).

Выработка ωp осуществляется огневыми стендовыми испытаниями при форсированных нагрузках (линия А'В'' фиг.2). Форсирование нагрузок при ОСИ можно осуществлять либо увеличением перепада температур от равновесной температуры заряда до температуры заряда при ОСИ, либо увеличением давления в камере двигателя при ОСИ. Степень форсирования определяется степенью изменения ФМХ топлива, происходящих при хранении заряда, и требуемым уровнем вероятности безотказной работы заряда по формуле

где Хкр, Хд - критическое значение определяющей механической характеристики топлива (прочность или предельное удлинение) испытуемого заряда и действующая нагрузка (напряжение или деформация) соответственно;
αa и αв - параметры разбросов действующих нагрузок и характеристик топлива соответственно;
Kx = Xτ/Xo - коэффициент изменения механических свойств топлива от начального значения (Хо) до величины, соответствующей концу срока сохраняемости заряда (Xτ).
Если ОСИ проводить в стандартных условиях без форсирования нагрузки, то вырабатывается накопленная усталость ω

u
p
э
p
, что также не удовлетворяет условию эквивалентности (1) (линия А'В' фиг.2).

Однако испытания только на накопленную усталость не могут быть в полной мере объективной оценкой его работоспособности, так как заряд при эксплуатации определенное время подвергается воздействию положительных температур, при которых в значительной степени интенсифицируются миграционные процессы в системе "топливо - ТЗП", а также процессы газовыделения в топливе, приводящие к его деструкции. Поэтому целесообразным является наряду с испытаниями на накопленную усталость проводить испытания на попеременное воздействие положительных и отрицательных температур от максимального до минимального их значения. Данный цикл вытекает из реальных условий эксплуатации заряда. Требование о том, чтобы испытание заряда проводились в составе РДТТ вытекает из необходимости создания реальных условий, в которых находится заряд при эксплуатации.

Таким образом, предлагаемый метод подтверждения сроков сохраняемости воспроизводит реальные процессы, протекающие в заряде, и учитывает нагрузки, действующие на него в процессе эксплуатации.

Данный метод был опробован при подтверждении сроков сохраняемости целого ряда скрепленных зарядов для ракет различного назначения.

Способиспытанийскрепленныхзарядовракетныхдвигателейтвердоготоплива,включающийсятермостатированиезарядапримаксимальныхотрицательныхиположительныхтемпературахегоэксплуатацииипоследующуюпроверкуработоспособностиогневымистендовымииспытаниями,отличающийсятем,чтопередогневымистендовымииспытанияминазарядвоздействуютфорсированнымитемпературныминагрузками,значениякоторыхопределяютпоследующемусоотношению:195700000006-DOC.tiftifdrawing20гдеT–температуратермостатированиязаряда;T–равновеснаятемпературазаряда;Кε=ε/ε-коэффициентизмененияотносительныхудлиненийтопливотначальногозначения(ε)довеличины,соответствующейконцусрокасохраняемостизаряда(ε);α–коэффициенттепловогорасширениятоплива;ε25ε–критическоезначениеотносительныхудлиненийтоплива;α,α–коэффициентыизмененияотносительныхудлиненийиихпредельныхзначенийсоответственно.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 153.
27.05.2013
№216.012.44ed

Заряд твердого ракетного топлива

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при проектировании, отработке и изготовлении зарядов твердого ракетного топлива для газогенераторов и ракетных двигателей твердого топлива. Заряд твердого ракетного топлива содержит канальную шашку твердого ракетного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483222
Дата охранного документа: 27.05.2013
20.02.2019
№219.016.bc92

Способ определения параметров формования монолитного изделия из высоконаполненной полимерной композиции

Использование: для изготовления изделия из высоконаполненной полимерной композиции. Сущность: способ предусматривает приготовление модельного состава, заполнение геометрически подобной с изделием прозрачной модельной пресс-формы модельным составом и определение параметров формования натурного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002260180
Дата охранного документа: 10.09.2005
20.02.2019
№219.016.bc99

Заряд ракетного твердого топлива

Заряд ракетного твердого топлива содержит корпус, жесткоскрепленный с корпусом топливный заряд и защитно-крепящий слой. Защитно-крепящий слой представляет собой листовой каландрованный материал и изготовлен на основе высокопрочного этиленпропилендиенового каучука с порошкообразными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002262612
Дата охранного документа: 20.10.2005
20.02.2019
№219.016.bce3

Способ изготовления изделия из взрывчатого состава

Изобретение относится к технологии взрывчатых веществ, в том числе смесевых твердых ракетных топлив. Предложен способ изготовления изделия из взрывчатого состава, включающий дозирование жидковязких и порошкообразных компонентов, перемешивание их в вертикальном смесителе с планетарными мешалками...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002288204
Дата охранного документа: 27.11.2006
20.02.2019
№219.016.bcfc

Установка центробежного бронирования

Установка центробежного бронирования относится к области изготовления вкладных зарядов твердого ракетного топлива. Установка выполнена в виде центрифуги, содержит ротор с кольцевым коллектором, камеру, охватывающую ротор, расходные емкости и привод. Установка снабжена дозатором компонентов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002246560
Дата охранного документа: 20.02.2005
20.02.2019
№219.016.bd07

Форма литьевая

Изобретение относится к технологии изготовления ракетных зарядов твердого топлива и предназначено для нанесения бронепокрытия на боковую поверхность зарядов. Форма литьевая содержит матрицу, крышку и толкатель, при этом она снабжена двумя полувтулками с конической наружной поверхностью,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002248275
Дата охранного документа: 20.03.2005
20.02.2019
№219.016.bd3b

Способ ультразвукового контроля

Использование: для контроля крупногабаритных объектов. Сущность изобретения заключается в том, что при ультразвуковом контроле изделий с каналами малого диаметра осуществляют ввод ультразвуковых колебаний в изделие, прозвучивание свода изделия и прием ультразвуковых колебаний приемным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002295124
Дата охранного документа: 10.03.2007
20.02.2019
№219.016.bd42

Бисерный двухроторный измельчитель

Изобретение относится к устройствам для измельчения твердых минеральных и органических материалов в жидкой среде. Предложен бисерный двухроторный измельчитель, включающий размольную камеру с рубашкой охлаждения, внутри которой консольно установлены два ротора с размещенными на их валах парными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002299874
Дата охранного документа: 27.05.2007
20.02.2019
№219.016.bd94

Способ бронирования вкладных зарядов твердого ракетного топлива бронесоставом с вязкостью более 4000 пуаз и живучестью до 10 минут

Изобретение относится к области изготовления вкладных зарядов твердого ракетного топлива, преимущественно используемых в ракетных системах различного назначения. Способ включает заливку бронесостава в зазор между бронируемым зарядом и формой под действием центробежной силы, направленной вдоль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002259981
Дата охранного документа: 10.09.2005
20.02.2019
№219.016.bdc0

Способ определения дымообразования рдтт

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при отработке и проведении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по созданию ракетных двигателей твердого топлива. Технической задачей изобретения является повышение информативности при проведении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02233991
Дата охранного документа: 10.08.2004
Показаны записи 1-10 из 44.
20.02.2019
№219.016.bc99

Заряд ракетного твердого топлива

Заряд ракетного твердого топлива содержит корпус, жесткоскрепленный с корпусом топливный заряд и защитно-крепящий слой. Защитно-крепящий слой представляет собой листовой каландрованный материал и изготовлен на основе высокопрочного этиленпропилендиенового каучука с порошкообразными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002262612
Дата охранного документа: 20.10.2005
20.02.2019
№219.016.bcfc

Установка центробежного бронирования

Установка центробежного бронирования относится к области изготовления вкладных зарядов твердого ракетного топлива. Установка выполнена в виде центрифуги, содержит ротор с кольцевым коллектором, камеру, охватывающую ротор, расходные емкости и привод. Установка снабжена дозатором компонентов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002246560
Дата охранного документа: 20.02.2005
20.02.2019
№219.016.bd94

Способ бронирования вкладных зарядов твердого ракетного топлива бронесоставом с вязкостью более 4000 пуаз и живучестью до 10 минут

Изобретение относится к области изготовления вкладных зарядов твердого ракетного топлива, преимущественно используемых в ракетных системах различного назначения. Способ включает заливку бронесостава в зазор между бронируемым зарядом и формой под действием центробежной силы, направленной вдоль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002259981
Дата охранного документа: 10.09.2005
20.02.2019
№219.016.bdd0

Пиропатрон для катапультного кресла пилотируемого летательного аппарата

Пиропатрон системы аварийного спасения экипажей летательных аппаратов включает гильзу, капсюль-воспламенитель, петарду, твердотопливные шашки, пыж, колосник и прокладочные элементы. Твердотопливные шашки выполнены канальными и бронированными по наружной поверхности. Петарда выполнена из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02230211
Дата охранного документа: 10.06.2004
20.02.2019
№219.016.bdd8

Заряд ракетного твердого топлива

Заряд ракетного твердого топлива содержит корпус и прочноскрепленный с ним топливный блок с каналом круглой формы и щелевой частью. Канал выполнен с соотношением диаметров в щелевой и круглой части 1,10...1,13. Вершины щелей расположены на конической поверхности с полууглом раскрытия 5...8,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02221158
Дата охранного документа: 10.01.2004
20.02.2019
№219.016.bdf9

Наполнитель для повышения огнеэррозионной стойкости литьевых бронесоставов на основе ненасыщенных полиэфирных смол и способ его получения

Предлагаемое изобретение относится к ракетной технике и касается разработки наполнителя с целью повышения огнеэррозионной стойкости, механической и адгезионной прочности бронесоставов различных типов. Данный наполнитель получают методом соединения органического наполнителя -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02225424
Дата охранного документа: 10.03.2004
20.02.2019
№219.016.be18

Твердотопливный заряд для ракетного двигателя

Твердотопливный вкладной заряд для вращающегося ракетного двигателя выполнен с утопленными внутрь камеры сгорания сопловыми бобышками. В сопловой части заряда со стороны его наружной поверхности выполнены пазы. Профиль пазов эквидистантно сопряжен в продольном и поперечном сечениях с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02211350
Дата охранного документа: 27.08.2003
20.02.2019
№219.016.be22

Вкладной заряд медленногорящего твердого топлива

Изобретение относится к области создания бронированных зарядов твердого топлива. Согласно изобретению вкладной заряд медленногорящего твердого топлива на основе аммиачной селитры и ацетилцеллюлозного связующего бронируют двухслойным покрытием по боковой поверхности и покрытием по торцевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02215722
Дата охранного документа: 10.11.2003
20.02.2019
№219.016.be23

Способ бронирования заряда термопластичного топлива

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к разработке способов бронирования зарядов твердого ракетного топлива. Согласно изобретению способ бронирования заряда термопластичного топлива на основе ацетилцеллюлозы и аммиачной селитры, содержащего β-2,4-динитрофеноксиэтанол,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02215723
Дата охранного документа: 10.11.2003
20.02.2019
№219.016.c4d3

Заряд твердого ракетного топлива

Заряд твердого ракетного топлива, прочно скрепленного с корпусом ракетного двигателя, имеет центральный цилиндрический канал, переходящий в щелевой участок с равномерно увеличивающимися по высоте щелями. Профиль щели в поперечном сечении на расстоянии не менее 1/3 ее высоты от поверхности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02196916
Дата охранного документа: 20.01.2003
+ добавить свой РИД