×
09.06.2019
219.017.76fc

УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ СЛОЖЕННЫХ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002283469
Дата охранного документа
10.09.2006
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области вооружения. Устройство фиксации сложенных аэродинамических поверхностей летательного аппарата состоит из узла, обеспечивающего прилегание сложенных аэродинамических поверхностей к корпусу летательного аппарата, и исполнительного стопорящего механизма, соединенного с узлом, обеспечивающим прилегание сложенных аэродинамических поверхностей к корпусу летательного аппарата, с возможностью отсоединения. Узел, обеспечивающий прилегание сложенных аэродинамических поверхностей к корпусу летательного аппарата, состоит из первого элемента зацепления, расположенного на законцовке складывающейся аэродинамической поверхности, и второго элемента зацепления, одним концом соединенного с первым элементом зацепления, а другим - с исполнительным стопорящим механизмом, и выполнен в виде стопора, содержащего корпус со штуцером и подпружиненный шток, установленный в корпусе с возможностью осевого перемещения и входящий в зацепление со вторым элементом зацепления. При использовании изобретения повышается надежность работы устройства фиксации сложенных аэродинамических поверхностей летательного аппарата. 4 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к устройствам фиксации, в частности к устройствам фиксации складывающихся аэродинамических поверхностей летательных аппаратов (ЛА) в сложенном положении.

Известно устройство фиксации сложенных аэродинамических поверхностей летательного аппарата (см. патент US №3921498, 1974.24.05., НКИ 244-3.28), содержащее вилкообразный элемент, удерживающий аэродинамические поверхности летательного аппарата в сложенном положении, и стопор в виде флажка.

К недостаткам данного устройства следует отнести то, что оно не обеспечивает вибропрочность аэродинамических поверхностей в сложенном положении из-за их свободного закрепления, что приводит к сокращению срока хранения летательного аппарата. Также к недостаткам следует отнести громоздкость устройства, которая накладывает дополнительные требования к размещению летательного аппарата.

Известно также устройство фиксации складывающихся аэродинамических поверхностей летательного аппарата (см. патент US №2977880, 1959.07.04, НКИ 244-3.29), содержащее узел для обеспечения прилегания сложенных аэродинамических поверхностей к корпусу ЛА, выполненный в виде флажка, а также исполнительный стопорящий механизм, связанный с узлом, обеспечивающим прилегание сложенных аэродинамических поверхностей к корпусу ЛА, выполненный в виде перегорающей чеки. Данное устройство является наиболее близким аналогом к заявляемому предложению и выбрано в качестве прототипа.

К недостаткам прототипа следует отнести: низкую вибропрочность зафиксированных аэродинамических поверхностей, слабую управляемость летательного аппарата при старте в случае обледенения, низкую надежность срабатывания устройства при отказе двигателя в момент запуска летательного аппарата, несинхронность такого срабатывания, а также повышенную стоимость устройства в связи с его многодетальностью.

Настоящее изобретение направлено на решение следующих задач:

- повышение надежности работы устройства, особенно при работе в условиях обледенения, а также в случае возникновения нештатных ситуаций в работе двигателя ЛА;

- обеспечение синхронности раскрытия фиксируемых аэродинамических поверхностей ЛА;

- оптимизацию габаритно-массовых характеристик устройства;

- снижение воздействия вибрационных нагрузок на сложенные аэродинамические поверхности ЛА.

Поставленные задачи решаются за счет того, что в предложенном устройстве фиксации сложенных аэродинамических поверхностей ЛА, которое состоит из узла, обеспечивающего прилегание сложенных аэродинамических поверхностей к корпусу ЛА, и исполнительного стопорящего механизма, соединенного с узлом, обеспечивающим прилегание сложенных аэродинамических поверхностей к корпусу ЛА, с возможностью отсоединения, узел, обеспечивающий прилегание сложенных аэродинамических поверхностей к корпусу ЛА, состоит из первого элемента зацепления, расположенного на законцовке складывающейся аэродинамической поверхности, и второго элемента зацепления, одним концом соединенного с первым элементом зацепления, а другим - с исполнительным стопорящим механизмом, выполненным в виде стопора, содержащего корпус со штуцером и подпружиненный шток, установленный в корпусе с возможностью осевого перемещения и входящий в зацепление со вторым элементом зацепления, при этом исполнительный стопорящий механизм установлен на ЛА таким образом, чтобы направление силы действия второго элемента зацепления было близко к перпендикулярному направлению относительно срединной поверхности сложенной фиксируемой аэродинамической поверхности ЛА.

Данное конструктивное исполнение позволяет повысить вибропрочность аэродинамических поверхностей летательного аппарата в сложенном положении за счет плотного прилегания к корпусу летательного аппарата, повысить надежность стопорения и плотность компоновки летательного аппарата, обеспечить надежность срабатывания устройства в условиях возможного обледенения за счет более простой по сравнению с прототипом конструкции устройства, а также при возникновении нештатных ситуаций в работе двигателя ЛА при запуске.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где

на фиг.1 изображен общий вид ЛА сбоку со сложенными аэродинамическими поверхностями и устройством их фиксации;

на фиг.2 показано устройство фиксации сложенных аэродинамических поверхностей ЛА с первым и вторым элементами зацепления;

на фиг.3 изображены аэродинамические поверхности ЛА, вид сзади;

на фиг.4 - исполнительный стопорящий механизм со вторым элементом зацепления, сечение В-В.

На фиг.1-4 указаны позиции в следующем порядке:

1 - верхняя аэродинамическая поверхность;

2 - законцовка верхней аэродинамической поверхности;

3 - нижняя аэродинамическая поверхность;

4 - узел, обеспечивающий прилегание сложенных аэродинамических поверхностей к корпусу ЛА;

5 - исполнительный стопорящий механизм;

6 - первый элемент зацепления;

7 - второй элемент зацепления;

8, 9 - винт;

10 - регулировочная муфта;

11,12 - контргайка;

13 - петля;

14 - шток;

15 - пружина;

16 - корпус летательного аппарата;

17 - корпус исполнительного стопорящего механизма;

18 - штуцер;

19 - гаргрот.

Устройство фиксации сложенных аэродинамических поверхностей летательного аппарата состоит из узла, обеспечивающего прилегание сложенных аэродинамических поверхностей к корпусу летательного аппарата (4), и исполнительного стопорящего механизма (5). Узел, обеспечивающий прилегание сложенных аэродинамических поверхностей к корпусу летательного аппарата (4), может быть выполнен с возможностью регулирования степени прилегания, при этом он включает в себя первый элемент зацепления (6) и второй элемент зацепления (7).

Первый элемент зацепления (6) установлен на складывающейся аэродинамической поверхности, например на верхней аэродинамической поверхности (1), и может быть выполнен или в виде отдельной детали, или зацело с аэродинамической поверхностью, например, как показано на фиг.1-2, на законцовке (2) верхней аэродинамической поверхности (1).

Второй элемент зацепления (7) может быть выполнен, например, как показано на фиг.2, в виде двух винтов (8, 9), с противоположным направлением резьбы, соединенных регулировочной муфтой (10), с контргайками (11,12), при этом свободные концы винтов (8,9) переходят в петли (13). Второй элемент зацепления (7) может быть выполнен также в виде троса, резинового жгута или другой конструкции, выдерживающей заданную силу натяжения.

Первый элемент зацепления (6) и второй элемент зацепления (7) соединены между собой, при этом их соединение может быть как разъемным, так и неразъемным, в зависимости от конкретных условий. В случае необходимости выполнения неразъемного соединения первый элемент зацепления (6) может быть выполнен, например, в виде петли, а первый конец второго элемента зацепления (7), который участвует в соединении с первым элементом зацепления (6), может быть также выполнен в виде петли. В случае необходимости выполнения соединения разъемным первый элемент зацепления (6) может быть выполнен, например, в виде крюка, как показано на фиг.1 и 2.

Исполнительный стопорящий механизм (5) может быть выполнен, например как показано на фиг.4, в виде стопора с корпусом (17), в котором установлен шток (14), способный перемещаться внутри корпуса (17) вдоль оси корпуса (17), например, под воздействием рабочего тела, поступающего через штуцер (18). Шток (14) исполнительного стопорящего механизма (5) контактирует одним концом с пружиной (15), а другим концом входит в зацепление с петлей (13) второго элемента зацепления (7).

Исполнительный стопорящий механизм (5) закреплен на летательном аппарате и может быть установлен как на корпусе летательного аппарата (16), так и на гаргроте (19), как показано на фиг.1. Необходимым условием для выбора места установки исполнительного стопорящего механизма (5) является то, что направление силы действия второго элемента зацепления (7) должно быть близким к перпендикулярному направлению относительно срединной поверхности сложенной фиксируемой аэродинамической поверхности (1) летательного аппарата. Срединная поверхность - это поверхность хорд крыла - поверхность (в частном случае плоскость), содержащая все хорды крыла (см. АВИАЦИЯ: Энциклопедия./ Гл. ред. Г.П.Свищев. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 1994. - 736 с., стр.642).

Стопор исполнительного стопорящего механизма (5) может быть как пневматическим, так и гидравлическим или другого типа.

Устройство фиксации сложенных аэродинамических поверхностей летательного аппарата работает следующим образом.

После складывания аэродинамических поверхностей (1,3), например, как показано на фиг.1, первый элемент зацепления (6) соединяют с одним концом второго элемента зацепления (7), а другой конец второго элемента зацепления (7) соединяют со штоком (14) исполнительного стопорящего механизма (5). Для стопорения второго элемента зацепления (7) отводят шток (14), сжимая при этом пружину (15), заводят петлю (13) в паз корпуса стопора исполнительного стопорящего механизма (5), как показано на фиг.4, и отпускают шток (14). Под действием усилия сжатой пружины (15) шток (14) перемещается и фиксирует петлю (13) второго элемента зацепления (7). Для создания необходимой степени прилегания сложенных аэродинамических поверхностей (1, 3) к корпусу летательного аппарата заворачивают регулировочную муфту (10) второго элемента зацепления (7) моментом определенной величины в направлении уменьшения длины второго элемента зацепления (7). Для предотвращения самопроизвольного раскручивания регулировочной муфты (10) ее стопорят контргайками (11,12).

Отсоединение второго элемента зацепления (7) от исполнительного стопорящего механизма (5) происходит следующим образом. Рабочее тело через штуцер (18) подают во внутреннюю полость корпуса исполнительного стопорящего механизма (17). Под действием давления рабочего тела за счет разницы диаметров рабочих поверхностей штока (14) шток (14) перемещается, сжимая пружину (15), выходит из зацепления с петлей (13), освобождая, таким образом, второй элемент зацепления (7).

При разъемном соединении первого элемента зацепления (6) и второго элемента зацепления (7) в процессе раскладывания аэродинамических поверхностей (1, 3) под действием инерционных сил и набегающего потока второй элемент зацепления (7) отделяется от первого элемента зацепления (6) и уносится набегающим потоком.

При неразъемном соединении первого элемента зацепления (6) и второго элемента зацепления (7) после отсоединения от исполнительного стопорящего механизма (5) второго элемента зацепления (7) последний остается висеть, соединенный с первым элементом зацепления (6), на аэродинамической поверхности (7).

После сброса давления рабочего тела шток (14) исполнительного стопорящего механизма (5) под действием усилия сжатой пружины (15) возвращается в исходное положение.

Таким образом, изобретение по сравнению с прототипом позволяет повысить надежность работы устройства фиксации сложенных аэродинамических поверхностей ЛА, особенно при работе в условиях обледенения, за счет оптимального размещения его составных частей. Изобретение позволило также получить оптимальные габаритно-массовые характеристики, что улучшает компоновку ЛА и снижает его стоимость. Помимо этого, в результате снижения воздействия вибрационных нагрузок на сложенные аэродинамические поверхности ЛА стало возможным увеличить срок хранения летательного аппарата.

Устройствофиксациисложенныхаэродинамическихповерхностейлетательногоаппарата,состоящееизузла,обеспечивающегоприлеганиесложенныхаэродинамическихповерхностейккорпусулетательногоаппарата,иисполнительногостопорящегомеханизма,соединенногосузлом,обеспечивающимприлеганиесложенныхаэродинамическихповерхностейккорпусулетательногоаппарата,свозможностьюотсоединения,отличающеесятем,чтоузел,обеспечивающийприлеганиесложенныхаэродинамическихповерхностейккорпусулетательногоаппарата,состоитизпервогоэлементазацепления,расположенногоназаконцовкескладывающейсяаэродинамическойповерхности,ивторогоэлементазацепления,однимконцомсоединенногоспервымэлементомзацепления,адругим-сисполнительнымстопорящиммеханизмом,выполненнымввидестопора,содержащегокорпуссоштуцеромиподпружиненныйшток,установленныйвкорпусесвозможностьюосевогоперемещенияивходящийвзацеплениесовторымэлементомзацепления,приэтомисполнительныйстопорящиймеханизмустановленналетательномаппаратетакимобразом,чтобынаправлениесилыдействиявторогоэлементазацеплениябылоблизкокперпендикулярномунаправлениюотносительносрединнойповерхностисложеннойфиксируемойаэродинамическойповерхностилетательногоаппарата.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 36.
10.01.2013
№216.012.17cd

Способ изготовления тонкостенных несимметричных оболочек двойной кривизны с фланцем

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, а именно к изготовлению тонкостенных оболочек несимметричной формы двойной кривизны с фланцем, и находит применение в строительстве и производстве сантехники. Формоизменение листовой заготовки осуществляют методом ротационной вытяжки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471585
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.03.2013
№216.012.30eb

Унифицированный несущий модуль беспилотного летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационной техники. Унифицированный несущий модуль беспилотного летательного аппарата содержит несущий элемент, на котором установлены пары бугелей, складные консоли крыла, оснащенные средствами раскладывания и средствами фиксации в сложенном и разложенном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478061
Дата охранного документа: 27.03.2013
10.05.2013
№216.012.3e70

Компактное предохранительное устройство однократного срабатывания

Изобретение относится к области летательных аппаратов, а именно к предохранительным устройствам бортовых систем летательных аппаратов, в частности беспилотных летательных аппаратов, запускаемых с авиационных носителей. Компактное предохранительное устройство однократного срабатывания содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481551
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.05.2013
№216.012.3eed

Тепловая батарея с устройством защиты от электромагнитного излучения

Техническое решение относится к первичным химическим источникам тока одноразового действия, в частности к тепловым батареям, которые могут быть использованы для автономного питания бортовой аппаратуры летательных аппаратов. Предлагаемая тепловая батарея может быть использована в БПЛА с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481676
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.08.2013
№216.012.5df5

Компактный управляемый боеприпас

Изобретение относится к боеприпасам, в частности к тактическим управляемым ракетам, используемым в условиях жестких габаритных ограничений. Компактный управляемый боеприпас содержит корпус, рулевые поверхности и полезную нагрузку. Боеприпас выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489674
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.09.2013
№216.012.688e

Сбрасываемый головной обтекатель летательного аппарата (варианты)

Изобретение относится к области авиации и ракетной техники, а именно головным обтекателям летательных аппаратов, например, управляемых ракет. Сбрасываемый головной обтекатель выполнен в виде тела вращения обтекаемой формы, заостренного спереди и имеющего открытый торец сзади. Обтекатель состоит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492413
Дата охранного документа: 10.09.2013
27.11.2013
№216.012.8514

Малогабаритное воздухозаборное устройство летательного аппарата

Изобретение относится к области авиации, более конкретно, к малогабаритному воздухозаборному устройству для летательного аппарата. Малогабаритное воздухозаборное устройство летательного аппарата содержит лоток, утопленный в корпусе летательного аппарата, входное отверстие, расположенное с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499746
Дата охранного документа: 27.11.2013
27.11.2013
№216.012.8515

Компактное воздухозаборное устройство беспилотного летательного аппарата

Изобретение относится к области авиации и ракетостроения, а именно к воздухозаборным устройствам воздушно-реактивных двигателей. Компактное воздухозаборное устройство беспилотного летательного аппарата содержит лоток, входное отверстие, расположенное под наклоном к поперечной плоскости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499747
Дата охранного документа: 27.11.2013
27.11.2013
№216.012.85fd

Способ проверки электрического и информационного обмена ракеты

Изобретение относится к области ракетостроения, в частности к аппаратуре предстартового контроля. Способ используют для проведения проверки ракеты на контрольно-испытательной станции или на технической позиции для оперативного контроля штатной ракеты и ее модификаций, а также ее составных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499979
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.12.2013
№216.012.8e2b

Способ проверки линий связи аппаратуры носителя и устройство для его реализации

Изобретение относится к информационно-измерительным системам и предназначено для проведения автоматической проверки электрических параметров линий связи сложного изделия, например ракеты с аппаратурой носителя. Предлагаемое устройство позволяет проверять линии связи аппаратуры носителя с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502078
Дата охранного документа: 20.12.2013
Показаны записи 1-10 из 17.
27.03.2013
№216.012.30eb

Унифицированный несущий модуль беспилотного летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационной техники. Унифицированный несущий модуль беспилотного летательного аппарата содержит несущий элемент, на котором установлены пары бугелей, складные консоли крыла, оснащенные средствами раскладывания и средствами фиксации в сложенном и разложенном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478061
Дата охранного документа: 27.03.2013
10.05.2013
№216.012.3e70

Компактное предохранительное устройство однократного срабатывания

Изобретение относится к области летательных аппаратов, а именно к предохранительным устройствам бортовых систем летательных аппаратов, в частности беспилотных летательных аппаратов, запускаемых с авиационных носителей. Компактное предохранительное устройство однократного срабатывания содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481551
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.08.2013
№216.012.5df5

Компактный управляемый боеприпас

Изобретение относится к боеприпасам, в частности к тактическим управляемым ракетам, используемым в условиях жестких габаритных ограничений. Компактный управляемый боеприпас содержит корпус, рулевые поверхности и полезную нагрузку. Боеприпас выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489674
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.04.2014
№216.012.b8f8

Поворотный узел крыла компактного летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационной техники. Поворотный узел крыла летательного аппарата состоит из основания, двух консолей крыла, штифта, крепежного элемента и упорной шайбы. Между основанием и упорной шайбой установлена калибровочная шайба. Основание и упорная шайба образуют втулку,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513080
Дата охранного документа: 20.04.2014
20.07.2014
№216.012.dea9

Устройство фиксации в сложенном положении консолей крыла беспилотного летательного аппарата

Изобретение относится к области летательных аппаратов. Устройство фиксации в сложенном положении консолей крыла беспилотного летательного аппарата содержит корпус, в котором в деформированном состоянии установлена пружина сжатия, ось которой параллельна срединной плоскости консоли крыла,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522787
Дата охранного документа: 20.07.2014
27.01.2015
№216.013.20dc

Способ осциллирующей сушки зерна и устройство для его осуществления

Изобретение относится к сушке зерна и может быть использовано в сельском хозяйстве и в системе заготовок, преимущественно для установок периодического действия. Способ заключается в том, что зерно загружают в устройство для сушки, где зерно перемещают, периодически воздействуют на него...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539860
Дата охранного документа: 27.01.2015
20.04.2015
№216.013.448a

Складная рулевая поверхность авиационного средства поражения с пружинным механизмом раскладывания

Изобретение относится к авиационной и ракетной технике. Складная рулевая поверхность авиационного средства поражения с пружинным механизмом раскладывания содержит основание, выполненное из двух симметричных половин, скрепленных крепежными элементами, складную консоль и пружину растяжения,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549044
Дата охранного документа: 20.04.2015
27.03.2016
№216.014.c7b8

Способ осциллирующей сушки зерна

Изобретение относится к сушке зерна и может быть использовано в сельском хозяйстве и в системе заготовок. Способ осциллирующей сушки зерна заключается в том, что его загружают, перемещают, подвергают воздействию подогретым и неподогретым агентом сушки и разгружают. Новым является то, что...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578937
Дата охранного документа: 27.03.2016
04.04.2018
№218.016.33c0

Способ сушки семян и зерна и устройство для его осуществления

Изобретение относится к сельскому хозяйству и смежным с ним областям. Способ сушки семян и зерна заключается в том, что материал загружают, циркулируют, периодически отлеживают и воздействуют подогретым и неподогретым агентом сушки, высушивают, охлаждают и разгружают. Длительность τ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645764
Дата охранного документа: 28.02.2018
20.06.2018
№218.016.651d

Способ многократной реверсивной сушки семян и зерна

Изобретение может быть использовано в сельском хозяйстве и системе заготовок. Способ многократной реверсивной сушки семян и зерна заключается в том, что семена и зерно загружают, реверсивно продувают агентом сушки с температурой, превышающей предельно-допустимую температуру нагрева, циркулируют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658179
Дата охранного документа: 19.06.2018
+ добавить свой РИД