×
29.06.2019
219.017.9d3d

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ БУКСИРОВОЧНЫХ МОДЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ СУДОВ В ЛЕДОВОМ ОПЫТОВОМ БАССЕЙНЕ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области проведения экспериментальных исследований на моделях ледоколов и судов ледового плавания в ледовых опытовых бассейнах. Способ включает приготовление поля моделированного льда. Проведение испытаний модели путем ее буксировки с заданной скоростью ν. Регистрации частоты попадания притопленных обломков льда к движительно-рулевому комплексу, к ледовым ящикам модели судна и к другим внешним по отношению к корпусу модели устройствам при наличии или отсутствии ледовой защиты на корпусе модели. Определяют плотность моделированного льда . В неразрушенном ледяном покрове буксируют модель судна со скоростью, определяемой по соотношению , где: ν и ν - скорости модели и натурного судна соответственно, λ - масштаб модели. Измеряют средний размер полученных обломков льда и ширину канала за моделью. В неразрушенном ледяном поле перед моделью в полосе шириной, равной ширине канала за моделью, нарезают ледяной покров на отдельные плотно прилегающие друг к другу льдины. Размер льдин равен измеренному среднему размеру обломков льда. Буксировку модели при указанных испытаниях осуществляют при уменьшенной по сравнению с ν скоростью , определяемой по соотношению , где: ρ - плотность воды, - требуемая техническим заданием на проведение экспериментов плотность льда. Обеспечивается достоверность результатов испытаний. 1 ил.

Изобретение относится к области морского транспорта и способам проведения экспериментальных исследований на моделях ледоколов и судов ледового плавания в ледовых опытовых бассейнах.

Известен способ проведения в ледовом опытовом бассейне буксировочных испытаний модели судна с установленными на корпусе средствами защиты движительно-рулевого комплекса от попадания в него льда, согласно которому модель судна буксируют с заданной скоростью и регистрируют частоту попадания обломков льда к движительно-рулевому комплексу, к ледовым ящикам модели судна и к другим внешним по отношению к корпусу модели устройствам (Каштелян В.И., Позняк И.И., Рывлин А.Я. Сопротивление льда движению судна. Л.: Судостроение, 1968).

Недостатком известного способа является существенная зависимость результатов экспериментов от «масштабного эффекта», связанного с несовпадением величины плотности моделированного льда с плотностью льда в натурных условиях. В ледовых опытовых бассейнах моделированный лед имеет более высокую плотность, чем ледяной покров в натурных условиях. Вследствие этого нарушается соотношение между вертикальной силой (архимедова сила) и горизонтальными силами (силы взаимодействия притопленных льдин с корпусом). Эффект от действия горизонтальных сил оказывается существенно сильнее, чем от вертикальных. «Масштабный эффект» проявляется в качественном и количественном несовпадении результатов модельного и натурного экспериментов и вследствие этого в завышении показателей эффективности применения ледоотводящих защитных устройств на основании данных модельного эксперимента.

Заявляемое изобретение решает задачу повышения достоверности результатов модельных испытаний моделей судов в ледовом опытовом бассейне и получения объективных экспериментальных данных, необходимых для проектирования винторулевых комплексов судов и средств их защиты от льда путем создания в ледовом бассейне условий проведения модельного эксперимента, подобных натурным.

Для этого по способу проведения буксировочных модельных испытаний в ледовом опытовом бассейне, включающему приготовление поля моделированного льда, проведение испытаний модели путем ее буксировки с заданной скоростью νм, заключающихся в регистрации частоты попадания притопленных обломков льда к движительно-рулевому комплексу, к ледовым ящикам модели судна и к другим внешним по отношению к корпусу модели устройствам при наличии или отсутствии ледовой защиты на корпусе модели, по изобретению предварительно определяют плотность моделированного льда и после этого в неразрушенном ледяном покрове буксируют модель судна со скоростью, определяемой по соотношению

,

где νм, νн - скорости модели и натурного судна соответственно, λ - масштаб модели, после чего измеряют средний размер полученных обломков льда и ширину канала за моделью, образующихся при прохождении модели в ледяном поле. Затем в неразрушенном ледяном поле перед моделью в полосе шириной, равной ширине канала за моделью, нарезают ледяной покров на отдельные плотно прилегающие друг к другу льдины, размер которых равен измеренному среднему размеру обломков льда, чтобы имитировать сплошной ледяной покров, и в полученном таким образом канале проводят испытание путем буксировки модели, причем буксировку модели при указанных испытаниях осуществляют при уменьшенной по сравнению с νм скоростью , определяемой по соотношению

,

где ρв - плотность воды, - требуемая техническим заданием на проведение экспериментов плотность льда.

Предварительное измерение плотности моделированного льда необходимо для оценки, насколько измеренная величина отличается от заданного техническим заданием значения плотности для проведения модельного эксперимента, и с использованием измеренной величины затем определить значение скорости буксировки модели .

Буксировка модели в неразрушенном ледяном покрове с и со скоростью νм, определяемой из соотношения, называемого критерием подобия Фруда , предусмотрена для получения информации о средних размерах секторов льда lл, образующихся при разрушении моделью сплошного ледяного покрова, поскольку средний размер обломков зависит от скорости движения модели и толщины льда lл=f(νм, h). Это необходимо для создания на участке канала перед моделью судна ледяной зоны с размерами льдин, соответствующими средним размерам обломков льда, полученных в результате предварительной буксировки испытуемой модели, с тем, чтобы уже в полученном таким образом канале провести испытания модели судна.

Уменьшение скорости буксировки модели в полученной ледяной зоне в раз позволяет получить в ледовом бассейне соответствующее натурным условиям соотношение вертикальных и горизонтальных сил, действующих на притопленную льдину. При уменьшении скорости движения модели уменьшаются усилия при взаимодействии корпуса и льдины, действующие в горизонтальной плоскости, соотношение указанных сил становится аналогичным натурному.

Устранение влияния «масштабного эффекта», вызванного несовпадением плотности моделированного и натурного льда, происходит за счет снижения величины сил, вызывающих движение находящейся под водой льдины в горизонтальной плоскости. Снижение величины сил, действующих в горизонтальной плоскости, выполняется таким образом, чтобы эти силы были сопоставимы с силами, вызывающими движение льдины в вертикальной плоскости, т.е. чтобы отношение горизонтальных сил к вертикальным у модели и в натурных условиях совпадало. Величина силы Архимеда , действующей на льдину с плотностью , отличается от аналогичной силы , действующей на льдину с плотностью в следующее число раз:

.

Например, при плотности воды, равной , измеренной плотности моделированного льда и требуемой техническим заданием плотности льда получим, что действующая в эксперименте сила Архимеда отличается от требуемой силы Архимеда в 2 раза:

.

Горизонтальное усилие F, действующее на притопленную льдину при ее взаимодействии с корпусом модели или ледовой защитой, можно записать следующим образом:

где m - масса льдины, Δt - время действия ударного импульса, эту величину можно считать постоянной (Рывлин А.Я., Хейсин Д.Е. Испытания судов во льдах. Л.: Судостроение, 1980). Для того чтобы силы, действующие в разных плоскостях, были сравнимы по величине, необходимо уменьшить горизонтальную силу F в раз. В результате получим силу F′. Это требование позволяет получить выражение для определения нового значения скорости буксировки модели :

Сущность заявленного изобретения поясняется чертежом, на котором схематически показана чаша ледового бассейна (вид сверху), в которой проводятся модельные испытания судов по предложенному способу.

В ледовом бассейне 1 наморожено поле моделированного льда 2, которое разделено на участки 3, 4 по длине бассейна, в пределах которых осуществляется буксировка модели 5. На участке 3 показаны обломки льдин 6, образовавшихся в канале 7 после прохождения модели 5, а на участке 4 - нарезанные в канале 8 плотно прилегающие друг к другу льдины 9. Причем ширина канала 8 совпадает с шириной канала 7.

Способ проведения буксировочных модельных испытаний в ледовом опытовом бассейне осуществляется следующим образом.

В ледовом бассейне 1 намораживают моделированное ледяное поле 2. После приготовления поля льда измеряют плотность ледяного покрова и сравнивают ее с заданным техническим заданием на проведение экспериментов плотностью . После этого на участке 3 ледового бассейна буксируют модель 5 со скоростью, равной . Затем проводят измерение среднего размера обломков льдин 6, образовавшихся при прохождении модели 5, а также ширины ледяного канала 7, оставшегося за ней. Затем в неразрушенном ледяном поле 2 перед моделью 5 на участке ледового бассейна 4 в полосе 8 шириной, равной ширине канала 7 за моделью 5, нарезают ледяной покров на отдельные плотно прилегающие друг к другу льдины 9, размер которых равен измеренному среднему размеру обломков льда 6. В полученном таким образом канале 8 с плотно прилегающими друг к другу льдинами 9 проводят испытания путем буксировки модели, регистрируя частоту взаимодействия движителей и внешних устройств модели с льдинами; причем скорость буксировки модели при указанных испытаниях уменьшают по сравнению с νм и с учетом разницы замеренной и потребной определяют ее по соотношению .

Предлагаемый способ позволяет исключить влияние «масштабного эффекта» при проведении модельных испытаний в ледовых условиях в опытовом бассейне и таким образом получить достоверные экспериментальные данные.

Способ проведения буксировочных модельных испытаний судов в ледовом опытовом бассейне, включающий приготовление поля моделированного льда, проведение испытаний модели путем ее буксировки с заданной скоростью ν, заключающихся в регистрации частоты попадания притопленных обломков льда к движительно-рулевому комплексу, к ледовым ящикам модели судна и к другим внешним по отношению к корпусу модели устройствам при наличии или отсутствии ледовой защиты на корпусе модели, отличающийся тем, что предварительно определяют плотность моделированного льда и после этого в неразрушенном ледяном покрове буксируют модель судна со скоростью, определяемой по соотношению где ν и ν- скорости модели и натурного судна соответственно, λ - масштаб модели; после чего измеряют средний размер полученных обломков льда и ширину канала за моделью, образующихся при прохождении модели в ледяном поле, затем в неразрушенном ледяном поле перед моделью в полосе шириной, равной ширине канала за моделью, нарезают ледяной покров на отдельные плотно прилегающие друг к другу льдины, размер которых равен измеренному среднему размеру обломков льда, и в полученном таким образом канале проводят испытание путем буксировки модели, причем буксировку модели при указанных испытаниях осуществляют при уменьшенной по сравнению с ν скоростью определяемой по соотношению где ρ - плотность воды, - требуемая техническим заданием на проведение экспериментов плотность льда.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 83.
10.01.2013
№216.012.1799

Воздухоочистительное устройство для судовых энергетических установок

Изобретение относится к области судостроения, в частности к системам очистки воздуха, подаваемого в двигатель для горения топлива, преимущественно газотурбинным, для которых требования по содержанию воды и соли, например морской, являются наиболее жесткими. Воздухоочистительное устройство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471533
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.06.2013
№216.012.47d2

Ледокольное судно

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания ледокольных судов, предназначенных для прокладки широкого ледяного канала. Ледокольное судно содержит корпус, состоящий из основного головного корпуса и жестко связанных с ним побортно расположенных симметрично...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483966
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.06.2013
№216.012.47d4

Морская плавучая электростанция

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно - к плавучим средствам выработки электроэнергии. Морская плавучая электростанция (МПЭС) включает корпус с формой равнобедренного треугольника в плане, по углам которого расположены опоры с размещенными на их верхних концах ветровыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483968
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4be3

Система очистки воздуха для судовых энергетических установок

Изобретение относится к области судостроения, в частности к системам очистки воздуха, подаваемого в двигатели для горения топлива, преимущественно газотурбинные. Система очистки воздуха для судовых энергетических установок включает расположенные в корпусе по ходу воздуха три ступени очистки для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485009
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4be4

Обогреваемое воздухоочистительное устройство для судовых энергетических установок

Изобретение относится к области судостроения, в частности к системам очистки воздуха, подаваемого в двигатели для горения топлива, преимущественно газотурбинные. Обогреваемое воздухоочистительное устройство для судовых энергетических установок включает расположенные в корпусе по ходу воздуха...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485010
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.09.2013
№216.012.6c18

Ледостойкая платформа

Изобретение относится к области судостроения и касается создания ледостойких гравитационных платформ, предназначенных для проведения бурильных работ и добычи углеводородов на шельфе замерзающих морей. Ледостойкая платформа 1 содержит нижнюю 4 и верхнюю 2 усеченные конические части с вершинами,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493323
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.02.2014
№216.012.a60d

Буксируемое устройство для разрушения ледового покрова при формировании судоходного канала во льдах

Изобретение относится к области судостроения. Буксируемое устройство имеет корпус, который состоит из симметрично расположенных относительно диаметральной плоскости устройства двух боковых ледокольных корпусов и центрального вспомогательного ледокольного корпуса, который расположен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002508224
Дата охранного документа: 27.02.2014
20.03.2014
№216.012.abba

Морское судно для укладки стальных труб, гибких элементов и подводных конструкций в ледовых условиях

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к морским судам для укладки стальных бетонированных и необетонированных труб большого диаметра (до 1400 мм) и значительной толщины (до 27 мм), гибких металлопластиковых труб диаметром до 200 мм, шлангов, кабелей, шлангокабелей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509677
Дата охранного документа: 20.03.2014
20.03.2014
№216.012.acfb

Устройство для измерения инерционных характеристик моделей плавучих инженерных объектов, оборудованных якорной системой удержания, и способ их определения

Изобретения относятся к области судостроения, в частности к экспериментальным методам испытания моделей в опытовых и ледовых бассейнах при проведении испытаний заякоренных объектов, и могут быть использованы для непосредственных измерений инерционных характеристик изучаемой модели. Устройство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509998
Дата охранного документа: 20.03.2014
10.04.2014
№216.012.aff1

Морская технологическая ледостойкая плавучая платформа судового типа

Изобретение относится к области судостроения и касается создания ледостойких платформ для освоения месторождений нефти и газа на шельфе замерзающих морей. Морская технологическая ледостойкая плавучая платформа оборудована выносным турельным устройством, состоящим из блока и размещенной в нем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510756
Дата охранного документа: 10.04.2014
+ добавить свой РИД