×
29.06.2019
219.017.a1b6

Результат интеллектуальной деятельности: УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБРАБОТКИ КОЛЛЕКТОРА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002461106
Дата охранного документа
10.09.2012
Аннотация: Изобретение относится к технологическому оборудованию для ремонта коллекторов электрических машин. Устройство для обработки коллектора (1) электродвигателя (2) содержит рабочий инструмент на подвижной каретке (3), механизм перемещения подвижной каретки (8). Для закрепления устройства на корпусе электродвигателя (2) основание (10) снабжено узлом крепления. Узел крепления выполнен в виде базовой плиты (13). Основание (10) установлено на базовой плите (13) на регулировочных опорах (11). В качестве рабочего инструмента возможно использование резца, шлифовального бруска или измерительного индикатора. Использование базовой плиты (13) делает возможным закрепление устройства на различные типоразмеры электродвигателей. Расширение номенклатуры рабочих инструментов расширяет технологические возможности устройства. 3 з.п. ф-лы, 10 ил.

Устройство для обработки коллектора электродвигателя относится к технологическому оборудованию для ремонта коллекторов электрических машин постоянного тока, в частности коллекторов тягового электродвигателя локомотива.

Известно устройство для ремонта коллекторов электродвигателей, содержащее рабочий инструмент, механизм перемещения рабочего инструмента вдоль и поперек оси коллектора, узел крепления устройства на корпус электродвигателя (заявка №2001134251, RU от 20.12.2001 г., МПК H01R 43/06).

Недостатком данного устройства является низкая точность обработки коллектора электродвигателя вследствие отсутствия в устройстве механизма настройки параллельности движения рабочего инструмента относительно оси коллектора.

Известно также устройство для обработки коллекторов электрических машин, содержащее рабочий инструмент, установленный на подвижной каретке, механизм перемещения подвижной каретки, размещенный на основании, для закрепления устройства на корпусе электродвигателя основание снабжено узлом крепления (патент №2286627, RU от 29.03.2005 г., МПК H01R 43/14).

Данное устройство, являющееся наиболее близким к заявляемому устройству по совокупности существенных признаков, имеет возможность настройки движения рабочего инструмента только в одной плоскости, что также не обеспечивает необходимую точность обработки коллектора электродвигателя.

Техническим результатом заявляемого устройства является повышение точности обработки коллектора электродвигателя, расширение технологических возможностей оборудования для ремонта электродвигателей.

Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве для обработки коллектора электродвигателя, содержащем рабочий инструмент, установленный на подвижной каретке, механизм перемещения подвижной каретки, размещенный на основании, для закрепления устройства на корпусе электродвигателя основание снабжено узлом крепления, узел крепления выполнен в виде базовой плиты, установленной и закрепленной на корпусе электродвигателя, для обеспечения параллельности перемещения рабочего инструмента относительно оси коллектора основание установлено и закреплено на базовой плите на регулировочных опорах, в качестве рабочего инструмента использован резец, установленный в резцедержателе, при этом резцедержатель закреплен на подвижной каретке. Кроме этого, в качестве рабочего инструмента возможно использование шлифовального бруска, установленного в оправку, закрепленную на подвижной каретке. Для контроля поверхности коллектора в качестве рабочего инструмента использован измерительный индикатор, установленный в оправку, закрепленную на подвижной каретке.

Такое конструктивное выполнение устройства для обработки коллектора электродвигателя позволяет точно настраивать рабочий инструмент в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, что увеличивает точность обработки поверхности коллекторов электродвигателей, расширение номенклатуры используемых рабочих инструментов позволяет расширить технологические возможности устройства при ремонте электродвигателей, а также увеличить номенклатуру обрабатываемых электродвигателей.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предлагаемое устройство отличается от прототипа тем, что узел крепления выполнен в виде базовой плиты, установленной и закрепленной на корпусе электродвигателя, для обеспечения параллельности перемещения рабочего инструмента относительно оси коллектора основание установлено и закреплено на базовой плите на регулировочных опорах, для обточки коллектора электродвигателя в качестве рабочего инструмента использован резец, установленный в резцедержателе, при этом резцедержатель закреплен на подвижной каретке, для шлифования коллектора в качестве рабочего инструмента использован шлифовальный брусок, установленный в оправку, закрепленную на подвижной каретке, для контроля поверхности коллектора в качестве рабочего инструмента использован измерительный индикатор, установленный в оправку, закрепленную на подвижной каретке. Такое отличие от прототипа дает возможность утверждать о соответствии предлагаемого технического решения критерию патентоспособности изобретения «новизна». Сравнение предлагаемого устройства не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, аналогичные отличительным признакам, что позволяет сделать вывод о соответствии условию патентоспособности «изобретательский уровень».

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 представлено устройство для обработки коллектора электродвигателя, смонтированное на корпусе тягового электродвигателя локомотива, в режиме обточки, общий вид; на фиг.2 - устройство для обработки коллектора электродвигателя в сборе, главный вид, операция обточки коллектора; на фиг.3 - вид А на фиг.2; на фиг.4 - вид Б на фиг.2; на фиг.5 - разрез В-В на фиг.4; на фиг.6 - разрез Г-Г на фиг.4; на фиг.7 - установка базовой плиты на корпусе электродвигателя; на фиг.8 - разрез Д-Д на фиг.7; на фиг.9 - настройка устройства на операцию шлифования коллектора электродвигателя; на фиг.10 - настройка устройства на операцию контроля поверхности коллектора электродвигателя.

Устройство для обработки коллектора 1 (Фиг.1) электродвигателя 2 содержит подвижную каретку 3 с рабочим инструментом. Подвижная каретка 3 установлена с возможностью перемещения по направляющим 4 и 5 во взаимно перпендикулярных направлениях. Механизм перемещения подвижной каретки 3 (Фиг.2, 3) выполнен в виде приводных рукояток 6, 7 с соответствующими ходовыми винтами 8 и 9. Механизм перемещения подвижной каретки 3 смонтирован на основании 10 устройства. Основание 10 устройства установлено на базовой плите 13 с опорой на регулировочные опоры 11, 12. Основание 10 устройства закреплено на базовой плите болтом 14 и гайкой 15 с прихватом 16. Базовая плита 13 закреплена на торцевой поверхности коллекторного люка 17 с помощью болта 14 и фасонной гайки 19, накрученной на шпильку 20.

Устройство для обработки коллектора электродвигателя, например тягового электродвигателя локомотива, работает следующим образом.

Локомотив выставляют над ремонтной ямой. Домкратом (не показан) приподнимают колесную пару над головкой рельса вместе с предназначенным для ремонта тяговым электродвигателем 2 (Фиг.1). Снимают крышку коллекторного люка 17 (Фиг.5), полностью выкрутив штатный болт из верхнего отверстия 22. В коллекторный люк 17 вводят прихват 21 со шпилькой 20, свободный конец которой пропускают через свободное отверстие 22. Базовую плиту 13 устанавливают на шпильку 20 (Фиг.7) и на болт 14. На свободный конец шпильки 20 накручивают фасонную гайку 19. Затягивают фасонную гайку 19 и болт 14, закрепляя базовую плиту 13 на корпусе электродвигателя 2 (Фиг.8). Затем на базовую плиту 13 монтируют основание 10 устройства. Основание 10 устройства своими направляющими пазами 23 (Фиг.4) устанавливают в проточку 24 фасонной гайки 19 (Фиг.5) и на стержень болта 14 (Фиг.2). При этом основание 10 устройства опирается на базовую плиту 13 регулировочными опорами 11 и 12. Для обеспечения требуемой точности обработки поверхности коллектора 1 электродвигателя 2 производят настройку параллельности движения рабочего инструмента относительно продольной оси коллектора 1 в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Для этого вращают регулировочные опоры 11 и 12 (Фиг.3, 6) в их резьбовых отверстиях, добиваясь требуемой параллельности передвижения рабочего инструмента относительно продольной оси обрабатываемого коллектора 1 в одной плоскости. Фиксируют положение регулировочных опор 11 и 12 соответствующими стопорными гайками 11.1 и 12.1. Необходимое положение рабочего инструмента в плоскости, перпендикулярной первой, добиваются радиальным смещением основания 10 устройства в пределах зазоров между шпилькой 20, болтом 14 и направляющими пазами 23. Основание 10 устройства, выставленное в заданное положение относительно коллектора 1, окончательно закрепляют на базовой плите 13 гайкой 15 с прихватом 16 и болтом 14.

Для осуществления операции обточки в качестве рабочего инструмента используют токарный резец 25 (Фиг.2, 3). Для этого резец 25 устанавливают в резцедержатель 26 и зажимают винтами 27 через электроизолирующие прокладки 28. Устройство готово для операции обточки коллектора 1.

На обмотку электродвигателя 2 подают электропитание. Приподнятая домкратом (не показан) над головкой рельса колесная пара начинает вращаться. Изменением напряжения электропитания, подаваемым на обмотки электродвигателя 2, добиваются необходимого числа оборотов коллектора 1. Вращают рукоятки 6 и 7 механизма перемещения, осуществляют продольное и поперечное перемещения подвижной каретки 3 вместе с резцом 25 по направляющим 4 и 5, осуществляя обточку коллектора 1 до заданных размеров. Электроизолирующие прокладки 28 изолируют резец 25 от корпуса устройства и корпуса электродвигателя 2, обеспечивая работоспособность устройства.

Для операции шлифования в качестве рабочего инструмента используют шлифовальный брусок 29 (Фиг.9). Шлифовальный брусок 29 закреплен в электроизолирующей оправке 30. Электроизолирующая оправка 30 установлена на осях 31 и подпружинена пружиной 32. Аналогично осуществления операции обточки включают электродвигатель 2 и, вращая рукоятки 6 и 7, перемещают подвижную каретки 3 вместе со шлифовальном бруском 29 по направляющим 4 и 5, производят операцию шлифовки поверхности коллектора 1 до заданных параметров шероховатости и размеров.

Для операции контроля, например, для проверки радиального биения коллектора 1 или параллельности движения рабочего инструмента относительно продольной оси коллектора 1, в качестве рабочего инструмента использован измерительный индикатор 33, установленный в оправку 34 (Фиг.10). Индикатор 33 связан с контролируемой поверхностью коллектора 1 через толкатель 35 и наконечник 36. Вращая рукоятку 7, перемещают измерительный индикатор 33 в необходимое положение. Наконечник 36 приводят в контактное взаимодействие с поверхностью коллектора 1. Вращая с заданной скоростью коллектор 1, по показаниям индикатора 33 проводят измерение радиального биения обработанной поверхности. При неподвижном коллекторе 1 вращают рукоятку 7, перемещают измерительный индикатор 33 вдоль коллектора 1, определяют отклонение от линейности поверхности коллектора 1.

Использование в устройстве для обработки коллектора электродвигателя узла крепления в виде предварительно закрепленной базовой плиты 13 и регулировочных опор 11 и 12 обеспечивает возможность точной настройки рабочего инструмента в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, что увеличивает точность обработки поверхности коллекторов электродвигателей. Расширение номенклатуры используемых рабочих инструментов позволяет существенно увеличить технологические возможности устройства при ремонте электродвигателей, а также номенклатуру обрабатываемых электродвигателей.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 436.
10.01.2013
№216.012.1810

Способ ослабления возбуждения тяговых электродвигателей локомотива

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств железнодорожного транспорта, а именно к способу ослабления возбуждения тяговых электродвигателей постоянного тока большой мощности на локомотивах. Способ ослабления тяговых электродвигателей локомотива заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471652
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.02.2013
№216.012.232b

Способ диагностики рельсов

Изобретение относится к контрольно-измерительным устройствам для проверки состояния железнодорожных путей. Способ диагностики рельсов заключается в том, что на транспортное средство в известных относительных положениях устанавливают устройства: дефектоскопии, измерения неровностей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474505
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.232d

Безопасный локомотивный объединенный комплекс

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Безопасный локомотивный объединенный комплекс содержит соединенные между собой внутренним CAN интерфейсом системный шкаф, блок индикации локомотивный, блок регистрации, блок индикации скорости, второй блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474507
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.268d

Железнодорожная длиннобазная платформа для крупнотоннажных контейнеров

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, в частности к железнодорожным грузовым платформам для перевозки крупнотоннажных контейнеров. Железнодорожная длиннобазная платформа для крупнотоннажных контейнеров содержит установленную на две ходовые тележки (1) раму (2) с автосцепными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475389
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2694

Безопасный локомотивный объединенный комплекс

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Безопасный локомотивный объединенный комплекс содержит соединенные между собой внутренним CAN интерфейсом системный шкаф, блок индикации локомотивный, блок регистрации, включающий кассету регистрации, блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475396
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2695

Комплексное устройство контроля безопасности движения поезда

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, может быть использовано как на поездах, так и в системах интервального регулирования. Комплексное устройство контроля безопасности содержит соединенные между собой модули схемы контроля безопасности, двухканальные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475397
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.285e

Способ определения времени проведения очередного профилактического обслуживания объекта и система для его реализации

Группа изобретений относится к области вычислительной техники, в частности к способам и устройствам контроля, и может найти применение в практике эксплуатации для оптимального управления профилактическим обслуживанием объекта по текущему состоянию его надежности, и может быть использована в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475854
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.04.2013
№216.012.32a3

Система для управления устройством лубрикации на локомотиве-рельсосмазывателе

Изобретение относится к устройствам для смазки рельсов, устанавливаемым на транспортных средствах. Система содержит навигационный блок, который включает навигационный приемник, выход которого подключен к входу вычислителя, который подключен к карте памяти, а также блок сопряжения с устройством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478506
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.32a5

Станционное устройство маневровой автоматической локомотивной сигнализации

Изобретение относится к устройствам автоматики и телемеханики и может быть использовано для управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте. Станционное устройство маневровой автоматической локомотивной сигнализации состоит из управляющего вычислительного комплекса,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478508
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.32a6

Система передачи данных маневровой автоматической локомотивной сигнализации

Изобретение относится к системам передачи данных и может быть использовано для обмена информацией между станционными и бортовыми устройствами в целях обеспечения управления движением локомотивов. Система передачи данных маневровой автоматической локомотивной сигнализации содержит станционное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478509
Дата охранного документа: 10.04.2013
Показаны записи 1-4 из 4.
10.01.2015
№216.013.1731

Способ настройки положения форсунки путевого лубрикатора и устройство для его осуществления

Способ настройки положения форсунки (3) путевого лубрикатора относительно колеса подвижного состава, включающий установку на рельсы (2) настроечного шаблона (1), имитирующего смазываемую часть колеса подвижного состава, монтаж и выставление форсунки (3) путевого лубрикатора в рабочее положение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537365
Дата охранного документа: 10.01.2015
20.01.2018
№218.016.1182

Приспособление для обеспечения сжатия поглощающего аппарата в случае обрыва тяговой полосы с использованием механизма сжатия автономного гидровыжимного устройства

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к приспособлениям для обеспечения сжатия поглощающего аппарата. Приспособление для обеспечения сжатия поглощающего аппарата в случае обрыва тяговой полосы с использованием механизма сжатия автономного гидровыжимного устройства...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634067
Дата охранного документа: 23.10.2017
20.01.2018
№218.016.1187

Способ комбинированного рельсосмазывания

Изобретение относится к способу рельсосмазывания. Способ комбинированного рельсосмазывания заключается в смазке контактирующих поверхностей колес подвижного состава и рельсов. Нанесение смазочного материала осуществляется с помощью форсунок на гребни и поверхности катания колес последней по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634056
Дата охранного документа: 23.10.2017
03.06.2023
№223.018.7665

Передвижное устройство для хранения тормозных башмаков

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно, к устройствам для хранения тормозных башмаков. Передвижное устройство для хранения тормозных башмаков содержит основание, две вертикальные стойки и опорные ролики (2), установленные с возможностью перемещения по опорному рельсу (4)....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002796550
Дата охранного документа: 25.05.2023
+ добавить свой РИД