×
29.06.2019
219.017.9e41

ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002305789
Дата охранного документа
10.09.2007
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Газотурбинная установка включает компрессор низкого давления на входе, силовую турбину на выходе, промежуточный между компрессорами корпус с разделителем потоков, каналы наружных и внутренних контуров. Внутренний контур содержит компрессор высокого давления со смесителем на выходе. Вход канала наружного контура соединен с выходом компрессора низкого давления, а выход - с внешней стороной смесителя. Отношение площади канала наружного контура по разделителю потоков в промежуточном между компрессорами корпусе газотурбинной установки к площади канала внутреннего контура по разделителю потоков в промежуточном между компрессорами корпусе газотурбинной установки находится в пределах 0,1-3. Отношение площади канала наружного контура на выходе из смесителя к площади канала внутреннего контура на выходе из смесителя находится в пределах 0,1-2,5. Число ступеней силовой свободной турбины равно 1-3. Изобретение повышает надежность и кпд установки при минимальной ее стоимости за счет снижения вибронапряжений рабочих лопаток свободной турбины и повышения равномерности охлаждения наружных корпусов. 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к газотурбинным установкам для привода внешней нагрузки, преимущественно электрогенератора в составе электростанции, или для механического привода.

Известна газотурбинная установка, включающая в себя компрессор низкого давления, компрессор высокого давления и многоступенчатую турбину [В.А.Шварц. Конструирование газотурбинных установок, «Машиностроение», Москва, 1970 г., стр.336, рис.248].

Недостатком такой конструкции является высокая ее стоимость из-за большого количества ступеней турбины.

Наиболее близкой к заявляемой является газотурбинная установка, включающая в себя компрессор низкого давления на входе, промежуточный между компрессорами корпус, составляющие внутренний контур компрессор высокого давления, камеру сгорания, турбину высокого давления, турбину низкого давления со смесителем на выходе, а также канал наружного контура, вход которого соединен с выходом компрессора низкого давления, а выход - с внешней стороной смесителя, и силовую турбину на выходе из установки [Патент РФ №2224900, F02C 6/00, F02К 3/02, 2004].

Недостатком известной газотурбинной установки, принятой за прототип, является ее низкая надежность и кпд установки из-за высокого уровня вибронапряжений рабочих лопаток турбины и недостаточной равномерности охлаждения наружных корпусов.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности и кпд установки при минимальной ее стоимости за счет снижения вибронапряжений рабочих лопаток свободной турбины и повышения равномерности охлаждения наружных корпусов. Эта задача выполняется путем расчета оптимального соотношения площадей каналов наружного и внутреннего контуров по разделителю потоков в промежуточном между компрессорами корпусе, оптимального соотношения площадей каналов наружного и внутреннего контуров по смесителю, а также числа ступеней силовой турбины.

Сущность изобретения заключается в том, что в газотурбинной установке, включающей компрессор низкого давления на входе, силовую турбину на выходе, промежуточный между компрессорами корпус с разделителем потоков, каналы наружных и внутренних контуров, причем внутренний контур содержит компрессор высокого давления со смесителем на выходе, вход канала наружного контура соединен с выходом компрессора низкого давления, а выход - с внешней стороной смесителя, согласно изобретению F1/F2=0,1÷3, F3/F4=0,1÷2,5 и Z=1÷3, где

F1 - площадь канала наружного контура по разделителю потоков в промежуточном между компрессорами корпусе газотурбинной установки;

F2 - площадь канала внутреннего контура по разделителю потоков в промежуточном между компрессорами корпусе газотурбинной установки;

F3 - площадь канала наружного контура на выходе из смесителя;

F4 - площадь канала внутреннего контура на выходе из смесителя;

Z - число ступеней силовой свободной турбины.

Количество воздуха, протекающего через каналы наружного и внутреннего контуров, задается радиальным расположением разделителя потоков воздуха в промежуточном между компрессорами корпусе, т.е. соотношением площадей F1 и F2. Так при F1/F2<0,1 снижается надежность и кпд газотурбинной установки из-за повышения температуры наружных корпусов силовой турбины и увеличения радиальных зазоров между статором и ротором этой турбины, одновременно увеличивается число ступеней силовой свободной турбины за счет повышения ее удельной работы, т.е. работы, совершаемой одним килограммом газа или воздуха на турбине, что приводит к повышению стоимости силовой свободной турбины и газотурбинной установки.

В случае, когда F1/F2>3, наблюдается снижение кпд, надежности и мощности газотурбинной установки, а также возрастает стоимость силовой турбины за счет увеличения наружного диаметра силовой турбины и повышения напряжений в корневых сечениях рабочей лопатки этой турбины.

Для повышения надежности силовой свободной турбины путем минимизации вибронапряжений в ее рабочих лопатках поток газа и воздуха на ее входе должен иметь максимальную равномерность в окружном и радиальном направлениях, чему способствует одинаковый уровень давлений воздуха на выходе из канала наружного контура и газа из канала внутреннего контура, который определяется соотношением площадей F3 и F4 на выходе из смесителя. Надежность силовой свободной турбины также повышается при снижении температуры ее наружного корпуса.

При F3/F4<0,1 снижается надежность газотурбинной установки из-за повышенной температуры наружного корпуса силовой турбины, а при F3/F4>2,5 снижается надежность газотурбинной установки из-за повышенных вибронапряжений в рабочих лопатках силовой турбины вследствие увеличенной неравномерности воздушно-газового потока на ее входе.

Снижение удельной работы на силовой свободной турбине позволяет получить высокий кпд при минимальном числе ее ступеней, тем самым минимизировать ее стоимость.

Это особенно актуально для прямого безредукторного привода электрогенератора, т.е. при оборотах силовой свободной турбины n=3000 об/мин. При этом число ее ступеней Z не превышает трех. В случае механического привода, т.е. при более высоких оборотах силовой турбины Z=1÷2.

При Z>3 возрастает стоимость и снижается надежность силовой свободной турбины из-за увеличения числа дорогостоящих деталей, особенно дисков рабочих и сопловых лопаток.

На фиг.1 представлен продольный разрез газотурбинной установки, на фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде, а на фиг.3 показан элемент II на фиг.1 в увеличенном виде.

Газотурбинная установка 1 состоит из компрессора низкого давления 2, входа 3 промежуточного корпуса 4, а также из расположенных во внутреннем контуре 5 компрессора высокого давления 6, камеры сгорания 7, турбины высокого давления 8 турбины низкого давления 9 со смесителем 10 на ее выходе, из канала наружного контура 11, вход 12 которого соединен с выходом 13 компрессора низкого давления 2, а выход - с внешней стороной 14 смесителя 15, установленного на выходе из турбины низкого давления 9.

На выходе из газотурбинной установки 1 установлена общая для внутреннего 5 и наружного 11 контуров силовая свободная турбина 16, состоящая из первой 17 и второй 18 ступеней. Полезная мощность с турбины 16 снимается с помощью вала 19.

В промежуточном корпусе 4, расположенном между компрессором низкого давления 2 и компрессором высокого давления 6, установлен разделитель потоков 20, разделяющий поток воздуха 21 с выхода 13 компрессора низкого давления 2 на поток воздуха 22 на входе 12 канала наружного контура 11 и на поток воздуха 23 на входе 24 компрессора высокого давления 6 и соответственно на внутренний контур 5.

Радиальное положение разделителя потоков 20 определяет соотношение площадей каналов на входе наружного 11 (F1) и внутреннего 5 (F2) контуров и соответственно соотношение расходов воздуха 22 и 23 по этим контурам.

Смеситель 15 на выходе 24 выполнен с проходной площадью F3 по наружному контуру и с проходной площадью F4 по внутреннему контуру, и каналом 25 соединен с силовой свободной турбиной 16.

Работает данное устройство следующим образом.

При работе газотурбинной установки 1 воздух через вход 3 поступает в компрессор низкого давления 2, на выходе из которого с помощью разделителя потоков 20 в промежуточном корпусе 4 направляется частично в канал наружного контура 11.

Оставшаяся часть воздуха поступает в канал внутреннего контура 5, где сжимается в компрессоре высокого давления 6. Получаемый в результате горения в камере сгорания 7 газ расширяется и совершает полезную работу в турбине высокого давления 8 и в турбине низкого давления 9, которые вращают компрессор высокого давления 6 и компрессор низкого давления 9 соответственно.

На выходе из смесителя 15 воздух из канала наружного контура 11 и газ из турбины низкого давления 9 частично смешиваются и по каналу 25 поступают в силовую свободную турбину 16, где совершают полезную работу. Мощность от силовой свободной турбины 16 передается потребителю с помощью вала 19.

При снижении режимов работы газотурбинной установки 1 снижение оборотов ротора компрессора низкого давления 2 из-за большой инерционности происходит медленнее, чем снижение оборотов ротора компрессора высокого давления 6, однако это не приводит к уменьшению запасов газодинамической устойчивости и помпажу компрессора низкого давления 2, так как излишки воздуха на выходе через канал наружного контура 11 и смеситель 15 поступают на силовую турбину 16 и через выхлопную систему (не показано) выбрасываются в атмосферу. То есть в данной конструкции для обеспечения необходимых запасов газодинамической устойчивости компрессора низкого давления 2 не требуется дополнительных средств механизации (клапанов перепуска, поворотных направляющих аппаратов и т.д.), что также повышает надежность газотурбинной установки 1 в целом.

Оптимальное соотношение площадей F1/F2 каналов 11 и 5 наружного и внутреннего контуров позволяет за счет обдува воздухом 22 обеспечить минимальные температуры наружных корпусов компрессора 6, камеры сгорания 7, а также турбин 8, 9 и 16, обеспечивая уменьшение радиальных зазоров между ротором и статором компрессора 6 и турбин 8, 9 и 16. Одновременно паразитные утечки из канала внутреннего контура 5 по стыкам между корпусами компрессора 6, камеры сгорания 7 и турбин 8, 9 «улавливаются» в канале наружного контура 11 и затем «срабатываются» в силовой свободной турбине 16, которую из-за снижения удельной работы протекающей по ней газовоздушной смеси выполняют с минимальным количеством ступеней, что снижает ее стоимость.

Благодаря пониженной температуре воздуха 22, протекающего в канале наружного контура 11, температура внешних корпусов этого канала минимальна, что повышает надежность этих корпусов и уменьшает тепловые и акустические выделения во внешнюю среду.

Газотурбиннаяустановка,включающаякомпрессорнизкогодавлениянавходе,силовуютурбинунавыходе,промежуточныймеждукомпрессорамикорпуссразделителемпотоков,каналынаружныхивнутреннихконтуров,причемвнутреннийконтурсодержиткомпрессорвысокогодавлениясосмесителемнавыходе,входканаланаружногоконтурасоединенсвыходомкомпрессоранизкогодавления,авыход-свнешнейсторонойсмесителя,отличающаясятем,чтоF/F=0,1-3,F/F=0,1-2,5иZ=1-3,гдеF-площадьканаланаружногоконтурапоразделителюпотоковвпромежуточноммеждукомпрессорамикорпусегазотурбиннойустановки;F-площадьканалавнутреннегоконтурапоразделителюпотоковвпромежуточноммеждукомпрессорамикорпусегазотурбиннойустановки;F-площадьканаланаружногоконтуранавыходеизсмесителя;F-площадьканалавнутреннегоконтуранавыходеизсмесителя;Z-числоступенейсиловойсвободнойтурбины.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 100.
27.04.2013
№216.012.3ab5

Турбина газотурбинного двигателя

Турбина газотурбинного двигателя включает кольцевой входной канал, внутренний корпус которого образован задней крышкой и внутренней конической обечайкой, телескопически установленной на радиальных выступах полок сопловых лопаток первой ступени. Радиальные выступы полок сопловых лопаток первой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480590
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3aec

Способ сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке конических зубчатых передач газотурбинных двигателей так и в общем машиностроении. Способ сборки конической зубчатой передачи заключается в регулировании пространственного положения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480645
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e46

Устройство для сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке ортогональных и неортогональных конических зубчатых передач газотурбинных двигателей, так и в общем машиностроении. Устройство для сборки конической зубчатой передачи содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481509
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.06.2013
№216.012.48f5

Ротор компрессора турбовентиляторного двигателя

Изобретение относится к роторам компрессора газотурбинных турбовентиляторных двигателей. Ротор с дисками зафиксирован резьбовым соединением. Резьбовое соединение размещено в кольцевой воздушной полости с внешней стороны от соединяющей диски цилиндрической перемычки и с внутренней стороны от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484257
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d3d

Рабочая лопатка вентилятора

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения. В рабочей лопатке вентилятора выходы (10) и (11) боковых участков (12) и (13) внутреннего элемента (9) выполнены на спинке (6) пера (2) лопатки в направлениях входной (3) и выходной (4) кромок пера. Со стороны входной кромки (3)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485355
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.07.2013
№216.012.5a30

Силовая установка самолета

Изобретение относится к газотурбинным силовым установкам пассажирских и грузовых самолетов. Силовая установка самолета содержит два газогенератора с мотогондолой, Воздухозаборник, вентилятор и сопло с каналом наружного контура. Воздухозаборник выполнен с сужающимся к вентилятору центральным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488709
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.07.2013
№216.012.5a31

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Изобретение относится к двухконтурным турбореактивным двигателям авиационного применения, предназначенным для длительной работы при сверхзвуковом полете самолета. Двухконтурный турбореактивный двигатель включает воздухо-воздушный теплообменник в канале наружного контура, а также смеситель и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488710
Дата охранного документа: 27.07.2013
20.09.2013
№216.012.6c48

Ротор турбины турбореактивного двигателя

Ротор турбины турбореактивного двигателя содержит диск турбины с размещенными на нем рабочими лопатками и уплотнительным кольцом, установленным на ободе диска с помощью байонетного соединения. Между радиальными выступами диска установлен балансировочный грузик, осевой выступ С-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493371
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.09.2013
№216.012.6fcc

Турбореактивный двигатель

Изобретение относится к авиационным турбореактивным двигателям, включая двигатели для сверхзвуковых самолетов. Турбореактивный двигатель включает турбину низкого давления и регулируемый лепестковый смеситель, содержащий коническую обечайку, на ее выходе. Между турбиной и смесителем установлена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494271
Дата охранного документа: 27.09.2013
10.02.2014
№216.012.9f10

Многоступенчатая газовая силовая турбина

Изобретение относится к многоступенчатым газовым силовым турбинам авиационных двигателей и установок наземного применения. Многоступенчатая газовая силовая турбина включает диски ротора, соединенные между собой фланцами с осевыми штифтами. С внутренней стороны от ступиц дисков установлен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506428
Дата охранного документа: 10.02.2014
Показаны записи 1-10 из 83.
27.04.2013
№216.012.3ab5

Турбина газотурбинного двигателя

Турбина газотурбинного двигателя включает кольцевой входной канал, внутренний корпус которого образован задней крышкой и внутренней конической обечайкой, телескопически установленной на радиальных выступах полок сопловых лопаток первой ступени. Радиальные выступы полок сопловых лопаток первой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480590
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.06.2013
№216.012.48f5

Ротор компрессора турбовентиляторного двигателя

Изобретение относится к роторам компрессора газотурбинных турбовентиляторных двигателей. Ротор с дисками зафиксирован резьбовым соединением. Резьбовое соединение размещено в кольцевой воздушной полости с внешней стороны от соединяющей диски цилиндрической перемычки и с внутренней стороны от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484257
Дата охранного документа: 10.06.2013
27.07.2013
№216.012.5a30

Силовая установка самолета

Изобретение относится к газотурбинным силовым установкам пассажирских и грузовых самолетов. Силовая установка самолета содержит два газогенератора с мотогондолой, Воздухозаборник, вентилятор и сопло с каналом наружного контура. Воздухозаборник выполнен с сужающимся к вентилятору центральным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488709
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.07.2013
№216.012.5a31

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Изобретение относится к двухконтурным турбореактивным двигателям авиационного применения, предназначенным для длительной работы при сверхзвуковом полете самолета. Двухконтурный турбореактивный двигатель включает воздухо-воздушный теплообменник в канале наружного контура, а также смеситель и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488710
Дата охранного документа: 27.07.2013
20.09.2013
№216.012.6c48

Ротор турбины турбореактивного двигателя

Ротор турбины турбореактивного двигателя содержит диск турбины с размещенными на нем рабочими лопатками и уплотнительным кольцом, установленным на ободе диска с помощью байонетного соединения. Между радиальными выступами диска установлен балансировочный грузик, осевой выступ С-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493371
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.09.2013
№216.012.6fcc

Турбореактивный двигатель

Изобретение относится к авиационным турбореактивным двигателям, включая двигатели для сверхзвуковых самолетов. Турбореактивный двигатель включает турбину низкого давления и регулируемый лепестковый смеситель, содержащий коническую обечайку, на ее выходе. Между турбиной и смесителем установлена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494271
Дата охранного документа: 27.09.2013
10.02.2014
№216.012.9f0e

Ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к роторам турбин низкого давления газотурбинных двигателей авиационного применения. Ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя включает рабочие колеса с дисками, рабочими лопатками и внешними лабиринтами. Каждый из внешних лабиринтов с помощью болтового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506426
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.02.2014
№216.012.9f0f

Ротор турбины газотурбинного двигателя

Изобретение относится к роторам турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Ротор турбины газотурбинного двигателя включает конический фланец диска, конический фланец вала и кольцевые фланцы лабиринтов, фиксируемые между собой при помощи болтовых соединений. Кольцевые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506427
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.02.2014
№216.012.9f10

Многоступенчатая газовая силовая турбина

Изобретение относится к многоступенчатым газовым силовым турбинам авиационных двигателей и установок наземного применения. Многоступенчатая газовая силовая турбина включает диски ротора, соединенные между собой фланцами с осевыми штифтами. С внутренней стороны от ступиц дисков установлен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506428
Дата охранного документа: 10.02.2014
20.02.2014
№216.012.a2d6

Турбина низкого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к турбинам низкого давления газотурбинных двигателей авиационного применения. Турбина низкого давления газотурбинного двигателя включает ротор, статор с задней опорой, лабиринтное уплотнение с внутренним и внешним фланцами на задней опоре статора. Лабиринтное уплотнение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507401
Дата охранного документа: 20.02.2014
+ добавить свой РИД