×
10.07.2019
219.017.abe5

РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ СМЕСЕВОГО ТВЁРДОГО ТОПЛИВА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
02211351
Дата охранного документа
27.08.2003
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Ракетный двигатель смесевого твердого топлива содержит корпус с размещенными в нем зарядом твердого топлива и воспламенительным устройством, закрепленным на переднем днище корпуса, и сверхзвуковое сопло. Заряд топлива имеет нависающий передний торец. Воспламенительное устройство расположено в цилиндрической канальной части нависающего переднего торца заряда с кольцевым зазором. Поверхность горения в переходе от нависающей части к цилиндрическому каналу имеет дополнительно оребрение различной формы (полукруглой, треугольной, прямоугольной). Изобретение позволит создать ракетный двигатель твердого топлива, имеющий высокую тяговооруженность и суммарный импульс тяги и обеспечивающий эффективное гашение и стабилизацию как высокочастотных, так и низкочастотных колебаний давления в двигателе в течение всего времени его работы при высоких параметрах плотности заряжения. 4 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к ракетным двигателям твердого топлива, в частности к РДТТ с зарядами из высокоимпульсных металлизированных смесевых твердых топлив, прочно скрепленными с корпусом, и может быть использовано при проектировании, отработке и изготовлении твердотопливных ракетных двигателей, топлива которых склонны к вибрационному горению.

Объектом изобретения является ракетный двигатель со скрепленным с корпусом зарядом высокоимпульсного металлизированного смесевого твердого топлива, предназначенный для преобразования потенциальной энергии топлива в кинетическую энергию носителя, он может быть использован для зенитных и тактических ракет большой и средней дальности и, в частности, ракетных установок морского базирования.

Характерным для ракетных комплексов корабельного базирования являются высокая тяговооруженность ракетного двигателя в момент старта и высокая надежность его работы на всей траектории полета ракеты, что определяется специфическими условиями их функционирования.

Поэтому необходимо создать ракетный двигатель с высокой степенью заполнения камеры топливом, с повышенными энергетическими характеристиками (т. е. использовать заряды твердого ракетного топлива (ЗТРТ) из высокоимпульсного металлизированного смесевого топлива) и стабильными внутрибаллистическими характеристиками.

Однако применение высокоимпульсного смесевого топлива в двигателях с высокой степенью заполнения топливом приводит к неустойчивости рабочего процесса, т.е. к возникновению колебаний давления в камере, как низкочастотных, так и высокочастотных, что неудовлетворительно влияет на надежность двигателя и ракеты в целом.

Поэтому при проектировании и разработке РДТТ, наряду с вопросами повышения полного импульса тяги двигателя, необходимо решать задачи обеспечения устойчивости рабочего процесса в нем.

В настоящее время эти работы ведутся, в основном, по пути изыскания внутренних резервов за счет установления оптимальных соотношений геометрических размеров отдельных узлов заряда и двигателя, введения в конструкцию заряда специальных устройств для гашения колебаний.

Известен, например, ракетный двигатель твердого топлива по патенту US 3786633, МКИ F 02 K 9/06, 1974, в котором для гашения колебаний давления при возникновении нестационарного горения используется резонансный стержень, размещенный внутри канала.

Недостатком данного двигателя является снижение степени его заполнения топливом, а использование резонансных стержней не позволяет устранить ряд продольных мод низкочастотных колебаний.

Известны, например, ракетные двигатели твердого топлива по патентам RU 2102623, 6 F 02 K 9/26, от 19.03.1996 и RU 2125174 С1, F 02 K 9/18, от 20.02.1998, содержащие секционный заряд и расположенные между секциями акустические полости, служащие для демпфирования низко- и среднечастотных колебаний.

Недостатками данных конструкций ракетных двигателей являются: снижение степени заполнения двигателя топливом из-за наличия "свободных" акустических зон между секциями заряда и необходимостью дополнительной тепловой защиты корпуса двигателя от прогара в месте расположения распорных втулок (демпфирующих колец).

Наиболее близкими по технической сути и конструктивному оформлению является ракетный двигатель твердого топлива по патенту RU 2135806 С1, 6 F 02 К 9/18, от 24.06.1997, который принят авторами за прототип.

На Фиг. 1 показана конструкция двигателя-прототипа, содержащая переднее днище 1, корпус 2, в котором установлен секционный заряд твердого топлива 3, воспламенительное устройство 4, закрепленное на переднем днище 1, и сверхзвуковое сопло 5. Секционный заряд 3 состоит из передней 6 и задней 7 секций.

В секциях 6 и 7 заряда твердого топлива 3 выполнены центральные внутренние каналы 8 и 9, в передней секции 6 канал 8 имеет в поперечном сечении форму пятилучевой звезды 10, а в задней секции 7 канал 9 имеет ступенчатую цилиндрическую форму 11 с коническим участком 12. Между секциями 6 и 7 установлено демпфирующее кольцо 13.

Оптимальные соотношения геометрических размеров отдельных узлов и деталей двигателя позволяют повысить его энергетические характеристики и снизить разброс полного импульса, давления, времени работы.

Недостатки двигателя-прототипа:
1. Секционное исполнение заряда 3 твердого топлива с передним размещением секции 6 с центральным каналом 8 звездообразной формы приведет к эрозионному горению топлива внутри цилиндрического канала 9 задней секции 7.

2. Истечение продуктов сгорания из лучей канала 8 звездообразной формы передней секции 6 к сужающему участку 12 канала 9 заряда 3 задней секции 7 приведет к повышению местной скорости горения топлива на переднем торце секции 7, обращенном к лучам секции 6, и, как правило, к повышению давления в межсекционном объеме, торможению потока и потерям удельного импульса тяги двигателя.

3. Наличие демпфирующих колец 13 в межсекционном объеме требует дополнительной тепловой защиты корпуса 2 двигателя, что усложняет технологический процесс изготовления двигателя, обусловленный вклейкой демпфирующего кольца при сборке двигателя.

4. Наличие свободной (незаполненной топливом) межсекционной зоны 14 снижает коэффициент массового заполнения двигателя (плотность заряжания), а следовательно, и суммарный импульс тяги (снижает энергетические характеристики двигателя).

Задачей предлагаемого изобретения является создание ракетного двигателя твердого топлива, имеющего высокие энергетические характеристики (тяговооруженность и суммарный импульс тяги), гашение и стабилизацию как высокочастотных, так и низкочастотных колебаний давления в двигателе в течение всего времени его работы при высоких параметрах плотности заряжения.

Задача решается за счет того, что в ракетном двигателе смесевого твердого топлива, содержащем корпус с размещенным в нем зарядом твердого топлива и воспламенительным устройством, закрепленным на переднем днище корпуса, и сверхзвуковое сопло, заряд имеет нависающий передний торец, поверхность горения которого составляет 0,05...0,09 поверхности горения, образованной канально-щелевой частью заряда и сопловым торцем, а воспламенительное устройство расположено в цилиндрической канальной части нависающего переднего торца заряда с кольцевым зазором с площадью проходного сечения, составляющей 0,38...0,45 площади критического сечения сопла, причем поверхность горения в переходе от нависающей части к цилиндрическому каналу имеет дополнительно оребрение различной формы (полукруглой, треугольной, прямоугольной) высотой 0,03. ..0,05 толщины кольцевого зазора между воспламенительным устройством и канальной частью нависающего торца, а проходное сечение на выходе из канально-щелевой части заряда составляет 2,73...3,21 площади критического сечения сопла.

Конструкция предлагаемого ракетного двигателя представлена на Фиг.2.

Предлагаемый ракетный двигатель твердого топлива состоит из корпуса 2, переднего днища 1, заряда 3 из высокоимпульсного металлизированного смесевого твердого топлива, воспламенительного устройства 4, сверхзвукового сопла 5.

Заряд твердого топлива 3 прочно скреплен с корпусом 2 ракетного двигателя, имеет нависающий передний торец, образующий с передним днищем 1 дополнительную камеру сгорания 15, канально-щелевую часть и сопловой торец, образующих с соплом основную камеру сгорания 16. Нависающий передний торец заряда имеет поверхность горения SТ, а канально-щелевая часть заряда и сопловой торец имеют поверхность горения (SК, SЩ, SC), обращенную к соплу, причем поверхность горения нависающего переднего торца составляет 0,05...0,09 поверхности горения, образованной канально-щелевой частью заряда и сопловым торцем.

Воспламенительное устройство 4 закреплено на переднем днище 1 и расположено в цилиндрической канальной части нависающего переднего торца с кольцевым зазором h, образованным между поверхностью цилиндрической канальной части нависающего переднего торца заряда и корпусом воспламенительного устройства, причем площадь проходного сечения кольцевого заряда составляет 0,38...0,45 площади критического сечения сопла.

Поверхность горения заряда твердого топлива в переходе от цилиндрической канальной части нависающего переднего торца к цилиндрическому каналу имеет дополнительно оребрение различной формы (полукруглой, треугольной, прямоугольной - фиг.2. варианты 1, 2, 3) высотой h1 0,03...0,05 толщины h кольцевого зазора между воспламенительным устройством и канальной частью нависающего торца.

Щелевая часть заряда твердого топлива обращена к соплу двигателя, причем проходное сечение на выходе из канально-щелевой части заряда составляет 2,73...3,21 площади критического сечения сопла.

Предлагаемый ракетный двигатель твердого топлива работает следующим образом. После срабатывания воспламенительного устройства 4 происходит заполнение продуктами сгорания основной и дополнительной камер сгорания двигателя, разогрев и воспламенение поверхностей горения заряда. При воспламенении топлива по всей поверхности нависающего торца SТ происходит подъем статического давления в дополнительной камере и переток продуктов сгорания из дополнительной камеры в основную через кольцевой зазор n. Причем при соотношениях SТ>0,09(SК+SЩ+SС) и Fпр<0,38Fкр происходит эрозионное горение высокоимпульсного топлива, что приводит к нерасчетному режиму работы двигателя, а при соотношениях SТ<0,05(SК+SЩ+SС) и Fпp>0,45Fкp происходит докритическое истечение продуктов сгорания топлива через кольцевой зазор. Однако при этом снижается весовое совершенство двигателя, снижается его тяговооруженность в момент старта ракеты, снижаются энергетические характеристики двигателя.

Высокочастотные колебания давления стабилизируются в резонансной акустической полости дополнительной камеры сгорания 6, объем которой изменяется пропорционально скорости горения заряда, за счет перемещения нависающего торца по плоскостям горения, что позволяет постоянно стабилизировать высокочастотные колебания в двигателе по мере увеличения объема газов в камерах 15 и 16.

Наличие оребрения различной формы на поверхности горения в переходе от цилиндрической канальной части нависающего переднего торца к цилиндрическому каналу позволяет повысить тяговооруженность двигателя в момент запуска ракеты, развивая начальную поверхность горения заряда, причем количество выступающих ребер n и их длина L определяются расчетно-экспериментальным методом в зависимости от требований значений тяги двигателя при запуске. Величина дополнительной поверхности горения (Sдоп) в начальный момент времени в зависимости от формы ребер составляет (см. Фиг.2, варианты 1, 2, 3):
1. Для полукруглых ребер (вариант 1)
S

°
доп
= (π•h1-2h1)L•n = 1,14h1•L•n.
2. Для треугольных ребер (вариант 2)

3. Для прямоугольных ребер (вариант 3)
S
доп
= 2h1•L•n.
По известным зависимостям внутренней баллистики при прочих равных условиях тяга двигателя в начальный момент времени его работы возрастет в раз,
где S - начальная суммарная поверхность горения штатного заряда (без оребрения);
Sдоп - дополнительная поверхность горения за счет оребрения;
υ - показатель степени в законе горения твердого топлива.

При выгорании оребренной части поверхности горения в переходе от нависающей части к цилиндрическому каналу поверхность "разглаживается" и горение топлива происходит по цилиндрическому "гладкому" каналу.

На Фиг.3 показана циклограмма распределения относительной тяги двигателя

во времени штатного варианта двигателя (без ребер) - кривая 1 и с оребрением - кривая 2, где Ri - текущая тяга двигателя; Rсp - средняя тяга двигателя.

При высоте h1<0,03h развитие начальной поверхности горения недостаточно для начальной тяговооруженности, при высоте оребрения h1>0,05h возможно превышение деформаций на канале заряда выше допустимых, а также превышение перепада давления между камерами 15 и 16, которое может привести к разрушению нависающего торца заряда и двигателя в целом в начальный момент времени.

На Фиг.4 показано размещение характерных точек по длине двигателя (а) и распределение относительного давления (Рimах) и относительной скорости газового потока (Vi/Vmax) по длине двигателя (б).

При движении продуктов сгорания от переднего днища к соплу по центральному каналу происходит ускорение потока и падение полного давления (см. Фиг. 4). При выходе продуктов сгорания из канально-щелевой части (точка 8 на Фиг. 4) в предсопловый объем происходит расширение потока и его торможение, сопровождающееся подъемом статического давления, потерями полного давления, поглощением акустической энергии и гашением низкочастотных продольных колебаний давления.

Выполнение ракетного двигателя в соответствии с изобретением, сохранение оптимального соотношения геометрических размеров отдельных узлов и деталей позволят повысить начальную тяговооруженность и стабильность внутрибаллистических характеристик двигателя при расширенном спектре частот подавляемых колебаний, уменьшив одновременно потери полного давления, и поднять тем самым надежность и энергетические характеристики двигателя.

Указанный положительный эффект подтвержден огневыми стендовыми испытаниями опытных образцов РДТТ, выполненных в соответствии с изобретением.

Ракетныйдвигательсмесевоготвердоготоплива,содержащийкорпуссразмещеннымивнемзарядомтвердоготоплива,воспламенительнымустройством,закрепленнымнапереднемднищекорпуса,исверхзвуковоесопло,отличающийсятем,чтозарядимеетнависающийпереднийторец,поверхностьгорениякоторогосоставляет0,05...0,09поверхностигорения,образованнойканально-щелевойчастьюзарядаисопловымторцом,авоспламенительноеустройстворасположеновцилиндрическойканальнойчастинависающегопереднеготорцазарядаскольцевымзазором,сплощадьюпроходногосечения,составляющей0,38...0,45площадикритическогосечениясопла,причемповерхностьгорениявпереходеотнависающейчастикцилиндрическомуканалуимеетдополнительнооребрениеразличнойформы(полукруглой,треугольной,прямоугольной)высотой0,03...0,05толщиныкольцевогозазорамеждувоспламенительнымустройствомиканальнойчастьюнависающеготорца,апроходноесечениенавыходеизканально-щелевойчастизарядасоставляет2,73...3,21площадикритическогосечениясопла.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 46.
20.02.2019
№219.016.bc99

Заряд ракетного твердого топлива

Заряд ракетного твердого топлива содержит корпус, жесткоскрепленный с корпусом топливный заряд и защитно-крепящий слой. Защитно-крепящий слой представляет собой листовой каландрованный материал и изготовлен на основе высокопрочного этиленпропилендиенового каучука с порошкообразными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002262612
Дата охранного документа: 20.10.2005
20.02.2019
№219.016.bce3

Способ изготовления изделия из взрывчатого состава

Изобретение относится к технологии взрывчатых веществ, в том числе смесевых твердых ракетных топлив. Предложен способ изготовления изделия из взрывчатого состава, включающий дозирование жидковязких и порошкообразных компонентов, перемешивание их в вертикальном смесителе с планетарными мешалками...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002288204
Дата охранного документа: 27.11.2006
20.02.2019
№219.016.bcfc

Установка центробежного бронирования

Установка центробежного бронирования относится к области изготовления вкладных зарядов твердого ракетного топлива. Установка выполнена в виде центрифуги, содержит ротор с кольцевым коллектором, камеру, охватывающую ротор, расходные емкости и привод. Установка снабжена дозатором компонентов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002246560
Дата охранного документа: 20.02.2005
20.02.2019
№219.016.bd07

Форма литьевая

Изобретение относится к технологии изготовления ракетных зарядов твердого топлива и предназначено для нанесения бронепокрытия на боковую поверхность зарядов. Форма литьевая содержит матрицу, крышку и толкатель, при этом она снабжена двумя полувтулками с конической наружной поверхностью,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002248275
Дата охранного документа: 20.03.2005
20.02.2019
№219.016.bd94

Способ бронирования вкладных зарядов твердого ракетного топлива бронесоставом с вязкостью более 4000 пуаз и живучестью до 10 минут

Изобретение относится к области изготовления вкладных зарядов твердого ракетного топлива, преимущественно используемых в ракетных системах различного назначения. Способ включает заливку бронесостава в зазор между бронируемым зарядом и формой под действием центробежной силы, направленной вдоль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002259981
Дата охранного документа: 10.09.2005
20.02.2019
№219.016.bdd8

Заряд ракетного твердого топлива

Заряд ракетного твердого топлива содержит корпус и прочноскрепленный с ним топливный блок с каналом круглой формы и щелевой частью. Канал выполнен с соотношением диаметров в щелевой и круглой части 1,10...1,13. Вершины щелей расположены на конической поверхности с полууглом раскрытия 5...8,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02221158
Дата охранного документа: 10.01.2004
20.02.2019
№219.016.be18

Твердотопливный заряд для ракетного двигателя

Твердотопливный вкладной заряд для вращающегося ракетного двигателя выполнен с утопленными внутрь камеры сгорания сопловыми бобышками. В сопловой части заряда со стороны его наружной поверхности выполнены пазы. Профиль пазов эквидистантно сопряжен в продольном и поперечном сечениях с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02211350
Дата охранного документа: 27.08.2003
20.02.2019
№219.016.be23

Способ бронирования заряда термопластичного топлива

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к разработке способов бронирования зарядов твердого ракетного топлива. Согласно изобретению способ бронирования заряда термопластичного топлива на основе ацетилцеллюлозы и аммиачной селитры, содержащего β-2,4-динитрофеноксиэтанол,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02215723
Дата охранного документа: 10.11.2003
01.03.2019
№219.016.c900

Способ смешения компонентов взрывчатого состава

Изобретение относится к области смешения взрывчатых составов, содержащих полидисперсный порошкообразный окислитель и жидковязкие компоненты в смесителе непрерывного действия. Способ включает запыление линии пневмотранспорта перед первым транспортированием порошкообразного окислителя на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002263094
Дата охранного документа: 27.10.2005
01.03.2019
№219.016.c954

Способ смешения компонентов взрывчатых составов

Изобретение относится к способам смешения компонентов взрывчатых составов с применением смесителя непрерывного действия. Предложен способ смешения компонентов взрывчатого состава, который включает приготовление порошкообразного окислителя в смесителе периодического действия, выгрузку в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002280630
Дата охранного документа: 27.07.2006
Показаны записи 1-10 из 69.
20.02.2019
№219.016.bc99

Заряд ракетного твердого топлива

Заряд ракетного твердого топлива содержит корпус, жесткоскрепленный с корпусом топливный заряд и защитно-крепящий слой. Защитно-крепящий слой представляет собой листовой каландрованный материал и изготовлен на основе высокопрочного этиленпропилендиенового каучука с порошкообразными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002262612
Дата охранного документа: 20.10.2005
20.02.2019
№219.016.bcfc

Установка центробежного бронирования

Установка центробежного бронирования относится к области изготовления вкладных зарядов твердого ракетного топлива. Установка выполнена в виде центрифуги, содержит ротор с кольцевым коллектором, камеру, охватывающую ротор, расходные емкости и привод. Установка снабжена дозатором компонентов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002246560
Дата охранного документа: 20.02.2005
20.02.2019
№219.016.bd94

Способ бронирования вкладных зарядов твердого ракетного топлива бронесоставом с вязкостью более 4000 пуаз и живучестью до 10 минут

Изобретение относится к области изготовления вкладных зарядов твердого ракетного топлива, преимущественно используемых в ракетных системах различного назначения. Способ включает заливку бронесостава в зазор между бронируемым зарядом и формой под действием центробежной силы, направленной вдоль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002259981
Дата охранного документа: 10.09.2005
20.02.2019
№219.016.bdd8

Заряд ракетного твердого топлива

Заряд ракетного твердого топлива содержит корпус и прочноскрепленный с ним топливный блок с каналом круглой формы и щелевой частью. Канал выполнен с соотношением диаметров в щелевой и круглой части 1,10...1,13. Вершины щелей расположены на конической поверхности с полууглом раскрытия 5...8,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02221158
Дата охранного документа: 10.01.2004
20.02.2019
№219.016.bdf9

Наполнитель для повышения огнеэррозионной стойкости литьевых бронесоставов на основе ненасыщенных полиэфирных смол и способ его получения

Предлагаемое изобретение относится к ракетной технике и касается разработки наполнителя с целью повышения огнеэррозионной стойкости, механической и адгезионной прочности бронесоставов различных типов. Данный наполнитель получают методом соединения органического наполнителя -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02225424
Дата охранного документа: 10.03.2004
20.02.2019
№219.016.be03

Способ изготовления заряда смесевого ракетного твердого топлива

Изобретение относится к области изготовления зарядов ракетного двигателя из смесевого ракетного топлива (СРТТ). Согласно изобретению способ изготовления заряда СРТТ включает в себя дозирование компонентов СРТТ в смеситель предварительного смешивания смесительной машины, перемешивание доз...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02219150
Дата охранного документа: 20.12.2003
20.02.2019
№219.016.be11

Устройство для бронирования твердотопливных зарядов

Устройство относится к изготовлению зарядов из твердых ракетных топлив, а именно к устройствам бронирования зарядов литьем под давлением. Содержит пресс-форму с выталкивателем и профилирующий элемент, установленный в полости пресс-формы перед выталкивателем. Поверхность профилирующего элемента,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02216444
Дата охранного документа: 20.11.2003
20.02.2019
№219.016.be18

Твердотопливный заряд для ракетного двигателя

Твердотопливный вкладной заряд для вращающегося ракетного двигателя выполнен с утопленными внутрь камеры сгорания сопловыми бобышками. В сопловой части заряда со стороны его наружной поверхности выполнены пазы. Профиль пазов эквидистантно сопряжен в продольном и поперечном сечениях с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02211350
Дата охранного документа: 27.08.2003
20.02.2019
№219.016.be22

Вкладной заряд медленногорящего твердого топлива

Изобретение относится к области создания бронированных зарядов твердого топлива. Согласно изобретению вкладной заряд медленногорящего твердого топлива на основе аммиачной селитры и ацетилцеллюлозного связующего бронируют двухслойным покрытием по боковой поверхности и покрытием по торцевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02215722
Дата охранного документа: 10.11.2003
20.02.2019
№219.016.be23

Способ бронирования заряда термопластичного топлива

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к разработке способов бронирования зарядов твердого ракетного топлива. Согласно изобретению способ бронирования заряда термопластичного топлива на основе ацетилцеллюлозы и аммиачной селитры, содержащего β-2,4-динитрофеноксиэтанол,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02215723
Дата охранного документа: 10.11.2003
+ добавить свой РИД