×
29.06.2019
219.017.a014

Результат интеллектуальной деятельности: ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА НА ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ДЛЯ РАБОТЫ В ТОННЕЛЯХ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002408477
Дата охранного документа
10.01.2011
Аннотация: Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и направлено на создание вагонов с автономным источником энергии, а именно к вагонам с энергетической установкой на топливных элементах для питания электрооборудования и тяговых двигателей подвижного состава. Силовые установки основаны на непосредственном преобразовании химической энергии в электрическую, минуя малоэффективные процессы сжигания топлива в двигателях внутреннего сгорания. Для прямого преобразования химической энергии в электрическую созданы электрохимические генераторы на топливных элементах. Система контроля и управления включает в себя компьютер, датчики внутреннего контроля параметров электрохимических генераторов и вспомогательные устройства, имеющие устройства для ввода информации. Технический результат заключается в повышении КПД и повышении экологической чистоты за счет отсутствия вредных выбросов в атмосферу. 4 ил.

Изобретение относится к системам управления и контроля работы энергетических установок с автономным источником энергии, а именно вагонов с энергетической установкой на топливных элементах для питания электрооборудования и тяговых двигателей подвижного состава железнодорожного транспорта, и может быть использовано для питания путевой техники при проведении ремонтных работ в тоннелях.

Известен турбопоезд, описанный в заявке RU 2007102735 А, 27.07.2008 - аналог.

Турбопоезд выполнен с автономным питанием в виде гибридной энергоустановки по схеме топливные элементы+газовая турбина и содержит элементы секции автономного питания, расположенные в контейнере, включая электрохимический генератор, газотурбинную секцию, инвертор тока и вспомогательные системы.

В известном устройстве отсутствует система контроля и управления энергетической установкой на топливных элементах, и оно обладает следующими недостатками. Кроме того, в устройстве используется высокотемпературный электрохимический генератор, имеющий слишком большие габариты и работающий при температуре выше 650°С. Высокая коррозионная активность электролита сокращает ресурс работы электродов и конструкционных материалов. Высокие температуры требуют решения ряда конструкционных проблем, как, например, совместимость используемых материалов при температурном расширении. Элементы конструкции высокотемпературных топливных элементов имеют относительно толстые стенки трубок из электролита, необходимые для придания им механической прочности, и, как следствие, обладают высоким сопротивлением, что увеличивает внутренние энергопотери и создает проблемы коммутации единичных элементов. В процессе работы характеристики высокотемпературных топливных элементов постепенно ухудшаются, что обусловлено дезактивацией и износом катализаторов, коррозией основ электродов, изменением структуры электродов и другими причинами. Ухудшение характеристик топливных элементов ограничивает срок их службы. На настоящее время мощность единичных модулей высокотемпературных топливных элементов и энергоустановок на их основе одна из наименьших.

Технический результат, который может быть получен от использования заявленного изобретения, заключается в повышении КПД, повышении способности к перегрузкам, уменьшении расхода топлива на «холостом» ходу, сокращении количества ремонтов и увеличении межремонтных периодов за счет отсутствия изнашиваемых движущихся деталей, бесшумности рабочего процесса и повышении экологической чистоты за счет отсутствия вредных выхлопов.

Указанный технический результат достигается тем, что система контроля и управления энергетической установкой на топливных элементах включает в себя компьютер, предназначенный для контроля и управления электрохимическим генератором (ЭХГ) и вспомогательными устройствами, датчики внутреннего контроля параметров ЭХГ и датчики контроля вспомогательных устройств, причем компьютер соединен через USB-порт с коммутатором сигналов и команд ЭХГ, имеющим каналы для ввода информации с датчиков внутреннего контроля параметров ЭХГ и каналы для управления ЭХГ, и коммутатором сигналов и команд вспомогательного оборудования, имеющим каналы для ввода информации с датчиков контроля вспомогательных устройств и каналы для управления вспомогательными устройствами, которые подключены к блоку IGBT транзисторов аппаратного отсека.

Заявляемая система контроля и управления энергетической установкой на топливных элементах приведена на фиг.1-4, где на фиг.1 приведен общий вид вагона с энергетической установкой на топливных элементах, которая управляется заявляемой системой, на фиг.2 приведена электрическая схема системы контроля и управления энергетической установкой на топливных элементах, на фиг.3 приведена пневмогидравлическая схема вагона с энергетической установкой на топливных элементах, а на фиг.4 приведена силовая часть электрической схемы системы контроля и управления энергетической установкой на топливных элементах.

Заявляемая система контроля и управления энергетической установкой на топливных элементах включает в себя компьютер 1, в памяти которого установлена программа, предназначенная для контроля и управления ЭХГ 2 и вспомогательным оборудованием, коммутатор сигналов и команд 3 ЭХГ, коммутатор сигналов и команд вспомогательного оборудования 4; пульт управления 5 с тумблерами; блок IGBT транзисторов 6, предназначенный для коммутаций силовых цепей, включения источников питания с гальванической развязкой, включения клапана отсечки водорода высокого давления, клапана отсечки кислорода высокого давления и двух клапанов отсечки азота высокого давления; датчики внутреннего контроля 7 параметров ЭХГ 2 и датчики контроля вспомогательных устройств 8, включающие в себя датчик давления водорода на выходе из редуктора 9; датчик давления кислорода на выходе из редуктора 10; два датчика давления азота перед редукторами 11; датчики температуры охлаждающей жидкости на входе и выходе внешнего контура охлаждения ЭХГ 2; датчик напряжения нагрузки; датчик тока ЭЧГ; два датчика напряжения аккумуляторной батареи; два датчика тока заряда-разряда аккумуляторной батареи; четыре датчика напряжения на выходе батарей ЭХГ 2; десять датчиков температуры воздуха в отсеках энергетического вагона; четыре датчика концентрации водорода; три датчика концентрации кислорода (не показаны).

Заявляемая система может быть использована для управления и контроля, например, энергетической установкой на топливных элементах, содержащей четыре последовательно включенных ЭХГ 2, контур терморегулирования ЭХГ 12, блок дожигания водорода 13, блок сброса дренажного кислорода 14, емкость для сбора реакционной воды 15, баллоны для хранения сжатого водорода 16, баллоны для хранения сжатого кислорода 17, два баллона для хранения сжатого азота 18, аппаратный отсек 19, в котором установлена электронная система управления, две аккумуляторные батареи 20, редуктор водородный 9, редуктор кислородный 10, два редуктора азотных 11, корпус 21, состоящий из элементов общей сборки.

Устройство работает следующим образом. Запуск силовой установки производится замыканием тумблера «Пуск» на пульте управления. Дальнейшие действия система контроля и управления энергетической установкой на топливных элементах производит автоматически. Компьютер через USB-порт обменивается сигналами с коммутатором сигналов и команд ЭХГ и коммутатором сигналов и команд вспомогательного оборудования. Коммутатор сигналов и команд ЭХГ осуществляет управление ЭХГ, а также получает, обрабатывает и передает информацию с датчиков внутреннего контроля параметров ЭХГ в компьютер. Коммутатор сигналов и команд вспомогательного оборудования при помощи блока IGBT транзисторов осуществляет управление вспомогательными устройствами, а также получает, обрабатывает и передает информацию с датчиков контроля вспомогательных устройств в компьютер. В случае отклонения от заданного режима программа прекращает запуск и переходит к процедуре аварийной остановки с выдачей сигнала "Авария".

Согласно предварительным стендовым испытаниям и расчетам средний эксплуатационный КПД энергоустановок с электрохимическим генератором на топливных элементах с заявляемой системой составляет около 60%. Остаточным продуктом реакции, проходящей в электрохимическом генераторе, является дистиллированная вода, что делает эти установки экологически безопасными.

Таким образом, в заявленном изобретении обеспечивается достижение заявленного технического результата.

Система контроля и управления энергетической установкой на топливных элементах, включающая в себя компьютер, предназначенный для контроля и управления электрохимическими генераторами (ЭХГ) и вспомогательными устройствами, датчики внутреннего контроля параметров ЭХГ и датчики контроля вспомогательных устройств, причем компьютер соединен через USB-порт с коммутатором сигналов и команд ЭХГ, имеющим каналы для ввода информации с датчиков внутреннего контроля параметров ЭХГ и каналы для управления ЭХГ, и коммутатором сигналов и команд вспомогательного оборудования, имеющим каналы для ввода информации с датчиков контроля вспомогательных устройств и каналы для управления вспомогательными устройствами, которые подключены к блоку IGBT-транзисторов аппаратного отсека.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 436.
10.01.2013
№216.012.1810

Способ ослабления возбуждения тяговых электродвигателей локомотива

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств железнодорожного транспорта, а именно к способу ослабления возбуждения тяговых электродвигателей постоянного тока большой мощности на локомотивах. Способ ослабления тяговых электродвигателей локомотива заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471652
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.02.2013
№216.012.232b

Способ диагностики рельсов

Изобретение относится к контрольно-измерительным устройствам для проверки состояния железнодорожных путей. Способ диагностики рельсов заключается в том, что на транспортное средство в известных относительных положениях устанавливают устройства: дефектоскопии, измерения неровностей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474505
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.232d

Безопасный локомотивный объединенный комплекс

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Безопасный локомотивный объединенный комплекс содержит соединенные между собой внутренним CAN интерфейсом системный шкаф, блок индикации локомотивный, блок регистрации, блок индикации скорости, второй блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474507
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.268d

Железнодорожная длиннобазная платформа для крупнотоннажных контейнеров

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, в частности к железнодорожным грузовым платформам для перевозки крупнотоннажных контейнеров. Железнодорожная длиннобазная платформа для крупнотоннажных контейнеров содержит установленную на две ходовые тележки (1) раму (2) с автосцепными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475389
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2694

Безопасный локомотивный объединенный комплекс

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Безопасный локомотивный объединенный комплекс содержит соединенные между собой внутренним CAN интерфейсом системный шкаф, блок индикации локомотивный, блок регистрации, включающий кассету регистрации, блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475396
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2695

Комплексное устройство контроля безопасности движения поезда

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, может быть использовано как на поездах, так и в системах интервального регулирования. Комплексное устройство контроля безопасности содержит соединенные между собой модули схемы контроля безопасности, двухканальные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475397
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.285e

Способ определения времени проведения очередного профилактического обслуживания объекта и система для его реализации

Группа изобретений относится к области вычислительной техники, в частности к способам и устройствам контроля, и может найти применение в практике эксплуатации для оптимального управления профилактическим обслуживанием объекта по текущему состоянию его надежности, и может быть использована в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475854
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.04.2013
№216.012.32a3

Система для управления устройством лубрикации на локомотиве-рельсосмазывателе

Изобретение относится к устройствам для смазки рельсов, устанавливаемым на транспортных средствах. Система содержит навигационный блок, который включает навигационный приемник, выход которого подключен к входу вычислителя, который подключен к карте памяти, а также блок сопряжения с устройством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478506
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.32a5

Станционное устройство маневровой автоматической локомотивной сигнализации

Изобретение относится к устройствам автоматики и телемеханики и может быть использовано для управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте. Станционное устройство маневровой автоматической локомотивной сигнализации состоит из управляющего вычислительного комплекса,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478508
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.32a6

Система передачи данных маневровой автоматической локомотивной сигнализации

Изобретение относится к системам передачи данных и может быть использовано для обмена информацией между станционными и бортовыми устройствами в целях обеспечения управления движением локомотивов. Система передачи данных маневровой автоматической локомотивной сигнализации содержит станционное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478509
Дата охранного документа: 10.04.2013
Показаны записи 1-3 из 3.
10.04.2019
№219.017.06ce

Маневровый тепловоз

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и касается конструкции маневровых тепловозов, выполненных с возможностью работы на дизельном и газодизельном топливе. Маневровый тепловоз содержит кузов с кабиной машиниста, ходовую часть, дизельный двигатель, электронно-управляемую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002422311
Дата охранного документа: 27.06.2011
19.04.2019
№219.017.2fb3

Электронная газовая система газотепловоза

Изобретение относится к области тепловозостроения и касается газовой системы газотепловоза. Электронная газовая система газотепловоза содержит газовые баллоны, отсечные (разрывные) клапаны, предохранительные клапаны, проходной и сливной вентили, газовый фильтр, электромагнитные вентили,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002338655
Дата охранного документа: 20.11.2008
09.05.2019
№219.017.4ff2

Система электронного управления подачей топлива

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам управления топливоподачей дизеля, предназначенным для автоматического поддержания заданной частоты вращения дизеля. Техническим результатом является повышение эффективности и надежности работы системы во всем диапазоне рабочих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002430254
Дата охранного документа: 27.09.2011
+ добавить свой РИД