×
09.06.2019
219.017.76d8

Результат интеллектуальной деятельности: СДВИЖНАЯ ДВЕРЬ КАБИНЫ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002268842
Дата охранного документа
27.01.2006
Аннотация: Изобретение относится к авиационной технике и касается конструкции сдвижной двери. Сдвижная дверь содержит каркас 1 с тремя узлами навески 2 и три направляющие для подвижных элементов, шарнирно закрепленных на кронштейнах узлов навески. По крайней мере, верхняя 3 и нижняя 4 направляющие выполнены с дугообразными концами, обращенными в дверной проем, а средняя 5 направляющая установлена с внешней стороны кабины. Подвижные элементы по крайней мере верхнего и нижнего узлов навески выполнены в виде полозков, каждый из которых установлен шарнирно на вертикальной оси кронштейна и имеет боковое углубление и боковые фаски, соответствующие радиусам скругления стенок дугообразных концов направляющих. Верхняя направляющая имеет профиль, расширяющийся книзу, верхний полозок имеет ответное сечение. Кронштейн 10 верхнего узла навески имеет несущую ось верхнего полозка подвижную часть, кинематически связанную через тягу 21 с ручкой двери 20 для вертикального подпружиненного перемещения полозка при повороте ручки. Изобретение упрощает конструкцию и повышает безопасность полетов с открытой дверью. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и касается конструкции сдвижной двери кабины летчиков или грузовой кабины летательного аппарата.

Известны конструкции сдвижной двери наземного транспортного средства (Патент Англии №1114981, НКИ B 7 J, 1968; Патент Англии №2126173, МКИ B 60 J/06, 1984 или Патент ЕПВ №102053, МКИ B 60 J 5/06, 1992) с механизмами подвески двери, обеспечивающими ее скольжение вдоль кузова и расположение двери в закрытом положении заподлицо с поверхностью кабины.

Наиболее близким по конструкции аналогом является Патент ЕПВ №102053, МКИ B 60 J 5/06, 1992, в котором конструкция крепления сдвижной двери автомобиля включает три рельсовые направляющие с дугообразными концами, обращенными в дверной проем. Верхняя и нижняя направляющие установлены вверху и внизу дверного проема, а средняя направляющая установлена между ними с внешней стороны кабины в направлении сдвига двери при ее открывании. Три узла подвески двери включают кронштейны, закрепленные на каркасе, и установленные на кронштейнах каретки с одним роликом с горизонтальной осью вращения, а каретки среднего и верхнего узлов подвески имеют дополнительно по два ролика с вертикальной осью вращения. Для каждой группы роликов на фигурных в сечении рельсовых направляющих выполнены соответствующие дорожки с опорными поверхностями.

Недостатками этого и других узлов подвески двери являются сложность их конструкции и большое количество деталей, что снижает надежность и увеличивает вес устройства. Кроме того, применение сдвижных дверей на летательных аппаратах требует доработки конструкции навески с учетом специфики их эксплуатации, в частности при работе вертолета во время спасательных работ с открытой дверью.

Задачей, решаемой предлагаемым изобретением, является создание сдвижной двери кабины летательного аппарата, отличающейся уменьшенным весом и простотой конструкции узлов навески, а также обеспечивающей повышенную безопасность полетов с открытой дверью во время спасательных работ с использованием бортовой стрелы для внешней подвески груза или других работ.

Поставленная задача решена тем, что в сдвижной двери кабины летательного аппарата, содержащей каркас с тремя узлами навески, включающими кронштейны с шарнирно установленными на них подвижными элементами, и с дверной ручкой, направляющие для подвижных элементов, по крайней мере две из которых выполнены с дугообразными концами, обращенными в дверной проем, и установлены вверху и внизу дверного проема, а средняя направляющая установлена с внешней стороны кабины - подвижные элементы по крайней мере верхнего и нижнего узлов навески выполнены в виде полозков, каждый из которых установлен шарнирно на вертикальной оси, закрепленной на кронштейне, и имеет боковое углубление и боковые фаски, соответствующие радиусам скругления стенок дугообразных концов направляющих, при этом верхняя направляющая имеет профиль, расширяющийся книзу, верхний полозок имеет соответствующее ответное сечение, а кронштейн верхнего узла навески имеет подвижную часть, на которой закреплена ось верхнего полозка и которая кинематически связана с ручкой двери с возможностью вертикального подпружиненного перемещения полозка при повороте ручки.

Подвижная часть кронштейна верхнего узла навески соединена с его неподвижной частью болтами с зазором между парными проушинами подвижной части и охватывающими их парными проушинами неподвижной части кронштейна, при этом на одном из болтов между верхней проушиной подвижной части и нижней проушиной неподвижной части кронштейна установлена пружина сжатия, и подвижная часть связана с ручкой двери через тягу, соединенную с осью ручки.

Вертикальная ось для верхнего полозка выполнена со сферической головкой для исключения влияния небольших перекосов оси на работу полозка. На наклонной боковой стороне его установлена накладка из фрикционного материала для увеличения трения при фиксации верхнего узла навески. Полозок нижнего узла навески снабжен накладкой из антифрикционного материала для лучшего скольжения полозка в направляющей.

Выполнение, по крайней мере, верхнего и нижнего узлов навески двери в соответствии с изобретением обеспечивает фиксацию двери при отпускании ручки в любом открытом положении двери. Не показанный на чертеже средний узел навески двери может быть выполнен аналогично нижнему узлу или в соответствии с нашей заявкой №2004112876, когда средняя направляющая будет прямолинейной.

Выполнение подвижных деталей, по крайней мере верхнего и нижнего узлов навески, взаимодействующих с отогнутыми по концам направляющими, не в виде роликов, а в виде полозков со скругленными боковыми вырезами, обеспечивающими перемещение полозка по траектории, заданной отогнутыми концами направляющих для расположения закрытой двери заподлицо с поверхностью кабины, позволило уменьшить количество деталей узлов навески, упростить конструкцию узла и уменьшить вес двери.

Выполнение на полозках, прямоугольных в плане, на их боковых рабочих сторонах, взаимодействующих со стенками направляющих, углубления с одной стороны и фасок с другой стороны позволяет полозкам перемещаться как по прямолинейным участкам, так и в местах отгиба концевых участков направляющих.

Выполнение верхней направляющей с непараллельными боковыми стенками, а верхнего полозка - с ответным сечением, при постоянном поджатии пружиной боковых сторон полозка к стенкам направляющей, позволяет только при повороте ручки и удержании ее в этом положении открыть сдвижную дверь и обеспечивает ее надежную фиксацию в любом открытом положении при отпускании ручки. Это повышает безопасность полетов при спасательных работах и работах с бортовой стрелой, осуществляемых при открытой двери вертолета.

На фиг.1 изображена сдвижная дверь кабины на летательном аппарате в закрытом и открытом положениях на направляющих; на фиг.2 - сечение А-А фигуры 1; на фиг.2 - сечение Б-Б фигуры 1.

Сдвижная дверь кабины летательного аппарата содержит каркас 1 с тремя узлами навески 2 (фиг.1), с помощью которых сдвижная дверь установлена и перемещается по направляющим 3, 4, установленным внизу и вверху дверного проема, и по направляющей 5, закрепленной между ними с внешней стороны кабины в направлении сдвига двери. По крайней мере верхняя и нижняя направляющие 3 и 4 выполнены с дугообразными концами, обращенными в дверной проем.

На кронштейне 6 нижнего узла навески 2 (фиг.2), жестко закрепленном на каркасе 1 двери, расположена вертикальная ось 7, на которой шарнирно установлен полозок 8, предназначенный для взаимодействия с направляющей 3. Полозок 8 расположен между боковыми стенками направляющей 3 и опирается на ее нижнюю горизонтальную стенку. На опорной нижней поверхности полозка приклеена накладка 9 из антифрикционного материала.

Конструкция среднего узла навески 2 (не показана на чертеже), выполненная аналогично, также включает полозок, взаимодействующий с направляющей 5.

Кронштейн 10 верхнего узла навески 2 состоит из двух частей: неподвижной части 11, жестко закрепленной на каркасе 1, и подвижной части 12. Подвижная часть 12 кронштейна 10 установлена на неподвижной части 11 с помощью двух параллельно расположенных болтов 13 (фиг.2, 3), закрепленных в проушинах 14 неподвижной части 11, между которыми на болтах 13 на скользящей посадке расположены проушины 15 подвижной части 12 кронштейна с зазорами "a1" между соседними верхними и нижними проушинами 14 и 15 соответственно неподвижной 11 и подвижной 12 частей кронштейна 10 (при верхнем расположении полозка 17).

На подвижной части 12 кронштейна 10 на вертикальной оси 16 со сферической головкой шарнирно установлен полозок 17.

На одном из болтов 13 размещена пружина сжатия 18, которая нижним торцом опирается на нижнюю проушину 14 неподвижной части 11 кронштейна, а другим торцом - на верхнюю проушину 15 подвижной части 12 кронштейна 10.

Полозок 17 верхнего узла навески 2 показан на фиг.3 в двух положениях: пунктиром - на прямолинейном участке отогнутого дугообразного конца направляющей 4 при закрытом положении двери и сплошной линией - на участке округления отогнутого дугообразного конца направляющей 4 при положении двери вне дверного проема.

Прямоугольный при виде в плане полозок 17 со сторонами "Г" и "В" имеет с боковой стороны, обращенной к внутренней стенке дуги направляющей 4, углубление "Д", а с другой боковой стороны по краям две скругленные фаски "Е", при этом углубление и фаски выполнены по радиусам округления стенок направляющей 4.

Скругленные поверхности боковых выемок полозка 17 (как и других) являются рабочими при его скольжении на отогнутом, радиусном участке конца направляющей 4, а боковые поверхности полозка 17, соответствующие оставшимся прямолинейными в плане участкам, являются рабочими при взаимодействии полозка 17 (как и других) с направляющей 3 на прямых ее участках.

Конфигурация боковых сторон полозков всех узлов навески 2, с углублением "Д" и фасками "Е", одинакова. Однако, поскольку нижняя и средняя направляющие 3, 5 выполнены с параллельными боковыми стенками, а верхняя направляющая 4 в сечении имеет расширяющийся профиль за счет наклона ее наружной стенки, полозок 17 верхнего узла навески 2 в сечении имеет ответный расширяющийся книзу профиль. Своими боковыми сторонами полозок 17 опирается на боковые стенки направляющей 4, а на плоских участках его наклонной боковой поверхности, обращенной в сторону двери, приклеена накладка 19 из фрикционного материала. При этом полозок 17 установлен с зазором "С" между верхней горизонтальной стенкой направляющей 4.

Для опускания полозка 17 вниз (с целью получения минимального зазора между его накладкой из фрикционного материала 19 и наклонной стенкой направляющей 4), подвижная часть 12 кронштейна кинематически связана с дверной ручкой 20 с помощью тяги 21, встроенной в вертикальном пазу снизу неподвижной части 11 (фиг.2). Тяга 21 соединена с осью ручки 20 (например, через двуплечее коромысло, закрепленное на оси ручки), таким образом, что при повороте ручки 20 в любую сторону тяга 21 своим верхним отогнутым концом, установленным с зазором "а" к поверхности нижней проушины подвижной части 12, воздействует на нижнюю проушину подвижной части 12 кронштейна 10, преодолевая при этом через ее верхнюю проушину 15 сопротивление пружины сжатия 18.

Сдвижная дверь кабины вертолета работает следующим образом.

В закрытом положении двери при отпущенной ручке 20 все полозки (8, 17 и не показанный - полозок среднего узла) находятся на прямых оконечных участках дугообразных концов направляющих 3, 4 и 5. Пружина сжатия 18, опираясь торцами на верхнюю проушину 15 подвижной части 11 кронштейна и на нижнюю проушину 14 неподвижной части 11 кронштейна 10, воздействует на полозок 17 и на верхнюю направляющую 4, вызывая ответную реакцию в нижней направляющей 3 и полозке 8, и фиксирует положение двери.

При открывании двери ручку 20 поворачивают до упора в сторону среднего узла навески (фиг.1) и направления движения двери. При этом повороте тяга 21 с отогнутым концом перемещается вниз, выбирается зазор "а", преодолевается сопротивление пружины сжатия 18, подвижная часть 12 кронштейна 10 опускается в пределах зазора "a1", вместе с ней опускается ось 16 и полозок 17 на величину, обеспечивающую минимальный зазор между ним и направляющей 4 и снятие силы трения на полозке 17. Удерживая ручку 20 в повернутом положении, следует приложить к ней усилие сдвига для начала движения двери по направляющим 3, 4, 5.

При перемещении двери по направляющим 3, 4 и 5 на участках отгиба дугообразных концов полозки 8 и 17 одновременно плавно поворачиваются на параллельных осях 7 и 16 (как и полозок среднего узла навески - на своей оси) и по одинаковым траекториям движения проходят участки отгиба дугообразных концов направляющих 3, 4, 5, выводя дверь из плоскости дверного проема. Затем, при удержании ручки 20 в повернутом положении, сдвижная дверь перемещается по прямым участкам направляющих 3, 4 и 5.

При повороте ручки 20 в сторону закрытия двери тяга 21 с отогнутым концом также перемещается вниз и работа кинематической схемы повторяется. При удержании ручки 20 в повернутом положении дверь сдвигается в направлении закрытия.

При освобождении дверной ручки 20 дверь стопорится в любом открытом положении. Усилием пружины 18, дополняемым действием фрикционной накладки 19 и эффектом "сопряженных конусов" наклонных поверхностей, полозок 17 прижмется к направляющей 4. Создаваемая при этом на любом участке направляющей 4 сила трения достаточна для удержания сдвижной двери от непроизвольного перемещения при работе вертолета в полете с открытой дверью.

Конструкция узлов навески заявляемой сдвижной двери позволяет за счет уменьшения количества механических и крепежных деталей уменьшить вес двери на 2 кг. Применение сдвижной двери такой конструкции на вертолете позволяет повысить безопасность полетов при работе на вертолете с открытой дверью.

1.Сдвижнаядверькабинылетательногоаппарата,содержащаякаркасстремяузламинавески,включающимикронштейнысшарнирноустановленныминанихподвижнымиэлементами,исдвернойручкой,направляющиедляподвижныхэлементов,покрайнеймередвеизкоторыхвыполненысдугообразнымиконцами,обращеннымивдвернойпроем,иустановленывверхуивнизудверногопроема,асредняянаправляющаяустановленасвнешнейстороныкабины,отличающаясятем,чтоподвижныеэлементыпокрайнеймереверхнегоинижнегоузловнавескивыполненыввидеполозков,каждыйизкоторыхустановленшарнирнонавертикальнойоси,закрепленнойнакронштейне,иимеетбоковоеуглублениеибоковыефаски,соответствующиерадиусамскруглениястенокдугообразныхконцовнаправляющих,приэтомверхняянаправляющаяимеетпрофиль,расширяющийсякнизу,верхнийполозокимеетсоответствующееответноесечение,акронштейнверхнегоузланавескиимеетподвижнуючасть,накоторойзакрепленаосьверхнегополозкаикотораякинематическисвязанасручкойдверисвозможностьювертикальногоподпружиненногоперемещенияполозкаприповоротеручки.12.Сдвижнаядверькабинылетательногоаппаратапоп.1,отличающаясятем,чтоподвижнаячастькронштейнаверхнегоузланавескисоединенасегонеподвижнойчастьюболтамисзазороммеждупарнымипроушинамиподвижнойчастииохватывающимиихпарнымипроушинаминеподвижнойчастикронштейна,приэтомнаодномизболтовмеждуверхнейпроушинойподвижнойчастиинижнейпроушинойнеподвижнойчастикронштейнаустановленапружинасжатияиподвижнаячастьсвязанасручкойдверичерезтягу,соединеннуюсосьюручки.2
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 20.
20.06.2013
№216.012.4e06

Система для поиска и обнаружения мин

Изобретение относится к средствам обнаружения скрытых объектов, а именно к устройствам для обнаружения мин и взрывчатых веществ. Сущность: система состоит из мультисенсорного модуля (1), телескопического щупа (4), аэродинамического подъемного устройства (2), видеокамеры (3), блока радара (7),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485556
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.01.2014
№216.012.9b49

Хвостовой редуктор трансмиссии вертолета

Изобретение относится к конструкции зубчатой передачи хвостового редуктора трансмиссии вертолета. Хвостовой редуктор содержит установленные в картере ведущее и ведомое конические зубчатые колеса и подшипниковые опоры валов зубчатых колес. Вал рулевого винта выполнен двухопорным с хвостовым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505459
Дата охранного документа: 27.01.2014
20.02.2014
№216.012.a1be

Скоростной винтокрыл

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки. Скоростной винтокрыл содержит фюзеляж с хвостовой балкой и килем, две консоли крыла и два несущих винта, расположенных на консолях крыла и установленных с перекрытием, при этом несущие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507121
Дата охранного документа: 20.02.2014
27.06.2014
№216.012.d7f1

Хвостовой вал трансмиссии вертолета

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкции трансмиссии вертолета. Хвостовой вал содержит горизонтальную часть, соединяющую главный и промежуточный редукторы, и наклонную концевую часть, соединяющую промежуточный и хвостовой редукторы. Горизонтальная часть вала состоит по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521059
Дата охранного документа: 27.06.2014
20.07.2014
№216.012.e0e6

Промежуточный редуктор хвостовой трансмиссии вертолета

Изобретение относится к конструкции промежуточного редуктора хвостовой трансмиссии вертолета. Ведущее (4) и ведомое (5) конические зубчатые колеса выполнены заодно со своими валиками и установлены между собой с изменением направления вращения. В картере (1) каждое из зубчатых колес установлено...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523360
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.08.2014
№216.012.e8a8

Регулируемая трансмиссия винтокрылого летательного аппарата

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в винтокрылых летательных аппаратах. Регулируемая трансмиссия винтокрылого летательного аппарата содержит редуктор (1), две обгонные муфты (2) на валах от двигателей, вал (4) несущего винта, вал (5) пропульсивного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525353
Дата охранного документа: 10.08.2014
20.08.2014
№216.012.ec00

Дифференциальный нагружатель для стенда с механически-замкнутым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при обкатке или при испытании зубчатых передач. Устройство содержит станину, соосный шестеренчатый механизм, содержащий выходные валы с фланцами, предназначенные для присоединения к ветвям...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526224
Дата охранного документа: 20.08.2014
20.01.2015
№216.013.202e

Скоростной винтокрыл

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям винтокрылых летательных аппаратов. Скоростной винтокрыл содержит фюзеляж с крылом и хвостовой балкой, несущий и рулевой винты с силовой установкой и два дополнительных воздушных винта, установленных на консолях крыла и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539679
Дата охранного документа: 20.01.2015
27.01.2015
№216.013.219f

Вибрационный станок для отделочно-упрочняющей обработки деталей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для вибрационной обработки деталей свободным наполнителем методом поверхностно-пластического деформирования. Станок содержит электродвигатель, основание, стойки, вибровозбудитель и установленную на стойках виброплатформу, на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540055
Дата охранного документа: 27.01.2015
27.02.2015
№216.013.2d7b

Способ эксплуатации вертолета

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам контроля технического состояния авиационной техники. Способ эксплуатации вертолета заключается в том, что при каждом полете осуществляют контроль фактической тяги несущего винта вертолета, причем предварительно перед началом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543111
Дата охранного документа: 27.02.2015
Показаны записи 1-1 из 1.
09.06.2019
№219.017.77a5

Транспортный вертолет

Изобретение относится к конструкциям транспортных вертолетов с грузовой кабиной. Транспортный вертолет содержит грузовую кабину, имеющую в задней части аппарель, шарнирно закрепленную на пороге пола грузовой кабины и установленную с возможностью фиксации в горизонтальном положении для перевозки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002293685
Дата охранного документа: 20.02.2007
+ добавить свой РИД