×
10.07.2019
219.017.aa1e

Результат интеллектуальной деятельности: КОЛЬЦО ПРИВОДА ПОВОРОТНЫХ ЛОПАТОК СТАТОРА ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002270369
Дата охранного документа
20.02.2006
Аннотация: Изобретение относится к насосам и компрессорам необъемного вытеснения, а именно к регулируемым устройствам, направляющим текучую среду, для осевых компрессоров и вентиляторов. Изобретение служит для ликвидации возможности выпадения втулок из отверстий кольца привода без привлечения дополнительных деталей или средств. В кольце привода поворотных лопаток статора осевого компрессора газотурбинного двигателя с выполненными в нем радиальными отверстиями и установленными в них до упора антифрикционными втулками с заплечиками каждая антифрикционная втулка с противоположной от заплечика стороны снабжена буртиком, упирающимся в ответную поверхность кольца привода, при этом втулка выполнена из материала с памятью формы, например из фторопласта Ф4Гр25. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к насосам и компрессорам необъемного вытеснения, а именно к регулируемым устройствам, направляющим текучую среду, для осевых компрессоров и вентиляторов.

Известно кольцо привода статора компрессора газотурбинного двигателя (далее ГТД) с выполненными в нем радиальными отверстиями и с установленными в них до упора антифрикционными втулками с заплечиками, при этом кольцо привода на внутренней поверхности снабжено двумя кольцевыми буртиками, в отверстиях которых установлены Z-образные стопоры втулок, расположенные напротив их заплечиков [1].

Недостатком данной конструкции является необходимость установки Z-образных стопоров втулок для фиксации положения антифрикционных втулок в кольце привода и, как следствие этому, необходимость выполнения в кольце привода отверстий, в которые вставляются эти Z-образные стопоры.

Задача изобретения состоит в ликвидации возможности выпадения втулок из отверстий кольца привода без привлечения дополнительных деталей или средств, что позволит увеличить надежность фиксации втулок, упростить конструкцию и индивидуальный ремонт каждого узла крепления лопатки в процессе эксплуатации, а также уменьшить вес узла.

Для достижения указанной задачи в кольце привода поворотных лопаток статора осевого компрессора газотурбинного двигателя с выполненными в нем радиальными отверстиями и установленными в них до упора антифрикционными втулками с заплечиками каждая антифрикционная втулка с противоположной от заплечика стороны снабжена буртиком, упирающимся в ответную поверхность кольца привода, при этом втулка выполнена из материала с памятью формы, например из фторопласта Ф4Гр25.

В качестве ответной поверхности для буртика втулки может быть выбрана внутренняя или наружная поверхность кольца привода.

Кроме того, отверстие может быть выполнено ступенчатым, а торец ступени радиального отверстия большего диаметра выбран в качестве ответной поверхности для буртика.

Новым в предложенном изобретении является то, что каждая антифрикционная втулка с противоположной от заплечика стороны снабжена буртиком, упирающимся в ответную поверхность кольца привода, в качестве которой может быть выбрана внутренняя или наружная поверхность кольца привода, при этом втулка выполнена из материала с памятью формы, например из фторопласта Ф4Гр25. В качестве ответной поверхности для буртика втулки может быть выбрана внутренняя или наружная поверхность кольца привода. Радиальное отверстие может быть выполнено ступенчатым, при этом в качестве ответной поверхности для буртика выбирается торец ступени радиального отверстия большего диаметра.

Снабдив антифрикционную втулку буртиком, расположенным с противоположной от заплечика стороны, мы достигаем надежную фиксацию втулки в отверстии кольца привода. При этом не требуется установки каких-либо дополнительных деталей крепления втулки, а следовательно, и выполнения дополнительных технологических операций. Изготовление антифрикционной втулки из материала с памятью формы, например из фторопласта Ф4Гр25, позволяет запрессовывать втулку в отверстие кольца привода, имеющее меньший диаметр по сравнению с диаметром буртика втулки.

Таким образом, можно утверждать, что изобретение соответствует критерию "изобретательский уровень".

На фиг.1 показан продольный разрез статора компрессора ГТД,

на фиг.2 показан элемент крепления антифрикционной втулки в кольце привода,

на фиг.3 показан элемент крепления антифрикционной втулки в кольце привода в случае выполнения радиального отверстия ступенчатым (согласно п.3 формулы).

Кольцо привода 1 поворотных лопаток 2 содержит радиальные отверстия 3 с установленными в них до упора антифрикционными втулками 4 с заплечиками 5, при этом каждая втулка 4 с противоположной от заплечика 5 стороны снабжена буртиком 6, упирающимся в ответную поверхность 7 кольца привода.

В случае выполнения радиального отверстия ступенчатым буртик 6 упирается в торец 8 ступени отверстия большего диаметра 9.

При сборке антифрикционная втулка 4 запрессовывается в радиальное отверстие 3, при этом конец втулки в районе буртика 6 сжимается при прохождении радиального отверстия 3, а затем за счет памяти формы материала антифрикционной втулки 4 принимает первоначальную форму. В процессе эксплуатации кольцо привода 1 через антифрикционные втулки 4 передает движение поворотным лопаткам 2 статора, устанавливая их на тот или иной угол.

Из описания конструкции видно, что в предлагаемом кольце привода поворотных лопаток статора компрессора ГТД используются элементы, широко применяемые в промышленности, из чего следует вывод о соответствии изобретения критерию "промышленная применимость".

Источник информации

1. Патент РФ №2219378, МКИ 7 F 04 D 29/56, опубл. 20.12.2003 г.

1.Кольцоприводаповоротныхлопатокстатораосевогокомпрессорагазотурбинногодвигателясвыполненнымивнемрадиальнымиотверстиямииустановленнымивнихдоупораантифрикционнымивтулкамисзаплечиками,отличающеесятем,чтокаждаяантифрикционнаявтулкаспротивоположнойотзаплечикастороныснабженабуртиком,упирающимсявответнуюповерхностькольцапривода,приэтомвтулкавыполненаизматериаласпамятьюформы,напримеризфторопластаФ4Гр25.12.Кольцоприводапоп.1,отличающеесятем,чтовкачествеответнойповерхностидлябуртикавыбранавнутренняяилинаружнаяповерхностькольцапривода.23.Кольцопоп.1,отличающеесятем,чторадиальноеотверстиевыполненоступенчатым,приэтомторецступенирадиальногоотверстиябольшегодиаметравыбранвкачествеответнойповерхностидлябуртика.3
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 102.
10.01.2013
№216.012.196f

Выходное устройство турбины авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к элементам конструктивной связи между корпусом турбины авиационного газотурбинного двигателя и ее внутренними элементами, а именно к конструкции выходного устройства турбины. Выходное устройство турбины содержит полые профилированные стойки корпуса, размещенные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472003
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1994

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые проточки с установленными в них...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472040
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1995

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит установленные в колодцах корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни. У ножек зубьев шестерен выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472041
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d28

Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиации. Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя включает раскрутку ротора двигателя до частоты вращения ротора, необходимой для розжига камеры сгорания, розжиг камеры сгорания и выход на режим малого газа с поддержанием при этом предельного значения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472958
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d34

Героторный насос с торцовым входом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслонасосам системы смазки авиационного газотурбинного двигателя. Героторный насос с торцовым входом содержит установленную на полом валу 4 по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен, ограниченных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472970
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.01.2013
№216.012.2078

Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в высокотемпературных газовых турбинах. Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением содержит профили лопаток, соединенные полками, участок рассеивания, в виде углубления с внутренней стороны полок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473813
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.23ed

Выходное устройство турбины

Выходное устройство турбины содержит профилированные стойки корпуса, размещенные в проточной части за рабочим колесом последней ступени турбины. У стоек средние линии выходных участков профилей направлены вдоль продольной оси турбины. Средние линии входных участков профилей стоек повернуты к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474699
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.23f9

Способ регулирования подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя и система для его осуществления

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей. Способ регулирования, реализуемый системой регулирования, заключается в формировании расхода топлива через, по крайней мере, два дозатора в группы форсунок в зависимости от режима работы двигателя при использовании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474711
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2b93

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к охлаждению осевой турбомашины и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части лопатки турбины высокого давления. Лопатка турбомашины содержит газодинамический профиль, ограниченный внешними выпуклой и вогнутой поверхностями, канал вдоль входной кромки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476682
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2bc2

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя содержит диск с упорным выступом и соединительными элементами диска, лопатки с хвостовиком, средство для перекрытия зазоров и средство осевой фиксации лопаток в замковом соединении типа «ласточкин хвост». Соединительные элементы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476729
Дата охранного документа: 27.02.2013
Показаны записи 1-10 из 19.
20.04.2013
№216.012.37ba

Защитная маскирующая система для летательного аппарата, подвергающегося радиолокационному облучению

Изобретение относится к средствам защиты и маскирования объектов от систем радиолокационного облучения и опознавания, захвата, автоматического сопровождения и целеуказания, работающих в радиолокационном диапазоне электромагнитного спектра. Защитная маскирующая система для летательного аппарата,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479819
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.05.2013
№216.012.40c3

Радиопоглощающий материал

Изобретение относится к радиопоглощающему материалу. Радиопоглощающий материал состоит из полимерного связующего, наполнителя в виде смеси порошкообразного феррита и карбонильного железа с диаметром частиц сферической формы 10-50 мкм и смеси фуллеренов С-60 и С-70. Радиопоглощающий материал...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482149
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.08.2015
№216.013.7464

Статор компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к регулируемым направляющим аппаратам компрессоров многорежимных авиационных газотурбинных двигателей. Статор компрессора газотурбинного двигателя содержит корпус, поворотные лопатки направляющего аппарата, три кольцевые обоймы и три опорных элемента. Лопатки направляющего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561371
Дата охранного документа: 27.08.2015
27.03.2016
№216.014.c616

Подшипник скольжения с наноструктурным функционально-градиентным антифрикционным покрытием

Изобретение относится к подшипникам скольжения и может быть использовано в ракетно-космической, авиационной, нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности, в железнодорожном, автомобильном транспорте и других областях промышленности. Подшипник скольжения, включающий корпус,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578840
Дата охранного документа: 27.03.2016
13.01.2017
№217.015.6e1a

Барабан ротора турбомашины

Изобретение относится к роторам турбомашин, используемых в авиации. Барабан ротора турбомашины, содержащий корпус в форме полого цилиндрического тела вращения вокруг продольной оси и выполненный в нем один и более венец со средствами для крепления хвостовиков лопаток, расположенных по наружной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596895
Дата охранного документа: 10.09.2016
13.01.2017
№217.015.6e24

Барабан ротора турбомашины

Изобретение относится к роторам турбомашин, используемых в авиации. Барабан ротора турбомашины выполнен в форме полого цилиндрического тела вращения вокруг продольной оси с одним и более венцами, со средствами для крепления хвостовиков лопаток, расположенных через равные промежутки по наружной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596894
Дата охранного документа: 10.09.2016
29.12.2017
№217.015.f69c

Способ управления двухроторным газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационной техники, к способам управления двухроторным газотурбинным двигателем. При останове двигателя генерируемую вращением вала ротора низкого давления электроэнергию передают на электродвигатель-генератор вала ротора высокого давления, для создания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639260
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7a0

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит закрепленный на статоре турбины кольцевой корпус (1) со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639444
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.1368

Способ управления двухроторным газотурбинным двигателем самолета в режиме запуска при авторотации

Изобретение относится к области авиационной техники, к способам управления двухроторным газотурбинным двигателем, в частности запуска при выходе двигателя на режим авторотации. Частоту вращения вала ротора высокого давления и вала ротора низкого давления уменьшают до достижения роторами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634505
Дата охранного документа: 31.10.2017
10.05.2018
№218.016.3e9e

Способ управления двухроторным газотурбинным двигателем самолета при останове

Изобретение относится к управлению авиационным двигателем. Способ управления двухроторным газотурбинным двигателем самолета при останове заключается в уменьшении частоты вращения вала ротора высокого давления и вала ротора низкого давления. При этом частоту вращения вала ротора высокого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002648528
Дата охранного документа: 26.03.2018
+ добавить свой РИД