×
24.05.2019
219.017.5d81

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОНАСОСНОГО АГРЕГАТА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к машиностроительной гидравлике, конкретно к способам изготовления электронасосных агрегатов (ЭНА) для систем терморегулирования самолетов и космических аппаратов. В способе изготовления ЭНА диафрагму, разделяющую рабочие колеса, изготавливают заодно с обоймой герметично по ее внешнему периметру. Нижний и верхний жидкостные переводные каналы изготавливают путем соосной стыковки каналов отдельных деталей конструкции насоса - обоймы, втулки и корпуса ЭНА. К корпусу статора электродвигателя герметично по всему периметру приваривают сварочным швом монолитное переходное биметаллическое кольцо его титановой стороной, алюминиевой стороной кольцо герметично соединяют с корпусом ЭНА сварочным швом. После изготовления основного ЭНА его соединяют с дополнительным ЭНА, конструктивно аналогичным основному, при этом применяют шарообразный обратный клапан, который устанавливают в месте стыковки верхних переводных каналов основного и дополнительного ЭНА с выходным каналом патрубка, выполненным общим для корпусов обоих ЭНА. Изобретение направлено на повышение надежности и КПД работы ЭНА, расширение условий применения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике, конкретно - к способам изготовления электронасосных агрегатов (ЭНА) для систем терморегулирования (СТР) самолетов и космических аппаратов (КА).

Известен способ изготовления многоступенчатого ЭНА (Малюшенко В.В. Динамические насосы. Москва, Машиностроение, 1984, лист 49, рис. 124) и ЭНА (патент КЛ №2042053), включающий изготовление электродвигателя, алюминиевого корпуса насоса с входным и выходным патрубками, и с обоймой в нем, в расточке которой устанавливают втулку; на вал электродвигателя последовательно устанавливают рабочие колеса в своих полостях, разделенных диафрагмой, сопряженной по наружному периметру с обоймой. Во время работы ЭНА жидкость под напором, создаваемым вращением рабочих колес, поступает на входной патрубок, затем на первое по ходу движения жидкости рабочее колесо в его полости, в первый переводной канал, на второе рабочее колесо в его полости, во второй переводной канал, на выходной патрубок насоса; герметичное соединение корпуса электродвигателя с корпусом насоса с применением уплотнений.

Недостатки указанного способа изготовления ЭНА в том, что разделительная диафрагма выполнена по ее наружному периметру негерметично соединенной с обоймой; большая протяженность переводных каналов составлена двумя различными продольно сопряженными участками конструкций, что не обеспечивает их герметичность. Это приводит к значительным непроизводительным перетеканиям жидкости внутри насоса, циркулирующей под напором и, тем самым, снижается КПД ЭНА. Конструкция насоса значительно усложнена уплотнителями для обеспечения герметичности ЭНА, в том числе при соединении корпуса электродвигателя с корпусом насоса, что приводит к увеличению его массы, а применение уплотнителей не обеспечивает абсолютной герметичности ЭНА, что снижает его надежность. Подшипники ротора электродвигателя не обеспечиваются циркуляцией через них жидкости, что снижает надежность их работы. В виду негерметичности исполнения ЭНА, его применение возможно только в СТР КА с жидкостным теплоносителем. Таким образом, недостатками указанного способа изготовления являются пониженные надежность и КПД работы ЭНА, наличие ограничений к условиям применения.

В качестве прототипа выбран способ изготовления многоступенчатого электронасосного агрегата (патент RU №2369777), включающий изготовление электродвигателя, алюминиевого корпуса насоса с входным и выходным патрубками, и с обоймой в нем, в расточке которой устанавливают втулку; рабочие колеса на валу электродвигателя в своих полостях, разделенных диафрагмой, сопряженной по наружному периметру с обоймой.

Недостатки указанного способа изготовления ЭНА, как прототипа, аналогичны недостаткам выше указанного аналога, а именно в том, что разделительная диафрагма выполнена по наружному периметру негерметично с обоймой; большая протяженность переводных каналов составлена двумя различными продольно сопряженными отдельными деталями конструкции насоса, что не обеспечивает их герметичность. Это приводит к значительным непроизводительным перетеканиям жидкости внутри насоса, что снижает его КПД. Конструкция насоса значительно усложнена уплотнителями для обеспечения герметичности ЭНА, в том числе при соединении корпуса электродвигателя с корпусом насоса, что приводит к увеличению его массы, а применение уплотнителей не обеспечивает абсолютной герметичности ЭНА, снижает его надежность. Подшипники ротора электродвигателя не обеспечиваются циркуляцией через них жидкости, что снижает надежность их работы. В виду негерметичности исполнения ЭНА, его применение возможно только в СТР КА с жидкостным теплоносителем. Таким образом, недостатками указанного способа изготовления являются пониженные надежность и КПД работы ЭНА, наличие ограничений к условиям применения.

Задачи предложенного способа изготовления ЭНА: повышение надежности и КПД работы ЭНА, расширение условий применения.

Поставленные задачи для предложенного способа изготовления ЭНА решены за за счет использования электродвигателя с герметично разделенными корпусами ротора и статора из титана; входного и выходного патрубков, выполненных в корпусе ЭНА; обоймы, в расточке которой слева направо последовательно устанавливают втулку, левое и правое рабочие колеса, закрепленные на валу ротора электродвигателя и в своих рабочих полостях, разделенных диафрагмой; нижнего и верхнего жидкостных переводных каналов, изготовленных путем сосной стыковкой каналов отдельных деталей конструкции насоса - обоймы, втулки и корпуса ЭНА, при этом нижний переводной канал соединяет выход рабочей полости правого рабочего колеса со входом рабочей полости левого рабочего колеса, а верхний переводной канал соединяет выход рабочей полости левого рабочего колеса с выходным патрубком; диафрагму изготавливают заодно с обоймой герметично по ее внешнему периметру; сборку осуществляют в следующем порядке: к корпусу статора электродвигателя герметично по всему периметру приваривают сварочным швом монолитное переходное биметаллическое кольцо его титановой стороной; на вал ротора электродвигателя устанавливают последовательно: втулку со штифтом, левое рабочее колесо, обойму с диафрагмой и со штифтом, правое рабочее колесо; после этого данную сборку соединяют с корпусом ЭНА и герметично соединяют его сварочным швом с алюминиевой стороной монолитного переходного биметаллического кольца по всему периметру; после изготовления основного ЭНА его соединяют с дополнительным ЭНА, конструктивно аналогичным основному, при этом применяют шарообразный обратный клапан, который устанавливают в месте стыковки верхних переводных каналов основного и дополнительного ЭНА с выходным каналом патрубка, выполненным общим для корпусов обоих ЭНА, как и входной патрубок; при установке обратного клапана предварительно к нему крепят нижний конец пружины; клапан, с закрепленной на нем пружиной, продвигают снаружи через канал выходного патрубка до места стыковки его с верхними переводными каналами, при этом пружину располагают внутри выходного патрубка и верхний ее конец закрепляют в выемке, выполненной на его внутренней боковой цилиндрической поверхности. Сварку предпочтительно осуществлять с применением охлаждения свариваемых элементов посредством сопряжения поверхностей непосредственно возле сварочного шва охлаждаемыми поверхностями, например, из меди и циркуляцией через них охлаждаемой жидкости.

Предложенный способ изготовления ЭНА поясняется чертежом, на котором показан ЭНА, для изготовления которого предназначен указанный способ изготовления (Фиг. 1 - общий вид ЭНА в разрезе).

Предложенный способ изготовления электронасосного агрегата, включает: изготовление электродвигателя с герметично разделенными корпусами 1, 2 из титана, соответственно, для ротора и статора. Корпус 2 статора соединяют с алюминиевым корпусом 4 насоса по периметру его левого торца. На корпусе 4 ЭНА изготавливают входной и выходной патрубки 5, 6. В левой части корпуса 4 насоса устанавливают обойму 7, в расточке которой слева направо последовательно устанавливают втулку 8; левое и правое рабочие колеса 9, 10, закрепленные на валу 3 ротора электродвигателя и в своих рабочих полостях 11, 12, разделенных вертикальной диафрагмой 13. Изготавливают нижний и верхний жидкостные переводные каналы 14, 15, соответственно. Изготовление каждого из указанных каналов 14, 15 в целом осуществляют сосной стыковкой каналов отдельных деталей конструкции насоса: обоймы 7, втулки 8 и корпуса 4 насоса соответствующим сопряжением их поверхностей. При этом нижний канал 14 соединяет выход 16 рабочей полости 12 со входом 17 рабочей полости 11. Верхний канал 15 соединяет выход 18 полости 11 левого рабочего колеса 9 с выходным патрубком 6.

Электронасосный агрегат выполняют с зеркально зарезервированным дополнительным электронасосным агрегатом 24, конструктивно аналогичным основному ЭНА с применением вновь введенного шарообразного обратного клапана 25, который устанавливают в месте стыковки верхних переводных каналов 15, 26 (основного и дополнительного агрегатов) с выходным каналом патрубка 6, который выполняют общим для корпусов обоих электронасосных агрегатов, как и входной патрубок 5. Сами корпуса 4 ЭНА выполняют в виде единой конструкции, это позволяет конструктивно упростить устройство при решении задачи функциональной автономности работы того или иного ЭНА по обеспечению требуемой циркуляции жидкости в замкнутом контуре СТР КА, повысить его надежность, уменьшить массу агрегата.

При установке обратного клапана предварительно к нему крепят нижний конец пружины. Клапан 25, с закрепленной на нем пружиной, продвигают снаружи через канал выходного патрубка 6 до места стыковки его с верхними переводными каналами 15, 26. При этом пружину располагают внутри патрубка 6 и верхний ее конец закрепляют в выемке, выполненной на внутренней боковой цилиндрической поверхности выходного патрубка 6.

После изготовления всех составных деталей сборку ЭНА осуществляют в следующем порядке:

- к корпусу 2 статора электродвигателя герметично по всему периметру приваривают сварочным швом 20 монолитное переходное биметаллическое кольцо 19 его титановой стороной;

- завершают изготовление электродвигателя;

- на вал 3 ротора электродвигателя справа налево последовательно устанавливают: втулку 8 со штифтом 22; рабочее колесо 9; обойму 7, выполненную заодно с диафрагмой 13 по ее внешнему периметру и со штифтом 23; рабочее колесо 10. После этого данную сборку соединяют с корпусом 4 насоса и герметично соединяют его сварочным швом 21 с алюминиевой стороной монолитного переходного биметаллического кольца 19 по всему периметру.

Сварку осуществляют с применением охлаждения свариваемых элементов посредством сопряжения поверхностей непосредственно возле сварочного шва с охлаждаемыми поверхностями, например, из меди и циркуляцией через них охлаждаемой жидкости. Этим повышают надежность изготовления ЭНА за счет исключения чрезмерного перегрева статора, снижения остаточной деформации свариваемых элементов и, тем самым, обеспечивают повышения качества герметичности.

После завершения сборки основного ЭНА выполняют сборку дополнительного ЭНА 24 аналогично сборке основного.

Поставленные задачи для предложенного способа изготовления ЭНА решены за счет того, что:

1. Диафрагму 13 изготавливают заодно с обоймой 7 герметично по ее внешнему периметру. Это позволяет снизить непроизводительные перетекания жидкости внутри насоса из полости 11 рабочего колеса 9 в полость 12 рабочего колеса 10; повысить КПД ЭНА.

2. Нижний и верхний жидкостные переводные каналы 14, 15 изготовляют в виде герметичных каналов соответственно в обойме 7 и втулке 8. За счет этого обеспечено снижение непроизводительных перетеканий жидкости внутри насоса и тем самым повышение его КПД.

3. Посредством монолитного переходного биметаллического кольца 19 с титановой и алюминиевой сторонами соответственно осуществляют герметичное соединение корпуса 2 статора электродвигателя и корпуса 4 насоса по замкнутым периметрам сварочными швами 20, 21 по титану и алюминию. Это обеспечивает повышение герметичности ЭНА, его надежности, и кроме того, упрощение конструкции и снижение массы.

4. Полость корпуса 1 ротора электродвигателя выполняют сообщающейся с полостью 11 рабочего колеса 9 по жидкости через подшипники ротора. Это позволяет повысить надежность работы подшипников за счет вращения их в жидкости, и, следовательно, надежность изготовления и работы ЭНА.

5. Соосную стыковку нижнего и верхнего жидкостных переводных каналов 14, 15 из отдельных каналов соответствующих деталей осуществляют посредством штифтов 22, 23, которые предпочтительно изготавливать с большим диаметром по сравнению с диаметром указанных каналов и с их продольными осями, соосными соответствующим осям стыкуемых каналов. Это позволяет обеспечить более плотные торцевые сопряжения жидкостных переводных каналов 14, 15, снижение непроизводительных перетеканий жидкости внутри насоса. Кроме того, позволяет обеспечить фиксацию углового положения втулки 8 относительно обоймы 7 и обоймы 7 относительно корпуса 4 насоса, повышая надежность ЭНА и его КПД.

С учетом полученных улучшенных характеристик ЭНА, стало возможным расширение его применения в СТР КА, как с жидкостным теплоносителем, так и с двухфазным (газожидкостным), решая таким образом одну из поставленных задач.

Предложенный способ изготовления ЭНА в настоящее время отражен в конструкторской документации на изготовление действующего опытного образца с перспективой внедрения в производство насосов для СТР КА собственной разработки.


СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОНАСОСНОГО АГРЕГАТА
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОНАСОСНОГО АГРЕГАТА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 193.
27.06.2015
№216.013.5815

Способ защиты командно-измерительной системы космического аппарата

Изобретение относится к области автоматизированных систем управления подвижными объектами, в частности космическими аппаратами (КА), и, более конкретно, к способам защиты командно-измерительной системы космического аппарата от несанкционированного вмешательства, возможного со стороны...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554090
Дата охранного документа: 27.06.2015
27.06.2015
№216.013.5824

Способ эскплуатации никель-водородных аккумуляторных батарей системы электропитания космического аппарата, эксплуатирующегося на низкой околоземной орбите

Предлагаемое изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при эксплуатации никель-водородных аккумуляторных батарей в автономных системах электропитания космических аппаратов, эксплуатируемых на низкой околоземной орбите. Технический результат - повышение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554105
Дата охранного документа: 27.06.2015
10.08.2015
№216.013.6960

Способ коррекции орбитального движения космического аппарата

Изобретение относится к управлению движением космического аппарата (КА) с помощью реактивного двигателя коррекции (ДК). Способ включает приложение к КА тестового и корректирующего воздействий. При каждом из них определяют темпы нагрева стенки камеры сгорания ДК. По тестовым данным (тяге и темпу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558529
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.08.2015
№216.013.6961

Способ резервирования космического аппарата на геостационарной орбите

Изобретение относится к управлению движением геостационарных космических аппаратов (КА) в периоды резервирования и оперативного ввода в эксплуатацию. На этапе пассивного дрейфа КА из стартовой позиции резервирования (СПР) в рабочую орбитальную позицию (точку «стояния») минимизируют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558530
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.08.2015
№216.013.6b09

Способ мониторинговой коллокации на геостационарной орбите

Изобретение относится к управлению движением группы (кластера) космических аппаратов (КА), преимущественно геостационарных спутников Земли. Согласно способу линии узлов и линии апсид орбит мониторингового КА (МКА) и смежных КА (СКА) поддерживают ортогональными. Сумма эксцентриситетов орбит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558959
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.08.2015
№216.013.6b0a

Держатель

Изобретение относится к средствам временной фиксации различных устройств на космическом аппарате (КА), в частности панелей солнечных батарей. Держатель имеет корпус, из которого выступает стягивающий штырь (2), удерживающий элементы (4.1-4.n). Для блокировки-разблокировки оголовка штыря служат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558960
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.08.2015
№216.013.6ca4

Регулируемый узел крепления

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в разъемных соединениях. Регулируемый узел крепления содержит болты, сферические шайбы, гайки, втулки с наружной резьбой, углепластиковую площадку со стропами из арамидного волокна, накладку из металлических сплавов, три...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559370
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.08.2015
№216.013.6ca5

Способ автономной коллокации на геостационарной орбите

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для автономной коллокации на геостационарной орбите. Переводят векторы наклонения и эксцентриситета на границы разнесенных относительно друг друга областей прицеливания, измеряют параметры орбиты каждого космического аппарата...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559371
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.08.2015
№216.013.6dc7

Способ электрических проверок космического аппарата

Изобретение относится к наземным испытаниям, в т.ч. при изготовлении космических аппаратов (КА). КА содержит систему электропитания с бортовыми источниками: солнечными (СБ) и аккумуляторными (АБ) батареями, а также стабилизированным преобразователем напряжения (СПН) с зарядными и разрядными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559661
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.08.2015
№216.013.6df0

Многоканальный командный аппарат с электронной коммутацией

Изобретение относится к области электронной техники и автоматики и может быть использовано для формирования импульсов команд управления исполнительными элементами. Техническим результатом является повышение надежности устройства многоканального командного аппарата с электронной коммутацией за...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559702
Дата охранного документа: 10.08.2015
Показаны записи 1-10 из 52.
20.01.2013
№216.012.1d4a

Способ работы электропривода с трехступенчатым планетарным редуктором

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве способа работы при реализации его в трехступенчатом планетарном редукторе. Способ работы реализован в устройстве электропривода с трехступенчатым планетарным редуктором, который включает три последовательно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472992
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d4b

Электропривод с трехступенчатым планетарным редуктором

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве электропривода, например, на космическом аппарате. Электропривод с трехступенчатым планетарным редуктором содержит электродвигатель (1), редуктор с быстроходным (6), промежуточным (7) и тихоходным (8) планетарными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472993
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.02.2013
№216.012.2639

Режущий узел мясорубки

Изобретение относится к устройствам для измельчения мясопродуктов и может быть использовано на мясоперерабатывающих заводах и в быту с достижением технического результата, заключающегося в повышении режущей эффективности при взаимодействии кромок лезвий ножа с кромками отверстий решетки и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475305
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c2a

Способ имитации солнечного излучения в термобарокамере

Изобретение относится к способам имитации солнечного излучения (ИСИ) в тепловакуумной камере (ТВК) и может быть использовано при тепловакуумных испытаниях космического аппарата (КА) или его составных частей. Способ имитации заключается в создании имитирующего потока солнечной радиации от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476833
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.04.2013
№216.012.33fa

Электропривод с трехступенчатым планетарным редуктором

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в электроприводах механических систем космических аппаратов, в приводах другого назначения и в других областях техники. Электропривод с трехступенчатым планетарным редуктором содержит электродвигатель (1), редуктор с быстроходным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478849
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.33fb

Электропривод с трехступенчатым планетарным редуктором

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве электропривода, например, на космическом аппарате. Электропривод с трехступенчатым планетарным редуктором содержит электродвигатель (1), редуктор, включающий входной вал (4), предступень (5), быстроходный (6),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478850
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.33fc

Электропривод с трехступенчатым планетарным редуктором

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в электроприводах раскрытия крупногабаритных трансформируемых механических систем космических аппаратов, а также в других областях техники. Электропривод с трехступенчатым планетарным редуктором содержит электродвигатель (4),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478851
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.33fd

Способ работы трехступенчатого планетарного редуктора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве способа работы при реализации его в трехступенчатом планетарном редукторе. Способ работы трехступенчатого планетарного редуктора заключается в передаче крутящего момента от быстроходного вала к тихоходному посредством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478852
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.33fe

Способ работы электропривода с трехступенчатым планетарным редуктором

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве способа работы при реализации его в трехступенчатом планетарном редукторе. Способ работы трехступенчатого планетарного редуктора заключается в передаче крутящего момента от электродвигателя (1) к выходному валу (23)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478853
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.33ff

Способ работы электропривода с планетарным редуктором

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве способа работы при реализации его в планетарном редукторе. Способ работы электропривода с планетарным редуктором заключается в передаче крутящего момента от входного вала (4) к выходному (20) посредством последовательно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478854
Дата охранного документа: 10.04.2013
+ добавить свой РИД