×
19.06.2019
219.017.890f

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЕЗОПАСНЫХ СКОРОСТЕЙ ДВИЖЕНИЯ СКОРОСТНОГО СУДНА НА МЕЛКОВОДЬЕ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Настоящее изобретение относится к судостроению и относится к технологии обеспечения безопасной эксплуатации на мелководье скоростных, в основном, глиссирующих судов. Способ определения безопасного диапазона эксплуатационных скоростей глиссирующего скоростного судна при движении на мелководье заключается в экспериментальной отработке в опытовом бассейне гидродинамических характеристик динамически-подобной маломасштабной буксируемой модели судна на искусственно созданной с помощью подводного экрана малой глубине с замером параметров движения модели. При движении модели с глубокой воды на мелководье измеряют изменение осадки и угла дифферента. Это позволяет экспериментально-расчетным способом определять характер изменения положения нижней точки корпуса модели на скорости и при известных допустимых для судна глубинах движения на мелководье оценивать зоны безопасных скоростей движения, являющихся одним из основных элементов инструкции по управлению судами в прибрежных районах на урезах воды и на мелководье. Изобретение позволяет определять безопасные скорости движения модели судна с глубокой воды на мелководье. 9 ил.

Настоящее изобретение относится к судостроению, а более конкретно к безопасной эксплуатации скоростных, в основном, глиссирующих судов на мелководье. Знание диапазона безопасных скоростей движения скоростных глиссирующих судов на мелководье особенно важно при их эксплуатации в мелководных районах морей, а также при совершении десантными кораблями посадочно-высадочных операций в прибрежных районах морей, озер и водоемов.

Влияние мелководья на гидродинамические характеристики глиссирующих и водоизмещающих судов исследовано и описано в литературе, но только по отношению к сопротивлению движения, влияющему на скоростные характеристики судов.

Так, например, это изложено в параграфах:

- §2.7.1 "Влияние мелководья на сопротивление…" в книге под редакцией В.Г.Павленко "Ходкость и управляемость судов", изд. "Транспорт", Москва, 1991 г.;

- §40 "Дополнительное сопротивление при движении судна по ограниченному фарватеру". М.Я.Алферъев. "Ходкость и управляемость судов. Сопротивление воды движению судов", изд. "Транспорт", Москва, 1967 г.

Однако при движении на мелководье близость дна приводит к изменению углов ходового дифферента и осадки судна. Причем диапазоны и величины их изменения находятся в функциональной зависимости от скорости движения. Эти явления приводят к изменению отстояния нижней точки судна (а это могут быть винты, рули, водозаборники водометов и т.п.) от дна водоема, и, как следствие, касание его этими частями судна, что может привести к их поломке, а в некоторых случаях к невозможности продолжения движения. Влияние мелководья на ориентацию судна относительно дна водоема является сложной функцией от водоизмещения и обводов днищевой части корпуса, положения центра тяжести по длине судна и скорости движения. Аналитическое решение этой проблемы из-за сложностей математического выражения происходящих процессов при движении скоростных судов на мелководье дает результаты, уровень точности которых не позволяет использовать их при выполнении практических задач. Что касается экспериментального метода решения, то нам он неизвестен.

Поэтому с целью определения влияния на параметры движения модели мелководья необходимо воспроизвести этот процесс с учетом технических возможностей опытового бассейна и его контрольно-измерительной аппаратуры, используя динамически-подобную буксируемую модель, моментно-инерционные и силовые характеристики которой моделируют исследуемое скоростное судно, и провести испытания в опытовом бассейне в условиях спокойной поверхности воды.

Для этого используется маломасштабная буксируемая модель (1) (см. фиг.1, 2, 8, 9) скоростного судна, которая раскрепляется на пилоне (2) буксировочной тележки (3) опытового бассейна таким образом, что имеет возможность свободного перемещения по высоте и дифференту, величины которых фиксируются расположенными на модели и пилоне реостатными датчиками вертикальных (4) и угловых перемещений (5).

В чаше (6) опытового бассейна с помощью горизонтального щита-экрана (7), устанавливаемого на вертикальных опорах (8), имитируется, более чем на 50% длины бассейна, мелководье.

Предлагаемая схема установки горизонтального щита-экрана и его регулировка представлены на фиг.3, где

9 - дно чаши опытового бассейна;

10 - уровень воды;

7 - горизонтальный щит-экран;

8 - вертикальные опоры, регулирующие положение экрана относительно уровня воды.

Предлагаемый способ экспериментальной оценки влияния на параметры движения модели мелководья реализуется следующим образом.

Буксируемая модель скоростного глиссирующего судна с заданными параметрами по водоизмещению и положению центра масс разгоняется буксировочной тележкой на глубокой воде до заданной скорости. С этими параметрами модель выходит на мелководный участок, глубина которого устанавливается и фиксируется горизонтальным щитом-экраном с помощью регулирующих вертикальных стоек. При этом из-за влияния мелководья меняется положение модели (центр тяжести) по высоте и дифференту относительно этих же параметров на глубокой воде.

По изменению положения модели по высоте и дифференту с помощью схемы расположения крайних нижних точек корпуса (фиг.4) и графиков изменения осадок на транце (фиг.5) и в носу (фиг.6) строится результирующий график зависимости крайней нижней точки корпуса при движении на мелководье (фиг.7). Такие опыты проводятся при разных водоизмещениях, положениях центра масс и глубинах в эксплуатационном диапазоне скоростей движения.

Затем при известных глубинах в районе эксплуатации судов или при высадке десанта в прибрежных зонах с учетом допустимых глубин при движении на мелководье определяются диапазоны безопасных скоростей, позволяющие избежать соприкосновение корпуса судна и отдельных его элементов с дном водоемов, а также вводить скоростные ограничения в инструкции по управлению судами.

При движении модели с глубокой воды на мелководье измеряется изменение осадки и угла дифферента, что позволяет экспериментально-расчетным способом определять характер изменения положения нижней точки корпуса модели на скорости и при известных допустимых для судна глубинах движения на мелководье оценивать зоны безопасных скоростей движения, являющихся одним из основных элементов инструкции по управлению судами в прибрежных районах на урезах воды и на мелководье.

Способ определения безопасного диапазона эксплуатационных скоростей глиссирующего скоростного судна при движении на мелководье, заключающийся в экспериментальной отработке в опытовом бассейне гидродинамических характеристик динамически-подобной маломасштабной буксируемой модели судна на искусственно созданной с помощью подводного экрана малой глубине с замером параметров движения модели, отличающийся тем, что при движении модели с глубокой воды на мелководье измеряется изменение осадки и угла дифферента, что позволяет экспериментально-расчетным способом определять характер изменения положения нижней точки корпуса модели на скорости и при известных допустимых для судна глубинах движения на мелководье оценивать зоны безопасных скоростей движения, являющихся одним из основных элементов инструкции по управлению судами в прибрежных районах на урезах воды и на мелководье.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-2 из 2.
10.07.2019
№219.017.aceb

Скоростное глиссирующее судно

Изобретение относится к судостроению и касается создания скоростных глиссирующих судов, эксплуатируемых в мелководных районах. Судно с воздушной каверной на днище и полутоннельными бортовыми каналами-водоводами имеет главные судовые двигатели, гребные валы, кронштейны, гребные винты, кольцевые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002387569
Дата охранного документа: 27.04.2010
10.07.2019
№219.017.acf3

Судно на воздушной каверне с водометным движителем

Изобретение относится к судостроению и касается создания скоростных глиссирующих судов, эксплуатируемых в мелководных районах. Скоростное судно с воздушной каверной на днище для мелководных акваторий состоит из корпуса с воздушной каверной на днище, силовой установки и движительной установки в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002381131
Дата охранного документа: 10.02.2010
Показаны записи 1-10 из 15.
20.05.2013
№216.012.41dd

Патрон для стрелковых и артиллерийских гладкоствольных систем

Изобретение относится к боеприпасам для стрелковых и артиллерийских гладкоствольных систем, в частности к патронам. Патрон содержит гильзу со скатом, метательный заряд, капсюль-воспламенитель, метаемый элемент и поршень. Поршень установлен в донной части гильзы. На внешней цилиндрической...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482431
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.08.2013
№216.012.5df4

Патрон для бесшумной и подводной стрельбы

Изобретение относится к боеприпасам стрелкового и артиллерийского вооружения для бесшумной, беспламенной и бездымной стрельбы в воздушной и водной среде. Патрон содержит гильзу со скатом, метательный заряд, капсюль-воспламенитель, метаемый элемент и поршень. Поршень установлен в донной части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489673
Дата охранного документа: 10.08.2013
27.11.2013
№216.012.8500

Скоростное судно с двумя режимами движения

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно к скоростным судам, которым по эксплуатационным особенностям необходимо иметь два основных режима движения, например, экономичный и полный ход. Скоростное судно состоит из корпуса и двух расположенных побортно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499726
Дата охранного документа: 27.11.2013
10.02.2014
№216.012.9f6c

Ручное огнестрельное оружие

Изобретение относится к ручному огнестрельному оружию. Ручное огнестрельное оружие содержит ствол, ствольную коробку, затворную раму или стебель и остов затвора. Остов затвора не запирается для выстрела и может свободно перемещаться относительно затворной рамы или стебля затвора, которые во...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506520
Дата охранного документа: 10.02.2014
27.10.2014
№216.013.0181

Способ определения в опытовом бассейне в прямом движении аэродинамических характеристик горизонтального оперения экраноплана

Изобретение относится к судостроению и касается проектирования экранопланов. При определении аэродинамических характеристик горизонтального оперения экраноплана с установленными на нем работающими маршевыми двигателями изготавливают геометрически подобную модель горизонтального оперения и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002531783
Дата охранного документа: 27.10.2014
27.11.2014
№216.013.0aaf

Патрон для гладкоствольных систем

Изобретение относится к боеприпасам, в частности к патронам для гладкоствольных систем. Патрон содержит цилиндрическую гильзу, метательный заряд, капсюль-воспламенитель, метаемый элемент и поршень. Поршень выполнен соприкасающимся своей цилиндрической поверхностью с внутренней поверхностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534143
Дата охранного документа: 27.11.2014
27.11.2014
№216.013.0ac2

Патрон для гладкоствольного оружия

Изобретение относится к боеприпасам, в частности к патронам для гладкоствольного оружия. Патрон содержит цилиндрическую гильзу, метаемый заряд, капсюль-воспламенитель, метаемый элемент и поршень. Поршень установлен в донной части гильзы. Поршень содержит внешнюю цилиндрическую поверхность и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534162
Дата охранного документа: 27.11.2014
27.11.2014
№216.013.0c73

Патрон

Изобретение относится к боеприпасам, в частности к патронам для огнестрельного оружия. Патрон содержит гильзу, капсюль-воспламенитель, метаемый заряд и пулю. Пуля имеет оболочку с размещенным в ней сердечником из тяжелого пластического материала, охватывающим сердечник из упругого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534595
Дата охранного документа: 27.11.2014
20.03.2015
№216.013.33c0

Линия химической обработки деталей и барабан для нее

Изобретение относится к химической жидкостной обработке деталей, помещенных в барабаны, и конструкции барабана. Линия включает расположенные в технологической последовательности ванны с барабанами, имеющими форму цилиндра или призмы, установленные соосно с возможностью вращения от общего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544723
Дата охранного документа: 20.03.2015
10.09.2015
№216.013.7721

Устройство стабилизации движения надводного однокорпусного водоизмещающего быстроходного судна

Изобретение относится к области судостроения и касается устройств, стабилизирующих движение судна. Предложено устройство стабилизации движения надводного однокорпусного водоизмещающего быстроходного судна с узким корпусом и острым клиновидным носом, выполненное в виде кормового подводного крыла...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562086
Дата охранного документа: 10.09.2015
+ добавить свой РИД