×
19.06.2019
219.017.8878

Результат интеллектуальной деятельности: УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРОВ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, а именно к соединению валов компрессора и турбины. Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя содержит валы компрессора и турбины, соединенные между собой. В осевом направлении валы компрессора и турбины соединены через стяжную трубу, а в окружном направлении - через рессору, контактирующую с внутренними поверхностями валов компрессора и турбины через шлицевые соединения и уплотнительные кольца. На внутренних поверхностях валов компрессора и турбины выполнены бурты, ограничивающие осевое перемещение рессоры. Концевые участки последней выполнены с диаметром, меньшим внутреннего диаметра шлицев, а уплотнительные кольца размещены на этих концевых участках. Изобретение позволяет повысить точность изготовления рессоры и уменьшить дисбаланс узла соединения роторов компрессора и турбины в целом. 1 ил.

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД), а именно к соединению валов компрессора и турбины.

Известен узел соединения роторов компрессора и турбины ГТД, содержащий валы компрессора и турбины, соединенные между собой в осевом направлении через стяжную трубу, а в окружном направлении - через рессору, контактирующую с внутренними поверхностями валов компрессора и турбины через шлицевые соединения и уплотнительные кольца (Ю.С.Елисеев и др. Технология эксплуатации, диагностики и ремонта ГТД, М., Высшая школа, 2002 г., стр.118, рис.3, 4).

Недостатком такой конструкции является расположение на цилиндрической поверхности рессоры двух поясков с канавками для уплотнительных колец и третьего цилиндрического пояска для упора гайки, фиксирующей осевое положение рессоры. Такое расположение поясков не дает возможности обрабатывать два ряда шлицев на концах рессоры с одного установа на станке, что вносит погрешности в изготовлении детали.

Задачей изобретения является повышение точности изготовления рессоры.

Указанная задача достигается тем, что в узле соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя, содержащем валы компрессора и турбины, соединенные между собой в осевом направлении через стяжную трубу, а в окружном направлении - через рессору, контактирующую с внутренними поверхностями валов компрессора и турбины через шлицевые соединения и уплотнительные кольца, на внутренних поверхностях валов компрессора и турбины выполнены бурты, при этом осевое перемещение рессоры ограничено буртами валов компрессора и турбины, концевые участки рессоры выполнены с диаметром, меньшим внутреннего диаметра шлицев, а уплотнительные кольца размещены на этих концевых участках.

Такое выполнение устройства позволяет при изготовлении рессоры производить обработку шлицев рессоры с одного установа на станке. Таким образом, повышается точность изготовления рессоры, что повышает надежность работы узла соединения роторов.

На чертеже показан продольный разрез узла соединения роторов компрессора и турбины ГТД.

Узел соединения роторов компрессора 1 и турбины 2 содержит вал компрессора 3, вал турбины 4, соединенные между собой в осевом направлении стяжной трубой 5. В окружном направлении вал компрессора 3 и вал турбины 4 соединены рессорой 6, контактирующей с внутренними поверхностями валов 3 и 4 через шлицевые соединения 7 и 8. Концевые участки рессоры 6 выполнены с диаметром, меньшим внутреннего диаметра 9 шлицев. На этих участках размещены уплотнительные кольца 10 и 11. На внутренних поверхностях валов компрессора 3 и турбины 4 выполнены бурты 12 и 13, ограничивающие осевое перемещение рессоры 6. При изготовлении рессоры появляется возможность обработки шлицев и концевых участков под уплотнительные кольца за один установ, что значительно повышает точность изготовления рессоры и уменьшает дисбаланс всего узла соединения.

Во время работы двигателя крутящий момент от ротора турбины 2 передается рессорой 6 к ротору компрессора 1 через шлицевые соединения 7 и 8. При этом осевое перемещение рессоры 6 ограничивается буртами 12 и 13.

Осуществление изобретения позволяет повысить точность изготовления рессоры, снизить уровень дисбаланса, вносимый рессорой, и повысить надежность узла соединения роторов компрессора и турбины и двигателя в целом.

Узелсоединенияроторовкомпрессораитурбиныгазотурбинногодвигателя,содержащийвалыкомпрессораитурбины,соединенныемеждусобойвосевомнаправлениичерезстяжнуютрубу,авокружномнаправлении-черезрессору,контактирующуюсвнутреннимиповерхностямиваловкомпрессораитурбинычерезшлицевыесоединенияиуплотнительныекольца,отличающийсятем,чтонавнутреннихповерхностяхваловкомпрессораитурбинывыполненыбурты,приэтомосевоеперемещениерессорыограниченобуртамиваловкомпрессораитурбины,концевыеучасткирессорывыполненысдиаметром,меньшимвнутреннегодиаметрашлицев,ауплотнительныекольцаразмещенынаэтихконцевыхучастках.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 102.
10.01.2013
№216.012.196f

Выходное устройство турбины авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к элементам конструктивной связи между корпусом турбины авиационного газотурбинного двигателя и ее внутренними элементами, а именно к конструкции выходного устройства турбины. Выходное устройство турбины содержит полые профилированные стойки корпуса, размещенные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472003
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1994

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые проточки с установленными в них...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472040
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1995

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит установленные в колодцах корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни. У ножек зубьев шестерен выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472041
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d28

Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиации. Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя включает раскрутку ротора двигателя до частоты вращения ротора, необходимой для розжига камеры сгорания, розжиг камеры сгорания и выход на режим малого газа с поддержанием при этом предельного значения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472958
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d34

Героторный насос с торцовым входом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслонасосам системы смазки авиационного газотурбинного двигателя. Героторный насос с торцовым входом содержит установленную на полом валу 4 по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен, ограниченных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472970
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.01.2013
№216.012.2078

Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в высокотемпературных газовых турбинах. Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением содержит профили лопаток, соединенные полками, участок рассеивания, в виде углубления с внутренней стороны полок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473813
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.23ed

Выходное устройство турбины

Выходное устройство турбины содержит профилированные стойки корпуса, размещенные в проточной части за рабочим колесом последней ступени турбины. У стоек средние линии выходных участков профилей направлены вдоль продольной оси турбины. Средние линии входных участков профилей стоек повернуты к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474699
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.23f9

Способ регулирования подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя и система для его осуществления

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей. Способ регулирования, реализуемый системой регулирования, заключается в формировании расхода топлива через, по крайней мере, два дозатора в группы форсунок в зависимости от режима работы двигателя при использовании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474711
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2b93

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к охлаждению осевой турбомашины и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части лопатки турбины высокого давления. Лопатка турбомашины содержит газодинамический профиль, ограниченный внешними выпуклой и вогнутой поверхностями, канал вдоль входной кромки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476682
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2bc2

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя содержит диск с упорным выступом и соединительными элементами диска, лопатки с хвостовиком, средство для перекрытия зазоров и средство осевой фиксации лопаток в замковом соединении типа «ласточкин хвост». Соединительные элементы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476729
Дата охранного документа: 27.02.2013
Показаны записи 1-10 из 64.
27.04.2013
№216.012.3b40

Установка для испытания вращающихся элементов конструкции машин

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к лабораторно-иснытательной технике, а именно к установкам для исследования и доводки вращающихся элементов конструкции машин, преимущественно, газотурбинных двигателей. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480729
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.415d

Передняя опора ротора турбины низкого давления двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, а именно к размещению опор для вращающихся с большой частотой вращения роторов турбомашин, и может использоваться в наиболее напряженных опорах. Технический результат, достигаемый при использовании данного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482303
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.48f7

Система регулирования расхода воздуха на охлаждение турбины газотурбинного двигателя

Система регулирования расхода воздуха на охлаждение турбины газотурбинного двигателя включает устройство регулирования подачи воздуха, поступающего от компрессора на охлаждение турбины. Устройство регулирования подачи воздуха расположено над валом турбокомпрессора и выполнено в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484259
Дата охранного документа: 10.06.2013
27.08.2013
№216.012.64d5

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя содержит цапфу компрессора, вал турбины и контровочную трубу, зафиксированную в осевом и окружном направлениях. Цапфа компрессора и вал турбины соединены в осевом направлении посредством промежуточного вала, стяжной втулки и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491450
Дата охранного документа: 27.08.2013
20.05.2014
№216.012.c71a

Радиально-торцевое контактное уплотнение опоры турбомашины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является повышение ресурса графитового уплотнения за счет проскальзывания в зоне контакта графитовых колец...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516729
Дата охранного документа: 20.05.2014
10.07.2014
№216.012.dc87

Узел отсоединения валов в роторе низкого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД) авиационного применения, а именно к конструкции узла соединения роторов компрессора и турбины. Техническим результатом, достигаемым при использовании настоящего изобретения, является сохранение соосности роторов компрессора и турбины при их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522233
Дата охранного документа: 10.07.2014
10.08.2014
№216.012.e8b9

Радиально-торцевое контактное уплотнение опоры турбомашины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является снижение трения и износа элементов уплотнения за счет снижения нагрузки на графитовые кольца на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525370
Дата охранного документа: 10.08.2014
10.08.2014
№216.012.e8c1

Торцевое уплотнение ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является упрощение конструкции уплотнения и повышение его надежности при работе за счет снижения степени износа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525378
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.09.2014
№216.012.f7d1

Межвальное радиально-торцевое контактное уплотнение

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является снижение степени износа графитовых колец, упрощение конструкции уплотнения, повышение его надежности при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529278
Дата охранного документа: 27.09.2014
20.12.2014
№216.013.111a

Опора ротора турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции опор роторов турбомашин, содержащих радиально-упорные подшипники. Опора ротора содержит радиально-упорный шариковый подшипник, наружное кольцо которого установлено в корпусе, который в свою очередь механически соединен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535801
Дата охранного документа: 20.12.2014
+ добавить свой РИД