×
09.06.2019
219.017.7755

Результат интеллектуальной деятельности: БАЛЛОН ДАВЛЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002244868
Дата охранного документа
20.01.2005
Аннотация: Баллон давления содержит цилиндрическую оболочку, выполненную из спиральных и кольцевых слоев волокнистого композиционного материала, и образованные спиральными слоями днища с фланцами, установленными в полюсных отверстиях. Толщина цилиндрической оболочки равномерно уменьшается по ее длине в направлении днища с большим полюсным отверстием за счет уменьшения толщины кольцевых слоев. Использование изобретения позволит снизить вес и стоимость материала баллона и обеспечить равнопрочность конструкции. 3 ил.

Изобретение относится к области хранения газов и может быть использовано в баллонах давления, изготовленных из композиционных материалов методом намотки.

Известен баллон давления (патент РФ №1744358, МКИ F 17 C 1/06, 1992), содержащий цилиндрическую оболочку и днища, выполненные как одно целое методом спиральной намотки. Толщина цилиндрической оболочки баллона выполнена переменной, в соответствии с заявленной формулой, с укладкой при намотке в определенных местах салфеток из композитного материала.

Недостатком такой конструкции является использование при ее изготовлении ручной укладки салфеток.

Известна конструкция композитного баллона для хранения сжатого газа (патент РФ №2061927, МКИ F 17 С 1/16, 1996 - наиболее близкий аналог), содержащего цилиндрическую силовую оболочку, выполненную из спиральных и кольцевых слоев волокнистого композиционного материала, причем в примыкающих к днищам зонах между спиральными слоями силовой оболочки размещены дополнительные кольцевые слои.

Это повышает надежность закрепления закладных элементов в полюсных отверстиях днищ, однако приведенные сравнительные эпюры показывают некоторое увеличение напряжений в цилиндрической части силовой оболочки. Кроме того, существенно увеличивается масса конструкции.

В случае создания баллона давления с полюсными отверстиями разного диаметра углы намотки армирующих волокон спиральных слоев в зонах, примыкающих к днищам, выполняют различными по соображениям технологии формирования днищ. При этом при расчете толщины цилиндрической оболочки не учитывается различная нагруженность кольцевых и спиральных слоев в зонах, примыкающих к днищам. Это приводит к утяжелению конструкции.

Задачей предлагаемого технического решения является снижение веса и стоимости материала баллона давления с полюсными отверстиями разного диаметра за счет учета особенности нагруженности концевых зон его цилиндрической оболочки и обеспечение равнопрочности конструкции.

Указанная задача решена благодаря тому, что в баллоне давления, содержащем цилиндрическую оболочку, выполненную из спиральных и кольцевых слоев волокнистого композиционного материала, и образованные спиральными слоями днища с фланцами, установленными в полюсных отверстиях, причем толщина цилиндрической оболочки по ее длине переменна, толщина цилиндрической оболочки уменьшается по ее длине в направлении днища с большим полюсным отверстием за счет уменьшения толщины кольцевых слоев.

Толщины кольцевых слоев со стороны меньшего и большего полюсных отверстий выполнены в соответствии с соотношением:

где h1 - толщина кольцевых слоев со стороны меньшего полюсного отверстия;

h2 - толщина кольцевых слоев со стороны большего полюсного отверстия;

где α1 - угол намотки спиральных слоев со стороны меньшего полюсного отверстия;

R1 - радиус меньшего полюсного отверстия;

Rц - радиус цилиндрической оболочки;

где α2 - угол намотки спиральных слоев со стороны большего полюсного отверстия;

R2 - радиус большего полюсного отверстия.

Под кольцевыми и спиральными слоями следует понимать слои с соответствующим расположением армирующих волокон композиционного материала при намотке. Под толщиной кольцевых или спиральных слоев следует понимать суммарную толщину слоев с соответствующим расположением волокон в толщине оболочки. При этом очередность расположения слоев с кольцевым и спиральным расположением армирующих волокон может быть различной. Толщина спиральных слоев не изменяется по длине цилиндрической оболочки. Изменение угла намотки спиральных слоев по длине оболочки и изменение толщины кольцевых слоев по длине оболочки выполнены равномерными.

Наличие одного из полюсных отверстий большего радиуса и выполнение угла спиральной намотки по длине цилиндрической оболочки увеличивающимся в направлении этого отверстия приводят к тому, что эти спиральные слои частично воспринимают и радиальную нагрузку. В связи с этим для обеспечения выравнивания нагруженности цилиндрической оболочки по ее длине толщина ее кольцевых слоев выполнена уменьшающейся в направлении днища с большим фланцем в сравнении с расчетной толщиной, полученной без учета разного радиуса полюсных отверстий. Этим достигается снижение массы баллона давления при обеспечении равнопрочности конструкции.

Приведенные выше соотношения толщин кольцевых слоев со стороны меньшего и со стороны большего отверстий фланцев в днищах баллона давления получены расчетным путем с учетом условия равнопрочности конструкции при соответствующем соотношении толщин кольцевых и спиральных слоев, образующих стенку цилиндрической оболочки.

Баллон давления изображен на чертежах:

на фиг.1 - общий вид баллона давления;

на фиг.2 - условная схема толщин спирального и кольцевого слоев по длине цилиндрической оболочки;

на фиг.3 - место А фиг.1.

Баллон давления с полюсными отверстиями разного размера содержит цилиндрическую силовую оболочку 1 с радиусом Rц, днище 2 с полюсным отверстием с радиусом R1 и днище 3 с полюсным отверстием R2, в которых установлены фланцы 4 и 5. Оболочка 1 и днища 2, 3 выполнены как одно целое методом намотки: оболочка 1 выполнена из спиральных и кольцевых слоев волокнистого композиционного материала, а днища 2, 3 образованы спиральными слоями композиционного материала. Угол намотки спиральных слоев (фиг.1) увеличивается от α1 со стороны днища 2 с меньшим полюсным отверстием до α2 со стороны днища с большим полюсным отверстием. Толщина Н цилиндрической оболочки 1 (фиг.2) складывается из суммарной толщины hс спиральных слоев и суммарной толщины кольцевых слоев, уменьшающейся по длине цилиндрической оболочки 1 в направлении днища 3 с большим полюсным отверстием от h1 до h2.

В качестве композиционного материала для баллона давления могут быть использованы любые из числа известных армирующих материалов: стеклянные, базальтовые, углеродные, органические и другие волокна.

Пример.

Баллон давления из стеклопластика.

Длина баллона: 3500 мм

Радиус баллона: Rц=450 мм.

Радиус полюсного отверстия R1=175 мм.

Радиус полюсного отверстия R2=275 мм.

Поскольку баллон разработан для возможного использования на вертолете с газовой топливной системой, указанная экономия веса является существенной.

Баллондавления,содержащийцилиндрическуюоболочку,выполненнуюизспиральныхикольцевыхслоевволокнистогокомпозиционногоматериала,иобразованныеспиральнымислоямиднищасфланцами,установленнымивполюсныхотверстиях,причемтолщинацилиндрическойоболочкипоеедлинепеременна,отличающийсятем,чтотолщинацилиндрическойоболочкиравномерноуменьшаетсяпоеедлиневнаправленииднищасбольшимполюснымотверстиемзасчетуменьшениятолщиныкольцевыхслоев.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 20.
20.06.2013
№216.012.4e06

Система для поиска и обнаружения мин

Изобретение относится к средствам обнаружения скрытых объектов, а именно к устройствам для обнаружения мин и взрывчатых веществ. Сущность: система состоит из мультисенсорного модуля (1), телескопического щупа (4), аэродинамического подъемного устройства (2), видеокамеры (3), блока радара (7),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485556
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.01.2014
№216.012.9b49

Хвостовой редуктор трансмиссии вертолета

Изобретение относится к конструкции зубчатой передачи хвостового редуктора трансмиссии вертолета. Хвостовой редуктор содержит установленные в картере ведущее и ведомое конические зубчатые колеса и подшипниковые опоры валов зубчатых колес. Вал рулевого винта выполнен двухопорным с хвостовым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505459
Дата охранного документа: 27.01.2014
20.02.2014
№216.012.a1be

Скоростной винтокрыл

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки. Скоростной винтокрыл содержит фюзеляж с хвостовой балкой и килем, две консоли крыла и два несущих винта, расположенных на консолях крыла и установленных с перекрытием, при этом несущие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507121
Дата охранного документа: 20.02.2014
27.06.2014
№216.012.d7f1

Хвостовой вал трансмиссии вертолета

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкции трансмиссии вертолета. Хвостовой вал содержит горизонтальную часть, соединяющую главный и промежуточный редукторы, и наклонную концевую часть, соединяющую промежуточный и хвостовой редукторы. Горизонтальная часть вала состоит по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521059
Дата охранного документа: 27.06.2014
20.07.2014
№216.012.e0e6

Промежуточный редуктор хвостовой трансмиссии вертолета

Изобретение относится к конструкции промежуточного редуктора хвостовой трансмиссии вертолета. Ведущее (4) и ведомое (5) конические зубчатые колеса выполнены заодно со своими валиками и установлены между собой с изменением направления вращения. В картере (1) каждое из зубчатых колес установлено...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523360
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.08.2014
№216.012.e8a8

Регулируемая трансмиссия винтокрылого летательного аппарата

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в винтокрылых летательных аппаратах. Регулируемая трансмиссия винтокрылого летательного аппарата содержит редуктор (1), две обгонные муфты (2) на валах от двигателей, вал (4) несущего винта, вал (5) пропульсивного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525353
Дата охранного документа: 10.08.2014
20.08.2014
№216.012.ec00

Дифференциальный нагружатель для стенда с механически-замкнутым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при обкатке или при испытании зубчатых передач. Устройство содержит станину, соосный шестеренчатый механизм, содержащий выходные валы с фланцами, предназначенные для присоединения к ветвям...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526224
Дата охранного документа: 20.08.2014
20.01.2015
№216.013.202e

Скоростной винтокрыл

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям винтокрылых летательных аппаратов. Скоростной винтокрыл содержит фюзеляж с крылом и хвостовой балкой, несущий и рулевой винты с силовой установкой и два дополнительных воздушных винта, установленных на консолях крыла и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539679
Дата охранного документа: 20.01.2015
27.01.2015
№216.013.219f

Вибрационный станок для отделочно-упрочняющей обработки деталей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для вибрационной обработки деталей свободным наполнителем методом поверхностно-пластического деформирования. Станок содержит электродвигатель, основание, стойки, вибровозбудитель и установленную на стойках виброплатформу, на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540055
Дата охранного документа: 27.01.2015
27.02.2015
№216.013.2d7b

Способ эксплуатации вертолета

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам контроля технического состояния авиационной техники. Способ эксплуатации вертолета заключается в том, что при каждом полете осуществляют контроль фактической тяги несущего винта вертолета, причем предварительно перед началом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543111
Дата охранного документа: 27.02.2015
Показаны записи 1-2 из 2.
20.02.2019
№219.016.bdf4

Способ получения крупногабаритных плакированных листов

Изобретение может быть использовано при изготовлении герметичных сварных несимметричных пакетов. После подготовки контактных поверхностей и сборки несимметричного пакета из основного металла и плакирующего слоя производят сварку пакета по его периметру. Затем проводят вакуумирование и горячую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002225781
Дата охранного документа: 20.03.2004
09.06.2019
№219.017.7743

Вертолет

Изобретение относится к компоновке вертолета, оборудованного дополнительными наружными подвесными топливными баками для увеличения запаса топлива и увеличения дальности полета. Вертолет содержит фюзеляж, основные подвесные топливные баки и дополнительные подвесные топливные баки, расположенные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002248306
Дата охранного документа: 20.03.2005
+ добавить свой РИД