×
10.07.2019
219.017.aa73

ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям подшипников скольжения, и может быть широко использовано в различных отраслях промышленности. Подшипник скольжения содержит опору и втулку из неметаллического материала, образующие пару трения и установленные соответственно в корпусе и на валу. Причем между корпусом и опорой, а также между валом и втулкой установлены упругие элементы. Опора и втулка выполнены из износостойкой керамики, например из карбида кремния, а упругие элементы выполнены резиновыми с возможностью дискретного контакта с деталями подшипника и с образованием гарантированного радиального зазора между опорой и корпусом, а также между втулкой и валом, например выполнены в виде пространственной резиновой спирали. При вращении вала крутящий момент передается керамической втулке и керамическому кольцу благодаря силам трения туго посаженных резиновых колец о поверхности элементов. Технический результат - создание долговечного, износостойкого и прочного подшипника скольжения, не нуждающегося в специальной жидкой или твердой смазке, способного работать в химически агрессивных и абразивных средах. 9 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Предлагаемое изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям подшипников скольжения, и может быть широко использовано в различных отраслях промышленности.

Известен подшипник скольжения, выполненный в виде опоры и втулки с выполненными в них продольными пазами для размещения вкладышей твердой смазки [Воротников Б.Д. Подшипники сухого трения. Л.: Машиностроение, 1979, стр. 48-49].

Недостатками известного подшипника являются низкий ресурс работы в химически агрессивных и абразивсодержащих жидкостях, а также малая динамическая прочность.

Известен также подшипник скольжения, содержащий три концентрично расположенные втулки, две из которых, наружная и внутренняя, жесткие (металлические), а одна, промежуточная, эластичная [а.с. СССР №398773, кл. F 16 С 25/02, опубл. 1973].

Известный подшипник скольжения обладает некоторой динамической прочностью. Недостатком его является низкий ресурс работы в химически агрессивных и абразивсодержащих жидкостях из-за недолговечности металлических втулок.

В качестве прототипа выбран подшипник скольжения, содержащий опору и втулку из неметаллического (углеродного композиционного) материала, образующие пару трения, закрепленные соответственно с корпусом и валом, причем между корпусом и опорой, а также между валом и втулкой установлены упругие элементы в виде резиновых втулок [пат. РФ №2007634, кл. F 16 С 25/02, опубл. 1994].

Недостатком известного подшипника скольжения является низкий ресурс работы углеродных композиционных втулок в химически агрессивных жидкостях.

Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является создание долговечного, динамически прочного износостойкого подшипника скольжения, не требующего специальной жидкой или твердой смазки, способного работать в химически агрессивных и абразивных средах.

Поставленная цель достигается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем опору и втулку из неметаллического материала, образующие пару трения, закрепленные соответственно с корпусом и валом, причем между корпусом и опорой, а также между валом и втулкой установлены упругие элементы, согласно изобретению опора и втулка выполнены из износостойкой керамики, например из карбида кремния, а упругие элементы выполнены в виде резиновых колец.

При этом упругие элементы могут быть выполнены в виде набора резиновых колец с различной упругостью, размещенных на втулке и опоре с гарантированным натягом, или в виде пространственных спиралей, а опора и втулка могут быть расположены между собой с образованием гарантированного радиального зазора, а в корпусе и на валу могут быть выполнены проточки с возможностью размещения в них упругих элементов.

При этом на валу может быть выполнен подпятник, а по крайней мере с одной стороны опоры выполнен фланец, торцевые поверхности которого расположены между подпятником вала и корпусом.

При этом между фланцем подшипника и подпятником вала может быть размещено кольцо из износостойкого материала, образующего пару трения с фланцем, например, из карбида кремния.

При этом на внешней поверхности вала и внутренней поверхности корпуса могут быть выполнены проточки по форме резиновых элементов, например спиральные проточки.

При этом упругие элементы могут быть выполнены в виде набора резиновых колец с различной упругостью, размещенных на валу и втулке с гарантированным натягом, а на валу и в корпусе выполнены кольцевые проточки.

При этом резиновые элементы могут быть выполнены в виде цилиндрических втулок с ребристой внутренней и наружной поверхностью.

При этом резиновые элементы могут быть выполнены армированными.

При этом торцевые части втулки могут быть выполнены в виде усеченных конусов и зажаты между ответными чашеобразными металлическими шайбами, закрепленными на валу, например, по тугой посадке, а между шайбами и торцами втулки размещены кольца из эластичного материала, например резины, с возможностью демпфирования осевых динамических нагрузок на керамическую втулку подшипника.

При этом на наружной поверхности втулки и/или валу могут быть выполнены винтообразные канавки в направлении, противоположном вращению вала, с возможностью обеспечения охлаждения упругих элементов подшипника при его работе в жидкой среде путем прохождения последней через канавки.

При этом число заходов винтовых канавок может быть больше одного.

Сопоставительный анализ заявляемого подшипника с прототипом и с другими решениями в данной области техники показывает, что изложенная в патентной формуле совокупность признаков неизвестна из существующего уровня техники, на основании чего можно сделать вывод о его соответствии критерию изобретения "новизна".

По мнению заявителя и авторов, совокупность изложенных в патентной формуле существенных признаков не следует для специалиста явным образом из известного уровня техники, так как из него не видно влияние на получаемый технический результат - новое свойство объекта - совокупности признаков патентной формулы, что позволяет сделать вывод о соответствии предлагаемого решения второму критерию "изобретательский уровень".

Соответствие предлагаемого решения критерию "промышленная применимость" видно из ниже приведенного примера конкретного выполнения подшипника скольжения.

Изобретение иллюстрировано чертежом, на котором схематично представлен общий вид подшипника скольжения, выполненного по пп.1, 2, 3 формулы изобретения.

Перечень обозначений на чертеже.

1 - опора;

2 - втулка;

3 - корпус;

4 - вал;

5 - резиновое кольцо;

6 - резиновое кольцо;

7 - подпятник вала 4;

8 - фланец опоры 1;

9 - керамическое кольцо;

10 - резиновое кольцо;

11 - резиновое кольцо;

12 - жидкая среда.

Подшипник скольжения содержит опору 1 и втулку 2 из карбида кремния, образующие пару трения. Опора 1 закреплена в корпусе 3, а втулка 2 установлена на валу 4. Между корпусом 3 и опорой 1 установлены в сжатом состоянии резиновые кольца 5, а между валом 4 и втулкой 2 установлены в сжатом состоянии резиновые кольца 6 с образованием гарантированного радиального зазора между опорой 1 и корпусом 3, а также между втулкой 2 и валом 4.

На валу 4 выполнен подпятник 7, а с одной стороны опоры 1 выполнен фланец 8. Между фланцем 8 и подпятником 7 установлено кольцо 9 из карбида кремния, закрепленное на шейке вала 4. Для демпфирования осевых динамических нагрузок на керамическое кольцо 9 между последним и подпятником 7 установлено резиновое кольцо 10. Для демпфирования радиальных динамических нагрузок на керамическое кольцо 9 между последним и шейкой вала 4 установлено в сжатом положении резиновое кольцо 11.

В рабочем положении подшипника его детали находятся в жидкой среде 12. Ею может быть химически агрессивная и содержащая абразивные частицы жидкость. В этом случае корпус 3 и вал 4 выполнены из химически стойкого материала, например из нержавеющей стали, или выполнены из обычной стали с защитным покрытием, а кольца 5, 6, 10 и 11 выполнены из химически стойкой резины.

Работа подшипника скольжения происходит следующим образом.

При вращении вала 4 крутящий момент передается керамической втулке 2 и керамическому кольцу 9 благодаря силам трения туго посаженных резиновых колец 6, 10, 11 о поверхности элементов 2, 4, 9.

Вращающиеся керамические втулка 2 и кольцо 9 образуют пары трения с керамической опорой 1. Выполнение элементов 1, 2, 9 из химически и абразивно стойкого карбида кремния обеспечивает их высокий ресурс работы в любых средах и расширяет возможную область применения предлагаемого подшипника скольжения.

Наличие резиновых колец 5, 6, 10 и 11 обеспечивает демпфирование осевых и радиальных перемещений относительно хрупких керамических элементов 1, 2, 9, что устраняет разрушительное влияние на них динамических нагрузок и несоосности монтажа и повышает надежность конструкции подшипника.

Наличие жидкой среды 12 обеспечивает смазку между трущимися поверхностями пар трения (втулкой 2 и кольца 9, втулкой 2 и опорой 1) и интенсифицирует охлаждение чувствительных к перегреву резиновых колец 5, 6, 10, 11.

Подшипник может быть выполнен как радиальным (п.1 формулы изобретения), так и радиально-упорным (п.2, 3, 8 формулы изобретения).

Выполнение на наружной поверхности втулки и/или валу винтообразных канавок в направлении, противоположном вращению вала (п.9. формулы изобретения), обеспечивает лучшее охлаждение резиновых колец благодаря более интенсивной циркуляции жидкости. Многозаходное выполнение канавок (п.10. формулы изобретения) дополнительно улучшает охлаждение резиновых колец.

Использование предлагаемого изобретения позволяет создать долговечный, износостойкий и прочный подшипник скольжения, не нуждающийся в специальной жидкой или твердой смазке, способный работать в химически агрессивных и абразивных средах. Предлагаемый подшипник скольжения обладает широкими функциональными возможностями и может найти применение в любых областях промышленности.

1.Подшипникскольжения,содержащийопоруивтулкуизнеметаллическогоматериала,образующиепарутрения,установленныесоответственновкорпусеинавалу,причеммеждукорпусомиопорой,атакжемеждуваломивтулкойустановленыупругиеэлементы,отличающийсятем,чтоопораивтулкавыполненыизизносостойкойкерамики,напримеризкарбидакремния,аупругиеэлементывыполненырезиновымисвозможностьюдискретногоконтактасдеталямиподшипникаисобразованиемгарантированногорадиальногозазорамеждуопоройикорпусом,атакжемеждувтулкойивалом,напримервыполненыввидепространственнойрезиновойспирали.12.Подшипникскольженияпоп.1,отличающийсятем,чтонавалувыполненподпятник,апокрайнеймересоднойстороныопорывыполненфланец,торцевыеповерхностикоторогорасположенымеждуподпятникомвалаикорпусом.23.Подшипникскольженияпоп.2,отличающийсятем,чтомеждуфланцемподшипникаиподпятникомваларазмещенокольцоизизносостойкогоматериала,образующеепарутрениясфланцем,напримеризкарбидакремния.34.Подшипникскольженияпоп.1,отличающийсятем,чтонавнешнейповерхностивалаивнутреннейповерхностикорпусавыполненыпроточкипоформерезиновыхэлементов,напримерспиральныепроточки.45.Подшипникскольженияпоп.1,отличающийсятем,чтоупругиеэлементывыполненыввиденаборарезиновыхколецсразличнойупругостью,размещенныхнавалуивтулкесгарантированнымнатягом,анавалуивкорпусевыполненыкольцевыепроточки.56.Подшипникскольженияпоп.1,отличающийсятем,чторезиновыеупругиеэлементывыполненыввидецилиндрическихвтулоксребристойвнутреннейинаружнойповерхностями.67.Подшипникскольженияпоп.1,отличающийсятем,чторезиновыеупругиеэлементывыполненыармированными.78.Подшипникскольженияпоп.1,отличающийсятем,чтоторцевыечастивтулкивыполненыввидеусеченныхконусовизажатымеждуответнымичашеобразнымиметаллическимишайбами,закрепленныминавалу,например,потугойпосадке,приэтоммеждушайбамииторцамивтулкиразмещеныкольцаизэластичногоматериала,напримеррезины,свозможностьюдемпфированияосевыхдинамическихнагрузокнакерамическуювтулкуподшипника.89.Подшипникскольженияпоп.1,отличающийсятем,чтонанаружнойповерхностивтулкии/иливалувыполненывинтообразныеканавкивнаправлении,противоположномвращениювала,дляобеспечениявозможностиохлажденияупругихэлементовподшипникаприегоработевжидкойсредепутемпрохожденияпоследнейчерезканавки.910.Подшипникскольженияпоп.9,отличающийсятем,чточислозаходоввинтовыхканавокбольшеодного.10
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 20.
10.01.2013
№216.012.1990

Пульповый погружной насос

Изобретение относится к насосостроению, а именно к конструкциям центробежных погружных насосов, предназначенных для перекачивания жидкостей плотностью до 1300 кг/м с твердыми включениями, в том числе абразивных. Центробежный насос содержит корпус, в котором размещены насосный узел с проточной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472036
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1991

Пульповый погружной насос (варианты)

Изобретение относится к насосостроению, а именно к конструкциям центробежных погружных насосов, предназначенных для перекачивания жидкостей плотностью до 1300 кг/м с твердыми включениями, в том числе абразивных. Центробежный насос содержит корпус, в котором размещены насосный узел с проточной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472037
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.01.2014
№216.012.9c43

Химический горизонтальный насос с рабочим колесом закрытого типа (варианты)

Изобретение относится к насосостроению, а именно к насосам для перекачивания агрессивных жидкостей. Насос выполнен одноступенчатым, консольного типа. Корпус проточной части включает проточную полость, объединенную со спиральным сборником. Корпус ходовой части выполнен охватывающим большую часть...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505709
Дата охранного документа: 27.01.2014
27.01.2014
№216.012.9c46

Способ производства химического электронасосного агрегата и химический электронасосный агрегат, выполненный этим способом (варианты)

Изобретение относится к насосостроению, а именно к химическим горизонтальным центробежным электронасосным агрегатам. Способ производства агрегата заключается в том, что изготавливают сборный корпус насоса, ротор с валом и рабочим колесом, а также силовой узел. Корпус ходовой части насоса...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505712
Дата охранного документа: 27.01.2014
10.02.2014
№216.012.9f30

Химический горизонтальный электронасосный агрегат

Изобретение относится к насосостроению, а именно к электронасосным агрегатам, предназначенным для перекачивания химически агрессивных жидкостей. Агрегат содержит электродвигатель, центробежный насос и силовую муфту. Насос выполнен одноступенчатым, консольного типа, содержит корпус с корпусами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506460
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.02.2014
№216.012.9f31

Химический горизонтальный электронасосный агрегат (варианты)

Изобретение относится к агрегатам для перекачивания агрессивных жидкостей. Агрегат содержит электродвигатель, центробежный насос и муфту. Корпус проточной части включает проточную полость, объединенную со спиральным сборником. Корпус ходовой части выполнен охватывающим большую часть длины вала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506461
Дата охранного документа: 10.02.2014
20.03.2014
№216.012.acac

Химический вертикальный электронасосный агрегат с рабочим колесом закрытого типа и способ перекачивания химически агрессивных жидкостей

Изобретение относится к насосостроению, а именно к химическим вертикальным центробежным электронасосным агрегатам. Агрегат включает привод - электродвигатель, переходник с силовой муфтой и центробежный полупогружной насос. Корпус насоса выполнен сборным и включает размещенный над опорной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509919
Дата охранного документа: 20.03.2014
20.03.2014
№216.012.acad

Конструктивно-технологический модельный ряд химических вертикальных насосов (варианты)

Изобретение относится к насосостроению, а именно к химическим вертикальным центробежным насосам. Каждый репрезентативный насос из конструктивно-технологического модельного ряда содержит однотипную конструктивную систему. Каждый насос выполнен центробежным, полупогружным, снабжен опорной плитой....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509920
Дата охранного документа: 20.03.2014
20.03.2014
№216.012.acae

Химический горизонтальный насос с рабочим колесом открытого типа

Изобретение относится к насосостроению, а именно к конструкциям химических горизонтальных центробежных насосов с рабочим колесом открытого типа, предназначенных для перекачивания химически агрессивных жидкостей. Предлагаемый насос выполнен одноступенчатым, консольного типа, содержит ходовую и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509921
Дата охранного документа: 20.03.2014
20.03.2014
№216.012.acaf

Химический вертикальный насос с рабочим колесом закрытого типа

Изобретение относится к насосостроению, а именно к вертикальным насосам для перекачивания химически агрессивных жидкостей. Насос выполнен центробежным полупогружным, содержит корпус, в котором установлен ротор с валом и рабочим колесом закрытого типа, и снабжен опорной плитой. Корпус насоса...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509922
Дата охранного документа: 20.03.2014
+ добавить свой РИД