×
07.06.2019
219.017.7555

Результат интеллектуальной деятельности: Способ сушки изоляции тяговых электродвигателей электровоза

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002690669
Дата охранного документа
05.06.2019
Аннотация: Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а более конкретно к тяговым электродвигателям электровозов. Способ сушки изоляции тяговых электродвигателей электровоза, при котором производят токовую сушку с использованием собственных технических средств электровоза, охватывает не менее одной группы тяговых двигателей, включающей тяговые двигатели одной тележки. Процесс сушки проводят под управлением микропроцессорной системы управления и диагностики с использованием схемы активного контроля сопротивления изоляции с помощью встроенных в схему измерителей сопротивления изоляции непосредственно на электровозе при его стоянке подачей напряжения от контактной сети к преобразователю собственных нужд для питания его статическим преобразователем просушиваемых тяговых двигателей каждой группы постоянным током низкого напряжения в 300 А, обмотки возбуждения и якорей которых включают в последовательные цепи. Процесс сушки осуществляется в два этапа в двух стационарных положениях с переводом нижних частей якоря и коллектора тягового электродвигателя в положение диаметрально противоположное положению на первом этапе. Технический результат заключается в эффективной токовой сушке изоляции тяговых электродвигателей собственными техническими средствами электровоза силами машиниста с эффективным целевым расходом электроэнергии. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а более конкретно к тяговым электродвигателям электровозов, и может быть применимо к другим видам электроподвижного состава.

В процессе эксплуатации электровозов в осеннее, зимнее и весеннее время происходит увлажнение изоляции тяговых электродвигателей. Это приводит к резкому снижению сопротивления, а иногда и к пробою изоляции. Причиной увлажнения изоляции является более медленный нагрев ее по отношению к окружающему воздуху. Более теплый окружающий воздух при соприкосновении с изоляцией охлаждается, при этом его влажность уменьшается и излишки водяных паров оседают на поверхности в виде росы или инея. Особенно отпотевает изоляция тяговых электродвигателей при постановке электровозов в отапливаемый цех в зимнее время. Влажная изоляция приводит к снижению сопротивления изоляции тяговых электродвигателей, что может привести в процессе эксплуатации к пробою изоляции и выходу электровоза из строя.

Известен способ профилактики тяговых электродвигателей (см. Патент РФ на изобретение №2014710, кл. Н02K 15/12, опубл. 15.06.1994, заявка №4878772/07 от 29.08.1990). При этом способе производят профилактическую сушку изоляции тяговых электродвигателей, подключая заземленные группы электродвигателей к контактной сети и производя торможение электровоза. С целью повышения эффективности процесса путем снижения времени сушки и расхода электроэнергии в качестве указанного торможения используют электродинамическое торможение, включая встречно катушки возбуждения каждой группы равного количества электродвигателей электровоза. Процесс профилактики тяговых электродвигателей производится следующим образом. Электровоз подключают к контактной сети. Обмотки возбуждения первой и второй групп тяговых электродвигателей включают так, чтобы их вращающие моменты были равны и направлены встречно. При этом движение электровоза происходит в результате нарушения равновесия моментов путем ослабления магнитного потока тяговых электродвигателей первой группы с помощью специального резистора, а направление движения электровоза определяется направлением вращающего момента второй группы тяговых электродвигателей. Процесс сушки осуществляет локомотивная бригада техническими средствами самого электровоза.

Недостатком известного способа профилактики является то, что целью способа является не полноценная сушка изоляции, а только профилактика тяговых электродвигателей. Для проведения профилактики необходимо выделять технологические окна в графике движения поездов при нахождении профилактируемого электровоза на магистральных линиях или предоставлять прямые участки тракционных путей при нахождении электровоза в депо. При этом имеются нецелевые затраты энергии на нагрев специального резистора и механические потери при движении электровоза. Также недостатком данного способа профилактики является невозможность производства сушки тяговых электродвигателей на стоянке. При наличии инея или отпотевании обмоток тяговых электродвигателей при длительном стоянии электровоза может произойти резкое снижение сопротивления и надежности изоляции обмоток тяговых электродвигателей, что может при трогании электровоза с места привести к пробою изоляции. Недостатком способа также является отсутствие схемы активного контроля сопротивления изоляции тяговых электродвигателей.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является способ сушки тяговых электродвигателей грузовых электровозов постоянного тока 2ЭС6 с коллекторными тяговыми электродвигателями (см. Патент РФ на изобретение № 2661333, кл. Н02К 15/12, опубл. 16.07.2018, заявка №2017109358 от 20.03.2017). При этом способе сушки изоляции тяговых электродвигателей электровоза производят токовую сушку с использованием собственных технических средств электровоза, включающих силовые цепи, составленные из электрических аппаратов и машин электровоза. При этом процесс сушки охватывает не менее одной группы тяговых электродвигателей, включающей электродвигатели одной тележки электровоза, и производится под управлением микропроцессорной системы управления и диагностики электровоза с использованием схемы активного контроля сопротивления изоляции групп тяговых электродвигателей с помощью встроенных в схему измерителей сопротивления изоляции непосредственно на электровозе при его стоянке подачей напряжения от контактной сети через токоприемник к преобразователю собственных нужд для питания статическим преобразователем просушиваемых тяговых электродвигателей каждой группы постоянным током низкого напряжения в (300±15) А. Обмотки возбуждения и обмотки якорей просушиваемых тяговых электродвигателей каждой группы включают групповыми переключателями в последовательные цепи, а электрические цепи защиты тяговых электродвигателей от бросков токов, параллельные к соответствующим электрическим цепям просушиваемых обмоток тяговых электродвигателей, отключают от схемы сушки изоляции обмоток тяговых электродвигателей. Причем неподвергаемые сушке группы тяговых электродвигателей отключают от питания электрическим током. При этом процесс сушки в зависимости от влажности изоляции включает до четырех циклов, в каждом из которых производится в течение 30 минут пропускание тока, затем в течение 30 секунд - вентиляция и замер сопротивления изоляции.

Недостатком известного способа сушки тяговых электродвигателей является то, что в нижней части якоря и в коллекторе тягового электродвигателя, прошедший сушку по этому способу при сильном увлажнении может не быть полного высыхания из-за проникновения паров влаги в пазы сердечника и обмотку якоря и коллектор. Это особенно характерно для тяговых электродвигателей с большой наработкой.

Техническим результатом, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, является производство эффективной токовой сушки изоляции тяговых электродвигателей собственными техническими средствами электровоза силами машиниста с эффективным целевым расходом электроэнергии.

Заявляемый технический результат достигается тем, что в известном способе сушки изоляции тяговых электродвигателей электровоза охватываются не менее одной группы тяговых электродвигателей, включающей электродвигатели одной тележки электровоза. При данном способе производят токовую сушку с использованием собственных технических средств электровоза, включающих силовые цепи, составленные из электрических аппаратов и машин электровоза, под управлением микропроцессорной системы управления и диагностики электровоза с использованием схемы активного контроля сопротивления изоляции групп тяговых электродвигателей с помощью встроенных в схему измерителей сопротивления изоляции. При этом процесс сушки производится непосредственно на электровозе при его стоянке подачей напряжения от контактной сети через токоприемник к преобразователю собственных нужд для питания статическим преобразователем просушиваемых тяговых электродвигателей каждой группы постоянным током низкого напряжения в (300±15) А, обмотки возбуждения и обмотки якорей которых включают групповыми переключателями в последовательные цепи, а электрические цепи защиты тяговых электродвигателей от бросков токов, параллельные к соответствующим электрическим цепям просушиваемых обмоток тяговых электродвигателей, отключают от схемы сушки изоляции обмоток тяговых электродвигателей. Причем неподвергаемые сушке группы тяговых электродвигателей отключают от питания электрическим током, а процесс сушки состоит из двух этапов, производимых в двух стационарных положениях электровоза. Первый этап процесса сушки в зависимости от влажности изоляции включает до трех циклов, в каждом из которых производится в течение 30 минут пропускание тока, затем в течение 30 секунд - вентиляция и замер сопротивления изоляции. Второй этап, направленный на устранение локальной остаточной влаги, которая может удержатся в пазах сердечника и обмотке нижней части якоря и в коллекторе тягового электродвигателя, включает один цикл, в котором производится пропускание тока в течение 30 минут, затем вентиляция в течение 30 секунд и контрольный замер сопротивления изоляции. Второй этап производится во втором стационарном положении, причем передислокация электровоза из первого стационарного положения во второе производится на расстояние, обеспечивающее переход нижних частей якоря и коллектора тягового электродвигателя в положение диаметрально противоположное положению на первом этапе. Расстояние передислокации должно быть L=πD/2u с предельными отклонениями ±300 мм, где

D - диаметр колеса тележки электровоза по кругу катания,

u - передаточное число зубчатой передачи колесно-моторного блока тележки электровоза.

Расстояние L соответствует половине оборота ротора тягового электродвигателя тележки электровоза.

Сущность заявляемого изобретения поясняется схемой на фиг. 1, где изображены стационарные положения электровоза в процессе сушки изоляции тяговых электродвигателей. В связи с тем, что графическое изображение фигуры заявленного изобретения плохо читаются при вертикальном расположении длинных сторон листа, целесообразно было расположить лист горизонтально, что позволило существенно укрупнить чертеж.

Предлагаемый способ сушки тяговых электродвигателей 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 и 1.5,1.6, 1.7, 1.8 секций 2.1 и 2.2, соответственно, электровоза 3 изложен ниже. Способ сушки изоляции тяговых электродвигателей 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7 и 1.8 электровоза 3 охватывает не менее одной группы тяговых электродвигателей, включающей электродвигатели тележки 4.1, и(или) 4.2, и(или) 4.3, и(или) 4.4 электровоза 3. Токовую сушку производят с использованием собственных технических средств электровоза 3, включающих силовые цепи 5, составленные из электрических аппаратов и машин электровоза 6, под управлением микропроцессорной системы управления и диагностики электровоза 7 с использованием схемы активного контроля сопротивления изоляции 8 групп тяговых электродвигателей с помощью встроенных в схему измерителей сопротивления изоляции 9 непосредственно на электровозе 3. Сушка проводится при стоянке электровоза 3 подачей напряжения от контактной сети через токоприемник 10.1 или 10.2 к преобразователю собственных нужд 11 для питания статическим преобразователем 12 просушиваемых тяговых электродвигателей каждой группы постоянным током низкого напряжения в (300±15) А, обмотки возбуждения и обмотки якорей которых включают групповыми переключателями 13 в последовательные цепи, а электрические цепи 14 защиты тяговых электродвигателей от бросков токов, параллельные к соответствующим электрическим цепям просушиваемых обмоток тяговых электродвигателей, отключают от схемы сушки изоляции обмоток тяговых электродвигателей. Причем неподвергаемые сушке группы тяговых электродвигателей отключают от питания электрическим током. Процесс сушки состоит из двух этапов, производимых в двух стационарных положениях А и Б электровоза 3, первый этап процесса сушки в зависимости от влажности изоляции включает до трех циклов, в каждом из которых производится в течение 30 минут пропускание тока, затем в течение 30 секунд - вентиляция и замер сопротивления изоляции, а второй этап, направленный на устранение локальной остаточной влаги, которая может удержатся в пазах сердечника и обмотке нижней части якоря и в коллекторе тягового электродвигателя при сильном увлажнении, включает один цикл, в котором производится пропускание тока в течение 30 минут, затем вентиляция в течение 30 секунд и контрольный замер сопротивления изоляции. Второй этап производится во втором стационарном положении Б. Причем передислокация электровоза из первого стационарного положения А во второе стационарное положение Б производится на расстояние L, обеспечивающее переход нижних частей якоря и коллектора каждого тягового электродвигателя в положение диаметрально противоположное положению на первом этапе. Необходимое расстояние для производства сушки изоляции тяговых электродвигателей электровоза на втором этапе во втором стационарном положении Б определяется по формуле L=πD/2u,

где D - диаметр колеса тележки электровоза по кругу катания,

u - передаточное число зубчатой передачи колесно-моторного блока тележки электровоза.

Для определения расстояния передислокации электровоза L производят измерение фактического диаметра колеса, например, с помощью устройства для измерения диаметра бандажа колеса (см. Авторское свидетельство на изобретение №1717936, СССР, МКИ G01В 5/08). Точность позиционирования электровоза для проведения второго этапа процесса сушки ±300 мм. Для неизношенного колеса электровоза D=1250 мм. Передаточное число зубчатой передачи колесно-моторного блока тележки электровоза 2ЭС6 u=3,44. При этом расстояние передислокации электровоза L=570 мм.

Предложенный способ сушки изоляции тяговых электродвигателей прошел опытную проверку на электровозе 2ЭС6, показал более высокую эффективность в сравнении с прототипом предложенного изобретения при одинаковых энергетических затратах и дальнейшее повышение показателей безаварийной работы электровоза. При этом нет необходимости проведения сушки тяговых электродвигателей электровоза на магистральных линиях или предоставлении прямых участков тракционных путей при нахождении электровоза в депо. Способ рекомендован к серийному внедрению на электровозах грузовых постоянного тока 2ЭС6 с коллекторными тяговыми электродвигателями.


Способ сушки изоляции тяговых электродвигателей электровоза
Способ сушки изоляции тяговых электродвигателей электровоза
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-9 из 9.
10.06.2016
№216.015.4765

Съемная секция силовой электрической магистрали секции электровоза

Изобретение относится к прокладке электрических кабелей и проводов на транспортных средствах. Съемная секция силовой электрической магистрали электровоза включает в себя кабель-канал, представляющий силовой каркас со съемными крышками-поликами и креплением и заземлением к кузову секции...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002585931
Дата охранного документа: 10.06.2016
10.08.2016
№216.015.5639

Опорный изолятор

Изобретение относится к опорным изоляторам железнодорожного транспорта. В опорном изоляторе, включающем тело изолятора с арматурой для закрепления электрического аппарата и опоры изолятора, опору изолятора, крепление опоры изолятора с телом изолятора (1), арматура (2.1, 2.2) тела изолятора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593460
Дата охранного документа: 10.08.2016
09.06.2018
№218.016.5c69

Гибкий воздуховод

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а более конкретно к гибким воздуховодам системы охлаждения тяговых электродвигателей локомотивов для подачи воздуха между кузовом и тележками локомотива. Гибкий воздуховод содержит сформированный с помощью швейных швов гибкий рукав с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655970
Дата охранного документа: 30.05.2018
09.06.2018
№218.016.5fbb

Универсальный асинхронный конвертор параллельного цифрового кода

Изобретение относится к области представления и передачи цифровых сигналов. Техническим результатом является увеличение разрядности преобразуемого кода, повышение надежности и помехозащищенности схемы. Устройство содержит N 8-разрядных цифровых регистров, буфер, счетчик, дешифратор. 1 ил.
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656824
Дата охранного документа: 06.06.2018
18.07.2018
№218.016.71df

Способ сушки изоляции тяговых электродвигателей электровоза

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а более конкретно к тяговым электродвигателям электровозов. Способ сушки изоляции тяговых электродвигателей электровоза, при котором производят токовую сушку с использованием собственных технических средств электровоза, охватывает не менее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661333
Дата охранного документа: 16.07.2018
17.10.2018
№218.016.92d7

Рельсовое транспортное средство

Изобретение относится к прокладке электрических кабелей и проводов на рельсовых транспортных средствах. Рельсовое транспортное средство содержит кабели низковольтных цепей с прокладкой их по кузову над проходом в машинном отделении в сдвоенной лотковой магистрали, закрепленной к кузову. При...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002669754
Дата охранного документа: 15.10.2018
15.11.2018
№218.016.9d97

Способ монтажа комплектного электротехнического изделия в кузов железнодорожного транспортного средства, устройство, интегрированное в комплектное электротехническое изделие, и монтажное основание для его осуществления

Группа изобретений относится к установке электротехнического изделия на локомотивах. Способ монтажа комплектного электротехнического изделия в кузов железнодорожного транспортного средства заключается в следующем. Электротехническое изделие доставляют к месту сборки, перемещают в кузов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672437
Дата охранного документа: 14.11.2018
17.01.2020
№220.017.f66c

Система безопасности высоковольтного электрооборудования электропоезда

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств. Система безопасности высоковольтного электрооборудования электропоезда включает защитные ограждения и блокировки и электромеханическую ключевую блокировку. Защитные ограждения и блокировки выполнены в виде оболочек электрических...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002711020
Дата охранного документа: 14.01.2020
03.07.2020
№220.018.2e24

Способ монтажа комплектного электротехнического изделия в вагон моторвагонного подвижного состава, устройство, интегрированное в комплектное электротехническое изделие, узел крепления и настил для его осуществления

Группа изобретений относится к установке электротехнического изделия на локомотивах. Способ монтажа комплектного электротехнического изделия в вагон моторвагонного подвижного состава, заключающийся в том, что электротехническое изделие доставляют на переднюю к дверям или проему кабины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002725115
Дата охранного документа: 29.06.2020
+ добавить свой РИД