×
24.05.2019
219.017.5fad

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КАРЬЕРА С ДВУМЯ БЛИЗКОРАСПОЛОЖЕННЫМИ РУДНЫМИ ТЕЛАМИ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002314420
Дата охранного документа
10.01.2008
Аннотация: Изобретение относится к области открытых горных работ и может быть использовано для разработки месторождений полезных ископаемых при вертикальном падении ограниченных в плане рудных тел, в частности кимберлитовых трубок. Техническим результатом является повышение эффективности и полноты выемки полезного ископаемого. Для этого способ включает на промежуточном этапе разнос бортов общего карьера, с отстройкой новых бортов, формируемых строенными уступами с параметрами, допустимыми по их устойчивости, разделенных предохранительными бермами, формирование транспортных съездов для двухполосного движения большегрузных автосамосвалов, на этапе доработки - формирование разворотной площадки и кольцевых транспортных съездов встречного направления с однополосным движением автосамосвалов, стыкующихся на разворотной площадке, с отстройкой бортов карьера в местах крутого падения рудного тела сверхвысокими уступами, транспортировку руды на фабрику, а пустой породы - во внешние отвалы. На этапе доработки карьеров дополнительно к разворотной площадке формируют перегрузочную площадку, ниже которой по породному целику между карьерами сооружают крутонаклонный съезд на глубину его заложения и разворотную площадку, отработку рудных тел производят поочередно крутонаклонными тупиковыми съездами шириной, обеспечивающей двухполосное движение гусеничных самосвалов, транспортируют руду и пустую породу первого карьера до перегрузочной площадки, руду перегружают в автосамосвалы, пустую породу складируют на борту второго карьера, а после полной отработки первого карьера пустую породу первого и второго карьеров размещают в выработанном пространстве первого карьера и по основанию породного целика проходят наклонные штольни для перепуска дренажных вод из одного карьера в другой. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 4 ил.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для разработки открытым способом месторождений полезных ископаемых при вертикальном падении ограниченных в плане рудных тел, в частности кимберлитовых трубок.

Известен способ реконструкции карьера, включающий разнос бортов карьера на промежуточном этапе с отстройкой новых бортов, формируемых строенными уступами с параметрами, допустимыми по их устойчивости, и разделенных предохранительными бермами, формирование транспортного съезда с петлевой формой трассы и устройством разворотных площадок в местах смены направления движения технологического транспорта. На этапе доработки транспортные коммуникации располагают в одной части карьерного поля, отрабатывают карьер, оставляя рудный целик, путем выемки горной массы между ним и предельным контуром борта карьера и поэтапно формируют отсыпной съезд в выработанном пространстве до примыкания к съезду на предельном контуре. После соединения транспортных съездов производят окончательное переформирование съезда по рудному целику и дорабатывают рудные целики, при этом борт карьера на высоту рудных целиков погашают без транспортных съездов, с формированием только предохранительных берм между откосами сдвоенных, строенных уступов (а.с. СССР 1710754, Е21С 41/26. Способ реконструкции карьеров. Н.Н Кузнецов и др. Заявка №4776731/03, заявлено 04.01.90, опубл. 07.02.92, Бюл. №5).

Недостатком данного способа является необходимость многократного переформирования в процессе доработки карьера до проектного дна транспортных коммуникаций, расположенных на рудном целике. Это снижает интенсивность добычных работ и увеличивает сроки доработки оставшихся запасов руды. Помимо этого размещение рудного целика вне погашаемого борта карьера (в центральной части карьерного поля) резко сужает область формирования фронта развития горных работ, а при отработке двух сближенных рудных тел с различным качеством полезного ископаемого, данное расположение рудного целика значительно затрудняет вовлечение в первоочередную добычу руды с более высоким содержанием полезного компонента, что снижает выход товарной продукции. Кроме того, данный способ не позволяет оставлять между бортами карьеров породный целик, т.е. не позволяет уменьшить объем вскрыши в контуре карьера. Учитывая непродолжительный срок стояния уступов на этапах доработки, к недостаткам данного способа относится формирование предохранительных берм, разделяющих погашенные сдвоенные, строенные уступы в придонной части на предельном контуре карьера. Для обеспечения полноты выемки высокоценной руды требуется увеличение объема вскрышных работ по разносу борта карьера для размещения этих берм. А обеспечение постоянной транспортной связи с нижними горизонтами карьера возможно только при формировании отсыпных съездов, которые заполняют значительную площадь дна карьера. Приведенные факторы ухудшают экономические показатели и уменьшают эффективность производства открытых горных работ, и, кроме того, снижают безопасность работ.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ реконструкции карьера с двумя близкорасположенными рудными телами, включающий на промежуточном этапе разнос бортов общего карьера, с отстройкой новых бортов, формируемых строенными уступами с параметрами, допустимыми по их устойчивости, разделенных предохранительными бермами, формирование транспортных съездов для двухполосного движения большегрузных автосамосвалов, на этапе доработки формирование разворотной площадки и кольцевых транспортных съездов встречного направления с однополосным движением автосамосвалов, стыкующихся на разворотной площадке, с отстройкой бортов карьера в местах крутого падения рудного тела сверхвысокими уступами, транспортировку руды на фабрику, а пустой породы - во внешние отвалы. На этапе доработки транспортные коммуникации размещают в части карьерного поля по одному из рудных тел, доработку до проектной глубины ведут с оставлением рудных целиков, поэтапно формируют отсыпной съезд в выработанном пространстве до примыкания к съезду на предельном контуре карьера и дорабатывают рудные целики послойно, за счет погашения транспортных съездов отстроенных по рудному телу (Патент РФ 2230192, Е21С 41/26. Способ реконструкции карьера с двумя близкорасположенными рудными телами, заявка №20022127530/03, заявлено 14.10.02, опубл. 10.06.04, Бюл. №16).

Недостатком данного способа является необходимость удаления всего объема вскрыши из карьера, с последующим формированием отсыпного съезда, что требует значительных затрат и времени. Для исключения перерыва в добыче руды на период сооружения отсыпного съезда необходимо производить ускоренную отработку руды в проектном контуре и ее предварительное накопление на складе руды в объемах, достаточных для снабжения фабрики рудой. Необходимость ускоренного вскрытия карьера и формирование отсыпного съезда весьма затратные мероприятия, которые приводят к большой неравномерности горных работ и увеличенной потребности в горнотранспортном оборудовании. Кроме того, доработка рудных целиков будет осуществляться в сложных условиях на ограниченной полосе разноса, а геомеханическая устойчивость борта карьера будет значительно снижена ввиду обнажений массива на большую высоту. Все это снижает эффективность производства открытых горных работ, ухудшает экономические показатели и безопасность работ.

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности и полноты выемки полезного ископаемого за счет снижения объемов вскрыши и плеча ее откатки при увеличении безопасности работ.

Поставленная цель достигается тем, что в способе реконструкции карьера с двумя близкорасположенными рудными телами, включающем на промежуточном этапе разнос бортов общего карьера, с отстройкой новых бортов, формируемых строенными уступами с параметрами, допустимыми по их устойчивости, разделенных предохранительными бермами, формирование транспортных съездов для двухполосного движения большегрузных автосамосвалов, на этапе доработки формирование разворотной площадки и кольцевых транспортных съездов встречного направления с однополосным движением автосамосвалов, стыкующихся на разворотной площадке, с отстройкой бортов карьера в местах крутого падения рудного тела уступами выпукло-ломанного профиля, транспортировку руды на фабрику, а пустой породы - во внешние отвалы, на этапе доработки дополнительно к разворотной площадке формируют перегрузочную площадку, ниже которой по породному целику между карьерами сооружают крутонаклонный съезд на глубину его заложения, и разворотную площадку, отработку рудных тел производят поочередно крутонаклонными тупиковыми съездами шириной, обеспечивающей двухполосное движение гусеничных самосвалов, транспортируют руду и пустую породу первого карьера до перегрузочной площадки, руду перегружают в автосамосвалы, пустую породу складируют на борту второго карьера, а после полной отработки второго карьера пустую породу первого и второго карьеров размещают в выработанном пространстве первого карьера и по основанию породного целика проходят наклонные штольни для перепуска дренажных вод из одного карьера в другой.

Причем крутонаклонный съезд между карьерами формируют с продольным уклоном 300-360 промилле, а нерабочий борт породного целика между карьерами формируют сверхвысокими уступами выпукло-ломаного профиля высотой 60-180 м.

Возможность на этапе доработки поочередного вскрытия рудных тел крутонаклонными тупиковыми съездами с оставлением породной перемычки обеспечивает большую устойчивость борта карьера в нижней части за счет создания упора (распора) между бортами карьера при значительном уменьшении объема вскрышных пород и существенном снижении плеча откатки. При этом отпадает необходимость сооружения отсыпного съезда, а конфигурация дна карьеров без наличия рудных целиков и содержании дна одного из карьеров в сухом состоянии позволяет повысить полноту выемки запасов и эффективность отработки месторождения.

Формирование крутонаклонного съезда между карьерами с продольным уклоном 300-360 промилле на расчетную глубину заложения, с параметрами, рассчитанными для движения гусеничных самосвалов, с формированием разворотной площадкой обеспечивает движение гусеничных самосвалов в оба карьера, что позволяет максимально использовать карьерное пространство, повысить полноту выемки полезного ископаемого и существенно снизить затраты на выемку и транспортировку вскрыши.

Нерабочий борт породного целика между карьерами формируют сверхвысокими уступами выпукло-ломаного (полигонального) профиля высотой 60-180 м. Для формирования выпукло-ломаного профиля откоса уступа производят оконтуривание его верхней части скважинами под углом 75°, пробуренными на 2/3 общей высоты уступа, а оконтуривание оставшейся 1/3 высоты его нижней части - скважинами под углом 90°, пробуренными с подошвы предпоследнего горизонта уступа.

Способ поясняется фиг.1-4.

На фиг.1-2 показано положение горных работ на конец отработки первого карьера в плане и разрез по А-А, На фиг.3-4 показано положение горных работ на конечном этапе доработки второго карьера в плане и разрез по А-А, где:

1 - первый карьер;

2 - второй карьер;

3 - кольцевые транспортные съезды встречного направления с однополосным движением большегрузных автосамосвалов;

4 - разворотная площадка, на которой стыкуются кольцевые транспортные съезды встречного направления;

5 - перегрузочная площадка;

6 - породный целик;

7 - крутонаклонный съезд между карьерами по породному целику;

8 - разворотная площадка, от которой формируют крутонаклонные тупиковые съезды;

9 - крутонаклонные тупиковые съезды для вскрытия первого и второго карьеров;

10 - гусеничный самосвал;

11 - большегрузный автосамосвал;

12 - временный отвал на свободном борту второго карьера;

13 - внутренний отвал первого и второго карьеров;

14 - наклонные водоперепускные штольни.

Пример конкретной реализации.

Месторождение тр. «Удачная» представлено двумя крутопадающими самостоятельными рудными телами 1 и 2, разделенными породной перемычкой (целиком). Отработка производится этапами по глубине общего карьера. Проектная глубина карьера принята равной 610 м.

В процессе отработки горной массы в контурах промежуточных этапов разработки месторождения по глубине борт карьера «Удачный» сформирован строенными уступами под углом наклона откосов 60-75°, разделенных предохранительными бермами необходимой ширины и транспортными съездами трассы спиральной формы с расчетным продольным уклоном и с площадками смягчения уклона трассы. Ширина съездов до глубины 400 м обеспечивает двустороннее движение большегрузного автотранспорта. Подготовка горных пород к выемке осуществляется буровзрывным способом, затем горную массу отгружают экскаваторами в автосамосвалы и транспортируют: руду - на обогатительную фабрику, пустую породу - во внешние отвалы.

Ниже глубины 400 м (на этапе доработки) вскрытие карьера осуществляют однополосными кольцевыми съездами 3, которые стыкуются на глубине 490 м с устройством разворотной площадки 4. Борта карьера формируют уступами выпукло-ломаного профиля высотой 45 м. При этом верхняя часть уступа высотой 30 м формируется под углом 75°, нижняя высотой 15 м - под углом 90°. На глубине 400 м в районе разворотной площадки 2 формируют перегрузочную площадку 5 с размерами, обеспечивающими устройство перегрузочного склада руды. Ниже перегрузочной площадки 5 по породному целику 6 поперечно дну карьера сооружают крутонаклонный двухполосный съезд 7 между карьерами с продольным уклоном 300 промилле до глубины 550 м.

Глубина заложения (Н) двухполосного съезда по породному целику определяется по формуле:

Н=(Вп.п-п.пр.п)I, м,

где Вп.п- - ширина породного целика, м;

Шп.п - ширина перегрузочной площадки, м;

Шр.п- - ширина разворотной площадки, м;

I - продольный уклон транспортного съезда, промилле.

При ширине породного целика 300 м, ширине перегрузочной площадки 50 м, ширине разворотной площадки 50 м, и продольном уклоне 300 промилле, глубина заложения двухполосного транспортного съезда по перемычке составит:

Н=(300-50-50)0.3=60 м.

Следовательно, съезд по породному целику можно завести с глубины 490 м до глубины 550 м.

На глубине 550 м устраивают разворотную площадку 8, ниже которой формируют двухполосные крутонаклонные тупиковые съезды 9 по каждому из бортов карьеров до глубины 610 м. Нерабочие борта карьеров формируют сверхвысокими уступами выпукло-ломаного профиля высотой 60 м. Верхнюю часть уступа высотой 45 м формируют под углом 75°, нижнюю высотой 15 м - под углом 90°. Глубина заведения транспортных двухполосных крутонаклонных тупиковых съездов 9 определяется по вышеприведенной формуле и составляет для карьеров 60 м, т.е. съезды по карьерам будут заведены с глубины 550 м до глубины 610 м.

Отработку рудных запасов осуществляют поочередно. Вначале производят отработку первого карьера 1 до проектной глубины, причем транспортировку горной массы до перегрузочной площадки на глубине 490 м осуществляют гусеничными самосвалами 10. Затем руду перегружают в большегрузные автосамосвалы 11 и транспортируют на обогатительную фабрику, а пустую породу складируют во временный отвал 12 на свободном борту второго карьера 2.

После полной отработки второго карьера 2 пустую породу первого и второго карьеров в объеме 4.5 млн. м3 размещают в выработанном пространстве первого карьера с пригрузом нерабочих уступов путем формирования внутреннего отвала 13. При технологических требованиях для обводненных карьеров по основанию породного целика 6 проходят наклонные штольни 14 встречного заложения для перепуска дренажных вод из одного карьера в другой, что позволяет поочередно содержать дно каждого из карьеров «сухим».

В таблице приведены данные, подтверждающие эффективность предлагаемого способа по сравнению с традиционными способами.

Таблица 1
Эффективность предлагаемого способа реконструкции карьера по сравнению с традиционными способами
Способы реконструкции карьераОбъем добычи руды, млн. тОбъем вскрыши, млн.м3Объем отсыпки вскрышными породами, млн.м3Объем транспортной работы, млн.ткмСрок отработки, лет
Традиционный12.56.05.0480.07
Предлагаемый способ12.54.5*нет165.05

Предлагаемый способ позволяет уменьшить объем вскрыши в контуре карьера на 1.5 млн.м3, которые будут законсервированы в породном целике, заскладировать вскрышу карьеров в объеме 4.5 млн. м3 во внутреннем отвале первого карьера, отказаться от сооружения отсыпного съезда и сократить объем транспортной работы на 315.0 млн.ткм, что дает экономию в сумме 2.2 млрд. руб. Кроме того, срок отработки запасов уменьшается на 2 года и появляется возможность вести доработку карьера без снижения добычи руды и обеспечить большую безопасность ведения горных работ за счет повышения устойчивости борта и возможности поочередного содержания карьеров в сухом состоянии.

1.Способреконструкциикарьерасдвумяблизкорасположеннымируднымителами,включающийнапромежуточномэтаперазносбортовобщегокарьера,сотстройкойновыхбортов,формируемыхстроеннымиуступамиспараметрами,допустимымипоихустойчивости,разделенныхпредохранительнымибермами,формированиетранспортныхсъездовдлядвухполосногодвижениябольшегрузныхавтосамосвалов,наэтапедоработкиформированиеразворотнойплощадкиикольцевыхтранспортныхсъездоввстречногонаправлениясоднополоснымдвижениемавтосамосвалов,стыкующихсянаразворотнойплощадке,сотстройкойбортовкарьеравместахкрутогопадениярудноготелауступамивыпукло-ломаногопрофиля,транспортировкурудынафабрику,апустойпороды-вовнешниеотвалы,отличающийсятем,чтонаэтапедоработкидополнительнокразворотнойплощадкеформируютперегрузочнуюплощадку,нижекоторойпопородномуцеликумеждукарьерамисооружаюткрутонаклонныйсъезднаглубинуегозаложения,иразворотнуюплощадку,отработкурудныхтелпроизводятпоочереднокрутонаклоннымитупиковымисъездами,шириной,обеспечивающейдвухполосноедвижениегусеничныхсамосвалов,транспортируютрудуипустуюпородупервогокарьерадоперегрузочнойплощадки,рудуперегружаютвавтосамосвалы,пустуюпородускладируютнабортувторогокарьера,апослеполнойотработкипервогокарьерапустуюпородупервогоивторогокарьеровразмещаютввыработанномпространствепервогокарьераипооснованиюпородногоцеликапроходятнаклонныештольнидляперепускадренажныхводизодногокарьеравдругой.12.Способпоп.1,отличающийсятем,чтокрутонаклонныйсъездмеждукарьерамиформируютспродольнымуклоном300-360промилле.23.Способпоп.1или2,отличающийсятем,чтонерабочийбортпородногоцеликамеждукарьерамиформируютсверхвысокимиуступамивыпукло-ломаногопрофилявысотой60-180м.3
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-3 из 3.
01.03.2019
№219.016.cd03

Способ комбинированной разработки месторождений полезных ископаемых

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при комбинированной отработке месторождений кимберлитовых трубок глубокими карьерами. Техническим результатом является снижение объема вскрыши в контуре карьера и снижение затрат на вскрышные работы. Для этого способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002331767
Дата охранного документа: 20.08.2008
11.03.2019
№219.016.da7d

Способ очистки алмазов

Изобретение может быть использовано для высококачественной очистки природных алмазов от поверхностных загрязнений и удаления инородных примесей. Способ включает постадийную обработку алмазов в автоклаве при повышенной температуре и давлении под воздействием микроволнового излучения: на первой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002367601
Дата охранного документа: 20.09.2009
10.04.2019
№219.017.02ac

Закладочная смесь

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при подземной разработке месторождений полезных ископаемых с закладкой выработанного пространства. Технический результат -повышение подвижности, растекаемости закладочных смесей, снижение усадки при обеспечении требуемой нормативной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002396434
Дата охранного документа: 10.08.2010
Показаны записи 1-10 из 10.
10.03.2013
№216.012.2e2d

Способ укрепления крутых откосов

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке глубоких горизонтов кимберлитовых трубок в условиях криолитозоны Севера. Способ укрепления крутых откосов включает проходку подземной выработки по периметру карьера за пределами зоны сдвижения горных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477352
Дата охранного документа: 10.03.2013
10.03.2013
№216.012.2e41

Способ укрепления уступа карьера

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано для укрепления уступа карьера. Техническим результатом является повышение эффективности и надежности укрепления локальных участков трещиноватого породного массива. Способ включает проходку подземной выработки по периметру карьера в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477372
Дата охранного документа: 10.03.2013
10.02.2015
№216.013.2442

Способ доработки карьера с двумя близкорасположенными рудными телами

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для доработки открытым способом месторождений полезных ископаемых. Техническим результатом является повышение эффективности и полноты выемки полезного ископаемого открытым способом. Способ включает сооружение кольцевых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540735
Дата охранного документа: 10.02.2015
27.05.2015
№216.013.4e61

Способ защиты уступов бортов карьеров криолитозоны от растепления

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при открытой и комбинированной разработке месторождений твердых полезных ископаемых Севера. Техническим результатом является предотвращение растепления мерзлых пород нерабочих бортов уступов карьеров. Способ включает возведение трех...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551583
Дата охранного документа: 27.05.2015
20.12.2015
№216.013.9cd7

Способ открытой разработки крутопадающих рудных тел

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для отработки ограниченных в плане крутопадающих залежей, например кимберлитовых трубок. Техническим результатом является повышение эффективности способа отработки за счет снижения капитальных и эксплуатационных затрат и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571776
Дата охранного документа: 20.12.2015
25.08.2017
№217.015.c796

Устройство для отработки откосов уступов

Изобретение относится к горной промышленности - к горным машинам с исполнительным органом ударного действия, используется для непрерывного послойного разрушения горных пород различной крепости на откосах высоких уступов при открытой разработке месторождений полезных ископаемых. Устройство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618806
Дата охранного документа: 11.05.2017
25.06.2018
№218.016.6741

Способ отвалообразования при разработке нагорных карьеров

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при открытой разработке нагорных карьеров. Техническим результатом является повышение эффективности складирования пород на склонах за счет снижения расстояния транспортирования вскрышных пород при отработке нагорных карьеров и, как...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658420
Дата охранного документа: 21.06.2018
01.03.2019
№219.016.cd03

Способ комбинированной разработки месторождений полезных ископаемых

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при комбинированной отработке месторождений кимберлитовых трубок глубокими карьерами. Техническим результатом является снижение объема вскрыши в контуре карьера и снижение затрат на вскрышные работы. Для этого способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002331767
Дата охранного документа: 20.08.2008
13.06.2019
№219.017.81b9

Способ отработки двух близкорасположенных рудных тел отдельными карьерами

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке открытым способом месторождений полезных ископаемых. Техническим результатом является снижение затрат на разработку месторождения и уменьшение вредного воздействия горных работ на окружающую природную среду....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002294433
Дата охранного документа: 27.02.2007
29.06.2019
№219.017.9f67

Способ формирования крутонаклонного транспортного съезда

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при формировании крутонаклонных транспортных съездов. Техническим результатом является повышение эффективности формирования крутонаклонного транспортного съезда. Способ включает взрывание массива пород, проходку временной наклонной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002425220
Дата охранного документа: 27.07.2011
+ добавить свой РИД