×
18.05.2019
219.017.5bd7

Результат интеллектуальной деятельности: ПОДВИЖНОЕ СОЕДИНЕНИЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ВОЗДУШНО-ТЕПЛОВЫХ СИСТЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
02169877
Дата охранного документа
27.06.2001
Аннотация: Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции трубопроводов, и может быть использовано в авиационной технике для компенсации тепловых перемещений, линейных, осевых и угловых расхождений при монтаже магистральных трубопроводов отдельно собранных блоков. Содержит трубы с раструбом и наконечником на их концах, входящими один в другой с уплотнением между ними, при этом раструб и наконечник в зоне взаимного сопряжения имеют форму сферы, выполненную с эксцентриситетом относительно осей раструба и наконечника, а на сферической поверхности наконечника выполнены канавки, в которых размещены металлические уплотняющие кольца. Задачей изобретения является повышение эффективности устройства за счет компенсации несоосности, увеличения угла компенсации и применения устройства в среде высоких температур. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции трубопроводов, и может быть использовано в авиационной технике для компенсации тепловых перемещений, линейных, осевых и угловых расхождений при монтаже магистральных трубопроводов отдельно собранных блоков.

Известен осевой разгруженный компенсатор (1) для трубопроводов, содержащий концевые патрубки, соединенные между собой сильфонами через промежуточный патрубок. На патрубках закреплены опоры с шарнирами, в которых установлены рычаги. Вторые концы рычагов также посредством шарниров попарно связаны между собой, образуя шарнирные треугольники. Такая конструкция компенсатора позволит изменить длину компенсатора при тепловых расширениях, но не компенсирует несоосности отдельно собираемых агрегатов с магистральными трубопроводами.

Известно также другое шарнирное соединение труб (2), содержащее шарнирно связанный промежуточный трубчатый элемент с крайними трубчатыми элементами посредством упругих элементов на фланцах. Такая конструкция позволяет компенсировать несоосности отдельно собираемых агрегатов с трубопроводами, но не компенсирует тепловое расширение труб и длины соединяемых труб. Оба аналога имеют значительные габариты и вес.

Наиболее близким техническим решением, выбранным за прототип, является подвижное соединение трубопроводов (3), содержащее трубы с раструбом и наконечником на концах, входящими один в другой с эластичным уплотнением. Наконечник выполнен в виде двух усеченных конусов, соединенных большими основаниями. Эта конструкция позволяет компенсировать угловые и линейные расхождения отдельно собираемых агрегатов с трубопроводами и тепловые расширения трубопроводов.

Недостатками этого устройства являются:
- угол компенсации ограничен упругостью уплотнительного кольца и составляет порядка ±2o;
- не компенсируется несоосность соединяемых труб;
- уплотнительное кольцо выполнено из упругого материала (типа резина), который не работает при высоких температурах.

Задачей предлагаемого изобретения является устранение недостатков, а именно повышение эффективности устройства за счет увеличения угла компенсации, за счет компенсации несоосности и применения устройства в среде высоких температур.

Это достигается тем, что в подвижном соединении магистральных трубопроводов воздушно-тепловых систем летательного аппарата, содержащем трубы с раструбом и наконечником на их концах и входящими один в другой с уплотнением между ними, раструб и наконечник в зоне взаимного сопряжения имеют форму сферы. Сферическое сочленение позволяет соединенным трубопроводам находиться под углом друг к другу за счет поворота патрубков по сфере. В то же время сферические поверхности имеют центр, смещенный относительно осей патрубков. За счет этого эксцентриситета, проворачивая патрубки относительно друг друга, можно компенсировать несоосность соединяемых трубопроводов от 0 мм (при повороте 0o) до 2"e" мм (при повороте на 180o) плавно, например, "e" мм (при повороте на 90o).

Для соединения с магистральными трубопроводами служит стандартный фланец под хомут, конец другого трубопровода, калиброванный, вставляется в наконечник, уплотняется, как и сферическое сочленение, металлическими кольцами и позволяет трубе перемещаться по оси наконечника, компенсируя отклонения по длине и температурное расширение труб.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что отличительными признаками предлагаемого изобретения являются:
- для компенсации угловых отклонений соединяемых трубопроводов отдельных агрегатов применено сферическое сочленение вместо упругого кольца, что увеличивает углы компенсации;
- сферическое сочленение имеет эсцентриситет, что позволяет компенсировать несоосности соединяемых трубопроводов;
- для уплотнения соединений применены металлические кольца вместо углового упругого кольца, что позволяет применять устройство в среде высоких температур.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:
- на фиг. 1 показан общий вид подвижного соединения трубопроводов в продольном разрезе;
- на фиг. 2 - вид А устройства.

Подвижное соединение состоит из раструба 1, выполненного в виде патрубка, имеющего на одном конце фланец, на другом - расширение со сферической поверхностью, наконечника 2, выполненного в виде патрубка с наружной сферической поверхностью с канавкой под кольцо уплотнения 3. Раструб 1 соединяется с магистральным трубопроводом 4 стандартным фланцевым соединением с хомутом. Труба другого трубопровода 5 входит в отверстие наконечника 2 по скользящей посадке и уплотняется металлическим кольцом 6. Сферические поверхности раструба 1 и наконечника 2 выполнены с эксцентриситетом "e".

Устройство работает следующим образом. Если при монтаже отдельных блоков оси соединяемых трубопроводов пересекаются под углом, подвижное соединение сгибается на нужный угол по сферической поверхности раструба 1 и наконечника 2. При несоосности труб трубопроводов 4 и 5 раструб 1 и наконечник 2 проворачиваются относительно друг друга в плоскости, перпендикулярной осям трубопроводов 4, 5 (фиг. 2). При этом оси раструба 1 и наконечника 2, вращаясь вокруг центра сферической поверхности, за счет эксцентриситета "e" смещаются между собой на величину от 0 мм (при повороте на 0o) до 2 "e" мм (при повороте на 180o) плавно, например, на величину "e" мм (при повороте на 90o), компенсируя несоосность. При линейном расширении от номинального положения концов трубопроводов, а также при тепловом расширении трубопроводов скользящая посадка наконечника 2 и трубы 5 обеспечивает смещение трубы 5 по оси наконечника 2.

Предложенное подвижное соединение магистральных трубопроводов воздушно-тепловых систем летательных аппаратов значительно повышает эффективность устройства за счет увеличения угла компенсации, компенсации несоосности соединяемых труб и позволяет применять соединение для работ в среде высоких температур.

Источники информации
1. А.с. SU N 1519305, кл. F 16 L 51/02, бюл. N 39-40, 1993 г.

2. А.с. SU N 1613781, кл. F 16 L 23/02, бюл. N 46, 1990 г.

3. А.с. SU N 1702057, кл. F 16 L 51/02, бюл. N 48, 1989 г.

Подвижноесоединениемагистральныхтрубопроводоввоздушно-тепловыхсистемлетательногоаппарата,содержащеетрубысраструбоминаконечникомнаихконцах,входящимиодинвдругойсуплотнениеммеждуними,отличающеесятем,чтораструбинаконечниквзоневзаимногосопряженияимеютформусферы,выполненнуюсэксцентриситетомотносительноосейраструбаинаконечника,причемнасферическойповерхностинаконечникавыполненыканавки,вкоторыхразмещеныметаллическиеуплотняющиекольца.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 12.
20.02.2019
№219.016.c472

Декоративная панель интерьера самолета

Изобретение относится к авиастроению, в частности к декоративным панелям в кабинах и салонах самолета, и может быть использовано в кабинах и салонах других транспортных средств. Декоративная панель содержит окантовочный профиль скобкообразного сечения, расположенный по контуру настила. Большая...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02175621
Дата охранного документа: 10.11.2001
01.03.2019
№219.016.d07f

Способ защиты силовой установки противопожарного самолета-амфибии от попадания посторонних предметов и разрушения вихрей на входе в воздухозаборники трдд

Изобретение относится к области авиации, а именно к способам эксплуатации и защиты двухконтурных турбореактивных двигателей противопожарных самолетов-амфибий от попадания посторонних предметов. Способ защиты заключается в выдуве струй высокого давления перед воздухозаборником двухконтурного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002463216
Дата охранного документа: 10.10.2012
20.03.2019
№219.016.e47f

Самолет-амфибия с низкорасположенным крылом

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в разработке гидросамолетов и самолетов-амфибий. Самолет-амфибия имеет лодку, низкорасположенное глиссирующее крыло с положительным углом поперечного V и гидродинамическую поверхность. Задняя кромка центроплана крыла...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02231480
Дата охранного документа: 27.06.2004
10.04.2019
№219.017.0a34

Самолет-амфибия (са)

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в гидроавиации. Самолет-амфибия имеет лодку с реданами, с сужением корпуса в кормовой части и с приподнятой законцовкой до высоты, которая является предельной высотой волны для самолета. Самолет-амфибия выполнен с хвостовым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02171208
Дата охранного документа: 27.07.2001
18.05.2019
№219.017.54eb

Напольное ковровое покрытие грузопассажирской кабины

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к настилам и полам летательных аппаратов, и может использоваться при переоборудовании грузовых кабин в пассажирские, а также может быть использовано на морских и сухопутных транспортных средствах. Напольное ковровое покрытие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002290344
Дата охранного документа: 27.12.2006
18.05.2019
№219.017.5c30

Самолет-амфибия (са)

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания летательных аппаратов с глиссирующим крылом. Самолет-амфибия имеет лодку, хвостовое оперение и низкорасположенное глиссирующее крыло с положительным углом поперечного V и механизацией в виде щитков и закрылков. Размах щитков или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02151084
Дата охранного документа: 20.06.2000
09.06.2019
№219.017.803e

Способ измерения сверхмалой высоты полета самолета, преимущественно гидросамолета, над водной поверхностью и параметров морского волнения

Изобретение относится к авиационному приборостроению и предназначено для использования при создании систем автоматизированного управления параметрами полета, зависящими от его текущей высоты и параметров морского волнения, в частности для автоматической посадки (приводнения) гидросамолета на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02183010
Дата охранного документа: 27.05.2002
19.06.2019
№219.017.8595

Устройство для выдвижения закрылка

Изобретение относится к авиации, а именно к конструкциям исполнительных механизмов систем управления закрылками самолета. Устройство для выдвижения закрылка содержит неподвижно закрепленную на крыле балку 1, с которой шарнирно соединены несущий рычаг 3 и рычаг 2 привода, шатун 4, шарнирно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02214347
Дата охранного документа: 20.10.2003
19.06.2019
№219.017.860f

Комплексная система для запуска тяжелых воздушно-космических самолетов многоразового использования на околоземную орбиту, супертяжелый реактивный самолет-амфибия для нее (варианты) и способ осуществления запуска

Изобретения относятся к области авиационно-космической техники, а именно к комплексной системе для запуска тяжелых воздушно-космических самолетов многоразового использования на околоземную орбиту, к супертяжелому реактивному самолету-амфибии для комплексной системы и к способу введения в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002397922
Дата охранного документа: 27.08.2010
29.06.2019
№219.017.a1f8

Отсек кабины летательного аппарата со сборно-разборным трапом-настилом

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к оборудованию летательных аппаратов, и может быть использовано в конструкции фюзеляжей самолетов, летающих лодок и экранопланов. Согласно изобретению, отсек содержит панели фюзеляжа, пол кабины, верхний эксплуатационный и аварийные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02160210
Дата охранного документа: 10.12.2000
+ добавить свой РИД