Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к ремонту железнодорожного пути.
Известен способ ремонта деревянных шпал, заключающийся в том, что отверстие в теле шпалы выполняется посредством образования вокруг обломка шурупа цилиндрического керна, который удаляют из шпалы посредством его поворота вокруг вертикальной оси (Патент СССР №779487, Е01В 31/24, опубл. 15.11.80).
Недостатком этого способа является то, что он неприемлем для ремонта железобетонных шпал.
Технический результат заявленного изобретения - повышение технологичности и упрощение способа ремонта шпал.
Указанный технический результат достигается тем, что в предложенном способе ремонта шпалы удаляют посторонние предметы и ржавчину из полости дюбеля, вставляют в очищенную полость дюбеля по скользящей насадке стальную втулку и через отверстие втулки концевой фрезой выравнивают поверхность оставшейся в дюбеле части шурупа, далее осуществляют кернение шурупа через эту же втулку, затем производят замену втулки на втулку, соответствующую диаметру сверла для последующего рассверливания отверстия в теле шурупа, извлекают поврежденный шуруп из дюбеля шпалы с помощью экстрактора и заменяют поврежденный шуруп на новый.
Наличие операций удаления посторонних предметов из полости дюбеля, выравнивания фрезой поверхности поврежденного шурупа, кернения и дальнейшего рассверливания образовавшегося на выровненной поверхности поврежденного шурупа заданного отверстия, извлечения поврежденного шурупа из дюбеля в шпале с помощью экстрактора позволяет не демонтировать шпалу, удалить поврежденный шуруп без повреждения шпалы, использовать доступный инструмент при ремонте, производить ремонт в полевых условиях, что в свою очередь повышает технологичность и упрощает способ ремонта шпал.
При этом посторонние предметы из полости дюбеля могут быть удалены с помощью сжатого воздуха, а стальная стружка после фрезерования и сверления - с помощью магнита.
Ржавчина из полости дюбеля может быть растворена с помощью проникающей жидкости типа WD-40 или «жидкий ключ».
Данный способ может быть использован как для ремонта деревянных шпал, так и для ремонта железобетонных шпал с применяемым шурупно-дюбельным скреплением.
На фиг.1 показан процесс фрезерования поврежденного шурупа, на фиг.2 - процесс кернения, на фиг.3 - процесс рассверливания, на фиг.4 - показан процесс извлечения поврежденного шурупа из дюбеля в железобетонной шпале, где представлены: 1 - поврежденный шуруп, 2 - дюбель, 3 - поверхность разрушения шурупа, 4 - полость дюбеля, 5 - железобетонная шпала, 6 - втулка, 7 - фреза концевая, 8 - выровненная поверхность, 9 - кернер, 10 - сверло, 11 - высверленное отверстие, 12 - экстрактор, 13 - вороток.
Способ ремонта железобетонной шпалы при разрушении шурупа в дюбеле шпалы осуществляют следующим образом.
Перед извлечением поврежденного шурупа 1 удаляют из полости 4 дюбеля 2 шпалы 5 посторонние предметы (мелкие фракции щебня, песок и пр.), а также всю влагу, в ней скопившуюся, например, с помощью ветоши и отвертки. Однако предпочтительнее использовать для этого сжатый воздух.
Ржавчину из полости дюбеля 2, в который вкручен поврежденный шуруп 1, удаляют в течение 15…30 минут с помощью проникающей жидкости, например, WD-40.
После этого вставляют в очищенную полость дюбеля 2 по скользящей насадке стальную втулку 6 с отверстием, равным диаметру концевой фрезы 7 и длиной вставляемой части 40…45 мм. Изготовление втулок предпочтительно из стали 40…45 (ГОСТ 1050 - 74), с последующей термообработкой втулок до HRC 40…45 для увеличения их срока службы.
Затем через отверстие втулки 6 концевой фрезой 7 (ГОСТ 17025 - 71), зажатой, например, в патрон электрической дрели, выравнивают (фрезеруют) поверхность разрушения 3 (обрыва) оставшейся части шурупа 1 (фиг.1) до получения в результате фрезерования необходимой поверхности 8 без раковин, перпендикулярной оси шурупа 1 (фиг.2).
Далее осуществляют кернение шурупа 1 с образованием отверстия на его выровненной поверхности 8 по центру с помощью кернера 9 (ГОСТ 7213 - 72) и молотка через первую втулку 6 (допускается использовать любой кернер с соответствующей ему втулкой) (фиг.2).
Затем осуществляют, по меньшей мере, одну замену втулки 6 на втулку, соответствующую выбранному сверлу 10, и через отверстие этой втулки (не показана) производят сверление оставшейся части оборванного шурупа 1 на глубину 25…30 мм (фиг.3), что периодически контролируется глубомером штангенциркуля. Сверление проводят с помощью набора сверл 10 (оптимальным являются сверла Ǿ 4-10 мм в соответствии с ГОСТ 10902 - 77 или ГОСТ 12122 - 77) и соответствующих втулок путем рассверливания полученного ранее отверстия в оставшейся части оборванного шурупа до диаметра, соответствующего выбранному экстрактору 12 и рекомендуемому инструкцией, прилагаемой к набору экстракторов.
Фрезерование, как и последующее сверление, производят на минимальных оборотах электрической дрели и давлении на нее, не допуская перегрева оставшейся части оборванного шурупа 1 более 40…50°С, во избежание его залипания в полимерном дюбеле 2 и в несколько коротких приемов с паузами, во время которых извлекают металлическую стружку магнитом или намагниченной отверткой, производят визуальный контроль и охлаждение. Удаление стружки производят при извлеченной втулке.
После чего извлекают поврежденный шуруп 1 из дюбеля 2 в шпале 5. Данную операцию осуществляют с помощью экстрактора 12 (фиг.4), который после удаления стружки вставляют в полученное отверстие 11 и легким постукиванием молотка по нему заклинивают там, после чего с помощью воротка 13 левым вращением вывинчивают оставшуюся часть оборванного шурупа 1 из пластмассового дюбеля 2 в железобетонной шпале 5 и заменяют поврежденный шуруп на новый.
Таким образом, описанный выше способ позволяет заменить оборванный шуруп на новый и предотвратить трудоемкую и дорогостоящую операцию по замене шпалы и сократить время ремонта в 2…3 раза.