×
29.06.2019
219.017.9f32

Результат интеллектуальной деятельности: ТУРБОКОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002414628
Дата охранного документа
20.03.2011
Аннотация: Изобретение относится к турбокомпрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения и позволяет при его использовании повысить ресурс и надежность двигателя путем обеспечения центровки и устранения вибраций ротора за счет перераспределения толщин по ширине ступиц дисков. Указанный технический результат достигается в турбокомпрессоре газотурбинного двигателя, ротор которого выполнен с дисками со ступицами, имеющими шлицы, вынесенные из под полотна на выносных элементах, причем ступицы расположены относительно оси полотна диска таким образом, что соотношение площадей F/F=1,0…1,9, где F - площадь сечения передней части ступицы в месте расположения выносного элемента со шлицами, F - площадь сечения задней части ступицы. 3 ил.

Изобретение относится к турбокомпрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.

Известен турбокомпрессор газотурбинного двигателя, ротор которого выполнен с дисками с выносными элементами, на которых расположены шлицы, при этом ступицы дисков симметричны (патент RU №2106538).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является недостаточное центрирование шлиц по валу из-за значительной вытяжки ступиц дисков.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении ресурса и надежности двигателя путем обеспечения центровки и устранения вибраций ротора за счет перераспределения толщин по ширине ступиц дисков.

Сущность технического решения заключается в том, что в турбокомпрессоре газотурбинного двигателя, ротор которого выполнен с дисками со ступицами, имеющими шлицы, вынесенные из под полотна на выносных элементах, согласно изобретению, ступицы расположены относительно оси полотна диска таким образом, что соотношение площадей F1/F2=1,2…1,9, где

F1 - площадь сечения передней части ступицы в месте расположения выносного элемента со шлицами, F2 - площадь сечения задней части ступицы.

Выполнение ступиц на дисках расположенными относительно оси полотна диска с соотношением площадей F1/F2=1,2…1,9 способствует снижению напряжений в шлицах ступицы диска за счет перераспределения толщин по ширине ступиц диска, что обеспечивает гарантированную центровку по шлицам вала, повышая циклическую долговечность шлиц и ресурс диска.

Для создания такого расположения ступиц дисков часть ступицы, примыкающая к выносному элементу, утолщается, а другая часть уменьшается, что уменьшает вытяжку части ступицы диска, примыкающей к выносному элементу. Таким образом происходит угловой поворот сечения ступицы диска.

Указанное воздействие представлено схематично на фиг.1.

При соотношении площадей F1/F2>1,9 появляется значительная недопустимая величина напряжений в точке Р. При этом разница в вытяжках L1 и L2 приводит к уменьшению вытяжки L3 в шлицевом соединении, что позволяет уменьшить величину напряжений в шлицах (в концентраторах напряжений), обеспечить гарантированную центровку по шлицам вала. При значительной разности F1 по сравнению с F2 можно достичь напряжений сжатия в шлицах, но при этом перегружается ступица в точке Р. При F1/F2<1,2 перераспределение напряжений в ступице диска незначительно, но при этом усложняется изготовление.

На фиг.1 представлена схема взаимодействия толщин ступицы диска.

На фиг.2 изображен продольный разрез турбокомпрессора газотурбинного двигателя.

На фиг.3 элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.

Турбокомпрессор газотурбинного двигателя состоит из компрессора 1 и установленного в нем ротора 2 с рабочими колесами 3, диски 4 которых имеют ступицы 5 с шлицами 6 в соединении с валом 7. Ступица 5 состоит из передней части 8 и задней части 9 относительно оси 10 полотна диска. Шлицы 6 вынесены из под полотна на выносных элементах 11.

Работает устройство следующим образом.

При работе двигателя крутящий момент от турбины передается от вала 7 через шлицы 6 к рабочим колесам 3. Под действием центробежных сил задняя часть 9 ступицы 5 перемещается на больший радиус, чем передняя часть 8, при этом вытяжка в районе шлиц минимальна, что способствует повышению циклической долговечности шлиц и ресурса диска.

Предлагаемую конструкцию можно использовать в компрессоре и в турбине, имеющих диски со шлицами, вынесенными из под полотна.

Турбокомпрессор газотурбинного двигателя, ротор которого выполнен с дисками со ступицами, имеющими шлицы, вынесенные из под полотна на выносных элементах, отличающийся тем, что ступицы расположены относительно оси полотна диска таким образом, что соотношение площадей F1/F2=1,0…1,9, где F1 - площадь сечения передней части ступицы в месте расположения выносного элемента со шлицами, F2 - площадь сечения задней части ступицы.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 100.
27.04.2013
№216.012.3ab5

Турбина газотурбинного двигателя

Турбина газотурбинного двигателя включает кольцевой входной канал, внутренний корпус которого образован задней крышкой и внутренней конической обечайкой, телескопически установленной на радиальных выступах полок сопловых лопаток первой ступени. Радиальные выступы полок сопловых лопаток первой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480590
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3aec

Способ сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке конических зубчатых передач газотурбинных двигателей так и в общем машиностроении. Способ сборки конической зубчатой передачи заключается в регулировании пространственного положения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480645
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e46

Устройство для сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке ортогональных и неортогональных конических зубчатых передач газотурбинных двигателей, так и в общем машиностроении. Устройство для сборки конической зубчатой передачи содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481509
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.06.2013
№216.012.48f5

Ротор компрессора турбовентиляторного двигателя

Изобретение относится к роторам компрессора газотурбинных турбовентиляторных двигателей. Ротор с дисками зафиксирован резьбовым соединением. Резьбовое соединение размещено в кольцевой воздушной полости с внешней стороны от соединяющей диски цилиндрической перемычки и с внутренней стороны от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484257
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d3d

Рабочая лопатка вентилятора

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения. В рабочей лопатке вентилятора выходы (10) и (11) боковых участков (12) и (13) внутреннего элемента (9) выполнены на спинке (6) пера (2) лопатки в направлениях входной (3) и выходной (4) кромок пера. Со стороны входной кромки (3)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485355
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.07.2013
№216.012.5a30

Силовая установка самолета

Изобретение относится к газотурбинным силовым установкам пассажирских и грузовых самолетов. Силовая установка самолета содержит два газогенератора с мотогондолой, Воздухозаборник, вентилятор и сопло с каналом наружного контура. Воздухозаборник выполнен с сужающимся к вентилятору центральным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488709
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.07.2013
№216.012.5a31

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Изобретение относится к двухконтурным турбореактивным двигателям авиационного применения, предназначенным для длительной работы при сверхзвуковом полете самолета. Двухконтурный турбореактивный двигатель включает воздухо-воздушный теплообменник в канале наружного контура, а также смеситель и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488710
Дата охранного документа: 27.07.2013
20.09.2013
№216.012.6c48

Ротор турбины турбореактивного двигателя

Ротор турбины турбореактивного двигателя содержит диск турбины с размещенными на нем рабочими лопатками и уплотнительным кольцом, установленным на ободе диска с помощью байонетного соединения. Между радиальными выступами диска установлен балансировочный грузик, осевой выступ С-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493371
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.09.2013
№216.012.6fcc

Турбореактивный двигатель

Изобретение относится к авиационным турбореактивным двигателям, включая двигатели для сверхзвуковых самолетов. Турбореактивный двигатель включает турбину низкого давления и регулируемый лепестковый смеситель, содержащий коническую обечайку, на ее выходе. Между турбиной и смесителем установлена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494271
Дата охранного документа: 27.09.2013
10.02.2014
№216.012.9f10

Многоступенчатая газовая силовая турбина

Изобретение относится к многоступенчатым газовым силовым турбинам авиационных двигателей и установок наземного применения. Многоступенчатая газовая силовая турбина включает диски ротора, соединенные между собой фланцами с осевыми штифтами. С внутренней стороны от ступиц дисков установлен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506428
Дата охранного документа: 10.02.2014
Показаны записи 1-10 из 15.
10.07.2013
№216.012.54a7

Ротор турбокомпрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Ротор турбокомпрессора газотурбинного двигателя включает ротор компрессора высокого давления, ротор турбины высокого давления и трубу. Труба установлена между двумя отборами воздуха, расположенными внутри...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487274
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.02.2014
№216.012.a2da

Упругодемпферная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к упругодемпферным опорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Упругодемпферная опора газотурбинного двигателя содержит расположенные внутри корпуса шарикоподшипник с упругим элементом, имеющим прорези, и роликоподшипник. Роликоподшипник снабжен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507405
Дата охранного документа: 20.02.2014
10.08.2014
№216.012.e8c7

Статор компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области соединения компрессора и камеры сгорания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Статор компрессора газотурбинного двигателя включает внутренний (3) и наружный (2) корпусы, связанные между собой упругими элементами (6, 7). Внутренний корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525384
Дата охранного документа: 10.08.2014
10.12.2014
№216.013.0cbd

Турбина турбореактивного двигателя

Изобретение относится к турбинам турбореактивных двигателей повышенной степени двухконтурности. Турбина турбореактивного двигателя включает статор, роторы высокого и низкого давлений с размещенным между ними межвальным уплотнением, содержащим установленный на валу ротора высокого давления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534678
Дата охранного документа: 10.12.2014
10.12.2014
№216.013.0cbf

Ротор турбомашины

Изобретение относится к роторам турбомашин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Ротор турбомашины включает диск турбины, соединенный с валом компрессора болтовым соединением, и втулку, расположенную с внутренней стороны ступицы диска. Втулка состоит из подвижной и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534680
Дата охранного документа: 10.12.2014
27.12.2014
№216.013.146f

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель (1) включает в себя корпус приводов (2) с расположенным за ним ниже по потоку воздуха (3) компрессором (4) с передними по потоку спрямляющими (8) и рабочими (9) титановыми лопатками. На переднем хвостовике (12) вала (13) компрессора установлено зубчатое колесо (14)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536655
Дата охранного документа: 27.12.2014
20.08.2015
№216.013.719d

Опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к опорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. В опоре газотурбинного двигателя на валу ротора компрессора расположены шарикоподшипник и ведущая шестерня с буртом. В устройстве подвода масла под ведущей шестерней, между ее буртом и упорным выступом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560655
Дата охранного документа: 20.08.2015
10.12.2015
№216.013.9904

Упругодемпферная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к упругодемпферным опорам ротора газотурбинного двигателя авиационного и наземного применения. Упругодемпферная опора газотурбинного двигателя включает рессору, которая имеет упругий элемент с фланцем, передний торец которого соединен с торцом фланца корпуса центрального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570792
Дата охранного документа: 10.12.2015
13.01.2017
№217.015.7c00

Высоконапорный компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к высоконапорным компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Высоконапорный компрессор включает в себя консольные лопатки поворотного направляющего аппарата, установленные внешними цапфами в Г-образном кольцевом ребре наружного корпуса....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002600479
Дата охранного документа: 20.10.2016
13.01.2017
№217.015.8fa8

Устройство для присоединения реверсивного устройства к переднему корпусу двигателя

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к реверсивным устройствам газотурбинных двигателей. Устройство для присоединения реверсивного устройства к переднему корпусу двигателя включает «пушечный» замок с подвижным кольцом. Подвижное кольцо выполнено цельным по окружности, имеет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605160
Дата охранного документа: 20.12.2016
+ добавить свой РИД