×
04.07.2019
219.017.a51b

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОГАСАНИЯ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002693338
Дата охранного документа
02.07.2019
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области управления газотурбинными двигателями, используемыми в качестве силовых агрегатов в газовой и энергетических отраслях. Способ заключается в том, что измеряют основные параметры, характеризующие работу двигателя и сравнивают с уставками. В момент включения агрегата зажигания запоминают значение частоты вращения ротора высокого давления Nвдхп и значение температуры за турбиной высокого давления Твдхп, после формирования розжига камеры сгорания и отключения агрегата зажигания, контролируют частоту вращения ротора высокого давления и температуру за турбиной высокого давления. Частоту вращения ротора высокого давления Nвд сравнивают со значением частоты вращения ротора высокого давления Nвдхп до включения агрегата зажигания плюс первая наперед заданная величина ΔNвд. Температуру за турбиной высокого давления Твд сравнивают со значением температуры Твдхп до включения агрегата зажигания плюс вторая наперед заданная величина ΔТвд. При снижении частоты вращения ротора высокого давления Nвд ниже значения частоты вращения ротора высокого давления Nвдхп до включения агрегата зажигания плюс первая наперед заданная величина ΔNвд и снижении температуры за турбиной высокого давления Твд ниже значения температуры за турбиной высокого давления Твдхп до включения агрегата зажигания плюс вторая наперед заданная величина ΔТвд, формируют признак погасания камеры сгорания. Одновременно выполняют отсечку топлива. Предлагаемый способ позволяет повысить надежность функционирования газотурбинного двигателя за счет снижения вероятности пропуска погасания камеры сгорания, в том числе, при работающем стартере. 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области управления газотурбинными двигателями, используемыми в качестве силовых агрегатов в газовой и энергетических отраслях.

Наиболее близким аналогом по технической сущности и принятым за прототип, является способ определения погасания камеры сгорания газотурбинного двигателя (Патент RU №2430252, МПК F02C 9/46, публ. 27.09.2011), заключающийся в том, что измеряют основные параметры, характеризующие работу двигателя - частоту вращения ротора высокого давления, давление за компрессором и температуру за турбиной, сравнивают с уставками и формируют признак погасания.

Недостатком известного способа является низкая надежность функционирования алгоритма контроля погасания камеры сгорания только по производным параметров частоты вращения ротора, давления за компрессором и температуры за турбиной.

Технической проблемой, решение которой обеспечивается при осуществлении предлагаемого изобретения и не может быть реализовано при использовании прототипа является повышение надежности функционирования газотурбинного двигателя за счет надежной работы алгоритма определения погасания камеры сгорания, например, в случае погасания КС при работающем стартере, когда алгоритм определения погасания по контролю производных не работает.

Техническая проблема определения погасания камеры сгорания газотурбинного двигателя решается способом заключающемся в том, что измеряют основные параметры, характеризующие работу двигателя, частоту вращения ротора высокого давления и температуру за турбиной высокого давления, сравнивают с уставками и формируют признак погасания, согласно изобретению, в момент включения агрегата зажигания запоминают значение частоты вращения ротора высокого давления Nвдхп и значение температуры за турбиной высокого давления Твдхп, после формирования розжига камеры сгорания и отключения агрегата зажигания, контролируют частоту вращения ротора высокого давления и температуру за турбиной высокого давления, частоту вращения ротора высокого давления Nвд сравнивают со значением частоты вращения ротора высокого давления Nвдхп до включения агрегата зажигания плюс первая наперед заданная величина ΔNвд, температуру за турбиной высокого давления Твд сравнивают со значением температуры Твдхп до включения агрегата зажигания плюс вторая наперед заданная величина ΔТвд, при снижении частоты вращения ротора высокого давления Nвд ниже значения частоты вращения ротора высокого давления Nвдхп до включения агрегата зажигания плюс первая наперед заданная величина ΔNвд и снижении температуры за турбиной высокого давления Твд ниже значения температуры за турбиной высокого давления Твдхп до включения агрегата зажигания плюс вторая наперед заданная величина ΔТвд, формируют признак погасания камеры сгорания и одновременно выполняют отсечку топлива.

В предлагаемом изобретении, в отличии от прототипа, в момент включения агрегата зажигания запоминают значение частоты вращения ротора высокого давления Nвдхп и значение температуры за турбиной высокого давления Твдхп, после формирования розжига камеры сгорания и отключения агрегата зажигания, контролируют частоту вращения ротора высокого давления и температуру за турбиной высокого давления, частоту вращения ротора высокого давления Nвд сравнивают со значением частоты вращения ротора высокого давления Nвдхп до включения агрегата зажигания плюс первая наперед заданная величина ΔNвд, температуру за турбиной высокого давления Твд сравнивают со значением температуры Твдхп до включения агрегата зажигания плюс вторая наперед заданная величина ΔТвд, при снижении частоты вращения ротора высокого давления Nвд ниже значения частоты вращения ротора высокого давления Nвдхп до включения агрегата зажигания плюс первая наперед заданная величина ΔNвд и снижении температуры за турбиной высокого давления Твд ниже значения температуры за турбиной высокого давления Твдхп до включения агрегата зажигания плюс вторая наперед заданная величина ΔТвд, формируют признак погасания камеры сгорания (КС) и одновременно выполняют отсечку топлива, что позволяет определить погасание камеры сгорания на всех этапах запуска двигателя, в том числе и при работающем стартере, когда алгоритм определения погасания КС с использованием производных по частоте вращения ротора и температуре за турбиной не работает и, следовательно, позволяет повысить надежность функционирования газотурбинного двигателя за счет снижения вероятности пропуска погасания КС.

На фиг. 1 представлена блок-схема газотурбинного двигателя. Узлы газотурбинного двигателя показаны схематично: компрессор высокого давления 1, агрегат зажигания 2, камера сгорания 3, турбина высокого давления 4, ротор высокого давления 5.

На фиг. 2 представлена функциональная схема осуществления предлагаемого способа, где А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З - логические блоки.

Способ определения погасания камеры сгорания газотурбинного двигателя осуществляется следующим образом (фиг. 1, фиг. 2). В момент включения агрегата зажигания запоминают в блоке А значение частоты вращения ротора высокого давления Nвдхп и в блоке Б запоминают значение температуры за турбиной высокого давления Твдхп. В блоке В происходит сложение частоты вращения ротора высокого давления, зафиксированной в момент включения агрегата зажигания, и первой наперед заданной величины ΔNвд. В блоке Г происходит сложение температуры за турбиной высокого давления, зафиксированной в момент включения агрегата зажигания, и второй наперед заданной величины ΔТвд. Контролируется частота вращения ротора высокого давления и температура за турбиной высокого давления. В блоке Д частота вращения ротора высокого давления Nвд сравнивается с результатом сложения частоты вращения ротора высокого давления Nвдхп до включения агрегата зажигания и первой наперед заданной величины ΔNвд из блока В. В блоке Е температура за турбиной высокого давления Твд сравнивается с результатом сложения температуры за турбиной высокого давления Твдхп до включения агрегата зажигания и второй наперед заданной величины ΔТвд из блока Г. Блок Ж (логическое «и») отслеживает одновременное наличие признака розжига и признака отключенного агрегата зажигания и передает сигнал на блок З. При выполнении условия Nвд≤Nвдхп+ΔNвд об/мин с блока Д передается сигнал на блок З, При выполнении условия Твд≤Твдхп+ΔТвд°С с блока Е передается сигнал на блок З. Блок З (логическое «и») при одновременном наличии сигналов с блоков Д, Е и Ж формирует информационный сигнал признака погасания камеры сгорания и одновременно (параллельно) команду на отсечку топлива.

Установленные условия (уставки) для газотурбинного двигателя:

Твд≤Твдхп+ΔТвд°С,

Nвд≤Nвдхп+ΔNвд об/мин, где

Nвд - частота вращения ротора высокого давления;

Nвдхп - частота вращения ротора высокого давления в момент включения агрегата зажигания, перед розжигом;

ΔNвд - первая наперед заданная величина, определяется для каждого типа двигателя, задается в диапазоне от 400 до 600 об/мин.

Твд - температура за турбиной высокого давления;

Твдхп - температура за турбиной высокого давления в момент включения агрегата зажигания, перед розжигом;

ΔТвд - вторая наперед заданная величина, определяется для каждого типа двигателя, задается в диапазоне от 50 до 70°С.

Газотурбинные двигатели с низкоэмиссионными камерами сгорания, характеризующиеся низким содержанием вредных выбросов и высокой степенью сгорания топлива, работают с так называемой «бедной смесью», то есть соотношение подаваемого в КС топлива и воздуха существенно меньше идеального стехиометрического соотношения топливо-окислитель. Это приводит к тому, что в процессе запуска и при работе двигателя вблизи «малого газа» КС работает неустойчиво. Погасание камеры сгорания происходит при прекращении увеличения расхода топлива в процессе разгона или при длительной работе на «малом газу», вызванной технологической необходимостью, пропуск момента погасания камеры сгорания может привести к выдаче от системы управления управляющего воздействия на увеличение расхода топлива по обратной связи по параметрам двигателя (например, по частоте вращения ротора), что может повлечь за собой повторное воспламенение топлива в КС и физическое ее повреждение, а также повреждение выхлопной шахты двигателя.

Для своевременного определения момента погасания камеры сгорания применяется способ, в котором измеряются основные параметры, характеризующие работу двигателя, такие как частота вращения ротора высокого давления и температура за турбиной высокого давления, полученные величины сравниваются с установленными условиями работы для конкретного двигателя (уставками) и при значениях, когда не выполняются установленные условия, формируют признак погасания камеры сгорания.

Предлагаемый способ определения погасания камеры сгорания газотурбинного двигателя реализован в системах автоматического управления газотурбинных установок из состава газоперекачивающих агрегатов и газотурбинных электростанций различных мощностей.

Таким образом, предлагаемый способ определения погасания камеры сгорания газотурбинного двигателя с вышеуказанными отличительными признаками, в совокупности с известными признаками, позволяет повысить надежность функционирования газотурбинного двигателя за счет снижения вероятности пропуска погасания камеры сгорания, в том числе при работающем стартере газотурбинного двигателя.

Способ определения погасания камеры сгорания газотурбинного двигателя, заключающийся в том, что измеряют основные параметры, характеризующие работу двигателя, частоту вращения ротора высокого давления и температуру за турбиной, сравнивают с уставками и формируют признак погасания, отличающийся тем, что в момент включения агрегата зажигания запоминают значение частоты вращения ротора высокого давления Nвдхп и значение температуры за турбиной высокого давления Твдхп, после формирования розжига камеры сгорания и отключения агрегата зажигания, контролируют частоту вращения ротора высокого давления и температуру за турбиной высокого давления, частоту вращения ротора высокого давления Nвд сравнивают со значением частоты вращения ротора высокого давления Nвдхп до включения агрегата зажигания плюс первая наперед заданная величина ΔNвд, температуру за турбиной высокого давления Твд сравнивают со значением температуры Твдхп до включения агрегата зажигания плюс вторая наперед заданная величина ΔТвд, при снижении частоты вращения ротора высокого давления Nвд ниже значения частоты вращения ротора высокого давления Nвдхп до включения агрегата зажигания плюс первая наперед заданная величина ΔNвд и снижении температуры за турбиной высокого давления Твд ниже значения температуры за турбиной высокого давления Твдхп до включения агрегата зажигания плюс вторая наперед заданная величина ΔТвд, формируют признак погасания камеры сгорания и одновременно выполняют отсечку топлива.
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОГАСАНИЯ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОГАСАНИЯ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОГАСАНИЯ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 35.
26.08.2017
№217.015.d864

Стенд для испытания газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей

Изобретение относится к области турбостроения, а именно - к испытаниям газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей на стенде. Стенд для испытания газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей имеет воздуховод с установленными по тракту заслонками и турбореактивный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622588
Дата охранного документа: 16.06.2017
26.08.2017
№217.015.ddb3

Способ измерения фактической минимальной площади проходного сечения межлопаточных каналов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для автоматизированного измерения фактической минимальной площади проходного сечения проточной части межлопаточных каналов сопловых аппаратов турбин, роторов компрессоров. В способе измерения фактической минимальной площади...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624784
Дата охранного документа: 06.07.2017
26.08.2017
№217.015.dddb

Система топливопитания камеры сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, а более конкретно к конструкциям основных камер сгорания. Система топливопитания камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит кольцевой топливный коллектор, установленный вокруг внешней стороны корпуса камеры сгорания, и множество...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624783
Дата охранного документа: 06.07.2017
19.01.2018
№218.016.0436

Центробежно-струйная форсунка

Изобретение относится к форсункам для распыления жидкости и может быть использовано в авиадвигателестроении, а также на других промышленных объектах, где требуется распыление жидкости. Центробежно-струйная форсунка включает корпус и завихрительную камеру. В камеру с помощью резьбового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630521
Дата охранного документа: 11.09.2017
20.01.2018
№218.016.1167

Жаровая труба камеры сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Жаровая труба камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит фронтовое устройство. На фронтовой плите устройства расположены горелочные модули с продольной осью, коллинеарной оси жаровой трубы, с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633982
Дата охранного документа: 20.10.2017
13.02.2018
№218.016.1efe

Способ изготовления керамических форм для равноосного литья жаропрочных сплавов по выплавляемым моделям

Изобретение относится к литейному производству. Поверхности модельного блока очищают от смазок и загрязнителей водным раствором моющих средств. Наносят на модельный блок керамическую суспензию на основе кремнезоля. Обсыпают огнеупорным зернистым материалом. Сушат лицевой слой в потоке воздуха с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641205
Дата охранного документа: 16.01.2018
13.02.2018
№218.016.1f4d

Способ доставки измерительного элемента в заданную позицию при замерах параметров газового потока газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области измерительной техники, к испытаниям, доводке и эксплуатации всех типов газотурбинных двигателей (ГТД), к способам доставки измерительного элемента в заданную позицию при замерах параметров газового потока, к проведению инженерных и сертификационных испытаний ГТД,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641182
Дата охранного документа: 16.01.2018
13.02.2018
№218.016.268f

Упругодемпферная опора турбины

Изобретение относится к упругодемпферным опорам турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Упругодемпферная опора турбины, содержащая корпус опоры с установленными внутри корпуса внешним и внутренним упругими элементами с щелевой масляной полостью между ними, а также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644003
Дата охранного документа: 06.02.2018
04.04.2018
№218.016.2fcc

Газотурбинный двигатель

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Газотурбинный двигатель содержит газогенератор, выход которого соединен с силовой свободной турбиной. Выход из газогенератора дополнительно соединен с реактивным соплом, выполненным в виде секторов и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644660
Дата охранного документа: 13.02.2018
10.05.2018
№218.016.3ca0

Газотурбинный двигатель с биротативным вентилятором

Изобретение относится к газотурбинным двигателям с биротативным вентилятором авиационного применения. Газотурбинный двигатель с биротативным вентилятором содержит подпорные ступени, размещенные между рабочими колесами биротативного вентилятора, а также биротативную турбину, соединенную валами с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647944
Дата охранного документа: 21.03.2018
Показаны записи 1-10 из 13.
10.12.2014
№216.013.0ec5

Способ и устройство формирования опорного сигнала вычислительными средствами в системах частотной и фазовой синхронизации широкополосных систем связи

Изобретение относится к области широкополосных систем радиосвязи и может быть использовано для генерации опорного сигнала и адаптивной корректировки его параметров в стационарных и мобильных станциях. Технический результат - генерирование и корректировка опорного сигнала в широком диапазоне...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535198
Дата охранного документа: 10.12.2014
20.01.2015
№216.013.1fc4

Способ адаптивного и согласованного подавления флуктуационных шумов и сосредоточенных помех и устройство для его реализации

Изобретение относится к области радиотехники и может быть использовано для подавления флуктуационных шумов, сосредоточенных по спектру и времени помех, что необходимо для обеспечения режима качественного приема сообщений. Технический результат - повышение помехозащищенности при приеме...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539573
Дата охранного документа: 20.01.2015
26.08.2017
№217.015.d864

Стенд для испытания газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей

Изобретение относится к области турбостроения, а именно - к испытаниям газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей на стенде. Стенд для испытания газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей имеет воздуховод с установленными по тракту заслонками и турбореактивный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622588
Дата охранного документа: 16.06.2017
22.09.2018
№218.016.89d5

Способ высокоточного слежения за временной задержкой широкополосного сигнала и устройство для его реализации

Изобретение относится к области радиотехники, в частности к способам и устройствам временной синхронизации широкополосного сигнала (ШПС) в системах радиосвязи и сотовых системах связи множественного доступа с кодовым разделением каналов (Code Division Multiple Access - CDMA). Технический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667483
Дата охранного документа: 20.09.2018
14.12.2018
№218.016.a6ce

Способ создания необходимого давления и расхода топлива в топливной системе газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способу создания необходимого давления и расхода топлива в топливной системе авиационного газотурбинного двигателя. Способ создания давления и расхода топлива в топливной системе газотурбинного двигателя, содержащей топливный насос с электрическим приводом, топливный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674806
Дата охранного документа: 13.12.2018
11.03.2019
№219.016.d8b6

Способ диагностики неустойчивой работы компрессора газотурбинного двигателя на запуске

Изобретение относится к области раннего обнаружения неустойчивой работы компрессора газотурбинного двигателя на запуске и позволяет повысить быстродействие диагностики неустойчивой работы компрессора на основе информации о динамике изменения отношения первых производных контролируемых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002316678
Дата охранного документа: 10.02.2008
11.03.2019
№219.016.dba6

Способ зажигания мощной газоразрядной лампы

Изобретение относится к области светотехники. Технический результат - увеличение количества циклов включения - выключения и увеличение срока службы мощных газоразрядных ламп за счет создания режима «мягкого» формирования катодного пятна. Указанный технический результат достигается тем, что в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002422940
Дата охранного документа: 27.06.2011
11.03.2019
№219.016.ddb6

Способ управления активной мощностью электростанции

Способ относится к области газотурбинного двигателестроения. В способе управления активной мощностью электростанции, включающем замер текущего значения активной мощности, передаваемой в сеть электростанцией, и частоты вращения свободной турбины, вычисление отклонения от заданного, вычисление...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002464438
Дата охранного документа: 20.10.2012
10.04.2019
№219.017.0924

Установка для обеззараживания воздуха в вагонах метрополитена

Изобретение относится к обеззараживанию воздуха в пассажирских вагонах метрополитена. Установка для обеззараживания воздуха содержит открытый сверху корпус с углублением, в котором посредством виброгасящих элементов закреплена бактерицидная УФ лампа. УФ лампа расположена в углублении корпуса...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002445122
Дата охранного документа: 20.03.2012
09.05.2019
№219.017.4f68

Способ управления газотурбинным двигателем на режимах разгона и дросселирования

Способ управления газотурбинным двигателем на режимах разгона и дросселирования включает измерение частоты вращения n и ускорения n  ротора турбокомпрессора, измерение температуры воздуха Твх* на входе в турбокомпрессор, вычисление приведенной по температуре воздуха на входе в турбокомпрессор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002403419
Дата охранного документа: 10.11.2010
+ добавить свой РИД