×
20.06.2019
219.017.8da1

Результат интеллектуальной деятельности: Способ управления энергетической эффективностью локомотива

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к способу управления тяговой системой транспортных средств с электротягой. Способ управления энергетической эффективностью локомотива путем регулирования числа одновременно работающих тяговых двигателей заключается в следующем. Определение оптимального числа работающих тяговых двигателей осуществляют из условия поддержания наибольшего эксплуатационного коэффициента полезного действия локомотива. Эксплуатационный коэффициент полезного действия рассчитывают на основе измеренных в реальном времени данных с датчиков локомотива следующих параметров: скорости движения электровоза, силы тяги локомотива, напряжения на зажимах тягового двигателя, тока тягового двигателя и известных постоянных численных данных о параметрах локомотива и тяговых двигателей и расчетных значений потерь мощности на вращение отключенных колесно-моторных блоков. При этом учитывают выполнение требований по сцеплению колес с рельсами и условие, заключающееся в том, что расчетное значение оптимального тока тягового двигателя должно быть меньше или равно максимальному допустимому току тяговых двигателей с учетом механических потерь мощности в зубчатых передачах отключенных тяговых двигателей. Технический результат заключается в повышении точности определения числа работающих тяговых двигателей локомотива.

Изобретение относится тяговому подвижному составу железных дорог, а именно к способу управления энергетической эффективностью локомотива.

При работе тягового подвижного состава железных дорог в режимах с неполным использованием мощности локомотива (низкая скорость движения, вождение неполновесных поездов, малое количество вагонов, легкие элементы профиля и плана пути) с целью снижения расхода электроэнергии на тягу поездов и повышения эксплуатационного коэффициента полезного действия локомотива применяют способ отключения числа работающих тяговых двигателей.

Известен способ управления энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой (RU №2617857 С2 от 28.04.2017 г.), согласно которому отключение или подключение тяговых двигателей происходит автоматически, в соответствии с закономерностью, представленной в форме функциональной зависимости эксплуатационного коэффициента полезного действия локомотива η от коэффициента использования мощности γ вида η=γ/(к1⋅γ+к2), где к1 и к2 - коэффициенты, определяемые в ходе тягово-энергетических испытаний локомотива, введенные в программу бортового компьютера локомотива, определяющей минимально достаточное число работающих тяговых двигателей, обеспечивающих увеличение коэффициента использования мощности и тем самым повышение значения η локомотива до уровня, близкого к номинальному.

Данный способ выбран в качестве прототипа. Недостатками данного способа является то, что минимальное достаточное число работающих тяговых двигателей определяется на основе функциональной зависимости эксплуатационного коэффициента полезного действия локомотива от коэффициента использования мощности, определяемого в ходе тягово-энергетических испытаний локомотива, т.е. без учета множества фактических эксплуатационных факторов, которые невозможно все учесть в заложенной в бортовой компьютер локомотива программе. При этом возможны варианты получения одного и того же коэффициента использования мощности локомотива при различных соотношениях токов, напряжений и частот вращения тяговых двигателей, что не отражает реального положения дел.

Кроме этого, в известном способе при определении числа работающих тяговых двигателей не осуществляется проверка выполнения требований по сцеплению колес с рельсами и максимальному допустимому току тяговых двигателей, а также не учитываются механические потери мощности в зубчатых передачах отключенных тяговых двигателей.

Предлагаемое изобретение позволяет устранить указанные выше недостатки применительно к тяговому подвижному составу электрических железных дорог.

Целью изобретения является повышении точности определения числа работающих тяговых двигателей локомотива по условию поддержания его наибольшего эксплуатационного коэффициента полезного действия.

Указанная цель достигается тем, что в предлагаемом способе управления энергетической эффективностью отличающийся тем, что определение оптимального числа работающих тяговых двигателей Nопт осуществляется из условия поддержания наибольшего эксплуатационного коэффициента полезного действия локомотива ηэ.т.опт, рассчитываемого на основе измеренных в реальном времени данных с датчиков локомотива следующих параметров: V - скорости движения электровоза; Fк - силы тяги локомотива; Uд - напряжения на зажимах тягового двигателя; Iд - тока тягового двигателя и известных постоянных численных данных о параметрах локомотива и тяговых двигателей и расчетных значений потерь мощности, ΔРмех.зп на вращение отключенных колесно-моторных блоков, с учетом выполнения требований по сцеплению колес с рельсами , где - сила ограничения по сцеплению одного колесно-моторного блока; - коэффициент сцепления для электровозов постоянного тока и условия расчетное значение оптимального тока тягового двигателя Iд.опт должно быть меньше или равно максимальному допустимому току тяговых двигателей Iд.доп, с учетом механических потерь мощности ΔРмех.зп в зубчатых передачах отключенных тяговых двигателей.

Представленный способ может быть применен на локомотивах различных систем тока и типов тяговых двигателей.

Сущность предлагаемого изобретения представлена ниже.

При работе электровоза, например постоянного тока с коллекторными тяговыми электродвигателями, на всех тяговых двигателях в установившемся режиме измеряются следующие параметры:

V - скорость движения электровоза;

Fк - сила тяги локомотива;

Uд - напряжение на зажимах тягового двигателя;

Iд - ток тягового двигателя.

Далее бортовая система локомотива на основе численных значений постоянных параметров (N - число тяговых двигателей электровоза; Р - вес электровоза; kд - коэффициент добавочных потерь; rд - сопротивление двигателя; Iд.н, Uд.н, Pд.н., сФн, Vн - номинальные значения тока, напряжения, мощности и магнитного потока одного тягового двигателя и скорости движения электровоза; ΔРд.эл.н, ΔРд.маг.н, ΔРд.мех.н, ΔРд.эщ.н, - электрические, магнитные, механические и в щеточном контакте потери мощности тягового двигателя при номинальном режиме работы; z0, z1, z2 - постоянные коэффициенты для расчета потерь мощности в зубчатой передаче; a1, b1, c1, d1 - постоянные коэффициенты для расчета потерь мощности на вращение отключенных колесно-моторных блоков; Iд.доп - максимально допустимый ток тягового двигателя) и измеренных данных выполняет расчет значений мощности электровоза, потребляемой на тягу Pэ.т.=N⋅Uд⋅Iд и реализуемой на ободе колес Pк=Fк⋅V и вычисляет эксплуатационный КПД электровоза в режиме тяги по формуле:

Далее выполняется расчет оптимального числа работающих тяговых двигателей Nопт [1], соответствующих минимальным потерям мощности в тяговых двигателях и зубчатых передачах по формуле:

где

Расчетное значение Nопт должно быть ,

где - сила ограничения по сцеплению одного колесно-моторного блока; - коэффициент сцепления для электровозов постоянного тока.

Численное значение тока, соответствующее данному режиму и условию допустимых токов Iдопт≤Iд.доп определяется по формуле:

Потребляемая на тягу мощность для оптимального числа тяговых двигателей вычисляется по формуле:

Эксплуатационный КПД электровоза в режиме тяги определяется по формуле:

который сравнивается с последним значением КПД исходного режима ηэ.т.и по наибольшему из них значению выбирается режим с соответствующим числом тяговых двигателей.

С целью исключения отключений и подключений части тяговых двигателей при резких изменениях измеряемых величин система управления производит переключения с выдержкой времени, соответствующей ресурсу коммутационной аппаратуры и заданной выдержки времени (как правило, не менее 10 с).

По сравнению с прототипом, заявляемый способ позволяет выполнить энергетическую оценку предполагаемого режима (с оптимальным числом тяговых двигателей) и сравнить его с исходным режимом, тем самым исключить ошибки при отключении и подключении тяговых двигателей, повысить точность принимаемого решения и получить значительный экономический эффект.

Способ управления энергетической эффективностью локомотива путем регулирования числа одновременно работающих тяговых двигателей, отличающийся тем, что определение оптимального числа работающих тяговых двигателей N осуществляется из условия поддержания наибольшего эксплуатационного коэффициента полезного действия локомотива η, рассчитываемого на основе измеренных в реальном времени данных с датчиков локомотива следующих параметров: V - скорости движения электровоза; F - силы тяги локомотива; U - напряжения на зажимах тягового двигателя; I - тока тягового двигателя и известных постоянных численных данных о параметрах локомотива и тяговых двигателей и расчетных значений потерь мощности, Р на вращение отключенных колесно-моторных блоков, с учетом выполнения требований по сцеплению колес с рельсами где - сила ограничения по сцеплению одного колесно-моторного блока; - коэффициент сцепления для локомотива постоянного тока, и условия - расчетное значение оптимального тока тягового двигателя I должно быть меньше или равно максимальному допустимому току тяговых двигателей I с учетом механических потерь мощности P в зубчатых передачах отключенных тяговых двигателей.
Способ управления энергетической эффективностью локомотива
Способ управления энергетической эффективностью локомотива
Способ управления энергетической эффективностью локомотива
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 47.
26.08.2017
№217.015.d376

Устройство для определения частоты вращения ротора асинхронных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для определения частоты вращения ротора асинхронных двигателей в системах диагностирования электродвигателей и связанных с ними механических устройств, в частности, размещенных в труднодоступных местах. Датчики напряжения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621880
Дата охранного документа: 07.06.2017
26.08.2017
№217.015.e610

Электромагнитный подвес вертикального вала ротора

Изобретение относится к устройствам бесконтактного электромагнитного подвеса вертикального вала ротора, более конкретно - к электромагнитным подшипникам, предназначенным для использования в различных электрических машинах с вертикальным расположением вала ротора, таких как электромеханические...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002626794
Дата охранного документа: 01.08.2017
26.08.2017
№217.015.ed58

Рельсовая цепь

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для контроля состояния участка пути. Рельсовая цепь содержит постовое оборудование, включающее в себя блок аппаратуры питающего конца, блок аппаратуры релейного конца, путевое реле и напольное оборудование, включающее в себя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628619
Дата охранного документа: 21.08.2017
29.12.2017
№217.015.f1a3

Способ определения мгновенных значений токов в трехжильном кабеле без металлических покровов

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано при построении устройств для бесконтактного измерения мгновенных значений токов в симметричном трехжильном кабеле без металлических покровов с круглыми жилами. В предлагаемом способе определения мгновенных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636796
Дата охранного документа: 28.11.2017
29.12.2017
№217.015.f248

Копер для ударных испытаний

Изобретение относится к испытательной технике на перегрузки различных материалов и изделий при ударах. Копер содержит корпус и ротор, на периферии которого размещены держатели, выполненные в виде колец со сферической внутренней поверхностью, в которых вставлены бойки в виде шаров; с корпусом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636798
Дата охранного документа: 28.11.2017
29.12.2017
№217.015.f61b

Автоматическая дренажная установка с накопителем энергии

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для защиты подземных сооружений от блуждающих токов, вызываемых рельсовым электротранспортом. Установка содержит дренажную цепь из последовательно соединенных предохранителя, рубильника, шунта с измерительным прибором и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002637447
Дата охранного документа: 04.12.2017
20.01.2018
№218.016.117f

Устройство для предотвращения повреждения вагонов при загрязнении бандажей колесных пар отцепов на сортировочной горке

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для регулирования скорости отцепов на сортировочных горках при реализации прицельного торможения. Устройство включает путевой датчик, счетчик вагонов, радиолокационные измерители скорости, установленные соответственно на выходе первой,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634054
Дата охранного документа: 23.10.2017
13.02.2018
№218.016.2031

Устройство для восстановления утраченных форм кузова полувагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к оснастке для ремонта вагонов. Устройство для восстановления утраченных форм кузова полувагона содержит П-образный балочный каркас (1), выполненный с возможностью подвешивания к цеховому мостовому крану и размещения передней и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641383
Дата охранного документа: 17.01.2018
13.02.2018
№218.016.2099

Способ определения энергетических показателей движения поезда и системы тягового электроснабжения

Изобретение относится к системам электроснабжения железнодорожного транспорта. Способ определения энергетических показателей движения поезда и системы тягового электроснабжения заключается в том, что на каждом шаге моделирования на основе тяговых расчетов с учетом напряжения на токоприемнике по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641537
Дата охранного документа: 18.01.2018
13.02.2018
№218.016.20a2

Смазывание цилиндрического редуктора

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для смазывания зубчатых передач жидким смазочным материалом. Устройство для смазывания цилиндрического редуктора включает шестерню, тихоходное колесо, подпружиненный плунжер, размещенный в масляной ванне и постоянно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641561
Дата охранного документа: 18.01.2018
Показаны записи 1-2 из 2.
26.09.2018
№218.016.8bd9

Установка для переработки цинксодержащего сырья

Изобретение относится к установке для переработки цинксодержащих материалов, в частности пылевидных отходов металлургических печей, содержащих железо и цинк как в металлическом состоянии, так и в виде окислов. Установка, содержащая металлический кожух, в котором размещены испарительная и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667949
Дата охранного документа: 25.09.2018
24.04.2020
№220.018.1854

Устройство для регулирования мощности электровоза

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Устройство для регулирования мощности электровоза с тяговыми электродвигателями постоянного тока содержит блок управления и блок регулирования на отключение и подключение тяговых электродвигателей. Блок регулирования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002719742
Дата охранного документа: 22.04.2020
+ добавить свой РИД