×
09.06.2019
219.017.7b6b

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ДОРОЖНЫМ И АЭРОДРОМНЫМ ПОКРЫТИЕМ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к устройствам для оперативного контроля коэффициента сцепления колеса с сооружаемыми и эксплуатируемыми дорогами с твердым покрытием и может быть использовано при расследовании дорожно-транспортных происшествий и нештатных ситуаций приземления воздушных судов. Устройство для определения коэффициента сцепления колеса транспортного средства с дорожным и аэродромным покрытием включает прицеп с установленными на двух полуосях измерительным и свободно катящимся колесами, датчики чисел оборотов колес, выходы которых соединены с входом блока регистрации, тормозящую систему, выполненную в виде электромагнитной порошковой муфты, вращающий элемент которой связан с полуосью измерительного колеса, а катушка намагничивания установлена на прицепе и соединена с блоком регистрации. Новым является то, что к полуоси измерительного колеса подсоединен вал, на котором установлен датчик крутящего момента, соединенный с вращающим элементом электромагнитной порошковой муфты, а сигнал с датчика крутящего момента передается на блок регистрации. Техническим результатом изобретения является повышение точности и достоверности оценки сцепных качеств колеса транспортного средства с дорожным и аэродромным покрытием при различных условиях состояния покрытия и скорости движения устройства. 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к устройствам для оперативного контроля коэффициента сцепления колеса с сооружаемыми и эксплуатируемыми дорогами и аэродромами с твердым покрытием и может быть использовано при расследовании дорожно-транспортных происшествий и нештатных ситуаций приземления воздушных судов.

Известна передвижная установка ПКРС-2У в составе диагностической лаборатории КП-514МП, состоящая из прицепа с установленным на нем с помощью параллелограмма измерительного колеса, дополнительного груза, емкости с водой, тормозящей системы и измерительной системы. Измерительная система состоит из датчика линейных перемещений модели 19500, регистрирующего прогиб металлической пластины под действием на нее усилий от заторможенного измерительного колеса в режиме блокировки (см. ГОСТ 30413-96 «Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием»).

Недостатками известной установки являются низкая точность и недостаточная достоверность измерений, вследствие того, что оценка коэффициента сцепления осуществляется не прямым измерением. Кроме того, на оценку влияют факторы состояния поверхности движения (геометрия, уклоны) и состояние измерительных средств (пластина, датчик перемещений). Установка эффективна только при измерениях на ровных поверхностях, что обуславливает его ограниченные технологические возможности особенно на участках дорог с различными уклонами.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является устройство для определения коэффициента сцепления колеса с дорожным покрытием, включающее прицеп с установленными на двух полуосях двумя колесами, тормозящую систему, блок регистрации, связанные с соответствующими полуосями прицепа первый и второй датчики пути, выходы которых соединены с входом блока регистрации. Тормозящая система выполнена в виде имеющей неподвижную электрическую катушку электромагнитной порошковой муфты (ЭПМ), вращающийся элемент которой закреплен на полуоси тормозимого колеса, а неподвижная часть - на прицепе, при этом устройство дополнительно снабжено соединенным с неподвижной электрической катушкой муфты блоком задания тормозящего момента, на который передается сигнал управления с датчика пути свободно катящегося колеса (см. патент РФ №2211891 от 10.09.2003 г.). Устройство позволяет определить коэффициент сцепления колеса транспортного средства с дорожным и аэродромным покрытием путем измерения расстояний, пройденных колесами одноосного прицепа при моменте сопротивления вращению одного из колес выше момента сопротивления вращению другого колеса. Момент сопротивления создается за счет использования ЭПМ в системе торможения устройства.

Признаки прототипа, являющиеся общими с заявляемым изобретением, - прицеп с установленными на двух полуосях измерительным и свободно катящимся колесами, датчики чисел оборотов колес, выходы которых соединены с входом блока регистрации, тормозящая система, выполненная в виде электромагнитной порошковой муфты, вращающий элемент которой связан с полуосью измерительного колеса, а катушка намагничивания установлена на прицепе и соединена с блоком регистрации.

Недостатком известного устройства, принятого за прототип, является неточность в определении коэффициента сцепления, обусловленная тем, что измеряемые параметры (длины пути, пройденные колесами) не являются величинами, непосредственно определяющими коэффициент сцепления, а являются косвенными параметрами сцепных качеств дорожной поверхности с колесом транспортного средства. Кроме того, внешние факторы (наличие колеи, криволинейные участки дороги, волны дорожной поверхности, выбоины) приводят к потере точности измерения и ухудшают динамические характеристики измерительного устройства.

Задачей изобретения является повышение точности и достоверности оценки сцепных качеств колеса транспортного средства с дорожным и аэродромным покрытием при различных условиях состояния покрытия и скорости движения устройства.

Поставленная задача решается за счет того, что в устройстве для определения коэффициента сцепления колеса транспортного средства с дорожным и аэродромным покрытием, включающем прицеп с установленными на двух полуосях измерительным и свободно катящимся колесами, датчики чисел оборотов колес, выходы которых соединены с входом блока регистрации, тормозящую систему, выполненную в виде электромагнитной порошковой муфты, вращающий элемент которой связан с полуосью измерительного колеса, а катушка намагничивания установлена на прицепе и соединена с блоком регистрации, к полуоси измерительного колеса подсоединен вал, на котором установлен датчик крутящего момента, соединенный с вращающим элементом ЭПМ, а сигнал с датчика крутящего момента передается на блок регистрации.

Признаки предлагаемого устройства, отличительные от прототипа, - наличие вала, соединенного с полуосью измерительного колеса; наличие датчика крутящего момента, установленного на валу измерительного колеса и соединенного с вращающим элементом ЭПМ, сигнал с датчика крутящего момента передается на блок регистрации.

Отличительные признаки в совокупности с известными повышают точность и достоверность оценки сцепных качеств колеса транспортного средства с дорожным и аэродромным покрытием при различных условиях состояния покрытия и скорости движения устройства.

На фиг.1 изображен общий вид устройства для определения коэффициента сцепления колеса транспортного средства с дорожным и аэродромным покрытием.

На фиг.2 показана схема взаимосвязей элементов устройства.

Устройство для определения коэффициента сцепления колеса транспортного средства с дорожным и аэродромным покрытием содержит прицеп 1 с установленными на двух полуосях 2 и 3 с помощью подшипниковых опор 4 измерительным 5 и свободно катящимся 6 колесами. Обороты колес контролируются с помощью датчиков чисел оборотов 7 и 8. К полуоси 2 измерительного колеса 5 подсоединен вал 9. На валу 9 установлен датчик крутящего момента 10. Датчик крутящего момента 10 соединен с вращающимся элементом электромагнитной порошковой муфты 11. Сигнал с датчика крутящего момента 10 поступает на вход блока регистрации 12. ЭПМ 11 представляет собой тормозное устройство, катушка намагничивания которого соединена с блоком регистрации 12 и установлена на прицепе 1. При подаче электрического сигнала на катушку намагничивания происходит блокировка измерительного 5 колеса, переводя его в режим скольжения. Блок регистрации 12 содержит два параллельно соединенных блока усреднения 13 и 14, блок вычитания 15 и блок управления 16 ЭПМ. При этом выходы блоков усреднения 13 и 14 подключены к входам блока вычитания 15, а выход блока вычитания 15 соединен с входом блока управления 16 ЭПМ. С выхода блока регистрации 12 сигнал поступает на блок индикации 17. Дополнительный груз 18, размещенный на прицепе 1, обеспечивает нормальную нагрузку на измерительное колесо 5.

Устройство работает следующим образом.

Стоящее на месте устройство нагружают дополнительным грузом 18 на прицепе 1 из расчета 50-60 Н/см2 на площадь контакта измерительного колеса 5 с дорожным покрытием при давлении в колесе 0.2 МПа, что соответствует удельной нагрузке колеса на дорожное покрытие в реальных условиях. Устройство сцепляют жестко с автомобилем, который осуществляет его транспортировку с постоянной заданной скоростью по участку дороги или взлетно-посадочной полосе аэродрома с целью измерения коэффициента сцепления.

Увлажняют поверхность дорожного покрытия из расчета 1±0.2 л/м2, на котором необходимо произвести замеры коэффициента сцепления (в дальнейшем увлажнение поверхности осуществляется непрерывно во время движения и измерения коэффициента сцепления).

При движении устройства в ведомом режиме по поверхности движения датчики чисел оборотов 7 и 8 генерируют электрические сигналы, пропорциональные числу оборотов обоих колес 5 и 6. В блоках усреднения 13 и 14 производится вычисление средних значений этих сигналов за фиксированный промежуток времени или за пройденный фиксированный участок поверхности движения. По окончании усреднения блоки усреднения 13 и 14 передают на свои выводы средние значения чисел оборотов, которые поступают на вход блока вычитания 15. Блок вычитания 15 определяет разность поступающих на его входы сигналов, соответствующих числам оборотов колес. С поступлением сигнала на торможение колеса 5 с блока управления 16 ЭПМ, блок вычитания 15 устанавливает разность чисел оборотов колес до достижения этой разности, равной числу оборотов свободно катящегося колеса 6. При этом вал 9, соединяющий измерительное колесо 5 и вращающуюся часть ЭПМ 11, закручивается моментом, пропорциональным касательному усилию в зоне контакта измерительного колеса 5 и поверхности движения. Крутящий момент измеряется датчиком крутящего момента 10 (моментомером). Сигнал с датчика крутящего момента 10 поступает на вход блока регистрации 12 и является величиной, пропорциональной касательному усилию в зоне контакта колеса и поверхности движения, то есть Мкр=a·ƒ(T),

где Мкр - крутящий момент;

а - коэффициент пропорциональности;

где f(Т) - функция касательного усилия.

Коэффициент сцепления определяется как коэффициент трения скольжения при радиусе измерительного колеса rк по соотношению:

,

где ƒ(T) - функция касательного усилия;

rк - радиус измерительного колеса;

N - нормальная нагрузка на колесо.

Чем меньше коэффициент сцепления, тем меньший крутящий момент будет фиксировать датчик крутящего момента 10. Это соответствует рекомендациям ГОСТ 30413-96 "Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием".

С выхода блока регистрации 12 сигнал поступает на блок индикации 17 в удобной форме, например, цифровой. Данный результат будет отображаться до окончания цикла усреднения сигналов с датчиков чисел оборотов колес 7 и 8. Закон управления ЭПМ 11 определяется временем намагничивания катушки ЭПМ 11 до полной блокировки измерительного колеса 5 и с учетом постоянной времени ЭПМ 11 может соответствовать режиму "экстренное торможение".

Информация с датчика оборотов 8 свободно катящегося колеса 6 может быть использована для привязки измеряемого коэффициента сцепления к пикетажу поверхности движения.

Для получения достоверных данных о величине измеряемого коэффициента сцепления перед началом использования устройства экспериментальным путем устанавливают зависимость величины сигнала датчика крутящего момента 10 от величины коэффициента сцепления с учетом скорости движения на базисных участках поверхности движения с известным коэффициентом сцепления. По результатам испытаний устанавливают зависимость φ=ƒ(Mкр),

где φ - коэффициент сцепления;

ƒ(Mкp) - функция измеряемого крутящего момента.

Предлагаемое устройство за счет измерения крутящего момента, возникающего на валу измерительного колеса от действия силы сцепления колеса и поверхности движения при полной блокировке колеса, позволяет повысить точность и достоверность оценки сцепных качеств колеса транспортного средства с дорожным и аэродромным покрытием при различных условиях состояния покрытия и скорости движения устройства.

Устройство для определения коэффициента сцепления колеса транспортного средства с дорожным и аэродромным покрытием, включающее прицеп с установленными на двух полуосях измерительным и свободно катящимся колесами, датчики чисел оборотов колес, выходы которых соединены с входом блока регистрации, тормозящую систему, выполненную в виде электромагнитной порошковой муфты, вращающий элемент которой связан с полуосью измерительного колеса, а катушка намагничивания установлена на прицепе и соединена с блоком регистрации, отличающееся тем, что к полуоси измерительного колеса подсоединен вал, на котором установлен датчик крутящего момента, соединенный с вращающим элементом электромагнитной порошковой муфты, а сигнал с датчика крутящего момента передается на блок регистрации.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 25.
10.01.2013
№216.012.1872

Способ изготовления изделий из углерод-карбидокремниевого материала

Изобретение относится к области конструкционных материалов, работающих в условиях высокого теплового нагружения и окислительной среды, и может быть использовано в химической, нефтехимической и химико-металлургической отраслях промышленности, а также в авиатехнике для создания изделий и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471750
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.01.2013
№216.012.1f90

Гидроизоляционное морозостойкое покрытие асфальта автомобильной дороги

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для строительства автомобильных дорог. Покрытие содержит полимерную основу - два жидких низкомолекулярных каучука с концевыми функциональными группами, эпоксидными и карбоксильными, сополимеризующиеся и трехмерно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473581
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.04.2013
№216.012.3a18

Способ изготовления герметичных изделий из углерод-карбидокремниевого материала

Изобретение относится к области углерод-карбидокремниевых композиционных материалов (УККМ), работающих в условиях высокого теплового нагружения и окислительной среды, и может быть использовано в химической, нефтяной и металлургической промышленности, а также в авиатехнике для создания изделий и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480433
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.02.2019
№219.016.c20c

Способ изготовления изделий из углерод-карбидокремниевого материала

Изобретение относится к области конструкционных материалов, работающих в условиях высокого теплового нагружения и окислительной среды, и может быть использовано в химической, нефтехимической и химико-металлургической отраслях промышленности, а также в авиатехнике. Изготавливают заготовки из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002470857
Дата охранного документа: 27.12.2012
15.03.2019
№219.016.e0f1

Способ уменьшения реактивного намагничивающего тока в элементах систем электроснабжения и устройство для его осуществления

Использование: в области электротехники. Техническим результатом группы изобретений является повышение качества электрической энергии, улучшение энергетических показателей систем электроснабжения и рабочих характеристик потребителей. Согласно способу снижают реактивный намагничивающий ток в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002422967
Дата охранного документа: 27.06.2011
04.04.2019
№219.016.fcef

Функционально-полный толерантный элемент

Изобретение относится к вычислительной технике, а именно к цифровым схемам, имеющим повышенные требования по надежности, в частности в авиационной и космической областях промышленности. Техническим результатом является повышение надежности элемента при отказах внешних входов и транзисторов за...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002449469
Дата охранного документа: 27.04.2012
04.04.2019
№219.016.fd08

Цветное шлакокаменное литье и шихта для его получения

Изобретение относится к производству стеклокристаллических материалов и каменного литья и может быть использовано в производстве декоративных, облицовочных материалов и художественных изделий. Технический результат изобретения заключается в расширении сырьевой базы для получения декоративного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002465237
Дата охранного документа: 27.10.2012
04.04.2019
№219.016.fd0c

Тренажер-каноэ

Изобретение относится к спортивному инвентарю, а именно к тренировочным устройствам для гребцов. Тренажер-каноэ содержит площадку для размещения спортсмена, установленную на опорах, выполненных в виде полуовалов, по контуру повторяющих поперечные обводы спортивной лодки. Опоры носовой и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002461404
Дата охранного документа: 20.09.2012
10.04.2019
№219.017.010e

Плазмотрон

Изобретение относится к области плазменной обработки металлов, а именно к устройствам для плазменной наплавки, сварки, резки черных и цветных металлов. Плазмотрон состоит из корпуса 1, установленного на нем при помощи резьбового соединения защитного сопла 2, размещенного в корпусе 1...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002259262
Дата охранного документа: 27.08.2005
10.04.2019
№219.017.06ad

Устройство для закалки бухты катанки из алюминиевого сплава

Изобретение относится к оборудованию для закалки изделий больших размеров и может быть использовано для закалки катанки из алюминиевого сплава (например, ABE) на кабельных заводах. Устройство для закалки бухты катанки из алюминиевого сплава включает емкость с крышкой и керном, прикрепленным к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002427652
Дата охранного документа: 27.08.2011
Показаны записи 1-10 из 16.
27.02.2014
№216.012.a632

Асфальтобетонная смесь

Изобретение относится к дорожно-строительным материалам, в частности к горячим мелкозернистым асфальтобетонным смесям, и может быть использовано для изготовления плотного асфальтобетона темно-коричневого цвета, применяемого для устройства верхних слоев автомобильно-дорожных покрытий в районах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002508261
Дата охранного документа: 27.02.2014
10.07.2014
№216.012.db13

Материал для промежуточной изоляции уплотненных слоев твердых бытовых отходов на полигоне

Изобретение относится к области охраны окружающей среды. Предложен материал для промежуточной изоляции уплотненных слоев твердых бытовых отходов на полигоне. В качестве материала используют конечный шлак, образующийся при производстве феррованадия алюминосиликотермическим способом. Изобретение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521861
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.12.2014
№216.013.121f

Материал для рекультивации полигонов твердых бытовых отходов и карьеров

Изобретение относится к области охраны окружающей среды. Материал для рекультивации полигонов твердых бытовых отходов и карьеров содержит природный грунт и промышленные отходы. В качестве промышленных отходов он содержит конечный шлак, образующийся при производстве феррованадия...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536062
Дата охранного документа: 20.12.2014
10.01.2015
№216.013.1c73

Бактерицидный материал

Изобретение относится для стерилизации материалов, в частности к химическим средствам борьбы с микроорганизмами. Задачей изобретения является расширение сырьевых ресурсов для бактерицидных материалов. Поставленная задача решается применением конечного шлака, образующегося при производстве...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538711
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.03.2015
№216.013.3117

Бетонная смесь

Изобретение относится к промышленности строительных материалов, а именно к составам бетонной смеси, и может быть использовано для изготовления бетонных и железобетонных изделий и конструкций, а также тротуарной плитки. Бетонная смесь включает шлакопортландцемент, дробленый доменный шлак...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544035
Дата охранного документа: 10.03.2015
10.10.2015
№216.013.80ba

Керамическая масса для производства кирпича

Изобретение относится к области производства строительных изделий, в частности к изготовлению керамического кирпича. Керамическая масса для производства кирпича включает глину, измельченную макулатуру с размером частиц менее 10 мм и измельченные до размера частиц менее 0,5 мм отходы стекла при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564551
Дата охранного документа: 10.10.2015
10.11.2015
№216.013.8c8a

Сырьевая смесь для производства керамического кирпича

Изобретение относится к производству керамического кирпича. Технический результат - расширение сырьевой базы. Сырьевая смесь содержит, мас.%: глина 97-90, отход целлюлозно-бумажной промышленности - скоп 3-10. Размер частиц скопа не более 5 мм. Скоп содержит древесное волокно и активный ил в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002567585
Дата охранного документа: 10.11.2015
20.11.2015
№216.013.8fe5

Сырьевая смесь для производства керамического кирпича

Изобретение относится к производству керамического кирпича с отощающей добавкой и может быть использовано в промышленном и гражданском строительстве. Сырьевая смесь для производства керамического кирпича включает глину и отощающую добавку, в качестве отощающей добавки содержит золу с размером...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002568453
Дата охранного документа: 20.11.2015
20.11.2015
№216.013.8fea

Сырьевая смесь для изготовления керамического кирпича методом полусухого формования

Изобретение относится к производству керамических материалов и может быть использовано для получения керамического кирпича. Сырьевая смесь для изготовления керамического кирпича методом полусухого формования содержит глину, терриконик «красный», терриконик «черный», измельченные до фракции не...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002568458
Дата охранного документа: 20.11.2015
13.01.2017
№217.015.7b77

Материал для промежуточной изоляции уплотненных слоев твердых коммунальных отходов на полигоне

Изобретение относится к области охраны окружающей среды. Материал для промежуточной изоляции уплотненных слоев твердых коммунальных отходов на полигоне, включающий промышленные отходы. В качестве промышленных отходов используют терриконики, подвергшиеся в процессе хранения самовозгоранию и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002600681
Дата охранного документа: 27.10.2016
+ добавить свой РИД