×
13.06.2019
219.017.80d8

Результат интеллектуальной деятельности: Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области конструирования газотурбинного двигателя (далее ГТД), а именно узлов ГТД, служащих для регулирования и управления изменениями газового потока, расположенных в части статора. В известном регулируемом ВНА компрессора ГТД, содержащем направляющие лопатки, каждая из которых включает в себя неподвижную стойку и закрылок, установленные внешними и внутренними хвостовиками в наружном корпусе и внутреннем кольце компрессора соответственно, механизм поворота закрылков, согласно настоящему изобретению механизм поворота закрылков выполнен в виде установленного под внутренними хвостовиками закрылков и жестко соединенного со статором компрессора кольцевого корпуса, в котором установлен кольцевой силовой поршень, выполненный с возможностью осевого смещения, ограниченного торцевыми стенками кольцевого корпуса, причем на наружной поверхности кольцевого силового поршня по окружности выполнены радиальные выступы, каждый из которых шарнирно соединен с внутренним хвостовиком закрылка посредством рычага, при этом управляющие полости, образованные близлежащими торцами кольцевого силового поршня кольцевого корпуса сообщены с магистралями подвода и отвода рабочей жидкости. Техническими результатами, достигаемыми заявленным изобретением, являются уменьшение габаритных размеров ГТД путем исключения на наружном корпусе компрессора гидроцилиндров, а также снижение давления в гидросистеме, что ведет к повышению надежности ГТД. 5 ил.

Изобретение относится к области конструирования газотурбинного двигателя (далее ГТД), а именно узлов ГТД, служащих для регулирования и управления изменениями газового потока, расположенных в части статора.

В качестве наиболее близкого аналога (прототипа) выбран регулируемый входной направляющий аппарат (далее ВНА) компрессора ГТД, содержащий направляющие лопатки, каждая из которых включает в себя неподвижную стойку и закрылок, установленные внешними и внутренними хвостовиками в наружном корпусе и внутреннем кольце компрессора соответственно, механизм поворота закрылков (RU 2199670 С1).

Известному техническому решению присущи следующие недостатки. Механизм поворота закрылков состоит из гидроцилиндров, которые расположены на внешнем корпусе компрессора ГТД, что увеличивает габаритный размер ГТД. Также для обеспечения требуемого усилия работы гидроцилиндров необходимо обеспечение повышенного давления рабочей жидкости в гидроцилиндрах, ведущего к снижению надежности гидросистемы.

Техническими результатами, достигаемыми заявленным изобретением, являются уменьшение габаритных размеров ГТД путем исключения на наружном корпусе компрессора гидроцилиндров, а также к снижению давления в гидросистеме, ведущему к повышению надежности ГТД.

Указанные технические результаты достигаются тем, что в известном регулируемом ВНА компрессора ГТД, содержащем направляющие лопатки, каждая из которых включает в себя неподвижную стойку и закрылок, установленные внешними и внутренними хвостовиками в наружном корпусе и внутреннем кольце компрессора соответственно, механизм поворота закрылков, согласно настоящему изобретению, механизм поворота закрылков выполнен в виде установленного под внутренними хвостовиками закрылков и жестко соединенного со статором компрессора кольцевого корпуса, в котором установлен кольцевой силовой поршень, выполненный с возможностью осевого смещения, ограниченного торцевыми стенками кольцевого корпуса, причем на наружной поверхности кольцевого силового поршня по окружности выполнены радиальные выступы, каждый из которых шарнирно соединен с внутренним хвостовиком закрылка посредством рычага, при этом управляющие полости, образованные близлежащими торцами кольцевого силового поршня кольцевого корпуса сообщены с магистралями подвода и отвода рабочей жидкости.

Такое выполнение устройства позволяет уменьшить габаритные размеры ГТД. Это достигается тем, что гидроцилиндры, расположенные в прототипе на наружном корпусе, убираются и трансформируются в единый гидроцилиндр, который расположен внутри ВНА. Так как кольцевая площадь полученного кольцевого гидроцилиндра на порядок больше чем суммарная рабочая площадь внешних гидроцилиндров, то при одинаковых давлениях рабочей жидкости эффективность кольцевого внутреннего гидроцилиндра выше. Это позволяет снизить давление в гидросистеме, что повысит надежность ГТД в целом.

Сущность настоящего изобретения поясняется фигурами чертежей, где на фигуре 1 изображен продольный разрез регулируемого ВНА компрессора ГТД, кольцевой силовой поршень в крайнем левом положении, на фигуре 2 изображен продольный разрез регулируемого ВНА компрессора ГТД, кольцевой силовой поршень в крайнем правом положении, на фигуре 3 изображена магистраль подвода и отвода рабочей жидкости слева от кольцевого силового поршня, на фигуре 4 изображена магистраль подвода и отвода рабочей жидкости справа от кольцевого силового поршня, на фигуре 5 изображен вид А-А.

Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора ГТД, содержит направляющие лопатки, каждая из которых включает в себя неподвижную стойку 1 и закрылок 2, установленные внешними и внутренними хвостовиками в наружном корпусе 3 и внутреннем кольце компрессора 4 соответственно, а также механизм поворота закрылков.

Конструкция механизма поворота закрылков:

Кольцевой корпус 5, установленный под внутренними хвостовиками закрылков 2 и жестко зафиксированный на статоре компрессора посредством фланцевого соединения 6. Кольцевой корпус 5 состоит из двух колец, контактирующих друг с другом по нижним торцам и соединенных между собой посредством разъемного фланцевого соединения 7, а между верхними торцами упомянутых колец образован осевой зазор. В кольцевом корпусе 5 установлен кольцевой силовой поршень 8, выполненный с возможностью осевого смещения, ограниченного внутренними торцевыми стенками кольцевого корпуса 5. На наружной поверхности кольцевого силового поршня 8 по окружности выполнены радиальные выступы 9, каждый из которых соединен с внутренним хвостовиком закрылка 2 рычагом 10 посредством шарнирных соединений 11 и 12.

При этом управляющие полости, образованные близлежащими торцами кольцевого силового поршня 8 и кольцевого корпуса 5, сообщены с магистралями подвода и отвода рабочей жидкости 13 и 14.

Устройство работает следующим образом: При работе ГТД требуется повернуть закрылок 2 стойки 1 ВНА на определенный угол. Для этого в одном случае через магистраль подвода и отвода рабочей жидкости 13 подводится с рабочим давлением гидрожидкость, что заставляет смещаться кольцевой силовой поршень 8 вправо, поворачивая закрылки через шарнирные соединения 11 и 12 и рычаги 10, при этом магистраль подвода и отвода рабочей жидкости 14 соединена со сливом. Если необходимо повернуть закрылок на противоположный угол, то в магистраль подвода и отвода рабочей жидкости 14 подводится гидрожидкость с рабочим давлением, а магистраль подвода и отвода рабочей жидкости 13 соединяется со сливом.

Таким образом, устройство позволяется уменьшить габариты ГТД и повысить его надежность.

Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя, содержащий направляющие лопатки, каждая из которых включает в себя неподвижную стойку и закрылок, установленные внешними и внутренними хвостовиками в наружном корпусе и внутреннем кольце компрессора соответственно, механизм поворота закрылков, отличающийся тем, что механизм поворота закрылков выполнен в виде установленного под внутренними хвостовиками закрылков и жестко соединенного со статором компрессора кольцевого корпуса, в котором установлен кольцевой силовой поршень, выполненный с возможностью осевого смещения, ограниченного торцевыми стенками кольцевого корпуса, причем на наружной поверхности кольцевого силового поршня по окружности выполнены радиальные выступы, каждый из которых шарнирно соединен с внутренним хвостовиком закрылка посредством рычага, при этом управляющие полости, образованные близлежащими торцами кольцевого силового поршня кольцевого корпуса сообщены с магистралями подвода и отвода рабочей жидкости.
Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя
Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя
Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 110.
29.12.2017
№217.015.f19b

Рабочее колесо второй ступени ротора компрессора высокого давления (квд) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора квд, лопатка рабочего колеса ротора квд, лопаточный венец рабочего колеса ротора квд

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения. Рабочее колесо второй ступени вала ротора КВД ТРД содержит диск и образующие лопаточный венец рабочие лопатки. Диск включает ступицу с центральным отверстием, полотно и обод. Лопатка содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636998
Дата охранного документа: 29.11.2017
29.12.2017
№217.015.f704

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции лопатки турбомашины, в частности осевого компрессора газотурбинного двигателя. Лопатка турбомашины выполнена в виде пера с прикрепленными к нему входной и выходной кромками, выполненными из материала с пористой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639264
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f741

Устройство для смазки подшипниковой опоры ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и касается устройства для смазки опорного подшипника ротора турбомашины, в частности авиационного двухроторного газотурбинного двигателя самолета (ГТД). Патрубок подвода масла выполнен из двух сообщающихся между собой трубопроводов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639262
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7a0

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит закрепленный на статоре турбины кольцевой корпус (1) со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639444
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7bd

Универсальная модульная портальная силовая рама для статических и циклических стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин

Изобретение относится к области стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин, в частности авиационного двигателестроения, а именно к конструкции стендовых силовых рам для статических и циклических испытаний. Универсальная модульная портальная силовая рама содержит силовые стойки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639451
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.15df

Коробка двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя, узел кда турбореактивного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку. Корпус КДА размещен на промежуточном корпусе двигателя. На корпусе КДА смонтированы центробежный топливоподкачивающий насос, суфлер центробежный и насос плунжерный. Со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635227
Дата охранного документа: 09.11.2017
20.01.2018
№218.016.15ec

Коробка двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя (трд), корпус кда, главная коническая передача (гкп) кда, ведущее колесо гкп кда, ведомое колесо гкп кда, входной вал кда

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку, выполненных с уступообразным плоским дном и цилиндрическими стенками переменной кривизны. Корпус КДА седлообразно размещен на промежуточном корпусе двигателя. Корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635125
Дата охранного документа: 09.11.2017
13.02.2018
№218.016.1fa9

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к конструкции поворотного осесимметричного сопла турбореактивного двигателя. Сопло содержит неподвижный корпус со сферической полой законцовкой и поворотное устройство, установленное с возможностью поворота относительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641425
Дата охранного документа: 17.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a8e

Рабочее колесо ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области турбомашиностроения, в частности, может быть использовано в конструкции рабочих колес осевых компрессоров газотурбинных двигателей. Рабочее колесо ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя содержит диск с кольцевым пазом и лопатки. Между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642976
Дата охранного документа: 29.01.2018
17.02.2018
№218.016.2abe

Клапанный узел канала перепуска компрессора

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к клапанным устройствам для газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении. Клапанный узел канала перепуска компрессора, содержащий корпус компрессора, внешний и внутренний корпуса канала перепуска с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642991
Дата охранного документа: 29.01.2018
Показаны записи 1-10 из 105.
27.02.2013
№216.012.2bc2

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя содержит диск с упорным выступом и соединительными элементами диска, лопатки с хвостовиком, средство для перекрытия зазоров и средство осевой фиксации лопаток в замковом соединении типа «ласточкин хвост». Соединительные элементы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476729
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.04.2013
№216.012.3b40

Установка для испытания вращающихся элементов конструкции машин

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к лабораторно-иснытательной технике, а именно к установкам для исследования и доводки вращающихся элементов конструкции машин, преимущественно, газотурбинных двигателей. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480729
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.415d

Передняя опора ротора турбины низкого давления двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, а именно к размещению опор для вращающихся с большой частотой вращения роторов турбомашин, и может использоваться в наиболее напряженных опорах. Технический результат, достигаемый при использовании данного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482303
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.08.2013
№216.012.61a2

Устройство для испытания лопаток турбомашины

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для испытаний аэродинамических конструкций, в частности для определения характеристик лопаток турбины с помощью измерения деформаций, путем использования активного сопротивления электрических тензометров. Устройство содержит рабочее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490626
Дата охранного документа: 20.08.2013
27.08.2013
№216.012.64d5

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя содержит цапфу компрессора, вал турбины и контровочную трубу, зафиксированную в осевом и окружном направлениях. Цапфа компрессора и вал турбины соединены в осевом направлении посредством промежуточного вала, стяжной втулки и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491450
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.05.2014
№216.012.bfaf

Ротор газотурбинного двигателя

Настоящее изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в конструкциях многоступенчатых компрессоров и турбин газотурбинных двигателей, энергетических установках паро- и гидротурбинах. Ротор газотурбинного двигателя содержит диски рабочих колес, сопряженные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514820
Дата охранного документа: 10.05.2014
20.05.2014
№216.012.c71a

Радиально-торцевое контактное уплотнение опоры турбомашины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является повышение ресурса графитового уплотнения за счет проскальзывания в зоне контакта графитовых колец...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516729
Дата охранного документа: 20.05.2014
10.07.2014
№216.012.dc87

Узел отсоединения валов в роторе низкого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД) авиационного применения, а именно к конструкции узла соединения роторов компрессора и турбины. Техническим результатом, достигаемым при использовании настоящего изобретения, является сохранение соосности роторов компрессора и турбины при их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522233
Дата охранного документа: 10.07.2014
10.08.2014
№216.012.e8b9

Радиально-торцевое контактное уплотнение опоры турбомашины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является снижение трения и износа элементов уплотнения за счет снижения нагрузки на графитовые кольца на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525370
Дата охранного документа: 10.08.2014
10.08.2014
№216.012.e8bf

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в конструкциях многоступенчатых осевых компрессоров и турбин газотурбинных двигателей, энергетических установках, паро- и гидротурбинах. Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя включает диск, наружная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525376
Дата охранного документа: 10.08.2014
+ добавить свой РИД