×
27.06.2019
219.017.992e

КАТАЛИЗАТОР, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ГИДРООБЕССЕРИВАНИЯ ДИЗЕЛЬНОЙ ФРАКЦИИ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к катализаторам гидрообессеривания дизельных фракций, способу его получения (варианты) и способу гидрообессерования дизельной фракции и может применяться в отраслях нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Предложенный катализатор представляет собой композицию состава, мас.%: МоО 12,0÷25,0; СоО 3,3÷6,5; PO 0,5-1,0; AlO - остальное. Описан способ получения катализатора (варианты), включающий либо одно-, либо двухстадийную пропитку носителя раствором, полученным либо смешением растворов парамолибдата аммония, азотнокислого кобальта, фосфорной и лимонной кислот, взятых в соотношении Р/Мо=0,06÷0,15, и моногидрата лимонной кислоты (Л.К.)/Со=1±0,1, либо смешением растворов парамолибдата аммония, фосфорной кислоты, взятых в соотношении Р/Мо=0,06÷0,15, и уксуснокислого кобальта, с последующими стадиями сушки и прокаливания полученных образцов, Способ гидрообессеривания дизельной фракции осуществляют в присутствии катализатора, полученного описанным выше способом при температуре 340÷360°С, соотношение H/сырье=500. Технический результат - эффективное гидрообессеривание дизельной фракции. 6 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 табл.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к катализаторам гидрообессеривания дизельных фракций и может применяться в отраслях нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.

В связи с ужесточением требований, предъявляемых к содержанию вредных соединений в выхлопных газах автомобильных двигателей, появилась новая спецификация на моторные топлива. В частности, в Европе в 2005 г. дизельное топливо должно было содержать не более 50 ppm серы (ultra-low-sulfur-diesel - ULSD), а к 2010 - не более 10 ppm (near-zero-sulfur-diesel - NZSD). В США содержание серы в дизельном топливе должно быть уменьшено до 15 ppm к июню 2006 г. [Нефедов Б.К., Технологии и катализаторы глубокой гидроочистки моторных топлив для обеспечения требований нового стандарта ЕВРО-4, катализ в промышленности, № 2, 2003, 20-27. Song C., An overview of new approaches to deep desulfurization for ultra-clean gasoline, diesel fuel and jet fuel, Catalysis Today. 86(1-4):211-263, 2003. B.C.Gates, H.Topsoe, Reactivities in deep catalytic hydrodesulfurization: challenges, opportunities, and the importance of 4-methyldibenzothiophene and 4,6-dimethyl-dibenzothiophene, Polyhedron, 16 (1997) 3213.]. Исследование состава сернистых соединений в прямогонных и смешанных (смеси прямогонных и вторичных фракций) дистиллятах дизельного топлива из различных нефтей показало [Нефедов Б.К. Технологии и катализаторы глубокой гидроочистки моторных топлив для обеспечения требований нового стандарта ЕВРО-4, катализ в промышленности, № 2, 2003, 20-27], что в прямогонном сырье соотношение производных тиофенового ряда и остальных типов, менее термодинамически устойчивых в реакциях гидрогенолиза сернистых соединений, может колебаться в значительных пределах - от 1:4 до 3:2. В смесевом сырье, содержащем до 30% дистиллятов каталитического крекинга, висбрекинга и коксования, доля производных тиофена выше, а их общее количество превышает половину содержания общей серы. Проблема глубокого гидрообессеривания усложняется в связи с постоянной тенденцией увеличения как общего количества серы в сырой нефти, так и доли производных тиофена [Song С., An overview of new approaches to deep desulfurization for ultra-clean gasoline, dieselfuel and jet fuel, Catalysis Today. 86(1-4):211-263, 2003]. Поэтому возникает потребность в новых катализаторах, в частности гидрообессеривания дизельного топлива.

Активными компонентами традиционных катализаторов процессов гидрообессеривания являются комбинации сульфидов Со-Мо, Ni-Mo, Ni-W, нанесенных на оксидные носители, в роли которых выступают оксиды кремния, алюминия, титана и бинарные композиции на их основе. Попытки увеличить активность катализаторов сводятся к увеличению количества активных компонентов, повышению их дисперсности и введению промоторов, типа Р и F [Atanasova P., Halachev Т., Uchytil J., Kraus M., Appl. Catal. 1988, 38, 235. Matralis H.K., Lycourghiots A., Grange P., Delmon B, Appl. Catal. 1988, 38, 273. Kwak С., Kim M.Y., Choi K., Moon S.H. Appl. Catal. A 1999, 185, 19. Kwak С., Lee J.J., Bae J., Choi K., Moon S.H. Appl. Catal. A 2000, 200, 233. Moon S.H., Catal. Surveys from Asia, 2003, 7(1)11]. Приводятся данные, что оптимальное количество Р2О3 составляет ˜0,5 мас.%, уменьшение активности при введении большего количества Р приписывается образованию устойчивых Со-Мо-Р соединений [Kwak С., Kirn M.Y., Choi K., Moon S.H. Appl. Catal. А 1999, 185, 19]. Добавки Р увеличивают дисперсность активной фазы (подтверждается хемосорбпией NO) и количество Брэнстедовских кислотных центров, ускоряя тем самым миграцию метальных групп. Такой же эффект наблюдается при введении фтора [Kwak С., Lee J.J., Bae J., Choi К., Moon S.H. Appl. Catal. A 2000, 200, 233]. Отмечается, что промотирование оксида алюминия добавками фтора и фосфора не вызывает реакций крекинга, что свидетельствует о недостаточной силе образующихся кислотных центров.

На сегодняшний день существует большое количество катализаторов [РФ 1367232, 1499765, 1621246, 2074025, 2082499, 2192923, 2206396, 2246987], позволяющих получать дизельное топливо, содержащее 350-500 ppm общей серы; снижение содержания серы до 50 ppm остается проблематичным с использованием отечественных катализаторов, тогда как катализаторы, разработанные например, компанией Haldor-Topsoe - серия ТК [Song С., An overview of new approaches to deep desulfurization for ultra-clean gasoline, diesel fuel and jet fuel, Catalysis Today. 86(1-4):211-263, 2003], при определенных условиях проведения процесса гидроочистки обеспечивают снижение содержания серы до 60 или 30 ppm.

Известен способ получения катализатора гидрообессеривания дизельных фракций [РФ 2082499, B01J 23/882, 27.06.97] путем последовательной пропитки гранул носителя - оксида алюминия, растворами водных солей активных компонентов, отличающийся тем, что с целью получения катализатора с повышенной активностью анионы молибдена наносятся на носитель, имеющий рН 6-7, экструдаты которого представляют собой в поперечном сечении пяти- или шестилучевую звезду, из совместного раствора гидроксида калия или лития и парамолибдата аммония, имеющего рН 5,8-7, на второй стадии применяется раствор солей кобальта с рН 1,5-6. По данным [РФ 2246987, B01J 37/02, 27.02.05] сущность способа получения катализатора гидрообессеривания дизельных фракций заключается в приготовлении катализатора гидроочистки нефтепродуктов путем двухэтапной пропитки предварительно прокаленного носителя раствором гептамолибдата аммония на первом этапе и раствором нитрата кобальта и/или нитрата никеля на втором с промежуточной термообработкой между этапами при температуре 100-200°С и конечной термообработкой, включающей сушку и прокалку при температуре 100-200°С и 400-650°С соответственно. Катализатор содержит 3,0-25,0 мас.% МоО3, 1,0-8,0 мас.% СоО и/или NiO и носитель - остальное. В качестве носителя используют оксид алюминия, или оксид кремния, или оксид титана.

Наиболее близким к предлагаемому способу получения Со-Мо-Р-О/Al2O3 катализатора является способ получения, описанный в [US: 4455390, 1984], включающий нанесение активных компонентов на носитель путем его пропитки по влагоемкости раствором, полученным растворением гептамолибдата аммония в дистиллированной воде с последующим добавлением лимонной кислоты и нитрата кобальта при молярном отношении моногидрата кислоты к триоксиду молибдена, равном 1,5, рН пропиточного раствора должно быть меньше 1, которое достигается добавлением неорганической кислоты в том числе и фосфорной. Пропитанный носитель затем высушивают при 110°С и прокаливают в токе воздуха при 593°С в течение 0,5 ч. Катализатор представляет собой композицию: Мо-Со-Р-О/Al2O3 состава, мас.%:

МоО35,0÷30,0;
СоО0,5÷10,0;
P2O52,5÷7,0
Al2O3остальное.

После предварительного сульфидирования активность катализатора характеризовали степенью обессеривания исходного сырья, содержащего 2,9 мас.% S. На указанном катализаторе при температуре 388°С получаемый продукт содержал 0,15 мас.% S, то есть степень обессеривания составляет 94%. На сегодняшний день это недостаточная степень очистки топлива.

Изобретение решает задачу получения активного катализатора гидрообессеривания дизельных фракций.

Задача решается использованием катализатора предлагаемого состава катализатора гидрообессеривания дизельных фракций, включающего Мо-Со-Р-O активный компонент, нанесенных на гамма-оксид алюминия (γ-Al2O3). Катализатор представляет собой композицию Мо-Со-Р-О/Al2О3 состава, мас.%:

МоО312,0÷25,0;
СоО3,3÷6,5;
Р2O50,5÷1,0
Al2O3остальное.

Задача решается также способом получения катализатора, включающим нанесение активного компонента тремя вариантами:

1. Путем пропитки по влагоемкости гранул гамма-оксида алюминия раствором, полученным смешением растворов парамолибдата аммония, азотнокислого кобальта, фосфорной и лимонной кислот, взятых в соотношении Р/Мо=0,06÷0,15 и моногидрат лимонной кислоты/Со=1±0,1, с последующими стадиями сушки при 110-120°С в течение 12-14 ч и прокаливании в токе инертного газа при 500÷550°С не более 4-х ч.

2. Путем последовательной пропитки по влагоемкости гранул гамма-оксида алюминия раствором, полученным смешением раствора парамолибдата аммония и фосфорной кислоты, взятых в соотношении Р/Мо=0,06÷0,15, на первом этапе и раствором, полученным смешением раствора азотнокислого кобальта и лимонной кислоты, взятых в соотношении моногидрата лимонной кислоты/Со=1±0,1, - на втором с промежуточной стадией сушки между этапами при температуре 110-120°С в течение 12-14 ч и конечной термообработкой, включающей сушку при температуре 110-120°С в течение 12-14 ч и прокалку в токе инертного газа при 500÷550°С не более 4-х ч.

3. Путем последовательной пропитки по влагоемкости гранул гамма-оксида алюминия раствором, полученным смешением раствора парамолибдата аммония и фосфорной кислоты, взятых в соотношении Р/Мо=0,06÷0,15, на первом этапе и раствором, полученным смешением раствора азотнокислого кобальта и лимонной кислоты, взятых в соотношении моногидрата лимонной кислоты/Со = 1±0,1, - на втором с промежуточной стадией сушки и прокаливания между этапами при температуре 110-120°С в течение 12-14 и 450-500°С в течение 1,5-2,5 ч в токе воздуха и конечной термообработкой, включающей сушку при 110-120°С в течение 12-14 ч и прокалку в токе инертного газа при 500÷550°С не более 4-х ч.

4. Путем последовательной пропитки по влагоемкости гранул гамма-оксида алюминия раствором, полученным смешением раствора парамолибдата аммония и фосфорной кислоты, взятых в соотношении Р/Мо=0,06÷0,15, на первом этапе и раствором уксуснокислого кобальта - на втором с промежуточной стадией сушки между этапами при температуре 110-120°С в течение 12-14 часов и конечной термообработкой, включающей сушку при 110-120°С в течение 12-14 ч и прокалку в токе инертного газа при 500÷550°С не более 4-х ч.

Задача решается также способом получения дизельного топлива путем реакции гидрообессеривания исходной дизельной фракции в присутствии предлагаемых Мо-Со-Р-О/Al2О3 катализаторов, проводимой в проточном реакторе при объемной скорости подачи сырья - 2 ч-1, давлении водорода 3,5 МПа, при соотношении H2/сырье = 300-500 и температуре 340-360°С.

Отличительными признаками предлагаемого катализатора и способа его приготовления являются:

1. Состав катализатора, включающий, мас.%: (12,0÷25,0) МоО3 - (2,5÷6,5) СоО - (0,5÷1,5) Р2O5 - (85,0÷67,0) Al2О3.

2. Способ получения катализатора, включающий либо одно-, либо двухстадийную пропитку носителя раствором, полученным либо смешением растворов парамолибдата аммония, азотнокислого кобальта, фосфорной и лимонной кислот, взятых в соотношении Р/Мо = 0,06÷0,15, и моногидрата лимонной кислоты (Л.К.)/Со=1±0,1, либо смешением растворов парамолибдата аммония, фосфорной кислоты, взятых в соотношении Р/Мо=0,06÷0,15, и уксуснокислого кобальта с последующими стадиями сушки и прокаливания полученных образцов

3. Способ получения катализатора, включающий стадию термической обработки высушенного образца при 500÷550°С не более 4-х ч в токе инертного газа.

Предлагаемые катализаторы предварительно сульфидируют и испытывают в процессе гидрообессеривания. Катализаторы сульфидируют при атмосферном давлении либо в потоке сероводорода, подаваемого при комнатной температуре с расходом 1 л/ч, в реактор, который нагревают от комнатной температуры до 400°С в течение 30 мин, и по достижении указанной температуры продолжают сульфидирование в течение 2 ч; либо исходным сырьем, содержащим дополнительно 0,6% серы в виде диметилдисульфида, в присутствии водорода; сульфидирование в этом случае проводят ступенчато после достижения соответствующей температуры (140→240→340°С).

Тестирование катализаторов в реакции гидрообессеривания дизельной фракции проводят в проточном реакторе, в который загружают необходимый объем катализатора, при объемной скорости подачи сырья - 2 ч-1, давлении водорода 3,5 МПа и при соотношении H2/сырье = 300 или 500. В качестве исходного сырья используют прямогонное дизельное топливо, имеющее следующие характеристики:

- плотность при 20°С - 844 кг/м3;

- цетановое число - 53,5±0,5;

- температура застывания - около -10°С;

- содержание серы - 1,06% S (10600 ppm);

- температура вспышки (в закрытом тигле) - 66,9°С;

- фракционный состав - 50% объема перегоняется при 292°С и 96% объема - при 366°С.

Активность катализатора в реакции гидрообессеривания характеризуют остаточным содержанием серы в катализате. Количество серы в дизельном топливе определяют на хроматографе Agilent 6890 с атомно-эмиссионным детектором (по линии эмиссии атомов серы при 181 нм), используя для разделения компонентов дизельного топлива капиллярную хроматографическую колонку HP-IMS длиной 60 м, внутренним диаметром 0,32 мм и толщиной пленки 0,25 мкм. Хроматограмму серосодержащих соединений получают при увеличении температуры в термостате хроматографа от 40 до 240°С со скоростью 2°С/мин и далее до 260°С со скоростью 10°С/мин. Количественное определение серосодержащих соединений проводят методом внутреннего стандарта.

Сущность предлагаемого изобретения иллюстрируется следующими примерами, показывающими изменение показателей процесса гидрообессеривания дизельной фракции в зависимости от природы катализаторов и способов их приготовления, условий проведения процесса (соотношение Н2/сырье = 300 или 500; температура и длительность реакции). Основные характеристики катализаторов и показатели процесса гидрообессеривания дизельной фракции приведены в таблицах 1, 2.

Сущность изобретения иллюстрируется следующими примерами.

Примеры 1-10 иллюстрируют состав катализатора и способы его приготовления.

Пример 1. 4 г γ-Al2О3 пропитывают смешанным раствором, содержащим 2,83 мл (NH4)6Мо7О24, 1,37 мл Со(NO3)2, 0,2 мл Н3PO4 и 0,154 г лимонной кислоты, с последующими стадиями сушки при 110°С в течение 12 ч и прокаливания в токе азота при 550°С в течение 4 ч. Полученный катализатор имеет состав, мас.%: (22,5 МоО3 - 4,96 СоО - 0,82 Р2O5)/71,72 Al2О3, при этом соотношение Р/Мо составляет 0,07, а лимонная кислота (Л.К.)/Со=1,1. Показатели гидрообессеривания дизельной фракции приведены в таблице 1.

Пример 2. Аналогичен примеру 1, отличие состоит в том, что количество добавляемой лимонной кислоты составляет 0,358 г. Полученный катализатор имеет состав, мас.%: (17,4 МоО3 - 3,92 СоО - 0,66 Р2O5)/78,02 Al2О3, при этом соотношение Р/Мо составляет 0,07, a Л.К./Co=1,53. Показатели гидрообессеривания дизельной фракции приведены в таблице 1.

Пример 3. 5 г γ-Al2О3 пропитывают смешанным раствором, содержащим 5,3 мл (NH4)6Мо7О24 и 0,2 мл Н3PO4, с последующей сушкой при 110°С в течение 14 ч. Высушенный образец пропитывают смешанным раствором, содержащим 5,1 мл Со(NO3)2, и 0,154 г лимонной кислоты, с последующими стадиями сушки при 110°С в течение 12 ч и прокаливания в токе азота при 500°С в течение 4 ч. Полученный катализатор имеет состав, мас.%: (16,2 МоО3 - 5,23 СоО - 0,87 Р2O5)/77,70 Al2О3, при этом соотношение Р/Мо составляет 0,11, а Л.К./Со=0,9. Показатели гидрообессеривания дизельной фракции приведены в таблице 1.

Пример 4. Аналогичен примеру 3, отличие состоит в том, что термическую обработку катализатора проводят в токе азота при 550°С в течение 4-х ч. Полученный катализатор имеет состав, мас.%: (18,0 МоО3 - 5,11 СоО - 0,55 Р2O5)/76,34 Al2О3, при этом соотношение Р/Мо составляет 0,06, а Л.К./Со=0,96. Показатели гидрообессеривания дизельной фракции приведены в таблице 1.

Пример 5. Аналогичен примеру 3, отличие состоит в том, что количество добавляемой лимонной кислоты составляет 0,61 г. Полученный катализатор имеет состав, мас.%: (16,5 МоО3 - 5,38 СоО - 0,53 P2O3)/77,59 Al2О3, при этом соотношение Р/Мо составляет 0,06, а Л.К./Со=1,7. Показатели гидрообессеривания дизельной фракции приведены в таблице 1.

Пример 6. Аналогичен примеру 4, отличие состоит в том, что пропиточный раствор не содержал лимонной кислоты. Полученный катализатор имеет состав, мас.%: (18,75 МоО3 - 4,51 СоО - 0,69 P2O3)/76,05 Al2О3, при этом соотношение Р/Мо составляет 0,07, а Л.К./Со=0. Показатели гидрообессеривания дизельной фракции приведены в таблице 1.

Пример 7. 5 г γ-Al2О3 пропитывают смешанным раствором, содержащим 5,3 мл (NH4)6Mo7O24 и 0,2 мл Н3PO4, с последующей сушкой при 110°С в течение 12 ч и прокаливанием в токе воздуха при 500°С в течение 2-х ч. Прокаленный образец пропитывают смешанным раствором, содержащим 5,1 мл Со(NO3)2, и 0,562 г лимонной кислоты, с последующими стадиями сушки при 110°С в течение 12 ч и прокаливания в токе воздуха при 550°С в течение 4 ч. Полученный катализатор имеет состав, мас.%: (18,6 МоО3 - 5,57 СоО - 0,76 Р2O5)/75,07 Al2О3, при этом соотношение Р/Мо составляет 0,08, а Л.К./Со=1,61. Показатели гидрообессеривания дизельной фракции приведены в таблице 1.

Пример 8. Аналогичен примеру 7, отличие состоит в том, что количество добавляемой лимонной кислоты составляет 0,155 г. Полученный катализатор имеет состав, мас.%: (16,8 МоО3 - 5,25 СоО - 0,48 Р2O5)/77,47 Al2О3, при этом соотношение Р/Мо составляет 0,06, а Л.К./Со=1,0. Показатели гидрообессеривания дизельной фракции приведены в таблице 1.

Пример 9. Аналогичен примеру 8, отличие состоит в том, что термическую обработку катализатора проводят в токе азота при 550°С в течение 4-х ч. Полученный катализатор имеет состав, мас.%: (15,9 МоО3 - 5,86 СоО - 0,73 Р2O5)/77,51 Al2О3, при этом соотношение Р/Мо составляет 0,09, а Л.К./Со=1,0. Показатели гидрообессеривания дизельной фракции приведены в таблице 1.

Пример 10. 5 г γ-Al2О3 пропитывают смешанным раствором, содержащим 5,3 мл (NH4)6Мо7O24 и 0,2 мл H3PO4, с последующей сушкой при 110°С в течение 12 ч. Высушенный образец пропитывают 5,5 мл Со(СН3СОО)2 с последующими стадиями сушки при 110°С в течение 12 ч и прокаливания в токе азота при 550°С в течение 4 ч. Полученный катализатор имеет состав, мас.%: (18,9 МоО3 - 3,37 СоО - 0,94 Р2O5)/76,79 Al2О3, при этом соотношение Р/Мо составляет 0,10. Показатели гидрообессеривания дизельной фракции приведены в таблице 1.

Примеры 11-13 иллюстрируют способы процесса гидрообессеривания дизельной фракции

Пример 11. 10 мл катализатора состава, мас.%: (17,25 МоО3 - 4,81 СоО - 0,74 Р2O5)/77,2 Al2О3, при этом соотношение Р/Мо составляет 0,08, а Л.К./Со=0,98, загружают в проточный реактор и сульфидируют исходным сырьем, содержащим дополнительно 0,6% серы в виде диметилдисульфида, в присутствии водорода при ступенчатом подъеме температуры от 140 до 340°С. По окончании процедуры сульфидирования в реактор подают исходное сырье с объемной скоростью 2 ч-1, при соотношении Н2/сырье=300 и давлении водорода 3,5 МПа. Температура реакции составляет 340°С (I цикл - при подъеме температуры), время работы катализатора составило 24 ч. Показатели гидрообессеривания дизельной фракции приведены в таблице 2.

Пример 12. Аналогичен примеру 11, отличие состоит в том, что реакцию гидрообессеривания дизельной фракции проводят при 360°С. Показатели гидрообессеривания дизельной фракции приведены в таблице 1.

Пример 13. Аналогичен примеру 11, отличие состоит в том, что реакцию гидрообессеривания дизельной фракции проводят при 340°С (II цикл - при снижении температуры реакции от 360 до 340°С). Показатели гидрообессеривания дизельной фракции приведены в таблице 2.

Как видно из приведенных примеров и таблиц, предлагаемые катализаторы позволяют решить задачу эффективного гидрообессеривания дизельной фракции. Наиболее глубокое обессеривание дизельной фракции достигается в том случае, если отношение Л.К./Со≤1 и термическую обработку катализатора проводят в токе инертного газа (азота). Необходимо отметить стабильную работу предлагаемых катализаторов, что подтверждается показателями гидрообессеривания дизельной фракции (таблица 2), согласно которым содержание серы в продукте при 340°С практически одинаковое как при повышении до этой температуры, так и после снижения от 360 до 340°С.

Таблица 1
Основные показатели реакции гидрообессеривания дизельной фракции, проводимой при объемной скорости подачи сырья - 2 ч-1, давлении водорода 3,5 МПа, соотношении H2/сырье = 500, температуре 350°С и длительности 9 ч, в зависимости от состава и способа получения катализаторов,
ПримерСостав катализатораУсловия термической обработкиXS, %Содержание S, ppm, (9 ч.)
МоО3СоОР2O5Al2О3P/MoЛ.К./Со
мас.%ат.
Способ получения катализатора, включающий одностадийную пропитку носителя раствором солей активных компонентов
122.54.960.8271.720.071.10550°/N299,555
217.43.920.6678.020.071.53550°/N298,8124
Способ получения катализатора, включающий двухстадийную пропитку носителя раствором солей активных компонентов с промежуточной стадией сушки при 110°С
316.25.230.8777.700.110.90500°/N299,377
418.05.110.5576.340.060.96550°/N299,468
516.55.380.5377.590.061.70500°/N298,6145
618.754.510.6976.050.070550°/N297,8225
Способ получения катализатора, включающий двухстадийную пропитку носителя раствором солей активных компонентов с промежуточной стадией прокаливания при 500°С в токе воздуха
718.65.570.7675.070.081.61550°/воздух98,0211
816.85.250.4877.470.061.0550°/воздух98,9118
915.95.860.7377.510.091.0550°/N299,820
Способ получения катализатора, включающий двухстадийную пропитку носителя раствором солей активных компонентов, одним из которых является уксуснокислый кобальт, с промежуточной стадией сушки при 110°С
1018.93.370.9476.790.10-550°/N299,725
Катализатор сравнения
РК-231 Со112÷154÷54.50-550°/воздух94÷96400÷800*
[1] - Смирнов В.К., Ирисова К.Н., Талисман Е.Л. Новые катализаторы гидрооблагораживания нефтянных фракций и опыт их эксплуатации. // Катализ в промышленности, 2003, N 2, С.30-36.
* - Условия испытаний: скорость подачи сырья - 2,5÷3,5 ч-1;
давление 21÷25 ати;
соотношение ВСГ : сырье 220÷350
температура на выходе 340÷360°С

1.Способприготовлениямолибденкобальтфосфорсодержащегокатализаторанаалюмооксидномносителедлягидрообессериваниядизельнойфракции,отличающийсятем,чтокатализаторготовятпутемпропиткиповлагоемкостигранулгамма-оксидаалюминияраствором,полученнымсмешениемрастворовпарамолибдатааммония,азотно-кислогокобальта,фосфорнойилимоннойкислот,взятыхвсоотношенииР/Мо=0,06÷0,15имоногидраталимоннойкислоты/Со=1±0,1,споследующимистадиямисушкипри110-120°Свтечение12-14чипрокаливаниивтокеинертногогазапри500-550°Снеболее4ч.12.Способприготовлениямолибденкобальтфосфорсодержащегокатализаторанаалюмооксидномносителедлягидрообессериваниядизельнойфракции,отличающийсятем,чтокатализаторготовятпутемпоследовательнойпропиткиповлагоемкостигранулгамма-оксидаалюминияраствором,полученнымсмешениемрастворапарамолибдатааммонияифосфорнойкислоты,взятыхвсоотношенииР/Мо=0,06÷0,15,напервомэтапеираствором,полученнымсмешениемраствораазотно-кислогокобальтаилимоннойкислоты,взятыхвсоотношениимоногидраталимоннойкислоты/Со=1±0,1,-навторомспромежуточнойстадиейсушкимеждуэтапамипритемпературе110-120°Свтечение12-14чиконечнойтермообработкой,включающейсушкупритемпературе110-120°Свтечение12-14чипрокалкувтокеинертногогазапри500-550°Снеболее4ч.23.Способприготовлениямолибденкобальтфосфорсодержащегокатализаторанаалюмооксидномносителедлягидрообессериваниядизельнойфракции,отличающийсятем,чтокатализаторготовятпутемпоследовательнойпропиткиповлагоемкостигранулгамма-оксидаалюминияраствором,полученнымсмешениемрастворапарамолибдатааммонияифосфорнойкислоты,взятыхвсоотношенииР/Мо=0,06÷0,15,напервомэтапеираствором,полученнымсмешениемраствораазотно-кислогокобальтаилимоннойкислоты,взятыхвсоотношениимоногидраталимоннойкислоты/Со=1±0,1,-навторомспромежуточнойстадиейсушкиипрокаливаниямеждуэтапамипритемпературе110-120°Свтечение12-14чи450-500°Свтечение1,5-2,5чвтокевоздухаиконечнойтермообработкой,включающейсушкупри110-120°Свтечение12-14ипрокалкувтокеинертногогазапри500-550°Снеболее4ч.34.Способприготовлениямолибденкобальтфосфорсодержащегокатализаторанаалюмооксидномносителедлягидрообессериваниядизельнойфракции,отличающийсятем,чтокатализаторготовятпутемпоследовательнойпропиткиповлагоемкостигранулгамма-оксидаалюминияраствором,полученнымсмешениемрастворапарамолибдатааммонияифосфорнойкислоты,взятыхвсоотношенииР/Мо=0,06÷0,15,напервомэтапеирастворомуксусно-кислогокобальта-навторомспромежуточнойстадиейсушкимеждуэтапамипритемпературе110-120°Свтечение12-14чиконечнойтермообработкой,включающейсушкупри110-120°Свтечение12-14чипрокалкувтокеинертногогазапри500-550°Снеболее4ч.45.Катализатордлягидрообессериваниядизельнойфракции,полученныйпоспособуполюбомуизпп.1-4.56.Способгидрообессериваниядизельнойфракциивприсутствиимолибденкобальтфосфорсодержащегокатализаторанаалюмооксидномносителепритемпературе340-360°С,отличающийсятем,чтоиспользуюткатализаторпоп.5.67.Способпоп.6,отличающийсятем,чтосоотношениеН/сырье=500.7
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 15.
20.02.2019
№219.016.bed4

Катализатор, способ его получения и процесс гидрообессеривания дизельных фракций

Изобретение относится к области химии, а именно к катализаторам, предназначенным для глубокой гидроочистки углеводородного сырья, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Описан катализатор для процессов гидрообессеривания дизельных фракций, который в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002314154
Дата охранного документа: 10.01.2008
20.02.2019
№219.016.bf05

Катализатор, способ его получения, способ получения носителя для этого катализатора и процесс гидрообессеривания дизельных фракций

Изобретение относится к области химии, а именно к катализаторам, предназначенным для глубокой гидроочистки углеводородного сырья, в частности дизельных фракций, от сернистых соединений? и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Описан катализатор для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002313389
Дата охранного документа: 27.12.2007
20.02.2019
№219.016.c093

Углерод-кремнеземный композит

Изобретение относится к сорбентам, которые могут использоваться, в частности, в качестве усиливающих наполнителей в шинной и резинотехнической промышленности, сорбентов для очистки от органических и неорганических примесей и в других процессах. Углерод-кремнеземный композит, включающий оксид...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002302373
Дата охранного документа: 10.07.2007
01.03.2019
№219.016.ca36

Способ фотокаталитической очистки газов

Изобретение относится к области фотокаталитической очистки газов, в том числе воздуха. Описан способ очистки газов, в том числе воздуха, окислением с использованием фотокатализатора, в котором исходную газовую смесь, содержащую окисляемые вещества, насыщают парами пероксида водорода, в качестве...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002259866
Дата охранного документа: 10.09.2005
10.04.2019
№219.016.ffaf

Способ разложения сероводорода и/или меркаптанов

Изобретение относится к области газо- и нефтепереработки, а именно к способам разложения и утилизации сероводорода и/или меркаптанов (тиолов), и может применяться для производства водорода и серы из сероводорода, а также для очистки от сероводорода и меркаптанов газовых смесей. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002261838
Дата охранного документа: 10.10.2005
27.04.2019
№219.017.3e0a

Катализатор, способ его приготовления и способ получения ароматических углеводородов

Изобретение относится к процессам переработки легких углеводородов в более ценные продукты - ароматические углеводороды, а также к способам приготовления катализатора получения ароматических углеводородов. Настоящий катализатор получения ароматических углеводородов в процессе ароматизации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002333033
Дата охранного документа: 10.09.2008
29.04.2019
№219.017.41c3

Способ очистки водородсодержащих газовых смесей от оксида углерода (варианты)

Изобретение может быть использовано для очистки от оксида углерода обогащенных водородом газовых смесей. Процесс проводят в две стадии при температуре не ниже 90°С и давлении не ниже 1 атм. Очистку в первой из стадий проводят путем селективного окисления оксида углерода кислородом и/или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002359741
Дата охранного документа: 27.06.2009
30.05.2019
№219.017.6bd8

Бифункциональный катализатор и способ получения обогащенной по водороду газовой смеси из диметилового эфира

Изобретение относится к каталитическому способу осуществления реакции паровой конверсии диметилового эфира (ДМЭ) с целью получения обогащенной по водороду газовой смеси, которая может использоваться в водородной энергетике, в частности, в качестве топлива для питания топливных элементов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002286210
Дата охранного документа: 27.10.2006
30.05.2019
№219.017.6bdb

Катализатор, способ его приготовления и способ очистки водородсодержащих газовых смесей от оксида углерода

Изобретение относится к катализатору, способу его приготовления и процессу каталитической очистки от оксида углерода обогащенных водородом газовых смесей. Описан катализатор очистки водородсодержащих газовых смесей от оксида углерода путем метанирования оксида углерода, содержащий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002323044
Дата охранного документа: 27.04.2008
13.06.2019
№219.017.8231

Устройство для импульсной тепловой обработки сыпучих материалов

Изобретение относится к устройствам для импульсной тепловой обработки сыпучих материалов (термоактивацией частиц) и может быть использовано в производстве катализаторов, носителей, адсорбентов и т.д. Устройство для импульсной тепловой обработки сыпучих материалов включает цилиндрическую рабочую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002360196
Дата охранного документа: 27.06.2009
Показаны записи 1-10 из 124.
20.01.2013
№216.012.1bb3

Катализатор, способ приготовления носителя, способ приготовления катализатора и способ гидроочистки углеводородного сырья

Группа изобретении относится к катализаторам получения нефтяных дистиллятов с низким содержанием серы, способам приготовления таких катализаторов и способам приготовления носителей для этих катализаторов. Описан катализатор, имеющий объем пор 0,3-0,7 см/г, удельную поверхность 170-300 м/г,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472585
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.01.2013
№216.012.1f5c

Способ очистки коксохимического бензола от азотсодержащих примесей

Изобретение относится к области химической технологии, а именно к получению очищенного от примесей бензола. Способ очистки коксохимического бензола от азотсодержащих примесей осуществляют с помощью селективной адсорбции. В качестве сорбента используют модифицированные хлоридом никеля(II)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473529
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.230b

Катализатор, способ его приготовления и способ получения β-пиколина

Изобретение относится к катализаторам получения β-пиколина конденсацией акролеина с аммиаком и способам их получения с целью повышения выхода β-пиколина, применяемого в производстве никотиновой кислоты и никотинамида, являющихся составными частями жизненно важных витамина РР и витаминов группы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474473
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.230c

Катализатор, способ его приготовления и способ получения малосернистого дизельного топлива

Изобретение относится к катализаторам гидроочистки дизельного топлива, способам приготовления таких катализаторов и способам получения малосернистого дизельного топлива. Описан катализатор, содержащий соединение [Со(СНО)][МоО(СНО)] в количестве 30-45 мас.%, диоксид титана 0,8-6,0 мас.%, AlO -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474474
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.03.2013
№216.012.2d7e

Способ приготовления катализатора для разложения закиси азота и процесс обезвреживания газовых выбросов, содержащих закись азота

Изобретение относится к способу обезвреживания закиси азота, в том числе и низкоконцентрированных выбросов закиси азота, например, в отходящих газах производства азотной кислоты с использованием катализатора на основе железосодержащего цеолита. Описан способ приготовления катализатора для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477177
Дата охранного документа: 10.03.2013
10.04.2013
№216.012.3255

Катализатор гидроочистки углеводородного сырья, носитель для катализатора гидроочистки, способ приготовления носителя, способ приготовления катализатора и способ гидроочистки углеводородного сырья

Изобретение относится к катализаторам гидроочистки, способам приготовления таких катализаторов, носителям для катализаторов, способам приготовления носителей и способам получения нефтепродуктов с низким содержанием серы. Описан катализатор, содержащий, мас.%: Мо - 8,0-15,0; Со или Ni - 2,0-5,0;...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478428
Дата охранного документа: 10.04.2013
27.04.2013
№216.012.3980

Катализатор, способ его приготовления (варианты) и способ очистки отходящих газов от оксидов азота

Изобретение относится к катализатору, способу его приготовления и способу очистки отходящих газов от NO в окислительных условиях в присутствии углеводорода. Катализатор для очистки отходящих газов от оксидов азота каталитическим восстановлением метаном в окислительной атмосфере, содержит в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480281
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.406b

Способ получения широкопористого гамма-оксида алюминия

Изобретение относится к области химии. Широкопористый оксид алюминия в гамма-форме получают осаждением гидроксида алюминия из раствора азотнокислого алюминия водным раствором аммиака при рН 7±0,1, температуре 70±2°С, времени выдержки суспензии в течение 3-5 ч. Пасту с влажностью 58÷66% формуют....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482061
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.06.2013
№216.012.4b72

Регенерированный катализатор гидроочистки углеводородного сырья, способ регенерации дезактивированного катализатора и процесс гидроочистки углеводородного сырья

Изобретение относится к регенерированному катализатору гидроочистки, способу регенерации дезактивированных катализаторов и способу гидроочистки нефтяных дистиллятов. Описан регенерированный катализатор гидроочистки углеводородного сырья, имеющий объем пор 0,3-0,8 мл/г, удельную поверхность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484896
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.10.2014
№216.012.fa9b

Платиновый катализатор, способ его приготовления, способ его регенерации и способ получения сульфата гидроксиламина

Изобретение относится к катализаторам для получения сульфата гидроксиламина путем селективного гидрирования оксида азота в сернокислой среде. Данный катализатор содержит платину в количестве 0,3-1 мас.%, нанесенную на непористый или пористый углеродный носитель. При этом нанесенная платина...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002530001
Дата охранного документа: 10.10.2014
+ добавить свой РИД