×
09.06.2019
219.017.7bab

Результат интеллектуальной деятельности: УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСТАНОВКИ ЦЕМЕНТНОГО МОСТА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002331756
Дата охранного документа
20.08.2008
Аннотация: Изобретение относится к области бурения и капитального ремонта скважин. Обеспечивает повышение качества установки цементного моста и повышение надежности работы устройства. Устройство содержит патрубок со сквозными отверстиями в средней и нижней частях, верхнюю втулку, башмак и нижнюю втулку, расположенную над башмаком. Сквозные отверстия средней части патрубка расположены в шахматном порядке рядами. Количество рядов определено по формуле. Башмак имеет внутреннее промывочное отверстие и коническую наружную поверхность в нижней части, вооруженную лопастью, и выполнен с посадочным седлом под бросовый шар. Башмак в верхней части имеет внутреннюю проточку, в которой расположена нижняя часть нижней втулки, с образованием разгрузочной камеры, гидравлически связанной с полостью патрубка через сквозные отверстия в его нижней части. Лопасть имеет «Г»-образный вырез, разделяющий ее на две части. Нижняя поверхность верхней втулки и верхняя поверхность нижней втулки формируют кольцевую щель. Нижний край сквозных отверстий нижнего ряда расположен выше уровня кольцевой щели на высоту, выбранную из условия. Внутренние поверхности верхней и нижней втулок и ответная им наружная поверхность патрубка образуют кольцевую полость, гидравлически связанную с полостью патрубка. На наружной поверхности патрубка выше уровня верхнего ряда сквозных отверстий его средней части образован кольцевой упорный выступ. На кольцевом упорном выступе расположен элемент, регулирующий раскрытость кольцевой щели. 3 ил.

Изобретение относится к области бурения и капитального ремонта скважин и может быть использовано для установки цементных мостов.

Анализ уровня техники показал следующее:

известно устройство для установки цементного моста, состоящее из патрубка со сквозными радиальными цилиндрическими отверстиями (см. патент US № 5823213 от 06.08.96 г., опубл. 20.10.98 г. МПК6: Е21В 7/18). Внутри патрубок содержит установленный с возможностью осевого перемещения клапан.

Недостатком устройства является низкое качество установки цементного моста из-за формирования разрывной струи тампонажного раствора между наружной поверхностью устройства и стенками скважины, обусловленного расположением рядов сквозных радиальных цилиндрических отверстий на расстоянии друг от друга в двух ярусах. Разрывная струя не полностью очищает стенку скважины от фильтрационной корки в интервале установки цементного моста, каверны от шлама и забойных масс бурового раствора. При подъеме устройства не достигается одновременное воздействие струи по периметру скважины, из-за чего невозможно полное заполнение поглощающих каналов пласта. Загрязняющие частицы при движении устройства вверх проваливаются ниже разрывной струи тампонажного раствора, заполняя ствол скважины и тем самым формируя шламовую пробку. Разрывная струя не обеспечивает полное замещение бурового раствора на тампонажный раствор.

В качестве прототипа выбрано устройство для установки цементного моста, описанное в способе установки цементного моста (см. патент RU № 2170334 от 24.08.1999, опубл. 10.07.2001 г. МПК7: Е 33/13). Устройство содержит патрубок со сквозными радиальными отверстиями в средней части, верхнюю втулку, жестко связанную с патрубком в верхней части, башмак, жестко связанный с нижней частью патрубка, имеющий внутреннее промывочное отверстие, коаксиальное патрубку, и коническую наружную поверхность в нижней части, вооруженную пикообразной лопастью, выполненный с посадочным седлом под бросовый шар, и нижнюю втулку, расположенную над башмаком с возможностью осевого перемещения вдоль патрубка. Нижняя поверхность верхней втулки и верхняя поверхность нижней втулки формируют кольцевую щель. Образующие кольцевой щели имеют форму боковой поверхности усеченного круглого прямого конуса, коаксиального патрубку, с вершиной ниже уровня кольцевой щели. Внутренние поверхности верхней и нижней втулок и ответная им наружная поверхность патрубка образуют кольцевую полость, гидравлически связанную с полостью патрубка через сквозные радиальные отверстия. Сквозные радиальные отверстия выполнены продольными. Между нижней втулкой и башмаком расположен резиновый демпфирующий элемент.

Недостатком устройства является низкое качество установки цементного моста из-за формирования разрывной струи тампонажного раствора между его наружной поверхностью и стенками скважины, обусловленного выполнением сквозных радиальных отверстий в средней части патрубка продольными и расположенными на уровне кольцевой щели устройства. Разрывная струя не позволяет полностью очистить стенку скважины от фильтрационной корки в интервале установки цементного моста, очистить каверны от шлама и забойных масс бурового раствора. При подъеме устройства не достигается одновременное воздействие струи по периметру скважины, из-за чего невозможно полное заполнение поглощающих каналов пласта. Загрязняющие частицы при движении устройства вверх проваливаются ниже разрывной струи тампонажного раствора, заполняя ствол скважины и тем самым формируя шламовую пробку. Недостатком также является ненадежность работы устройства при высоких рабочих давлениях, связанная с возможностью резинового демпфирующего элемента увеличивать раскрытость щели. Кроме того, недостатком устройства является наличие сплошной пикообразной лопасти, что приводит к делению струи бурового раствора в области начального участка на два потока, резкому ее затуханию, засорению внутреннего промывочного отверстия башмака и не обеспечивает надежность работы устройства.

Техническим результатом является следующее:

- повышение качества установки цементного моста за счет формирования непрерывной струи цементного раствора, достигаемого расположением нижнего ряда сквозных радиальных цилиндрических отверстий выше уровня кольцевой щели;

- повышение надежности работы устройства при высоких рабочих давлениях за счет сохранения раскрытости щели;

- повышение надежности работы устройства за счет предотвращения засорения внутреннего промывочного отверстия башмака, обусловленного наличием «Г»-образного выреза пикообразной лопасти.

Технический результат достигается с помощью известного устройства, содержащего патрубок со сквозными радиальными отверстиями в средней части, верхнюю втулку, жестко связанную с патрубком в верхней части, башмак, жестко связанный с нижней частью патрубка, имеющий внутреннее промывочное отверстие, коаксиальное патрубку, и коническую наружную поверхность в нижней части, вооруженную пикообразной лопастью, выполненный с посадочным седлом под бросовый шар, и нижнюю втулку, расположенную над башмаком с возможностью осевого перемещения вдоль патрубка, а нижняя поверхность верхней втулки и верхняя поверхность нижней втулки формируют кольцевую щель, образующие которой имеют форму боковой поверхности усеченного круглого прямого конуса, коаксиального патрубку, с вершиной ниже уровня кольцевой щели, причем внутренние поверхности верхней и нижней втулок и ответная им наружная поверхность патрубка образуют кольцевую полость, гидравлически связанную с полостью патрубка через сквозные радиальные отверстия.

Согласно изобретения патрубок дополнительно в нижней части имеет сквозные радиальные цилиндрические отверстия.

Сквозные радиальные отверстия средней части патрубка также выполнены цилиндрическими и расположены в шахматном порядке рядами, количество которых определяют по формуле

где n - количество рядов сквозных радиальных цилиндрических отверстий средней части патрубка;

δ - раскрытость кольцевой щели, м;

d - наружный диаметр кольцевой щели, м;

n1 - количество сквозных радиальных цилиндрических отверстий в ряду, равное n1=2, 4, 6...;

d1 - наружный диаметр патрубка в средней части, м;

М - крутящий момент, передаваемый от колонны труб к вооружению устройства, Нм;

[τ] - допустимое напряжение при кручении, определяемое по справочным данным, Па;

d2 - внутренний диаметр патрубка в средней части, м.

Нижний край сквозных радиальных цилиндрических отверстий нижнего ряда расположен выше уровня кольцевой щели на высоту, выбранную из условия

h≥d3-d1,

где h - высота расположения нижнего ряда сквозных радиальных цилиндрических отверстий относительно уровня кольцевой щели, м;

d3 - внутренний диаметр верхней втулки, м.

На наружной поверхности патрубка выше уровня верхнего ряда сквозных радиальных цилиндрических отверстий его средней части образован кольцевой упорный выступ.

На кольцевом упорном выступе расположен элемент, регулирующий раскрытость кольцевой щели.

Башмак в верхней части имеет внутреннюю проточку, в которой расположена зафиксированная штифтом относительно башмака нижняя часть нижней втулки, с образованием разгрузочной камеры при основании внутренней проточки, гидравлически связанной с полостью патрубка через сквозные радиальные цилиндрические отверстия в его нижней части.

Пикообразная лопасть имеет «Г»-образный вырез, разделяющий ее на две части при вершине сопряжения граней, сквозная продольная часть которого смещена относительно оси устройства в сторону набегающей грани одной части, а поперечная - представляет собой проточку, выполненную в противоположную сторону от смещения на задней грани другой части, при этом часть лопасти в месте выполнения поперечной части выреза в продольном сечении имеет форму трапеции.

Таким образом, заявляемое техническое решение соответствует критерию новизны.

На фиг.1 представлено устройство для установки цементного моста, продольный разрез;

на фиг.2 - сечение А-А пикообразной лопасти башмака;

на фиг.3 - выносной элемент I с продлением образующих кольцевой щели на ось устройства.

Устройство для установки цементного моста содержит патрубок 1 со сквозными радиальными цилиндрическими отверстиями 2, 3 в средней и нижней части (фиг.1). Сквозные радиальные цилиндрические отверстия 2 в средней части патрубка 1 расположены в шахматном порядке рядами, количество которых определяют по формуле

где n - количество рядов сквозных радиальных цилиндрических отверстий средней части патрубка;

δ - раскрытость кольцевой щели, м;

d - наружный диаметр кольцевой щели, м;

n1 - количество сквозных радиальных цилиндрических отверстий в ряду, равное n1=2, 4, 6...;

d1 - наружный диаметр патрубка в средней части, м;

М - крутящий момент, передаваемый от колонны труб к вооружению устройства, Нм;

[τ] - допустимое напряжение при кручении, определяемое по справочным данным, Па;

d2 - внутренний диаметр патрубка в средней части, м.

На наружной поверхности патрубка 1 выше уровня верхнего ряда сквозных радиальных цилиндрических отверстий 2 его средней части образован кольцевой упорный выступ 4.

Устройство содержит верхнюю втулку 5, жестко связанную с патрубком 1 в верхней части, и башмак 6, жестко связанный с нижней частью патрубка 1. Башмак 6 имеет внутреннее промывочное отверстие 7, коаксиальное патрубку 1, и коническую наружную поверхность в нижней части, вооруженную пикообразной лопастью 8. Башмак выполнен с посадочным седлом 9 под бросовый шар 10. В верхней части башмак 6 имеет внутреннюю проточку. Пикообразная лопасть 8 имеет Г-образный вырез, разделяющий ее на две части при вершине сопряжения граней. Сквозная продольная часть выреза смещена относительно оси устройства в сторону набегающей грани 11 одной части, а поперечная - представляет собой проточку, выполненную в противоположную сторону от смещения на задней грани 12 другой части. Часть лопасти в месте выполнения поперечной части выреза в продольном сечении имеет форму трапеции (фиг.2).

Устройство содержит нижнюю втулку 13, расположенную над башмаком 6 с возможностью осевого перемещения вдоль патрубка 1. Нижняя часть нижней втулки 13 зафиксирована штифтом 14 относительно башмака 6 и расположена во внутренней проточке последнего с образованием разгрузочной камеры А при основании внутренней проточки. Разгрузочная камера А гидравлически связана с полостью патрубка 1 через сквозные радиальные цилиндрические отверстия 3 в его нижней части.

Нижняя поверхность верхней втулки 5 и верхняя поверхность нижней втулки 13 формируют кольцевую щель 15, образующие которой имеют форму боковой поверхности усеченного круглого прямого конуса, коаксиального патрубку 1 с вершиной ниже уровня кольцевой щели 15 (фиг.3).

На кольцевом упорном выступе 4 расположен элемент 16, регулирующий раскрытость кольцевой щели 15.

Нижний край сквозных радиальных цилиндрических отверстий 2 нижнего ряда расположен выше уровня кольцевой щели 15 на высоту, выбранную из условия

h≥d3-d1,

где h - высота расположения нижнего ряда сквозных радиальных цилиндрических отверстий относительно уровня кольцевой щели, м;

d3 - внутренний диаметр верхней втулки, м.

Внутренние поверхности верхней 5 и нижней 13 втулок и ответная им наружная поверхность патрубка 1 образуют кольцевую полость В, гидравлически связанную с полостью патрубка через сквозные радиальные цилиндрические отверстия 2 в средней части.

Перед спуском устройства в скважину на кольцевом упорном выступе 4 устанавливают элемент 16, обеспечивающий раскрытость кольцевой щели 15, позволяющей пропуск через нее частиц цемента, остающихся в тампонажном растворе при затворении.

Устройство коаксиально соединяют с низом колонны бурильных труб и спускают в скважину, заполненную буровым раствором до нижней грани интервала установки цементного моста. В процессе спуска через внутреннее промывочное отверстие 7 и кольцевую щель 15 происходит самозаполнение буровым раствором устройства и внутренней полости колонны бурильных труб. При наличии в стволе скважины не спрессованного шламового стакана выше нижней границы интервала установки цементного моста восстанавливают прямую циркуляцию бурового раствора. При этом буровой раствор закачивают в колонну бурильных труб, откуда он поступает в полость патрубка 1. Часть потока бурового раствора через сквозные радиальные цилиндрические отверстия 2, полость В и кольцевую щель 15 выходит в кольцевое пространство. Другая часть потока бурового раствора выходит на забой через внутреннее промывочное отверстие 7 в виде асимметричной струи и размывает шламовый стакан. Обогащенный шламом буровой раствор поднимается по кольцевому пространству на дневную поверхность, смешиваясь с частью потока, выходящего из кольцевой щели 15.

«Г»-образный вырез пикообразной лопасти 8 уменьшает возмущения в начальном участке струи, тем самым сохраняя ее гидравлическую энергию, расходуемую на размыв шламового стакана. Этому способствует сквозная продольная часть выреза, не перекрывающая живое сечение струи. Поперечная часть выреза, выполненная в виде проточки, обеспечивает плавное деление струи. При этом часть лопасти в месте выполнения поперечной части выреза имеет форму трапеции, одна боковая сторона которой является лезвием части пикообразной лопасти и служит для механического разрушения шламового стакана в скважине, а другая боковая сторона ориентирована под острым углом к направлению струи, что обеспечивает плавное набегание последней на лопасть.

По мере размыва шламового стакана устройство допускают на колонне бурильных труб к нижней границе интервала установки цементного моста.

При наличии в стволе скважины спрессованного шламового стакана выше нижней границы интервала установки цементного моста, не размываемого асимметричной струей, прямую циркуляцию бурового раствора ведут с одновременным вращением бурильной колонны и созданием осевой нагрузки на забой через пикообразную лопасть 8. При этом крутящий момент, необходимый для разрушения шламового осадка пикообразной лопастью 8, предается к ней от колонны бурильных труб через патрубок 1 и жестко связанный с его нижней частью башмак 6. Прочность патрубка 1 со сквозными радиальными цилиндрическими отверстиями 2 в средней части обеспечивает передачу крутящего момента, необходимого для разрушения шламового стакана.

При достижении нижней границы интервала установки цементного моста прямую циркуляцию бурового раствора останавливают. В колонну бурильных труб опускают бросовый шар 10. Бросовый шар 10 опускается под действием собственного веса на посадочное седло 9 башмака 6, перекрывая тем самым внутреннее промывочное отверстие 7.

В колонну бурильных труб закачивают порцию тампонажного раствора, объем которой обеспечивает заполнение ствола скважины в интервале установки цементного моста с учетом запаса на смешение с буровым раствором и заполнение поглощающих каналов пласта. Порцию тампонажного раствора продавливают к устройству закачкой в колонну бурильных труб бурового раствора с расчетной подачей. При этом весь поток поступает в полость патрубка 1 и через сквозные радиальные цилиндрические отверстия 2 в полость В и далее через кольцевую щель 15 в кольцевое пространство скважины.

Кольцевая щель 15 формирует неразрывную струю в направлении от оси устройства между наружной поверхностью устройства и стенкой скважины.

Формирование неразрывного потока жидкости в полости В на уровне входа в кольцевую щель 15 обеспечивается за счет шахматного расположения сквозных радиальных цилиндрических отверстий 2 и расположения их нижнего ряда выше уровня кольцевой щели 15 на высоту, превышающую или равную разнице внутреннего диаметра верхней втулки и наружного диаметра патрубка в средней части. Это позволяет предотвратить образование локальных завихрений при движении жидкости по направлению к входу в кольцевую щель 15 параллельно оси устройства и ликвидировать концевые эффекты при движении потока по полости В. При этом происходит качественное очищение стенок скважины от фильтрационной корки в интервале установки цементного моста, очистка каверн от шлама и застойных масс бурового раствора, т.к. воздействие струи оказывается одновременно по всему периметру.

Образующие кольцевой щели 15 задают направление начального участка неразрывной струи из устройства в сторону верхней границы интервала установки цементного моста.

Уменьшить давление на дно полости В (нижняя втулка 13) позволяет наличие разгрузочной камеры А, в которую передается давление из полости В через сквозные радиальные цилиндрические отверстия 2, полость патрубка 1 и сквозные радиальные цилиндрические отверстия 3.

При подходе тампонажного раствора к кольцевой щели 15 без прекращения его продавливания устройство поднимают к верхней границе интервала установки цементного моста за счет извлечения из скважины колонны бурильных труб. По окончании продавливания устройство должно находиться на уровне верхней границы интервала установки цементного моста. Продолжают закачивание бурового раствора в колонну бурильных труб с целью вымывания излишков тампонажного раствора из скважины. После этого устройство приподнимают, а скважину оставляют на период ожидания затвердевания тампонажного раствора.

В случае засорения кольцевой щели 15 при непрекращающемся нагнетании жидкости в бурильную колонну давление в полости В резко возрастает. Сила давления, действующая на дно полости В, приводит к срезу штифта 14. В результате этого нижняя втулка 13 перемещается в сторону башмака 6 вдоль патрубка 1. При этом раскрытость кольцевой щели 15 между верхней 5 и нижней 13 втулками увеличивается и засоряющие вещества вымываются в кольцевое пространство. Тем самым избегается аварийная ситуация в виде затвердевания тампонажного раствора в полости бурильной колонны и устройства.

Анализ изобретательского уровня показал следующее:

известно устройство, в котором подвижная втулка, образующая с корпусом полость, гидравлически связанную через радиальные отверстия с проходным каналом корпуса, перемещается под действием перепада давления (см. а.с. SU № 470589 от 04.01.74 г. E21В 37/02, опубл. 15.05.75 г. ОБ № 18).

Из общедоступных источников патентной и научно-технической литературы нам не известны технические решения, имеющие в своей основе признаки, совпадающие со всеми отличительными признаками заявляемого технического решения. Таким образом, последнее не следует явным образом из проанализированного уровня техники, т.е. имеет изобретательский уровень.

Возможность осуществления предлагаемого технического решения поясняется следующим примером.

Устройство было испытано в процессе борьбы с поглощением бурового раствора при бурении скважины. Ствол скважины до глубины 229 м обсажен кондуктором диаметром 0,3239 м (с толщиной стенки 0,012 м). В процессе проводки скважины долотом диаметром 0,2953 м в интервале 236-236,5 м при резком увеличении механической скорости бурения произошло интенсивное поглощение бурового раствора плотностью 1150 кг/м3.

Для ликвидации поглощения в скважине устанавливают цементный мост в интервале 240 м (забой скважины, соответствующий нижней границе интервала установки цементного моста) - 229 м (верхняя граница интервала установки цементного моста соответствует глубине спуска кондуктора).

Перед спуском в скважину устройства на кольцевом упорном выступе 4 устанавливают элемент 16, обеспечивающий раскрытость кольцевой щели 15 δ=0,008 м, что позволяет пропуск через нее частиц цемента диаметром до остающихся в тампонажном растворе при затворении без последующего использования фильтра Устройство соединяют с низом колонны бурильных труб диаметром 0,127 м и спускают в скважину. В процессе спуска устройство и внутренняя полость бурильных труб самозаполняются буровым раствором через внутреннее промывочное отверстие 7 башмака 6 и кольцевую щель 15.

На глубине 238 м был встречен шламовый стакан высотой 2 м, образовавшийся при бурении из-за начавшегося поглощения. Для размыва шламового стакана к колонне бурильных труб присоединяют ведущую трубу с вертлюгом и восстанавливают прямую циркуляцию бурового раствора с расходом 0,031 м3/с. При этом буровой раствор насосом У8-6МА2 нагнетают в колонну бурильных труб, из которых он поступает в патрубок 1 устройства. Здесь часть потока через внутреннее промывочное отверстие 7 башмака 6 разбивает шламовый стакан и поднимается по кольцевому пространству.

Другая часть потока через сквозное радиальное цилиндрическое отверстие 2 в средней части патрубка 1, кольцевую полость В и кольцевую щель 15 выходит в кольцевое пространство и соединяется с первой частью, поднимающейся с забоя. Далее весь поток бурового раствора поднимается по кольцевому пространству на дневную поверхность.

Для более эффективного разрушения шламового стакана устройство через колонну бурильных труб вращают механическим ротором Р-460 со скоростью N=15 мин-1, создавая при этом осевую нагрузку G=39,2 кН на пикообразную лопасть 8 башмака 6. При этом крутящий момент, передаваемый от колонны труб к вооружению устройства, составлял (Федоров B.C. Практические расчеты в бурении. - М.: Недра, 1966):

При достижении глубины 240 м - нижней границы интервала установки цементного моста, вращение колонны бурильных труб останавливают, скважину промывают до прекращения выноса шлама, после чего циркуляцию бурового раствора прекращают.

В колонну бурильных труб опускают бросовой шар 10 диаметром 0,065 м. Бросовой шар 10 под действием собственного веса опускается в посадочное седло 9 башмака 6 устройства и перекрывает тем самым внутреннее промывочное отверстие 7 в нем.

В колонну бурильных труб закачивают порцию тампонажного раствора в объеме 1,0 м3, плотностью 1800 кг/м3, растекаемостью по концу по конусу АзНИИ 0,018-0,020 м, приготовленного из портландцемента тампонажного ПЦТ I - СС-50. Продавливают тампонажный раствор по колонне бурильных труб к устройству закачкой 1,2 м3 бурового раствора с расходом 0,031 м3/с. При этом буровой раствор, а затем тампонажный раствор всем потоком поступает в полость патрубка 1 устройства, откуда через сквозные радиальные цилиндрические отверстия 2 в средней части патрубка диаметром 0,02 м поступают в кольцевую полость B. Количество рядов сквозных радиальных цилиндрических отверстий 2 определяют по формуле:

Количество сквозных радиальных цилиндрических отверстий 2 в ряду (n=6) принято с учетом диаметральных размеров патрубка 1 устройства и самих отверстий. А величина допустимого напряжения на кручение определена по справочным данным для стали Сталь 40, из которой изготовлен патрубок; (В.И.Анурьев. Справочник конструктора-машиностроителя, T.1, -М.: Машиностроение, 2001) с учетом коэффициента концентрации напряжений от трех поперечных отверстий в валу Кτ=23=8 (Решетов Д.Н. Детали машин. М.: Машиностроение, 1964):

При этом нижний край сквозных радиальных цилиндрических отверстий нижнего ряда 2 расположен выше уровня кольцевой щели 15 устройства на высоту:

Н=0,18-0,125-0,055 м,

что обеспечивает ликвидацию концевых эффектов потока в полости В на уровне входа в кольцевую щель 15 устройства.

Из полости В весь поток жидкости напорно истекает в кольцевое пространство скважины через кольцевую щель 15, образованную нижней поверхностью верхней втулки 5 и верхней поверхностью нижней втулки 13. При этом образующие кольцевой щели 15 имеют форму боковой поверхности усеченного круглого прямого конуса, коаксиального патрубку 1, с вершиной ниже уровня кольцевой щели 15 и углом при вершине конуса 160°. За счет этого из кольцевой щели 15 устройства выходит неразрывная струя тампонажного раствора в направлении от оси устройства между его наружной поверхностью и стенкой скважины. Причем начальный участок неразрывной струи тампонажного раствора из устройства направлен под углом 80° в сторону верхней границе интервала установки цементного моста относительно оси устройства.

С началом выхода тампонажного раствора из кольцевой щели 15 устройство поднимают на колонне бурильных труб с расчетной скоростью 0,45 м/с к верхней границе интервала установки цементного моста 229 м, не прекращая продавливания в объеме 1,2 м3. В ходе подъема струя тампонажного раствора одновременно по периметру ствола скважины заполняет поглощающие каналы пласта. При достижении верхней границы интервала установки цементного моста подъем устройства прекращают и продолжают промывку скважины для вымывания излишков тампонажного раствора, прокачивая буровой раствор в объеме 1,3 м3. После этого устройство поднимают, а скважину оставляют на ожидание затвердения тампонажного раствора.

По окончании срока ОЗЦ в скважину на колонне бурильных труб спустили долото диаметром 0,2953 м, которым обнаружили кровлю цементного моста на глубине 229 м, что свидетельствует о качестве установки цементного моста. После разбуривания цементного моста поглощение бурового раствора не наблюдалось.

Таким образом, можно сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию промышленная применимость.

Предлагаемое изобретение соответствует условию патентоспособности, так как является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

Устройстводляустановкицементногомоста,содержащеепатрубоксосквознымирадиальнымиотверстиямивсреднейчасти,верхнюювтулку,жесткосвязаннуюспатрубкомвверхнейчасти,башмак,жесткосвязанныйснижнейчастьюпатрубка,имеющийвнутреннеепромывочноеотверстие,коаксиальноепатрубку,иконическуюнаружнуюповерхностьвнижнейчасти,вооруженнуюпикообразнойлопастью,выполненныйспосадочнымседломподбросовыйшар,инижнюювтулку,расположеннуюнадбашмакомсвозможностьюосевогоперемещениявдольпатрубка,анижняяповерхностьверхнейвтулкииверхняяповерхностьнижнейвтулкиформируюткольцевующель,образующиекоторойимеютформубоковойповерхностиусеченногокруглогопрямогоконуса,коаксиальногопатрубку,свершинойнижеуровнякольцевойщели,причемвнутренниеповерхностиверхнейинижнейвтулок,иответнаяимнаружнаяповерхностьпатрубкаобразуюткольцевуюполость,гидравлическисвязаннуюсполостьюпатрубкачерезсквозныерадиальныеотверстия,отличающеесятем,чтодополнительнопатрубоквнижнейчастиимеетсквозныерадиальныецилиндрическиеотверстия,приэтомсквозныерадиальныеотверстиясреднейчастипатрубкатакжевыполненыцилиндрическимиирасположенывшахматномпорядкерядами,количествокоторыхопределенопоформуле158400000010.tiftifdrawing100гдеn-количестворядовсквозныхрадиальныхцилиндрическихотверстийсреднейчастипатрубка;δ-раскрытостькольцевойщели,м;d-наружныйдиаметркольцевойщели,м;n-количествосквозныхрадиальныхцилиндрическихотверстийвряду,равноеn=2,4,6...;d-наружныйдиаметрпатрубкавсреднейчасти,м;М-крутящиймомент,передаваемыйотколоннытрубквооружениюустройства,Нм;[τ]-допустимоенапряжениеприкручении,определяемоепосправочнымданным,Па;d-внутреннийдиаметрпатрубкавсреднейчасти,м;причемнижнийкрайсквозныхрадиальныхцилиндрическихотверстийнижнегорядарасположенвышеуровнякольцевойщелинавысоту,выбраннуюизусловияh≥d-d,гдеh-высотарасположениянижнегорядасквозныхрадиальныхцилиндрическихотверстийотносительноуровнякольцевойщели,м;d-внутреннийдиаметрверхнейвтулки,м,ананаружнойповерхностипатрубкавышеуровняверхнегорядасквозныхрадиальныхцилиндрическихотверстийегосреднейчастиобразованкольцевойупорныйвыступ,накоторомрасположенэлемент,регулирующийраскрытостькольцевойщели,приэтомбашмаквверхнейчастиимеетвнутреннююпроточку,вкоторойрасположеназафиксированнаяштифтомотносительнобашмаканижняячастьнижнейвтулки,собразованиемразгрузочнойкамерыприоснованиивнутреннейпроточки,гидравлическисвязаннойсполостьюпатрубкачерезсквозныерадиальныецилиндрическиеотверстиявегонижнейчасти,апикообразнаялопастьимеетГ-образныйвырез,разделяющийеенадвечастипривершинесопряженияграней,сквознаяпродольнаячастькоторогосмещенаотносительноосиустройствавсторонунабегающейграниоднойчасти,апоперечная-представляетсобойпроточку,выполненнуювпротивоположнуюсторонуотсмещенияназаднейгранидругойчасти,приэтомчастьлопастивместевыполненияпоперечнойчастивырезавпродольномсеченииимеетформутрапеции.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 124.
10.01.2013
№216.012.194e

Способ вытеснения жидкости из пласта

Изобретение относится к области добычи нефти, в частности к способам интенсификации вытеснения пластовой жидкости из слоисто-неоднородных пластов при осуществлении газовой репрессии в указанные пласты, и может быть использовано при подземном хранении газа в пористых пластах. Обеспечивает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471970
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.02.2013
№216.012.2422

Способ предотвращения развития дефектов стенок трубопроводов

Изобретение относится к строительству и эксплуатации подземных магистральных трубопроводов из стальных труб с антикоррозионным покрытием заводского нанесения и может быть использовано для его ремонта и предотвращения развития дефектов стенок трубопроводов при эксплуатации. Устанавливают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474752
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.2709

Буферная жидкость, используемая при герметизации скважины подземного резервуара, заполненного рассолом

Изобретение относится к нефтегазовой отрасли промышленности, в частности к буферным жидкостям, используемым при герметизации скважин подземных резервуаров в каменной соли. Технический результат - повышение эффективности герметизации скважины подземного резервуара, заполненного рассолом, за счет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475513
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.03.2013
№216.012.30fc

Способ получения метановодородной смеси

Изобретение относится к области химии. Способ получения метановодородной смеси осуществляют путем подачи природного газа по трубопроводу 1 в сатуратор 2, заполняемый циркулирующим конденсатом водяного пара 3, для получения смешанного газового потока 4, в который на выходе из сатуратора 2...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478078
Дата охранного документа: 27.03.2013
10.05.2013
№216.012.3dc0

Ингибитор гидратообразования кинетического действия

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и может быть использовано для обработки скважин и трубопроводов с целью предотвращения образования гидратов в них. Ингибитор гидратообразования кинетического действия содержит, мас.%: смесь поливинилпирролидона и поливинилкапролактама...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481375
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.41a6

Способ предохранения антикоррозионного покрытия при строительстве трубопроводов

Изобретение может быть использовано для предупреждения сдвига и отслаивания покрытия при проведении сварочно-монтажных работ. На трубопровод устанавливают фиксирующий и удерживающий хомуты, состоящие из трех криволинейных элементов. Удерживающий хомут устанавливают на кромку антикоррозионного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482376
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.05.2013
№216.012.441b

Способ создания малопроницаемого экрана в пористой среде при подземном хранении газа

Изобретение относится к способу создания малопроницаемого экрана в пористой среде при подземном хранении газа в пористых пластах-коллекторах и может быть использовано в нефтегазодобывающей промышленности. Согласно изобретению предварительно определяют необходимые объемы растворов в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483012
Дата охранного документа: 27.05.2013
27.05.2013
№216.012.446a

Буровой раствор для промывки длиннопротяженных крутонаправленных скважин в условиях многолетнемерзлых и высококоллоидальных глинистых пород и способ его применения

Изобретение относится к бурению нефтяных и газовых скважин. Технический результат - создание полимерглинистого раствора с псевдопластичными свойствами и регулируемой плотностью для сохранения устойчивости стенок скважины в условиях многолетнемерзлых пород, осложненных газогидратными залежами,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483091
Дата охранного документа: 27.05.2013
27.05.2013
№216.012.4509

Способ комбинированного охлаждения теплонапряженных элементов (варианты)

Изобретение относится к области машиностроения, энергетики, транспорта и к другим областям, где возникает необходимость увеличения эффективности охлаждения теплонапряженных элементов, в частности к созданию и увеличению ресурса работы малоэмиссионных камер сгорания авиационных газотурбинных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483250
Дата охранного документа: 27.05.2013
20.06.2013
№216.012.4cf5

Способ вторичного цементирования технологических скважин подземных резервуаров различного назначения

Изобретение относится к эксплуатации подземных хранилищ жидкостей и газов и может быть использовано при проведении ремонтно-изоляционных работ по восстановлению герметичности технологических скважин различного назначения и их вторичному цементированию. Согласно изобретению перфорируют нижнюю...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485283
Дата охранного документа: 20.06.2013
Показаны записи 1-10 из 15.
20.02.2013
№216.012.2775

Пакер сдвоенный с приводом от вращения

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и предназначено для герметизации межтрубного пространства над противопесочным фильтром при его установке на газовых скважинах месторождений и подземных хранилищах газа. Обеспечивает повышение эксплуатационной надежности и эффективности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475621
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.04.2013
№216.012.3aa6

Способ закрепления кровли призабойной зоны пласта

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности и может быть использовано при капитальном ремонте скважин. Устанавливают песчаный мост в интервале залегания пласта-коллектора. Закачивают промывочную жидкость в загерметизированную скважину с фиксацией давления закачивания и объема...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480575
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3aa8

Способ глушения газовой скважины

Изобретение относится к газодобывающей промышленности, в частности к глушению газовых скважин при проведении капитальных ремонтов в условиях катастрофических поглощений. Обеспечивает повышение эффективности глушения газовой скважины. Сущность изобретения: способ включает блокировку интервала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480577
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.04.2014
№216.012.bbbc

Универсальное устройство для бурения, очистки каверны и установки цементного моста

Изобретение относится к области капитального ремонта скважин и может быть использовано для бурения в шламовом осадке, очистки каверны и установки цементного моста. Устройство содержит полый ствол 1 со сквозными радиальными отверстиями 2 и наружным кольцевым выступом 3, верхнюю и нижнюю втулки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513788
Дата охранного документа: 20.04.2014
20.05.2014
№216.012.c700

Моделирующий коап

Изобретение относится к вычислительной технике, а именно к комплексу отработки аппаратуры и программ управляющих вычислительных машин. Технический результат - повышение эффективности отладки управляющих вычислительных машин. Моделирующий комплекс отладки аппаратуры и программ, содержащий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516703
Дата охранного документа: 20.05.2014
27.10.2014
№216.013.010d

Герметизатор устья скважины разъемный

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, а именно к устьевому оборудованию. Техническим результатом является надёжная герметизация пространства между кондуктором и промежуточной колонной, сокращение сроков переоборудования устья действующих скважин, возможность установки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002531667
Дата охранного документа: 27.10.2014
20.09.2015
№216.013.7b36

Технологическая увм

Изобретение относится к вычислительной технике. Техническим результатом является обеспечение поиска ошибок в программном обеспечении без снижения надежности штатной управляющей вычислительной машины. Технологическая управляющая вычислительная машина (ТУВМ) содержит: процессор с подключенными к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563139
Дата охранного документа: 20.09.2015
10.04.2016
№216.015.2fc7

Способ заканчивания скважины

Изобретение относится к нефтегазовой отрасли и конкретно к заканчиванию скважин на месторождениях и подземных хранилищах газа. Технический результат - повышение эффективности заканчивания скважины за счет обеспечения герметичности кольцевого пространства и сохранения естественной проницаемости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002580565
Дата охранного документа: 10.04.2016
12.01.2017
№217.015.5eb1

Способ очистки трубопровода (варианты) и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к нефтегазодобывающей промышленности, в частности к очистке внутренней поверхности трубопроводов от различных отложений с использованием колтюбинговой установки. При очистке трубопровода размещают колтюбинговую установку с комплексом оборудования над участком...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002590548
Дата охранного документа: 10.07.2016
25.08.2017
№217.015.a774

Ударник вибрационный скважинный

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, а именно к погружным вибрационным механизмам для проведения работ по извлечению фильтров и других трубных конструкций. Устройство содержит полый корпус, связанные с ним верхнюю и нижнюю наковальни, цилиндр с посадочным местом и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002608105
Дата охранного документа: 13.01.2017
+ добавить свой РИД