×
19.06.2019
219.017.86cf

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ АЗОТИРОВАНИЯ ЖАРОПРОЧНЫХ СПЛАВОВ НА НИКЕЛЕВОЙ ОСНОВЕ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области химико-термической обработки сплавов и может быть использовано для изготовления высокотемпературных деталей и узлов горячего тракта газотурбинных авиационных двигателей и других изделий, работающих при температурах до 1100-1200°С с кратковременным увеличением до 1300°С. Способ включает продувку потоком диссоциированного аммиака со скоростью подачи 20-30 л/мин, нагрев до 1150-1250°С, выдержку при этой температуре в течение 30-35 часов при постоянной продувке диссоциированным аммиаком со скоростью подачи 3-5 л/мин в присутствии хлористого аммония, подаваемого в количестве не менее 150 г/м, и проведение охлаждения со скоростью 2,5-3,0°С/мин в потоке диссоциированного аммиака с расходом 20-30 л/мин до температуры 600°С, при которой образование нитридных фаз не происходит. Повышается надежность азотирования при осуществлении стабильного глубокого азотирования. 1 табл.

Изобретение относится к области химико-термической обработки сплавов и может быть использовано для изготовления наиболее высокотемпературных деталей и узлов горячего тракта газотурбинных авиационных двигателей, стационарных газотурбинных установок и других изделий, работающих при температурах до 1100-1200°С с кратковременным увеличением до 1300°С.

Известен способ азотирования изделий из высоколегированных сталей, включающий нагрев до 950-1000°С, выдержку в течение 5,9-6,1 час в атмосфере природного газа и аммиака, последующую выдержку вначале в атмосфере полностью диссоциированного аммиака в течение 0,9-1,0 час, затем в атмосфере природного газа и аммиака в течение 2,9-3,1 часа, подстуживание до 810-830°С и выдержку в среде природного газа в течение 3,9-4,1 час (авт. св-во СССР №1206334, опубл. БИ №3, 1986 г.).

Недостатком известного способа является невозможность обеспечения высокой жаропрочности и термостойкости изделий в связи с тем, что стойкие к термическому воздействию нитридные фазы образуются только в поверхностных слоях изделий.

Наиболее близким предлагаемому техническому решению по совокупности признаков и достигаемому техническому результату является способ азотирования жаропрочных сплавов на никелевой, железоникелевой, никель-кобальтовой и кобальтовой основе, включающий продувку потоком азота, нагрев до 1150-1250°С, выдержку в течение 30-35 час при этой температуре в потоке азота, который подают со скоростью 3-10 л/мин, охлаждение со скоростью не менее 50°С/мин до температуры, ниже которой образование нитридных фаз не происходит (патент РФ №2164964, МПК7 С23С 8/02, С23С 8/24, опубл. 10.04.2001 г.).

Предлагаемый способ позволяет обеспечить глубокое азотирование деталей из сплавов на никелевой основе, однако такой результат нестабилен - в производственных условиях глубокое азотирование достигается не в каждой партии деталей из-за наличия остаточных окислов на поверхности деталей, препятствующих проникновению азота, а также из-за возможных примесей в азотированном газе.

Задачей изобретения является повышение надежности способа азотирования.

Поставленная задача достигается тем, что способ азотирования жаропрочных сплавов на никелевой основе включает продувку потоком диссоциированного аммиака со скоростью подачи 20-30 л/мин, нагрев до 1150-1250°С, выдержку при этой температуре в течение 30-35 часов при постоянной продувке диссоциированным аммиаком со скоростью подачи 3-5 л/мин в присутствии хлористого аммония в количестве не менее 150 г/м3 и проведение охлаждения со скоростью 2,5-3,0°С/мин в потоке диссоциированного аммиака с расходом 20-30 л/мин до температуры 600°С, при которой образование нитридных фаз не происходит.

Одна из основных проблем азотирования хромоникелевых сплавов с содержанием никеля более 30% связана с наличием окислов на поверхности, препятствующих проникновению азота. Для достижения качественного проведения азотирования и обеспечения стабильности получения результатов необходимо не только преодоление барьера окислов атомами азота, но и поддержание активного состояния поверхности азотируемого материала на протяжении всего процесса.

Используемый хлористый аммоний в количестве не менее 150 г/м3 при температуре азотирования 1150-1250°С диссоциирует с выделением паров хлористого водорода, обладающего высокой химической активностью, что способствует устранению окисной пленки на деталях. Выделившийся хлористый водород взаимодействует с окисной пленкой на поверхности детали и ее разрушает. Немедленно вслед за этим происходит адсорбция азота поверхностью детали и его дальнейшая диффузия в глубь металла. В результате происходит постоянное активирование поверхности.

Использование в качестве азотсодержащего газа диссоциированного аммиака позволяет создать при температуре 1150-1250°С более активную насыщающую среду постоянного состава и термодинамической активности азота, что способствует стабильному азотированию не только поверхностных слоев, но за счет обеспечения диффузии азота глубинных слоев металла. Важно, что активированное состояние поверхности обрабатываемых деталей сохраняется в течение всего времени обработки.

Таким образом, свойства хлористого аммония и диссоциированного аммиака при температуре азотирования 1150-1250°С создавать максимально активную насыщающую среду постоянного состава и термодинамической активности позволяют снизить негативное влияние случайных факторов на процесс глубокого азотирования и повысить его надежность.

Проведение продувки со скоростью подачи диссоциированного аммиака 20-30 л/мин позволяет создать наиболее эффективные условия для последующего азотирования деталей за счет вытеснения воздушной атмосферы из муфеля с деталями и исключает возможность окисления поверхности деталей, что в результате повышает надежность способа. Важно, что активированное состояние поверхности обрабатываемых деталей сохраняется в течение всего времени обработки.

Проведение выдержки в течение 30-35 часов со скоростью подачи диссоциированного аммиака 3-5 л/мин позволяет обеспечить оптимальные условия для активирования поверхности, что также повышает надежность способа.

Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.

Лист или деталь из сплава на никелевой основе помещают в муфель и подвергают продувке потоком диссоциированного аммиака со скоростью подачи 20-30 л/мин в течение 60-80 мин для вытеснения воздуха. Затем загружают муфель с деталями в печь, нагретую до температуры 1150-1200°С, и выдерживают при этой температуре 30-35 часов при постоянной продувке диссоциированным аммиаком со скоростью подачи 3-5 л/мин в присутствии хлористого аммония, подаваемого в количестве не менее 150 г/м3. После выдержки охлаждают муфель с деталями при приоткрытой дверке печи со скоростью 2,5-3,0°С/мин в потоке диссоциированного аммиака с расходом 20-30 л/мин до температуры 600°С, при которой образование нитридных фаз не происходит, и далее на воздухе до температуры 200°С. Азотирование проводится в заварном муфеле, конструкция которого позволяет достичь равномерного обтекания поверхностей насыщающей средой.

Пример 1

Листы толщиной 1,0 мм и детали, изготовленные из листа толщиной 1,0 и сваренные точечной сваркой внахлест (⌀ сварной точки 4-5 мм) из сплава на никелевой основе, содержащего 10 мас.% хрома, 14,8 мас.% кобальта, 10,0 мас.% вольфрама, 2,08 мас.% титана (сплав ХН50КВТ-ИД (ВЖ155-ИД), помещают в муфель и подвергают продувке потоком диссоциированного аммиака со скоростью подачи 20 л/мин в течение 60 минут для вытеснения воздуха. Затем загружают муфель с деталями в печь, температуру поднимают до 1180°С и выдерживают 35 часов при скорости подачи диссоциированного аммиака 3 л/мин в присутствии хлористого аммония в количестве 150 г/м3. После выдержки листы и сварные детали охлаждают при приоткрытой дверке печи в потоке диссоциированного аммиака со скоростью 2,5°С/мин до температуры 600°С, при которой образование нитридных фаз не происходит, далее охлаждают на воздухе до 200°С.

Качество азотированного слоя оценивают металлографическим методом по наличию нитридов по всему сечению листа и детали, замеру микротвердости на приборе ПМТ-3 с нагрузкой 50 г. Оценка качественной характеристики хрупкости азотированного слоя определяют видом отпечатка по Виккерсу и по допустимости по шкале хрупкости азотированного слоя.

Микротвердость листа до азотирования Нµ=230-260 кг/мм2, после азотирования: на поверхности Нµ=600 кг/мм2, в средней части Нµ=430 кг/мм2. Глубина азотированного слоя более 0,5 мм с каждой стороны листа. Исследовано 25 образцов, при этом стабильность получения результатов глубокого азотирования составила 100%.

Пример 2

Аналогично примеру 1 проводят азотирование деталей из того же сплава на никелевой основе, но при продувке со скоростью подачи диссоциированного аммиака 25 л/мин, выдержке в течение 32 часов при температуре 1200°С в потоке диссоциированного аммиака, который подают со скоростью 4 л/мин. Охлаждение проводят со скоростью 3,0°С/мин. Результаты приведены в таблице.

Примеры 3, 4, 5

Аналогично примеру 1 провели азотирование деталей из того же сплава на никелевой основе, но с различными условиями проведения способа. Параметры способа и результаты азотирования приведены в таблице.

Пример 6 (по прототипу).

Листы толщиной 1,0 мм и детали, изготовленные из листа толщиной 1,0 и сваренные точечной сваркой внахлест (⌀ сварной точки 4-5 мм) из сплава на никелевой основе, содержащего 10 мас.% хрома, 14,8 мас.% кобальта, 10,0 мас.% вольфрама, 2,08 мас.% титана (сплав ХН50КВТ-ИД (ВЖ155-ИД), подвергали продувке азотом со скоростью подачи 10 л/мин в течение 1 часа, затем температуру поднимали до 1180°С и лист выдерживали 30 ч при скорости подачи азота 8 л/мин и затем охлаждали со скоростью 50°С/мин до температуры 700°С. Результаты азотирования представлены в таблице.

Параметры режима Предлагаемый способ (прототип)
Сплав на никелевой основе Сплав на никелевой основе Сплав на никелевой основе Сплав на никелевой основе Сплав на никелевой основе Сплав на никелевой основе
пример 1 пример 2 пример 3 пример 4 Пример5 пример 6
Скорость продувки, л/мин 20 25 30 25 25 10,0
Температура нагрева, °С 1180 1200 1160 1200 1180 1180
Выдержка, час 35 32 30 28 45 30
Скорость подачи диссоциированного аммиака, л/мин 3,0 4,0 5,0 2,5 6,5 Подача азота 8,0
Содержание хлористого аммония, г/м3 150,0 170,0 150,0 160,0 Отсутс. Отсутс.
Скорость охлаждения, °С/мин 2,5 3,0 2,5 2,0 2,5 50
Глубина азотированного слоя, мм >0,5 >0,5 ~0,5 ~0,5 ~0,3 ~0,3
Твердость азотированного слоя:
на поверхности 600 570 500 470 430 350
в сердцевине 430 420 350 350 320 280
Количество исследуемых образцов 25 20 10 6 2 10
Стабильность получения результатов (в %) 10 100 100 80 20 20

Как видно из таблицы, заявленные параметры проведения способа азотирования позволяют получить стабильное глубокое азотирование деталей, что свидетельствует о надежности способа. Увеличение времени азотирования не приводит к заметному увеличению глубины азотированного слоя.

Таким образом, предлагаемый способ по сравнению со способом-прототипом позволяет получить значительно более глубокое азотирование, повысить стабильность результатов и тем самым повысить надежность способа.

Способ азотирования жаропрочных сплавов на никелевой основе, включающий продувку потоком диссоциированного аммиака со скоростью подачи 20-30 л/мин, нагрев до 1150-1250°С, выдержку при этой температуре в течение 30-35 ч при постоянной продувке диссоциированным аммиаком со скоростью подачи 3-5 л/мин в присутствии хлористого аммония, подаваемого в количестве не менее 150 г/м и проведение охлаждения со скоростью 2,5-3,0°С/мин в потоке диссоциированного аммиака с расходом 20-30 л/мин до температуры 600°С, при которой образование нитридных фаз не происходит.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 11.
10.03.2013
№216.012.2d8c

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение может быть использовано в авиационном двигателестроении при изготовлении полой лопатки вентилятора газотурбинного двигателя, состоящей из выполненных из титанового сплава обшивок и заполнителя. Способ предполагает использование диффузионной сварки для соединения обшивок и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477191
Дата охранного документа: 10.03.2013
10.04.2013
№216.012.3444

Способ диагностики технического состояния межроторного подшипника двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относится к контролю и диагностике технического состояния межроторных подшипников (МРРП) двухвальных авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано в авиадвигателестроении для раннего выявления дефектов в процессе изготовления, эксплуатации, технического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478923
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.06.2013
№216.012.4ca1

Литейный алюминиевый сплав

Изобретение относится к области металлургии, конкретно к сплавам на основе алюминия, и может быть использовано при получении крупногабаритных отливок сложной формы, предназначенных для изготовления деталей ответственного назначения, в частности корпусов редукторов, применяемых в авиастроении....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485199
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.02.2014
№216.012.9eb5

Литейный магниевый сплав

Изобретение относится к области металлургии, а именно к литейным сплавам на основе магния, и может быть использовано при получении деталей для авиакосмической промышленности, работающих под действием высоких нагрузок при температурах до 150°С и 250°С кратковременно. Литейный сплав на основе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506337
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.05.2014
№216.012.c1fe

Способ получения сплавов на основе титана

Изобретение относится к области металлургии, в частности к способу получения сплавов на основе титана, плавка и разливка которых проводится в вакуумных дуговых гарнисажных печах. Способ получения сплава на основе титана с содержанием бора 0,002-0,008 мас.% включает проведение плавки в вакуумной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515411
Дата охранного документа: 10.05.2014
20.06.2014
№216.012.d4cf

Сплав на основе гамма алюминида титана

Изобретение относится к области металлургии, в частности к сплавам на основе гамма-алюминида титана и может быть использовано при получении изделий ответственного назначения, работающих при температурах до 800°C, в частности лопаток газотурбинных двигателей. Способ получения сплава на основе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520250
Дата охранного документа: 20.06.2014
10.12.2015
№216.013.98b6

Пакет для изготовления полого многослойного ячеистого изделия способом диффузионной сварки и сверхпластической формовки

Изобретение может быть использовано при изготовлении полых многослойных ячеистых изделий путем диффузионной сварки и сверхпластической формовки, в частности рабочих лопаток вентилятора турбомашины. Пакет состоит из трех заготовок (1, 2, 3), совмещенных друг с другом с образованием между ними...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570714
Дата охранного документа: 10.12.2015
25.08.2017
№217.015.d156

Устройство для нарезания наружной резьбы

Устройство содержит корпус 1 с внутренней резьбообразующей частью 2 и посадочным отверстием 6 для установки на привод. Резьбообразующая часть имеет заборный конус 3 с режущими зубьями 5, образованными открытыми радиальными прорезями 4 прямоугольной формы, ширина которых меньше длины обработки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622070
Дата охранного документа: 09.06.2017
20.02.2019
№219.016.be4f

Способ изготовления из порошковых материалов изделий сложной формы

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к способам изготовления из порошковых материалов изделий сложной формы. Может использоваться при изготовлении изделий, на поверхности которых расположены тонкостенные и профильные ребра. Порошковый материал подвергают изостатическому...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002349422
Дата охранного документа: 20.03.2009
20.02.2019
№219.016.c0a2

Снегоход

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гусеничным машинам. Снегоход содержит двигатель внутреннего сгорания, ходовую часть с ведущим валом гусеницы, клиноременный вариатор с ведущим и ведомым дисками и ведомым валом, установленным соосно ведущему валу гусеницы, коробку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002307759
Дата охранного документа: 10.10.2007
Показаны записи 1-2 из 2.
29.03.2019
№219.016.f767

Способ упрочнения блока сопловых лопаток турбомашин из никелевых и кобальтовых сплавов

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться для повышения эксплуатационных свойств деталей горячего тракта газовой турбины авиационных, корабельных и энергетических газотурбинных двигателей: сопловых лопаток, в том числе сегментов соплового аппарата, изготовленных из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002445199
Дата охранного документа: 20.03.2012
29.04.2019
№219.017.43e8

Способ восстановления лопаток турбомашин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в турбомашиностроении при восстановлении рабочих и направляющих лопаток паровых турбин, газоперекачивающих установок и компрессоров газотурбинных двигателей. Способ включает выполнение на поврежденном участке пера лопатки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002420383
Дата охранного документа: 10.06.2011
+ добавить свой РИД