×
29.06.2019
219.017.9e00

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ШТАМПОВКИ ЗАГОТОВОК ДЛЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области обработки металлов давлением. Нагретую до температуры деформирования заготовку центрируют в формовочном штампе и осаживают между верхней и нижней плоскопараллельными частями штампа. Осадку ведут в области, ограниченной внутренней конусной поверхностью технологического кольца. Угол конуса указанной поверхности кольца составляет 12-15°. При осадке происходит самоцентрирование внутренней поверхности технологического кольца по смещаемому объему металла заготовки. Для этого обеспечивают перемещение кольца в радиальных направлениях на величину до 30 мм в зависимости от направления течения металла заготовки. Затем осаженную заготовку извлекают перемещением пуансона. Пуансон установлен в верхней части формовочного штампа. В процессе осадки нижний торец пуансона располагается на уровне нижней плоскости верхней части штампа. В результате обеспечивается повышение точности колес и улучшение качества их поверхности. 1 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, в частности к изготовлению цельнокатаных колес.

При производстве осесимметричных изделий типа колес для колесопрокатного стана наиболее характерным дефектом является эксцентриситет обода колеса относительно ступицы. Существующие стандарты устанавливают достаточно жесткие ограничения на допустимые величины эксцентриситета обода. Это делается с целью уменьшения дисбаланса колесных пар в эксплуатации, приводящего к резкому повышению динамических нагрузок на подвижной состав.

Специфичность этого дефекта заключается и в том, что при последующих после прокатки переделах колес (выгибке диска и механической обработке) он трансформируется в целый ряд других размерных отклонений, таких как разностенность ступицы и разнотолщинность обода, перекос торца ступицы, смятие ступицы и утяжка обода, овальность внутреннего и наружного диаметров обода и некоторые другие.

Механической обработкой колес удается несколько снизить эксцентриситет обода, но годными после такой обточки становятся лишь колеса, в которых эксцентриситет обода ненамного превышал допустимый.

Для снижения отбраковки колес приходится предусматривать увеличенные припуски на механическую обработку. Поэтому снижение числа колес с эксцентриситетом обода является значительным резервом повышения выхода годного.

К причинам появления эксцентриситета обода в первую очередь следует отнести размерные отклонения задаваемых в стан отформованных заготовок, а именно разноширинность и разнотолщинность обода заготовки, являющихся следствием неравномерного заполнения периферийной полости формовочных штампов. Это является следствием нарушения условий центрирования заготовки в формовочном прессе или подачи в пресс заготовки с неравномерно распределенным объемом металла относительно ее оси.

Известен способ изготовления заготовок для цельнокатаных колес, заключающийся в том, что после осадки заготовки в калибровочном кольце и калибровки ее наружной поверхности заготовку центрируют по этой поверхности и окончательно осаживают с одновременной разгонкой металла пуансоном и выполнением основания ступицы с калибровкой его наружной поверхности, а центрирование заготовки перед формовкой на формовочном прессе осуществляют по откалиброванной поверхности ступицы [а.с. №650704, В21Н 1/04, опубл. в БИ №9, 05.03.1979].

К недостатку этого способа относится то, что окончательное оформление ступицы осуществляется на калибровочном прессе после прокатки заготовки на колесопрокатном стане, в результате чего металл ступицы теряет температуру, а это приводит к образованию таких дефектов, как невыполнение верхней части ступицы, к появлению дефектов в виде рванин, трещин, плен.

Кроме того, в результате формовки ступицы пуансоном на калибровочном прессе возникающие в металле центральной зоны напряжения вызывают его течение из ступицы в диск, что приводит к увеличению толщины диска у ступицы и искажению его конфигурации, т.е. к снижению точности размеров диска колеса. В дальнейшем такие колеса требуют ремонтной обточки по диску, что снижает технико - экономические показатели производства и ухудшает товарный вид продукции.

Известен также способ изготовления заготовок для цельнокатаных колес, включающий осадку исходной заготовки, разгонку ее пуансоном, центрирование на формовочном штампе, имеющем верхнюю и нижнюю части, и формовку заготовки горячей штамповкой, включающей формообразование подвижных пуансоном ступицы с полостью и перемычкой [а.с. №841773, кл. В21К 1/28, БИ №24, 30.06.1981].

Недостатком этого способа является невысокое качество поверхности готовых колес, приводящее к повышенному ремонту и браку колес. Одной из причин этого недостатка является переход поверхностных дефектов металлургического происхождения на механически необрабатываемые элементы железнодорожных колес.

Известен также способ изготовления заготовок изделий типа колес, по которому при предварительном деформировании по меньшей мере на одном торце заготовки формируют выступ в виде усеченного конуса, высота которого составляет 0,1-0,4 от высоты исходной заготовки, диаметр у основания равен 0,55-0,9 от диаметра исходной заготовки, а угол конусности составляет 30-40° [а.с. №718212, кл. В21К 1/28, опубл. в БИ №8, 29.02.1980].

Характерным дефектом данного способа изготовления заготовок является эксцентриситет обода колеса относительно ступицы, который приводит к разностенности ступицы и разнотолщинности обода, что в конечном итоге ведет к дополнительной отсортировке колес.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является способ изготовления заготовок для цельнокатаных колес, заключающийся в том, что после осадки заготовки в калибровочном кольце и калибровки ее наружной поверхности заготовку центрируют по этой поверхности и окончательно осаживают с одновременной разгонкой металла пуансоном и выполнением основания ступицы с калибровкой его наружной поверхности, а центрирование заготовки перед формовкой на формовочном прессе осуществляют по откалиброванной поверхности ступицы [а.с. №650704, В21Н 1/04, опубл. в БИ №9, 05.03.1979].

К недостатку этого способа относится то, что окончательное оформление ступицы осуществляется на калибровочном прессе после прокатки заготовки на колесопрокатном стане, в результате чего металл ступицы теряет температуру, а это приводит к образованию таких дефектов, как невыполнение верхней части ступицы, к появлению дефектов в виде рванин, трещин, плен.

Кроме того, в результате формовки ступицы пуансоном на калибровочном прессе возникающие в металле центральной зоны напряжения вызывают его течение из ступицы в диск, что приводит к увеличению толщины диска у ступицы и искажению его конфигурации, т.е. к снижению точности размеров диска колеса. В дальнейшем такие колеса требуют ремонтной обточки по диску, что снижает технико-экономические показатели производства и ухудшает товарный вид продукции.

Технической задачей изобретения является достижение строго регламентированных геометрических размеров и повышение качества поверхности колес.

Техническая задача достигается тем, что в способе штамповки заготовок для цельнокатаных колес, включающем осадку нагретой до температуры деформирования заготовки между верхней и нижней плоскопараллельными частями формовочного штампа в области, ограниченной внутренней конусной поверхностью технологического кольца, с самоцентрированием внутренней конусной поверхности технологического кольца по смещаемому в процессе осадки объему металла заготовки путем обеспечения перемещения упомянутого кольца в радиальных направлениях в зависимости от направления течения металла осаживаемой заготовки, и извлечение осаживаемой заготовки из технологического кольца, согласно изобретению осуществляют центрирование исходной заготовки в формовочном штампе, используют технологическое кольцо с углом конуса внутренней поверхности, составляющим 12-15°, перемещение технологического кольца при его самоцентрировании обеспечивают на величину до 30 мм, а извлечение осаженной заготовки осуществляют перемещением пуансона, установленного в верхней части формовочного штампа, с расположением в процессе осадки его нижнего торца на уровне нижней плоскости верхней части штампа.

На чертеже показана схема осадки заготовки в калибровочном кольце,

где обозначено: нижняя часть формовочного штампа 1; верхняя часть формовочного штампа 2; осаживаемая заготовка 3; пуансон 4 для формовки ступицы; технологическое кольцо 5 с меняющимся направлением перемещения и шток 6, выталкивающий заготовку из кольца.

Отличительными признаками в заявляемом способе являются:

- штамповку заготовки производят между двумя плоскопараллельными штампами в области, ограниченной внутренней конусной поверхностью в 12-15 градусов;

- конусная поверхность технологического кольца в процессе штамповки заготовки самоцентрируется по смещаемому объему металла в пределах до 30 мм.

Сущность способа заключается в следующем.

Нагретую до температуры деформирования заготовку для осадки укладывают на нижнюю часть 1 формовочного штампа, центрируют ее.

Для симметричного распределения металла штамповку заготовки производят между двумя плоскопараллельными штампами 1, 2 в области, ограниченной внутренней конусной поверхностью с углом конуса внутренней поверхности, составляющим 12-15°. Перемещение технологического кольца при его самоцентрировании производят на величину до 30 мм во всех радиальных направлениях, обеспечивая этим симметричность распределения металла в конусном объеме технологического кольца 5.

Для свободного извлечения заготовки из технологического кольца в конструкции предусмотрен пуансон 4, который во время рабочего хода поднимается на фиксированную величину, образуя с верхним штампом 2 единую плоскость, а при обратном ходе пресса, путем воздействия на него усилия штока 6, выталкивает заготовку из кольца.

В результате данной операции осаженная заготовка 3 имеет осесимметричную форму с равномерным распределением металла по конусному объему, ограниченному штампами и технологическим кольцом.

В дальнейшем, во время захвата заготовки роботом-манипулятором, она центрируется относительно клещевин манипулятора и устанавливается в формовочном прессе по оси симметрии штампов.

Нажатием верхней части формовочного штампа усилием Р осуществляют формирование заготовки. После этого движение верхней части штампа прекращают и фиксируют его в данном положении относительно нижней части формовочного штампа.

Важной особенностью данного способа осадки является то, что получение осесимметричной заготовки производится за один рабочий ход обжимного пресса, в то время как на других действующих колесопрокатных линиях применяется промежуточное центрирование заготовки при осадке, а сама осадка производится за два-три рабочих хода, или применяется дополнительный пресс для предварительной осадки заготовки.

Предлагаемый способ осадки позволяет получать осесимметричную заготовку с равномерным распределением металла по объему за один рабочий ход пресса без увеличения общего времени штамповки на обжимном прессе и без применения дополнительных устройств и агрегатов.

Пример.

Способ опробован в условиях колесопрокатного цеха ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат".

Было изготовлено две партии железнодорожных колес по способу-прототипу и предлагаемому способу. В каждой партии по 150 колес, все из одной плавки. Заготовка последовательно подвергалась предварительной осадке в самоцентрирующем технологическом кольце, затем разгонке, формовке, прокатке и калибровке.

При изготовлении железнодорожного цельнокатаного колеса диаметром 957 мм по предлагаемому способу нагретую до температуры 1260°С исходную заготовку массой 475 кг и высотой 412 мм для симметричного распределения металла производили между двумя плоскопараллельными штампами в области, ограниченной конусной поверхностью в 12-15 градусов и диаметром 840,9 мм, причем поверхность кольца в процессе штамповки самоцентрируется по смещаемому объему металла заготовки в пределах до 30 мм в зависимости от направления течения металла осаживаемой заготовки.

В верхний штамп устанавливают перемещаемый пуансон, который нижним торцом самопроизвольно устанавливается в процессе штамповки на уровне нижней плоскости верхнего штампа.

Толщина отштампованной заготовки составляла 106±3 мм.

Способ штамповкиЗабраковано колес, %
малый наружный диаметрневыполнение гребняневыполнение ступицыневыполнение ободаразностенность ступицыобщий брак
Предлагаемый способ штамповки2,151,160,040,030,387,8
Способ-прототип9,188,210,240,14,0237

Качественные показатели осмотренных колес свидетельствует, что при штамповке колес по предлагаемому способу брак колес по причине неравномерности выкатки диска и эксцентриситете ступицы относительно обода значительно снизился (см. таблицу).

Таким образом, использование предлагаемого способа штамповки в сравнении с известными способами позволяет существенно повысить качество поверхности колес.

Способштамповкизаготовокдляцельнокатаныхколес,включающийосадкунагретойдотемпературыдеформированиязаготовкимеждуверхнейинижнейплоскопараллельнымичастямиформовочногоштампавобласти,ограниченнойвнутреннейконуснойповерхностьютехнологическогокольца,ссамоцентрированиемвнутреннейконуснойповерхноститехнологическогокольцапосмещаемомувпроцессеосадкиобъемуметаллазаготовкипутемобеспеченияперемещенияупомянутогокольцаврадиальныхнаправленияхвзависимостиотнаправлениятеченияметаллаосаживаемойзаготовкииизвлечениеосаженнойзаготовкиизтехнологическогокольца,отличающийсятем,чтоосуществляютцентрированиеисходнойзаготовкивформовочномштампе,используюттехнологическоекольцосугломконусавнутреннейповерхности,составляющим12-15°,перемещениетехнологическогокольцаприегосамоцентрированииобеспечиваютнавеличинудо30мм,аизвлечениеосаженнойзаготовкиосуществляютперемещениемпуансона,установленноговверхнейчастиформовочногоштампасрасположениемвпроцессеосадкиегонижнеготорцанауровненижнейплоскостиверхнейчастиштампа.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-5 из 5.
29.03.2019
№219.016.f4cf

Способ подготовки шлака для нанесения гарнисажа на футеровку конвертера

Изобретение относится к области черной металлургии и может быть использовано при нанесении защитного покрытия (гарнисажа) на огнеупорную футеровку конвертеров. Способ включает раздувку конечного конвертерного шлака предыдущей плавки, содержащий 7-14% MgO, в течение 0,5-2,0 мин кислородом с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002426798
Дата охранного документа: 20.08.2011
29.03.2019
№219.016.f64d

Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении цельнокатаных железнодорожных колес. Заготовку колеса подвергают осадке и черновой штамповке. Данные операции осуществляют одновременно с получением на поковке посредством калибровки наружной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002404009
Дата охранного документа: 20.11.2010
19.06.2019
№219.017.891d

Способ выплавки стали в конвертере

Изобретение относится к области черной металлургии и может быть использовано при выплавке стали в конвертере, в том числе в конвертере с комбинированной продувкой расплава. Способ включает заливку в конвертер углеродистого полупродукта, полученного из ванадиевого чугуна, продувку кислородом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002426797
Дата охранного документа: 20.08.2011
19.06.2019
№219.017.8af2

Способ охлаждения фурмы воздушного дутья и подачи природного газа в доменную печь и устройство для его осуществления

Изобретение относится к металлургии, в частности к системе охлаждения фурмы при подаче природного газа в доменную печь. Способ включает подачу охлаждающей воды в зауженную кольцевую полость, образованную внутренним стаканом фурмы и дополнительным стаканом вокруг него. Далее воду направляют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002449022
Дата охранного документа: 27.04.2012
29.06.2019
№219.017.9d82

Способ определения оптимального состава угольной шихты для коксования

Изобретение относится к производству кокса, в частности к подготовке угольной шихты к коксованию, и может быть использовано в коксохимической отрасли промышленности. Способ включает подготовку и коксование шихты с различным содержанием спекающих, отощающих и коксовых компонентов, а оптимальный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002355730
Дата охранного документа: 20.05.2009
Показаны записи 1-10 из 28.
10.06.2013
№216.012.4888

Способ и установка термической обработки рельсов

Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к термической обработке железнодорожных рельсов. Для повышения физико-механических свойств, получения твердости поверхности катания головки рельса до НВ415 и необходимой прямолинейности рельса проводят предварительный нагрев...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484148
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.07.2013
№216.012.5395

Металлокерамический припой

Изобретение относится к электровакуумной, электронной и электроламповой промышленности. Металлокерамический припой содержит оксид алюминия, оксид кальция, оксид магния, оксид вольфрама, оксид ниобия, оксид циркония, ниобий, титан и вольфрам. Техническим результатом изобретения является...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487000
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.07.2013
№216.012.5446

Способ и установка термической обработки рельсов

Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к способам и устройствам термической обработки железнодорожных рельсов. Для повышения уровня физико-механических свойств и увеличения эксплуатационной стойкости рельс подвергают термической обработке, включающей предварительный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487177
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.05.2014
№216.012.c31e

Шихта для производства ванадиевого чугуна

Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к шихте для производства ванадиевого чугуна. Шихта содержит высокоосновный агломерат и/или неофлюсованные окатыши, доменный ванадийсодержащий железофлюс, железо - и ванадийсодержащие добавки, металлургический и пековый кокс, при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515709
Дата охранного документа: 20.05.2014
10.02.2015
№216.013.25ab

Способ определения химического состава шлаковых материалов

Изобретение относится к области черной металлургии и может быть использовано при определении химического состава материалов, содержащих кусковой металл, используемых в качестве сырья при производстве чугуна. Способ включает разделение материала на металлическую и шлаковую составляющие,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541096
Дата охранного документа: 10.02.2015
20.02.2015
№216.013.27b2

Предохранительный механизм многократного взведения

Изобретение относится к военной технике, а именно к предохранительным механизмам, применяемым в пиропатронах. Предохранительный механизм включает в себя движок. Движок открывает или закрывает огневой канал между инициатором и зарядом. Движок размещен между торцами двух электромагнитов. Движок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541619
Дата охранного документа: 20.02.2015
20.03.2015
№216.013.34cd

Отражающее покрытие

Изобретение относится к области электровакуумной, электронной и электроламповой промышленности и может быть использовано, например, в металлогалогенных или серных СВЧ-лампах. Предложено отражающее покрытие для оболочек разрядных ламп, содержащее помимо оксида кремния и термостойкого красителя -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544992
Дата охранного документа: 20.03.2015
10.04.2015
№216.013.3e0f

Способ термической обработки железнодорожных бандажей

Изобретение относится к области металлургии, а именно к термической обработке железнодорожных бандажей. Для обеспечения высоких потребительских свойств осуществляют термическую обработку железнодорожного бандажа из стали, содержащей, мас.%: С 0,65-0,75, Mn 0,6- 0, 9, Si 0,22-0,45, Cr...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002547375
Дата охранного документа: 10.04.2015
27.09.2015
№216.013.7fbf

Защитное покрытие

Изобретение относится к области электротехники и предназначено для использования в разрядных источниках излучения. Защитное покрытие на внутренней поверхности разрядных оболочек источников излучения содержит оксид алюминия, оксид иттрия, оксид магния, оксид циркония и оксид тория. Изобретение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564300
Дата охранного документа: 27.09.2015
10.04.2016
№216.015.30d4

Сталь для производства железнодорожных бандажей

Изобретение относится к области металлургии, а именно к составу конструкционной стали повышенной прочности и трещиностойкости, используемой для изготовления высоконагруженных бандажей колес тягового подвижного состава железных дорог. Сталь содержит следующие компоненты, мас.%: углерод...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002580764
Дата охранного документа: 10.04.2016
+ добавить свой РИД