×
29.06.2019
219.017.9e7c

ДРЕНАЖНАЯ ТРУБА И ВАЛ ТУРБОКОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002369779
Дата охранного документа
10.10.2009
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к дренажным трубам, предназначенным для установки коаксиальным образом внутри вала турбокомпрессора низкого давления и имеющим полую металлическую цилиндрическую часть, длина которой, по существу, равна длине вала, внутри которого установлена указанная труба. Внешняя поверхность металлической части покрыта, по меньшей мере, на части ее длины композитным материалом на основе волокон, ориентированных, по существу, продольно и придающих трубе прочность на изгиб и сохранить герметичность канала течения масла. 2 н. и 7 з.п.ф-лы, 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Область техники, к которой относится изобретение

Настоящее изобретение относится к дренажным трубам, предназначенным для установки внутри вала турбокомпрессора низкого давления.

Уровень техники

Вал турбокомпрессора низкого давления в турбомашине, называемый далее валом низкого давления, приводит во вращение расположенный спереди (относительно направления движения газов) от него вал вентилятора. Этот вращающийся вал вентилятора поддерживается подшипником качения, который необходимо смазывать и охлаждать. Для этого предусмотрен контур подачи масла, с помощью которого масло подают в пространство, расположенное между кольцами подшипника качения. Масло содержится в полости, в которой оно смешивается с воздухом, а затем выводится в выводной картер турбомашины, протекая внутри вала низкого давления.

Во избежание повреждения вала низкого давления маслом, протекающим через этот вал низкого давления, в частности в результате коксования масла, по известной технологии внутри вала устанавливают коаксиально полую трубу вывода масла, называемую дренажной трубой. Дренажные трубы должны соответствовать определенным критериям: в частности, они должны быть легкими и обладать хорошей способностью к деформации изгиба, чтобы предотвратить возникновение в них открытых трещин в случае поломки.

Для соответствия этим критериям предлагалось изготавливать дренажные трубы из металла, например из титана или никеля. Такие трубы обладают хорошей продольной изгибаемостью, позволяющей избежать возникновения открытых трещин в случае поломки. Их основной недостаток заключается в том, что отношение модуля к плотности, характерное для металла, требует установки между валом низкого давления и трубой промежуточных фиксирующих распорок во избежание радиального смещения трубы внутри вала при его вращении. Такие распорки затрудняют операции монтажа и демонтажа трубы внутри вала, осуществляемые вслепую, и в случае неточной установки трубы внутри вала приводят к возникновению в ней трещин.

Раскрытие изобретения

Таким образом, основная задача, на решение которой направлено настоящее изобретение, заключается в устранении указанных недостатков путем создания дренажной трубы, позволяющей исключить использование промежуточных распорок при сохранении герметичности канала течения масла и высокой способности трубы к деформации изгиба.

Для решения поставленной задачи в соответствии с изобретением предлагается дренажная труба, предназначенная для установки коаксиально внутри вала турбокомпрессора низкого давления. Труба по изобретению имеет полую металлическую цилиндрическую часть, длина которой, по существу, равна длине вала, внутри которого установлена указанная труба. Данная труба характеризуется тем, что внешняя поверхность металлической части покрыта, по меньшей мере, на части ее длины, композитным материалом на основе волокон, ориентированных, по существу, продольно и придающих трубе прочность на изгиб.

Наличие волокон из композитного материала, ориентированных вдоль трубы, придает ей хорошую способность к деформации изгиба в процессе вращения вала и значительно повышает ее модуль. Таким образом, дренажная труба может быть лишена промежуточных распорок, прикрепляющих ее к валу, что упрощает ее монтаж внутри вала и демонтаж. Кроме того, сохраняется герметичность трубы.

В предпочтительном варианте композитный материал, покрывающий внешнюю поверхность металлической части, дополнительно содержит переплетенные волокна, обеспечивающие удержание продольных волокон.

Металлическая часть может быть снабжена расположенным на ее переднем конце соединительным наконечником, обеспечивающим прикрепление к переднему концу вала, внутри которого установлена указанная труба. В этом случае соединительный наконечник может содержать устройство блокировки вращения трубы относительно вала. Данный наконечник также может содержать, по меньшей мере, одно уплотнительное кольцо, предотвращающее, во взаимодействии с валом, проникновение масла в пространство между валом и дренажной трубой.

Металлическая часть трубы предпочтительно изготовлена из титана, а композитный материал состоит предпочтительно из углеродных волокон, пропитанных смолой. Такие углеродные волокна, расположенные продольно, могут покрывать от 50% до 75% внешней поверхности металлической части.

Настоящее изобретение также охватывает вал турбокомпрессора низкого давления, содержащий вышеописанную дренажную трубу.

Краткое описание чертежей

Другие свойства и достоинства настоящего изобретения станут ясны из нижеследующего описания, содержащего ссылки на прилагаемые чертежи, которые иллюстрируют пример осуществления изобретения, не вносящий каких-либо ограничений.

На фиг.1 частично представлена в продольном разрезе передняя часть дренажной трубы по изобретению, установленной внутри вала турбокомпрессора низкого давления;

на фиг.2 частично представлена в продольном разрезе задняя часть дренажной трубы по фиг.1.

Осуществление изобретения

На фиг.1 изображена часть вала 2 турбокомпрессора низкого давления турбомашины. Этот полый вал 2, имеющий продольную ось XX', расположен практически по всей длине турбомашины. При помощи выступов 6 на своем переднем конце 2а он приводит во вращение вал 4 вентилятора. Вал 4 вентилятора расположен коаксиально вокруг вала 2 низкого давления.

Подвижные (рабочие) лопатки вентилятора (не представлены) закреплены на переднем конце вала 4 вентилятора. Кроме того, вращающийся вал 4 вентилятора поддерживается подшипником 8 качения. Этот подшипник 8 может состоять, например, из шариков 8а, расположенных между внутренним кольцом 8b, установленным на валу 4 вентилятора, и внешним кольцом 8с, установленным на валу 10.

Контур подачи масла (не представлен) позволяет направлять и впрыскивать масло между кольцами 8b, 8с подшипника 8 качения с целью его смазывания и охлаждения. Смазывающее и охлаждающее масло заключено в масляную полость 12, ограниченную, в частности, валом 4 вентилятора и валом 10, на котором установлено внешнее кольцо 8с подшипника 8.

В месте расположения масляной полости 12 сквозь вал вентилятора проходят полые втулки (или трубки) 14, позволяющие выводить смазывающее и охлаждающее масло из полости 12. В переднем конце 2а вала 2 низкого давления предусмотрены отверстия 16, расположенные напротив полых втулок 14 и позволяющие направлять смазывающее и охлаждающее масло внутрь вала низкого давления.

В соответствии с изобретением внутри вала 2 низкого давления предусмотрена установка трубы 18, называемой «дренажной» трубой. Дренажная труба 18 расположена коаксиально с валом и обеспечивает возможность вывода смазывающего и охлаждающего масла без повреждения вала низкого давления.

Такая труба 18 имеет вид полой металлической детали цилиндрической формы, расположенной симметрично относительно оси XX', причем длина трубы 18, по существу, равна длине вала 2 низкого давления. Таким образом, дренажная труба 18 расположена от переднего конца 2а вала 2 низкого давления (фиг.1) до его заднего конца 2b (фиг.2).

При этом дренажная труба 18 снабжена отверстиями 19, расположенными вблизи ее переднего конца и предназначенными для вывода масла в трубу.

В соответствии с изобретением внешняя поверхность металлической части трубы 18, по меньшей мере, на части ее длины, покрыта композитным материалом 20, волокна которого ориентированы, по существу, в продольном направлении (т. е. вдоль оси XX' трубы) и который сообщает дренажной трубе прочность на изгиб.

На фиг.1 и 2 продольные волокна 20 практически полностью покрывают дренажную трубу 18 по всей ее длине. Однако может быть предусмотрен вариант, в котором эти волокна лишь частично покрывают металлическую часть трубы непрерывным образом или на отдельных ее участках.

При таком выполнении дренажная труба 18 обладает таким соотношением модуля и плотности, которое избавляет от необходимости использования промежуточных фиксирующих распорок между валом 2 низкого давления и трубой при сохранении герметичности трубы и ее способности к пластической деформации. Кроме того, дренажная труба имеет минимальную возможную массу.

В соответствии с полезной особенностью изобретения композитный материал дополнительно содержит переплетенные волокна 22, предназначенные для удерживания продольных волокон 20 на металлической части трубы 18. Эти переплетенные волокна 22, которые, например, могут быть наклонены относительно продольной оси XX' трубы под углом от 45° до 60°, покрывают продольные волокна 20.

Металлическая часть дренажной трубы 18 предпочтительно изготовлена из титана, а композитный материал предпочтительно состоит из волокон 20, 22, изготовленных из углерода и пропитанных смолой. Использование углеродных волокон позволяет создать композитный материал, придающий трубе наилучшее сопротивление изгибу. Кроме того, углеродные волокна в настоящее время широко используются в промышленности, что делает их использование менее дорогостоящим, чем применение других композитных материалов.

Разумеется, для изготовления продольных волокон и переплетенных волокон дренажной трубы также могут быть использованы и другие материалы. Аналогичным образом, металлическая часть дренажной трубы может быть изготовлена из других металлов, например из никеля.

Продольные углеродные волокна 20 могут покрывать от 50% до 75% (а в предпочтительном варианте - приблизительно 60%) внешней поверхности металлической части дренажной трубы 18.

В соответствии с вариантом выполнения трубы, проиллюстрированным на фиг.1 и 2, передний конец металлической части дренажной трубы 18 снабжен соединительным наконечником 24, обеспечивающим ее прикрепление к переднему концу 2а вала 2 низкого давления. Такой соединительный наконечник 24 также выполнен из металла (например, из титана, как и цилиндрическая часть трубы) и может быть прикреплен к переднему концу металлической части трубы при помощи сварного соединения 26.

Следует отметить, что отверстия 19, обеспечивающие возможность ввода масла внутрь дренажной трубы 18, предпочтительно предусмотрены в соединительном наконечнике 24. Следует отметить, что задний конец металлической части дренажной трубы 18 также может быть снабжен наконечником 24' (фиг.2). Основное назначение такого заднего наконечника 24' заключается в поддержке дренажной трубы и в защите вала низкого давления в случае возгорания паров масла.

В соответствии с одной из полезных особенностей изобретения соединительный наконечник 24 содержит устройство блокировки вращения относительно вала 2 низкого давления. Устройство блокировки может представлять собой, например, палец 28 вала 2 низкого давления, который входит в уступ 30 соединительного наконечника 24 и таким образом позволяет предотвратить вращение трубы относительно вала низкого давления.

Фиксирующий винт 32, который завинчивают в вал 2 низкого давления вблизи его переднего конца 2а так, чтобы он входил в уступ 30 соединительного наконечника 24, позволяет обеспечить прикрепление дренажной трубы 18 к валу 2. Следует отметить, что дренажную трубу 18 монтируют внутри вала 2 низкого давления и демонтируют спереди, т.е. со стороны переднего конца 2а вала 2.

В соответствии с другой полезной особенностью изобретения соединительный наконечник 24 содержит, по меньшей мере, одно уплотнительное кольцо 34, взаимодействующее с валом 2 низкого давления. Это уплотнительное кольцо 34 расположено после отверстий 19 вывода масла относительно направления движения газов. Оно позволяет избежать утечки поступающего из полости 12 масла в кольцевое пространство, расположенное между валом 2 низкого давления и дренажной трубой 18.

Кроме того, волокна дренажной трубы могут быть защищены от разрушающего воздействия масла путем покрытия их защитной пленкой типа Viton®. Эта защитная пленка на чертежах не представлена.

Способ изготовления дренажной трубы по изобретению очевидным образом вытекает из предшествующего описания.

Металлическая часть дренажной трубы остается идентичной металлическим частям ранее известных дренажных труб, за исключением использования промежуточных распорок. Наконечники 24, 24' приваривают к переднему и заднему концам металлической части. Продольные волокна 20 и переплетенные волокна 22 накладывают с использованием способа, известного в области композитных материалов: после наложения волокон на внешнюю поверхность металлической части их пропитывают смолой (например, эпоксидной смолой), а затем подвергают полимеризации.

В частности, волокна 22, удерживающие продольные волокна 20, могут быть переплетены непосредственно на металлической части трубы при помощи соответствующей катушки или же сплетены заранее в форме рукава, который затем надевают на металлическую часть трубы.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 928.
10.01.2013
№216.012.17df

Механическая деталь, содержащая вставку из композитного материала

Группа изобретений относится к изготовлению композитной механической детали и ее применению. Механическая деталь (10, 110) содержит по меньшей мере одну вставку (3) из композитного материала с металлической матрицей, внутри которой располагаются керамические волокна, изготовленную из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471603
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1967

Способ формирования рельефных элементов, представляющих собой завихрители пограничного слоя

При формировании рельефных элементов, представляющих собой завихрители пограничного слоя, на поверхность стенки, обтекаемой потоком текучей среды, наносят лазерные удары. Лазерные удары наносят с созданием гребней по периметру зон нанесения этих лазерных ударов. Гребни образуют рельефные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471995
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1969

Способ восстановления формы подвижной лопатки газотурбинного двигателя, лопатка газотурбинного двигателя и газотурбинный двигатель, содержащий такую лопатку

Изобретение относится к способу ремонта путем восстановления формы изношенного участка поверхности подвижной лопатки газотурбинного двигателя. При восстановлении лопатки вентилятора газотурбинного двигателя, изготовленной из титана или из титанового сплава, ножка которой имеет в сечении форму...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471997
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.196b

Устройство для аксиального удержания лопаток, установленных на роторном диске газотурбинного двигателя

Изобретение относится к устройству для аксиального удержания лопаток, установленных на роторном диске газотурбинного двигателя. Роторный диск включает в себя множество аксиальных и открытых наружу выемок, фланец, множество лопаток и удерживающее кольцо. Выемки расположены по периферии роторного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471999
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.196c

Модуль турбомашины, снабженный устройством для улучшения радиальных зазоров

Изобретение относится к модулю турбомашины, содержащему устройство для улучшения радиальных зазоров. Модуль турбомашины, снабженный устройством для улучшения радиальных зазоров, содержит внешний корпус, внутренний корпус и, по меньшей мере, одно амортизирующее кольцо, соединяющее корпуса, при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472000
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.196d

Контроль зазора у вершины лопаток в турбине высокого давления турбомашины

Ступень турбины в турбомашине содержит колесо с лопатками, которое вращается внутри уплотнительного кольца (22), удерживаемого на корпусе (24), и кольцевой лист тепловой защиты, установленный между корпусом (24) и кольцом (22). Кольцевой лист тепловой защиты образован несколькими изогнутыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472001
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.196e

Устройство производства электрической энергии в двухвальном газотурбинном двигателе

Устройство для генерирования электрической энергии в многовальном газотурбинном двигателе и для вращения вспомогательной электрической машины содержит, по меньшей мере, один первый вращающийся вал низкого давления, содержащий компрессор и турбину, и второй вращающийся вал высокого давления,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472002
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1970

Выхлопной кожух газотурбинного двигателя, газотурбинный двигатель, дренаж выхлопного кожуха газотурбинного двигателя

Изобретение касается дренажа для удаления жидкости из газотурбинного двигателя, такого как турбореактивный двигатель. Выхлопной кожух газотурбинного двигателя содержит кольцевую канавку с отверстием, в котором размещен дренаж в форме цилиндрического трубчатого корпуса. Дренаж предназначен для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472004
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1981

Устройство подвески газотурбинного двигателя и газотурбинный двигатель, содержащий такое устройство подвески

Устройство подвески газотурбинного двигателя на несущей конструкции воздушного судна содержит балку. Балка имеет в своем составе первый элемент, такой как верхняя платформа, в котором могут быть размещены средства крепления к упомянутой несущей конструкции, и второй элемент, в котором могут...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472021
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1996

Структурная или неструктурная соединительная стойка картера компрессора турбореактивного двигателя, промежуточный картер турбореактивного двигателя и турбореактивный двигатель

Изобретение относится к области двухконтурных турбореактивных двигателей и предназначено для снижения шума, производимого двигателем, в частности шума, производимого компрессором. Структурная или неструктурная соединительная стойка картера компрессора турбореактивного двигателя образует...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472042
Дата охранного документа: 10.01.2013
Показаны записи 1-10 из 28.
10.01.2013
№216.012.196b

Устройство для аксиального удержания лопаток, установленных на роторном диске газотурбинного двигателя

Изобретение относится к устройству для аксиального удержания лопаток, установленных на роторном диске газотурбинного двигателя. Роторный диск включает в себя множество аксиальных и открытых наружу выемок, фланец, множество лопаток и удерживающее кольцо. Выемки расположены по периферии роторного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471999
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.02.2013
№216.012.2b90

Устройство для охлаждения выемок роторного диска газотурбинного двигателя и газотурбинный двигатель

Устройство для охлаждения выемок роторного диска газотурбинного двигателя содержит роторный диск, включающий в себя по своей периферии множество по существу аксиальных выемок, кольцевой фланец, кольцевой удерживающий выступ и множество отверстий для подачи воздуха. Аксиальные выемки равномерно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476679
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2baf

Уплотнение кольца ротора в ступени турбины

Ступень турбины турбомашины содержит колесо ротора, установленное внутри разделенного на сектора кольца, и сопловой аппарат. Кольцо установлено на корпусе турбины. Сопловой аппарат расположен на входе колеса и образован кольцевым рядом неподвижных лопаток. Сопловой аппарат содержит на своем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476710
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.04.2013
№216.012.3abe

Устройство возврата масла

Устройство предназначено для возврата масла, содержит подшипниковые опоры, установленные на промежуточном корпусе турбины, первый и второй подшипники, установленные на подшипниковых опорах, цапфу турбины низкого давления, установленную с возможностью вращения относительно промежуточного корпуса...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480599
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.415e

Блок газотурбинного двигателя, модуль газотурбинного двигателя и газотурбинный двигатель

Блок газотурбинного двигателя содержит первый и второй узлы, неподвижно соединенные друг с другом при помощи, по меньшей мере, одного устройства соединения. Это устройство содержит вилку, предназначенную для соединения с первым узлом, и соединительный элемент, предназначенный для соединения со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482304
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.06.2013
№216.012.5112

Ребро атаки детали газотурбинного двигателя, выполненное из сверхупругого материала

Деталь (10) газотурбинного двигателя и способ ее изготовления. Предпочтительно деталь (10) является лопаткой. Деталь (10) содержит основную часть (15) и ребро атаки. Ребро атаки, по меньшей мере на части длины упомянутой детали, образовано листом (60) материала, предпочтительно сплавом с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486347
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.08.2013
№216.012.5d90

Охлаждаемая лопатка газотурбинного двигателя, способ ее сборки, направляющий сопловый аппарат газотурбинного двигателя, турбина, содержащая указанный аппарат, газотурбинный двигатель

Настоящее изобретение относится к охлаждаемой лопатке, составляющей направляющий аппарат газотурбинного двигателя. Охлаждаемая лопатка включает в себя внутреннюю полку, наружную полку и перо. Перо проходит между внутренней полкой и наружной полкой. Охлаждаемая лопатка имеет полость вдоль пера и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489573
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.08.2013
№216.012.5da2

Средство блокировки вращения оси, поддерживающей орган подвески газотурбинного двигателя

Устройство монтажа органа подвески на картере газотурбинного двигателя содержит вилку, включающую в себя, по меньшей мере, одну проушину и неподвижно соединенную с картером. Ось, закрепленная на упомянутой вилке, поддерживает упомянутый орган при помощи кольца, охватывающего ось. Устройство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489591
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.08.2013
№216.012.610b

Газотурбинный двигатель с клапаном, соединяющим две полости

Двухвальный газотурбинный двигатель содержит кольцо статора турбины высокого давления, внешнюю стенку переходного канала между ступенями высокого и низкого давления, первую полость для управления кольцом статора и вторую полость для распределения воздуха, предназначенного для обдува внешней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490475
Дата охранного документа: 20.08.2013
10.09.2013
№216.012.683c

Устройство для соединения радиальных кронштейнов с круглым кольцом и турбомашина

Устройство для соединения радиальных кронштейнов с круглым кольцом содержит круглое кольцо, радиальные кронштейны, соединяющие кольцо с другим концентричным кольцом и средства для соединения кронштейнов с кольцом. Средства для соединения содержат выступы, фиксаторы, содержащие выступы,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492331
Дата охранного документа: 10.09.2013
+ добавить свой РИД