×
05.07.2019
219.017.a5e2

Результат интеллектуальной деятельности: Приводная коническая втулка для упорного подшипника

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002693541
Дата охранного документа
03.07.2019
Аннотация: Группа изобретений может быть использована в горизонтальных насосах для противодействия осевому усилию, создаваемому при работе насоса. Упорный подшипник выполнен с возможностью уменьшения осевого смещения вала и содержит закрепленный осевой подшипник, упорный диск, расположенный смежно с осевым подшипником, и приводную коническую втулку. Упорный диск имеет центральный проход. Приводная коническая втулка имеет внутреннюю поверхность, находящуюся в контакте с валом, и наружную поверхность, находящуюся в контакте с центральным проходом упорного диска. Центральный проход упорного диска имеет ступенчатый профиль, а наружная поверхность приводной конической втулки сопрягается со ступенчатым профилем центрального прохода. Изобретения направлены на совершенствование устройства крепления упорного диска к валу для исключения избыточной вибрации вала и как следствие повреждения соединения. 3 н. и 12 з. п. ф-лы, 7 ил.

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ

[001] Данное изобретение относится, в целом, к области техники, связанной с насосными установками и, более конкретно, к устройству и способу для присоединения упорного диска к валу.

ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗОБРЕТЕНИЯ

[002] Горизонтальные насосные установки используются в различных отраслях промышленности с различными целями. Например, в нефтегазовой промышленности горизонтальные насосные установки используют для перекачивания текучих сред, таких как вода, отделенная от нефти, к удаленному на расстояние месту назначения, такому как резервуар или скважина для сброса промысловых сточных вод. Обычно горизонтальные насосные установки содержат насос, двигатель и всасывающий корпус, расположенный между насосом и двигателем. Между двигателем и всасывающим корпусом также расположена подшипниковая камера.

[003] Во время эксплуатации насос создает осевое усилие, передаваемое вдоль вала к подшипниковой камере. Подшипниковая камера противодействует осевому усилию, создаваемому насосом, и ограничивает осевое смещение вала. Подшипниковая камера содержит упорный диск, присоединенный к вращающемуся валу, и закрепленный осевой подшипник. Вращающийся упорный диск прижимается к осевому подшипнику, снимая нагрузку, обусловленную осевым усилием, создаваемым насосом.

[004] В известных конструкциях упорный диск присоединяют к валу для создания вращательного соединения, используя конструкцию шпонка и паз в сочетании со своего рода кольцом на валу, в виде осевого соединения. Несмотря на то, что конструкция шпонка-паз-кольцо получила широкое применение, использование этой конструкции может быть нежелательным вследствие того, что она допускает некоторую степень радиального перемещения между валом и упорным диском, а также возникновение дисбаланса. При повышенных скоростях вращения упорный диск может смещаться в радиальном направлении, что дополнительно ухудшает состояние дисбаланса. Это обстоятельство может привести к повышенному износу упорного диска и к возникновению избыточной вибрации вала, что в свою очередь может вызывать изнашивание соединительных компонентов, приводящее в результате к повреждению соединения. Следовательно, существует потребность в усовершенствованном устройстве для прикрепления упорного диска к валу.

СУЩНОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ

[005] В предпочтительном варианте выполнения данное изобретение содержит упорный подшипник, выполненный с возможностью уменьшения осевого смещения вала. Упорный подшипник содержит закрепленный осевой подшипник, упорный диск, расположенный смежно с осевым подшипником, и приводную коническую втулку. Упорный диск содержит центральный проход. Приводная коническая втулка имеет внутреннюю поверхность, находящуюся в контакте с валом, и наружную поверхность, находящуюся в контакте с центральным проходом упорного диска. Приводная коническая втулка имеет сужающуюся наружную поверхность, воздействующую с зажимным усилием в радиальном направлении на упорный диск, когда приводная коническая втулка находится во взаимодействии с центральным проходом.

[006] В другом аспекте предпочтительные варианты выполнения содержат горизонтальную насосную установку, содержащую двигатель, насос, приводимый в действие двигателем, и подшипниковую камеру, присоединенную между двигателем и насосом. Подшипниковая камера предпочтительно содержит корпус, вал, проходящий через корпус, и упорный подшипник. Упорный подшипник содержит упорный диск, имеющий центральный проход, и приводную коническую втулку, имеющую внутреннюю поверхность, находящуюся в контакте с валом подшипниковой камеры, и наружную поверхность, находящуюся в контакте с центральным проходом.

[007] В еще одном аспекте предпочтительные варианты выполнения содержат подшипниковую камеру, используемую в горизонтальной насосной установке. Подшипниковая камера содержит корпус, вал, проходящий через корпус, и упорный подшипник, который содержит приводную коническую втулку, имеющую внутреннюю поверхность, находящуюся в контакте с валом подшипниковой камеры, и наружную поверхность. Упорный подшипник дополнительно содержит упорный диск, имеющий центральный проход, находящийся в контакте с наружной поверхностью указанной втулки.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

[008] Фиг. 1 изображает вид сбоку горизонтальной насосной установки, выполненной в соответствии с предпочтительным в настоящее время вариантом выполнения.

[009] Фиг. 2 изображает вид в аксонометрии сбоку подшипниковой камеры горизонтальной насосной установки, показанной на фиг. 1.

[010] Фиг. 3 изображает продольный разрез подшипниковой камеры, показанной на фиг. 2.

[011] Фиг. 4 изображает частичный разрез упорного подшипника и вала подшипниковой камеры, показанной на фиг. 2.

[012] Фиг. 5 изображает покомпонентный вид упорного подшипника, вала и шариковых подшипников.

[013] Фиг. 6 изображает вид в аксонометрии приводной конической втулки упорного подшипника, показанного на фиг. 5.

[014] Фиг. 7 изображает разрез упорного диска упорного подшипника, показанного на фиг. 5.

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

[015] В соответствии с предпочтительным вариантом выполнения данного изобретения фиг. 1 изображает вид сбоку горизонтальной насосной установки 100. Установка 100 содержит двигатель 102, всасывающий корпус 104, насос 106 и подшипниковую камеру 108. Всасывающий корпус 104 присоединен между насосом 106 и подшипниковой камерой 108. Подшипниковая камера 108 присоединена между всасывающим корпусом 104 и двигателем 102. Как правило, двигатель 102 приводит в действие насос 106 с помощью последовательности валов (на фиг. 1 не показанных), проходящих через подшипниковую камеру 108 и всасывающий корпус 104. Перекачиваемые текучие среды направляются к всасывающему корпусу 104 и подвергаются сжатию с помощью насоса 106. В предпочтительном варианте выполнения насос 106 является центробежным. В особо предпочтительном варианте выполнения насос 106 является многоступенчатым центробежным насосом.

[016] Обратимся к фиг. 2, на котором показан вид в аксонометрии подшипниковой камеры 108. Камера 108 содержит первый корпус 110, второй корпус 112 и вал 114. Вал 114 подшипниковой камеры выполнен с возможностью передачи вращающего момента от двигателя 102 к короткому валу (не показанному), проходящему во всасывающий корпус 104. Первый и второй корпусы 110, 112 выполнены с возможностью совместного закрепления посредством крепежных элементов 116. Первый и второй корпусы 110, 112 вместе содержат внутренние компоненты подшипниковой камеры 108.

[017] Обратимся к фиг. 3, на котором показан разрез подшипниковой камеры 108. Камера 108 содержит упорный подшипник 118 и пару радиальных подшипников 120а, 120b. Радиальные подшипники 124а, 124b предпочтительно расположены на противоположных сторонах от упорного подшипника 118 и поддерживают в радиальном направлении вал 114 подшипниковой камеры. В особо предпочтительном варианте выполнения радиальные подшипники 120а, 120b являются шариковыми подшипниками, содержащими наружное кольцо с канавкой качения, закрепленное внутри либо первого корпуса 110, либо второго корпуса 112, и внутреннее кольцо с канавкой качения, прикрепленное к валу 114. Как отмечено на фиг. 3, вал 114 содержит заплечик 115, прилегающий к подшипнику 118.

[018] Как более отчетливо показано на фиг. 4 и 5, подшипник 118 содержит упорный диск 122, приводную коническую втулку 124, стопорную шайбу 126, стопорное кольцо 128 с внутренней резьбой и осевой подшипник 130. Осевой подшипник 130 предпочтительно содержит упорные колодки 132 и неподвижно закреплен во внутренней части первого корпуса 110. В полностью собранном состоянии упорный диск 122 размещен в непосредственной близости от упорных колодок 132, расположенных на осевом подшипнике 130. В предпочтительных в настоящее время вариантах выполнения подшипник 118 действует как гидродинамический подшипник, который в оптимальном случае содержит некоторое количество текучей среды, находящейся между осевым подшипником 130 и упорным диском 122. Гидродинамический подшипник обеспечивает устойчивую антифрикционную контактную поверхность между упорным диском 122 и осевым подшипником 130.

[019] В отличие от известных упорных подшипников упорный диск 122 в предпочтительных вариантах выполнения прикреплен к валу 114 подшипниковой камеры посредством приводной конической втулки 124. Как лучше всего изображено на фиг. 6, приводная втулка 124 имеет конусообразную основную часть 134, имеющую первый конец 136 и второй конец 138. Конусообразная основная часть 134 имеет внутреннюю поверхность 140 с по существу постоянным диаметром и наружную поверхность 142, сужающуюся по толщине от первого конца 136 ко второму концу 138. Приводная втулка 124 предпочтительно имеет выступ 144, проходящий в радиальном наружном направлении от наружной поверхности 142 смежно с первым концом 136. Втулка 124, как вариант, имеет канал 146, проходящий продольно через выступ и конусообразную основную часть 134 и обеспечивающий втулке 124 свободу для сжатия в диаметре по мере ее продвижения в упорный диск 122.

[020] Обратимся к фиг. 7, на котором показан вид в разрезе упорного диска 122. Упорный диск 122, в целом, является тороидальным и имеет центральный проход 150, выполненный с возможностью плотного прилегания к приводной втулке 124. В предпочтительных вариантах выполнения центральный проход 150 имеет ступенчатый профиль, образованный двумя или более различными внутренними диаметрами. В особенно предпочтительном варианте выполнения, изображенном на фиг. 7, проход в упорном диске 122 имеет первый участок 150а с первым диаметром 152а, второй участок 150b со вторым диаметром 152b и третий участок 150с с третьим диаметром 152с.

[021] Третий диаметр 152с меньше первого диаметра 152а, а первый диаметр 152а меньше второго диаметра 152b. Первый диаметр 152а номинально имеет ту же величину, что и диаметр наружной поверхности 142 первого конца 136 втулки 124. Третий диаметр 152с номинально имеет ту же величину, что и диаметр наружной поверхности 142 второго конца 138 втулки 124. Профиль центрального прохода 150 упорного диска 122 обеспечивает плотную посадку между втулкой 124 и упорным диском 122. Дополнительно, «рельеф», создаваемый вторым участком 150b прохода, обеспечивает контакт между упорным диском 122 и втулкой 124, сосредоточенный на первом и третьем участках 150а, 150с прохода. Направление контакта между втулкой 124 и упорным диском 122 к наружным краям уменьшает вероятность осевого дисбаланса или перекоса, который может возникнуть в противном случае.

[022] Обратимся теперь к фиг. 3-7, на которых показано, что во время сборки упорного подшипника 118 упорный диск размещают на валу 114 подшипниковой камеры. Затем на конце вала 114 размещают втулку 124. По мере приближения втулки 124 к упорному диску 122 и вхождения с ним в соединение конусообразная основная часть 134 втулки 124 воздействует с направленным в наружном направлении усилием на упорный диск 122 с обеспечением тем самым радиального центрирования упорного диска 122 на валу 114. Таким образом, втулка 124 обеспечивает по существу равномерное зажимное усилие для закрепления упорного диска 122 в соединении с валом 114 подшипниковой камеры. Втулка 124 также воздействует с осевым усилием на упорный диск 122, прижимая его к заплечику 115 вала. Этот контакт обеспечивает возможность передачи заплечиком 115 осевой нагрузки, создаваемой насосом 106, к упорному диску 122.

[023] Затем размещают стопорную шайбу 126 и стопорное кольцо 128 на конце вала 114 подшипниковой камеры. Стопорное кольцо 128 выполнено с возможностью навинчивания на участок вала 114 смежно с упорным диском 122. Стопорное кольцо 128 воздействует с осевым усилием на втулку 124, так что втулка 124 входит во внутреннюю часть упорного диска 122. Посадка на конус ограничивает длину контакта между приводной втулкой 124 и упорным диском 122. Стопорная шайба 126 препятствует отвинчиванию стопорного кольца 128 во время эксплуатации. После центрирования упорного диска 122 и его закрепления в требуемом положении на валу 114 подшипниковой камеры вал 114 и упорный диск 122 в собранном состоянии могут быть установлены во внутренней части первого корпуса для введения упорного диска 122 на место смежно с осевым подшипником 130. Затем во внутренней части камеры 108 могут быть установлены радиальные подшипники 120 и остальные компоненты.

[024] Таким образом, приводная коническая втулка 124 и сопрягающийся с ней упорный диск 122 обеспечивают надежную и облегченную конструкцию для центрирования и прикрепления упорного диска 122 к валу 114 подшипниковой камеры. Подшипник 118 предпочтительных вариантов выполнения является менее чувствительным к случайному радиальному и осевому перемещению по сравнению с упорными дисками, закрепляемыми с использованием известных устройств шпонка-паз-кольцо. Соответственно, использование конической втулки 124 и сопрягающегося с ней упорного диска 122 является существенным усовершенствованием по сравнению с предшествующим уровнем техники.

[025] Следует понимать, что даже несмотря на то, что в вышеприведенном описании были изложены многочисленные характеристики и преимущества различных вариантов выполнения изобретения совместно с деталями конструкции и функциями различных вариантов его выполнения, тем не менее, это описание является лишь иллюстративным, при этом возможно внесение изменений в деталях, особенно в вопросах, касающихся конструкции и расположения ее частей, в пределах основополагающих идей данного изобретения, в полной мере отображенных общепринятым значением терминов, в которых изложена прилагаемая формула изобретения. Специалистам должно быть очевидным, что основные идеи данного изобретения могут быть применены к другим установками без отклонения от объема правовой охраны и сущности данного изобретения.


Приводная коническая втулка для упорного подшипника
Приводная коническая втулка для упорного подшипника
Приводная коническая втулка для упорного подшипника
Приводная коническая втулка для упорного подшипника
Приводная коническая втулка для упорного подшипника
Приводная коническая втулка для упорного подшипника
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 20.
20.01.2018
№218.016.14e5

Горизонтальная насосная установка с изогнутой плитовой рамой

Группа изобретений относится к горизонтальным насосным установкам и конструкции рамы, их несущей. Рама (100) насосной установки, используемая для поддержания горизонтальной насосной установки на платформе, содержит центральный корпус (102), плиту (104) для двигателя, соединенную с центральным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635011
Дата охранного документа: 08.11.2017
10.05.2018
№218.016.416a

Вентиляционный короб

Группа изобретений относится к вариантам вентиляционного короба для выпуска газов, присутствующих на силовом кабеле, используемом для подачи электроэнергии к электрической погружной насосной установке. Короб имеет переднюю сторону, заднюю сторону, множество боковых сторон, верхнюю сторону и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649200
Дата охранного документа: 30.03.2018
10.05.2018
№218.016.4aec

Дублирующие уплотнения вала в уплотнительной секции электрического погружного насоса

Группа изобретений относится к погружным насосным установкам. Технический результат – усовершенствование конструкции за счет повышения устойчивости к загрязнениям и износу, вызванному твердыми частицами. Насосная установка для использования при добыче текучих сред из скважины содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651672
Дата охранного документа: 23.04.2018
04.07.2018
№218.016.6a2d

Многоступенчатый центробежный насос с интегральными износостойкими упорными осевыми подшипниками

Группа изобретений относится к скважинным насосам. Многоступенчатый центробежный насос содержит корпус, вращающийся вал и первую и вторую ступени насоса. Первая и вторая ступени содержат соответственно первый и второй направляющие аппараты, соединенные с корпусом, и первое и второе рабочие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659594
Дата охранного документа: 03.07.2018
04.07.2018
№218.016.6aaa

Способ уплотнения изолированных токопроводящих жил в концевых кабельных муфтах электрического погружного насоса

Группа изобретений касается подводящего кабеля двигателя, электрической погружной насосной системы и устройства для обеспечения уплотнения вокруг электрического подводящего провода. Подводящий кабель двигателя содержит множество подводящих проводов, каждый из которых включает токопроводящую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659648
Дата охранного документа: 03.07.2018
04.07.2018
№218.016.6abf

Конструкция протектора для электрических погружных насосных систем

Группа изобретений относится к погружным насосным системам для выкачивания текучих сред из ствола скважины. Насосная система содержит электродвигатель, заполненный первым диэлектрическим смазочным материалом, и насос, приводимый в действие электродвигателем. Насосная система дополнительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659604
Дата охранного документа: 03.07.2018
17.11.2018
№218.016.9e90

Подпружиненное уплотнение для высокотемпературного уплотнения силового кабеля в соединительном устройстве

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройству для соединения силового кабеля с компонентом в скважинной насосной установке. Технический результат – повышение качества соединения. Высокотемпературное соединительное устройство для соединения силового кабеля с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672552
Дата охранного документа: 16.11.2018
23.11.2018
№218.016.9fc3

Многоступенчатый фланцевый насосный узел высокого давления

Насосный узел (108) для использования в насосной установке высокого давления содержит корпус (124), переднюю часть (128) и основание (126). Корпус содержит по меньшей мере одну ступень (130) центробежного насоса. Передняя часть (128) и основание (126) прикреплены к корпусу (124)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672991
Дата охранного документа: 21.11.2018
13.12.2018
№218.016.a5c1

Скважинное компрессорное устройство для обработки влажного газа

Группа изобретений относится к добыче текучих углеводородов из подземных скважин с высоким содержанием газовой фракции и значительными объемами жидкости. Технический результат – повышение эффективности добычи. По способу устанавливают скважинную насосную систему внутри скважинного ствола. Эта...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674479
Дата охранного документа: 11.12.2018
09.05.2019
№219.017.49dc

Оптимизированное охлаждение электродвигателя при насосно-компрессорной добыче

Группа изобретений относится к насосной технике для добычи текучих сред из скважины. Погружная электронасосная установка содержит двигатель, заполненный смазочным маслом двигателя, добычной насос, приводимый в действие двигателем, теплообменник и циркуляционный масляный насос, соединенный с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686971
Дата охранного документа: 06.05.2019
Показаны записи 1-5 из 5.
20.01.2018
№218.016.14e5

Горизонтальная насосная установка с изогнутой плитовой рамой

Группа изобретений относится к горизонтальным насосным установкам и конструкции рамы, их несущей. Рама (100) насосной установки, используемая для поддержания горизонтальной насосной установки на платформе, содержит центральный корпус (102), плиту (104) для двигателя, соединенную с центральным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635011
Дата охранного документа: 08.11.2017
24.05.2019
№219.017.5e17

Гидравлически скомпенсированный нагнетательный узел насоса

Группа изобретений относится к насосным системам, а именно к механизму для соединения нагнетательного узла системы с расположенным далее по потоку трубопроводом. Нагнетательный узел для использования при соединении насоса в горизонтальной насосной системе с расположенным дальше по потоку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002688636
Дата охранного документа: 21.05.2019
02.10.2019
№219.017.cc99

Смазочная система с расходомерной диафрагмой для подшипников

Группа изобретений относится к смазочной системе для компонентов подшипников в подшипниковой камере в горизонтальной насосной установке. Устройство для регулирования осевого усилия, предназначенное для использования в горизонтальной насосной установке, содержит подшипниковую камеру, заполненную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002701024
Дата охранного документа: 24.09.2019
10.10.2019
№219.017.d423

Опора для двигателя в горизонтальной насосной системе, состоящая из сдвоенных плит

Группа изобретений относится к опорной системе для горизонтальной насосной системы с мощным двигателем. Опорная рама для горизонтальной насосной системы содержит основание и опорный узел для двигателя, соединенный с основанием. Опорный узел для двигателя содержит верхнюю опорную плиту, имеющую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702452
Дата охранного документа: 08.10.2019
15.10.2019
№219.017.d5f3

Соединение обжимной шайбой для валов наземного насоса, несущих осевую нагрузку

Группа изобретений относится к способу и устройству соединения валов наземной насосной установки, несущих осевую нагрузку. Горизонтальная насосная установка содержит присоединенную всасывающую камеру, содержащую короткий вал, подшипниковую камеру, содержащую вал, передающий вращающий момент...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702823
Дата охранного документа: 11.10.2019
+ добавить свой РИД