×
18.05.2019
219.017.57cd

ЦИЛИНДРОПОРШНЕВАЯ ГРУППА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано при проектировании, производстве и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания и позволяет увеличить мощность и ресурс двигателя, уменьшить расход топлива и масла, улучшить экологические показатели двигателя. Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания включает цилиндр (1) и поршень (2), в поршневой канавке которого установлено компрессионное кольцо (3) с конусной рабочей поверхностью. Внутренняя поверхность цилиндра (1) выполнена в виде усеченного конуса с большим основанием в нижней части цилиндра и меньшим основанием в верхней части цилиндра, а рабочая поверхность компрессионного кольца (3) выполнена в виде конуса с уклоном к своему верхнему торцу, причем угол конуса рабочей поверхности кольца α меньше угла конуса цилиндра α на величину его изменения в результате термодинамических деформаций цилиндра, происходящих в процессе работы двигателя. Изобретение обеспечивает повышение эффективности поршневого уплотнения. 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано при проектировании, производстве и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания.

Известны цилиндропоршневые группы для двигателей внутреннего сгорания, в которых внутренняя поверхность цилиндра выполнена цилиндрической или овальной формы, а поршневые кольца имеют рабочую поверхность, выполненную в виде конуса или сферы (Заявка №51-38005, Япония, 1976; Заявка №58-53186, Япония, 1983; патент №2244145, RU, 2000; Заявка №2001112831, RU).

Известна цилиндропоршневая группа для двигателя внутреннего сгорания, содержащая цилиндр, внутренняя поверхность которого имеет цилиндрическую форму, поршень, в поршневой канавке которого установлены верхнее компрессионное кольцо, рабочая поверхность которого выполнена в виде конуса с уклоном к верхнему торцу кольца, и нижнее компрессионное кольцо, выполненное в виде конуса с уклоном к нижнему торцу (Заявка №58-53186, Япония, МПК, F02F 5/00, F16J 9/00, опубл. 1983), ближайшая по технической сущности к заявляемой и принятая за прототип.

Однако в известной цилиндропоршневой группе внутренняя поверхность цилиндра выполнена цилиндрической формы, которая в процессе работы двигателя за счет термодинамических изменений приобретает форму усеченного конуса с вершиной в нижней охлаждаемой части цилиндра и основанием в верхней части цилиндра, находящейся в зоне максимальных рабочих температур. В результате нагрева верхней части диаметр цилиндра увеличивается, плотность прижима рабочей поверхности компрессионного кольца уменьшается, зазор в замке кольца также увеличивается. Эффективность поршневого уплотнения ухудшается на самых ответственных участках рабочих тактов «сжатие» и «рабочий ход», увеличиваются газодинамические потери, снижается «срабатываемость» рабочего давления, падает мощность, ухудшаются технико-экономические характеристики двигателя.

При движении поршня в верхнее положение на рабочем такте «выпуск» верхнее компрессионное кольцо выполняет функцию нагаросъемного кольца. Снимая копоть и сажу со стенки цилиндра, оставшиеся после процесса сгорания на такте «рабочий ход», коническая поверхность способствует попаданию продуктов горения топливовоздушной смеси через зазор между верхним торцом кольца и верхней полкой поршневой канавки в поршневую канавку. Постепенно накапливаясь на свободных поверхностях обоих компрессионных колец и поршневой канавки, под действием высоких температур и давлений они преобразуются в нагар, а затем и кокс. Повышенное нагарообразование и коксование поршневых колец приводит к снижению их подвижности, работоспособности, а затем к заклиниванию и поломке двигателя.

При движении поршня в нижнее положение нижнее кольцо выполняет функцию маслосъемного кольца. Оно снимает масло со стенки цилиндра, оставшееся после маслосъемного кольца, при этом коническая форма нижнего кольца способствует попаданию масла в поршневую канавку, где оно встречается с высокотемпературным рабочим газом, прорвавшимся через верхний зазор, окисляется, образуя нагар и кокс. Все это способствует не только повышенному нагарообразованию, но и увеличенному расходу масла на угар.

Технический результат, на достижение которого направлено предлагаемое изобретение, заключается в повышении КПД двигателя, его мощности и ресурса, уменьшении расхода топлива и масла, улучшении его экологических показателей.

Технический результат достигается тем, что в цилиндропоршневой группе двигателя внутреннего сгорания, содержащей цилиндр и поршень, в поршневой канавке которого установлено компрессионное кольцо с рабочей поверхностью, выполненной в виде конуса, новым является то, что внутренняя поверхность цилиндра выполнена в виде усеченного конуса с большим основанием в нижней части цилиндра и меньшим основанием в верхней части цилиндра, а рабочая поверхность компрессионного кольца выполнена в виде конуса с уклоном к своему верхнему торцу, причем угол конуса рабочей поверхности кольца αк меньше угла конуса цилиндра αц на величину его изменения в результате термодинамических изменений размеров цилиндра в процессе работы двигателя.

На чертеже представлено частичное сечение цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания.

Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания содержит цилиндр 1 и поршень 2, в поршневой канавке которого установлено компрессионное кольцо 3. Внутренняя поверхность цилиндра 1 выполнена в виде усеченного конуса с большим основанием в нижней части цилиндра и меньшим основанием в верхней части цилиндра, а рабочая поверхность компрессионного кольца 3 выполнена в виде конуса с уклоном к своему верхнему торцу, причем угол конуса рабочей поверхности кольца

αк меньше угла конуса цилиндра αц на величину его изменения в результате термодинамических изменений размеров цилиндра в процессе работы двигателя.

Цилиндропоршневая группа работает следующим образом. При движении поршня 2 в верхнее положение на такте «сжатие» компрессионное кольцо 3 занимает положение в нижней мертвой точке, при котором имеет максимально допустимый зазор в замке и минимальные силы прижима рабочей поверхности к стенке цилиндра 1. На начальном этапе движения поршня 2 силы трения минимальные и минимальные механические потери, положительно влияющие на повышение КПД двигателя.

При дальнейшем движении поршня 2 увеличивается давление в цилиндре 1 соответственно увеличиваются силы прижима рабочей поверхности кольца к стенке цилиндра 1 за счет увеличения сил упругости кольца 3. Силы реакции со стороны стенки цилиндра 1 действуют на кольцо 3, сжимают его, сокращая зазор в замке до расчетного значения и минимально возможного в верхней мертвой точке. Уменьшаются газодинамические потери, повышается эффективность уплотнения между поршнем 2 и цилиндром 1, достигая максимальных значений в районе ВМТ.

При движении поршня 2 в нижнее положение на такте «рабочий ход» происходит постепенное снижение уплотнительных качеств поршневого уплотнения от максимальных до минимально возможных, так как при угле поворота коленчатого вала 30° (приблизительно на половине хода поршня) открываются выпускные окна и в известной степени уплотнение теряет свое значение. Увеличивается зазор в замке кольца, снижаются потери на трение. Это положительно сказывается на полезной работе и повышении эффективной мощности двигателя.

На рабочем такте «выпуск» дифференцирование усилий прижима кольца 3 к стенке цилиндра 1 способствует снижению потерь на трение в начальной стадии движения и более тщательному устранению копоти и нагара со стенки цилиндра 1 в заключительной стадии движения поршня 2 к ВМТ и более полному выбросу выхлопных газов из камеры сгорания.

На рабочем такте «впуск» эффективное уплотнение обеспечивает надежный забор расчетного количества свежего заряда воздуха в начальной стадии, с постепенным снижением потерь на трение в конечной стадии хода поршня 2.

Величина конусности внутренней поверхности цилиндра 1 зависит от его геометрических параметров (наружного и внутреннего диаметров, длины), физических характеристик металла, из которого он изготовлен (коэффициентов линейного и объемного расширений), и термодинамических процессов, воздействующих на него.

Кроме того, необходимо учитывать величину рабочего хода поршня 2 и максимально возможный зазор в замке компрессионного кольца 3, на который допустимо «раскрываться» кольцу 3 при положении поршня 2 в нижней мертвой точке (при пакетном расположении компрессионных колец 3 в одной поршневой канавке последний фактор не столь значителен). В зависимости от этих данных угол наклона внутренней образующей цилиндра 1 к его оси может быть от нескольких десятков минут для малолитражных двигателей и до 1,5°…3° для мощных и сверхмощных дизелей и силовых установок.

Практически можно принимать величину диаметра цилиндра 1 в нижней его части (в месте нахождения компрессионного кольца 3 при положении поршня 2 в нижней мертвой точке) больше его расчетного значения на величину максимально допустимого износа компрессионного кольца 3. Например, диаметр цилиндра двигателя КамАЗ равен 120 мм, при изготовлении цилиндра он сохраняется в его верхней части (в районе ВМТ). В нижней части цилиндра (в районе НМТ) его необходимо увеличить на 3 мм, то есть сделать его 123 мм, так как в практике допускается износ кольца более чем на 1,5 мм на сторону, при котором замок «раскрывается» на 9,42 мм. Такая величина зазора в замке кольца не скажется отрицательно на его упругих свойствах, так как максимальный зазор в замке кольца, находящемся в свободном состоянии, для компрессионного кольца двигателя КамАЗ допускается 16 мм.

В процессе работы двигателя верхняя часть цилиндра 1, находящаяся в зоне максимальных рабочих температур (порядка 2000°С), расширяется, увеличивая внутренний диаметр, в то время как его нижняя охлаждаемая часть остается практически неизменной. В результате этих термодинамических изменений размеров цилиндра 1 соответственно уменьшается его угол конуса. Следовательно, угол конуса рабочей поверхности компрессионного кольца 3 при его изготовлении должен быть скорректирован на эту величину.

Кроме того, максимальная эффективность поршневого уплотнения достигается при условии сохранения упругих свойств компрессионного кольца 3 на всех тактах рабочего цикла двигателя. То есть газодинамические силы, действующие на кольцо 3 (в основном это осевая и радиальная составляющие газодинамических сил), должны быть сбалансированы по известной зависимости. В таком случае, за счет собственных упругих сил рабочая поверхность кольца 3 будет в постоянном контакте со стенкой цилиндра 1 при движении поршня 2 как в верхнее положение, так и в нижнее положение. Равномерный контакт всей рабочей поверхности кольца 3 со стенкой цилиндра 1 обеспечивает не только качественное уплотнение, но и наименьшие удельные силы трения, и соответственно наименьшие потери на трение, наименьший износ гильзы цилиндра и поршневых колец, повышая КПД и ресурс двигателя.

При движении поршня 2 в верхнее положение на такте «сжатие» силы реакции со стороны стенки цилиндра 1 сжимают кольцо 3, противодействуя расчетной величине собственной силы упругости и минимально необходимой радиальной составляющей газодинамической силы.

Использование цилиндров с заданной «обратной» конусностью дифференцирует работу уплотнения между поршнем и цилиндром по ходу поршня в верхнее и нижнее положения в каждом такте рабочего цикла двигателя в зависимости от давления над поршнем. Чем больше давление в цилиндре, тем плотнее прижата рабочая поверхность компрессионного кольца к стенке цилиндра, тем меньше становится зазор в замке компрессионного кольца, тем меньше происходит газодинамических потерь.

Реализация такой конструкции позволит существенно повысить эффективность уплотнения между поршнем 2 и цилиндром 1, уменьшить механические потери на трение, увеличить КПД и ресурс цилиндропоршневой группы и самого двигателя.

Предлагаемую конструкцию цилиндропоршневой группы ДВС можно использовать не только при проектировании и изготовлении новых двигателей, но и в процессе капитального ремонта двигателя.

Цилиндропоршневая группа ДВС достаточно проста по конструкции, технологична в изготовлении и эксплуатации, позволит значительно повысить эффективность уплотнения между поршнем и цилиндром, уменьшить механические, газодинамические и теплофизические потери, увеличить КПД двигателя, его мощность и ресурс, сократить расход топлива и масла, улучшить экологические характеристики двигателя.

Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, содержащая цилиндр и поршень, в поршневой канавке которого установлено компрессионное кольцо с конусной рабочей поверхностью, отличающаяся тем, что внутренняя поверхность цилиндра выполнена в виде усеченного конуса с большим основанием в нижней части цилиндра и с меньшим основанием в верхней части цилиндра, а рабочая поверхность компрессионного кольца выполнена в виде конуса с уклоном к своему верхнему торцу, причем угол конуса рабочей поверхности кольца α меньше угла конуса цилиндра α на величину его изменения в результате термодинамических изменений размеров цилиндра в процессе работы двигателя.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-7 из 7.
10.05.2013
№216.012.3ed0

Способ получения световозвращающего покрытия в электростатическом поле и устройство для нанесения микросферических световозвращающих частиц в электростатическом поле

Изобретение относится к области световозвращающих материалов, используемых для изготовления информационных знаков, и касается способа получения световозвращающего покрытия в электростатическом поле и устройства для нанесения микросферических световозвращающих частиц в электростатическом поле....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481647
Дата охранного документа: 10.05.2013
01.03.2019
№219.016.cd7f

Устройство для очистки внутренней поверхности труб от отложений

Изобретение относится к области очистки внутренней поверхности труб от консервирующей смазки, коррозии, парафина, различных отложений, старых лакокрасочных покрытий в различных отраслях промышленности - нефтехимической, газовой, пищевой и т.д., и позволяет уменьшить поперечные габариты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002363569
Дата охранного документа: 10.08.2009
17.04.2019
№219.017.15ac

Система подачи криогенного топлива в энергетическую установку

Изобретение относится к машиностроению, в частности к криогенным топливным системам энергетических установок. Теплообменник-газификатор (2) частично газифицирует топливо при постоянном давлении. Адиабатное парогенерирующее устройство - дроссель либо сопло Лаваля (3) - снижает давление и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002347934
Дата охранного документа: 27.02.2009
19.04.2019
№219.017.2fa3

Поршневое уплотнение для двигателя внутреннего сгорания (варианты)

Изобретение относится к двигателестроению. Поршневое уплотнение включает расположенные в одной поршневой канавке (3) ступенчатое упругое разрезное кольцо (4), под ним последовательно установлены верхнее (6), промежуточное (7) и нижнее (8) компрессионные кольца. На дне поршневой канавки (3)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002372507
Дата охранного документа: 10.11.2009
19.04.2019
№219.017.3250

Теплообменник-реактор

Изобретение относится к теплообменному и реакторному оборудованию и может быть использовано в энергетической, химической, нефтехимической отраслях промышленности. Теплообменник-реактор содержит корпус в виде усеченного конуса с вогнутой в направлении к его вертикальной оси поверхностью с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002451889
Дата охранного документа: 27.05.2012
09.06.2019
№219.017.7e05

Устройство для термоабразивной очистки внутренней поверхности труб от отложений (варианты)

Изобретение относится к области очистки внутренней поверхности труб. Устройство содержит газогенератор, эжектор, топливную форсунку и свечу зажигания. В корпусе газогенератора с зазором относительно его стенок установлены камера сгорания с отверстиями для подвода воздуха и сопло газогенератора....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002451592
Дата охранного документа: 27.05.2012
13.07.2019
№219.017.b3f4

Автоматизированная информационно-аналитическая интерактивная обучающая система полипрофессиональной проектной подготовки специалистов

Изобретение относится к автоматизированным средствам обучения. Автономные функциональные модули соединены между собой коммуникационными связями и своими информационными входами и выходами - управляющий модуль (1) предприятия-работодателя, обучающий модуль (2) вуза и модуль (3) учебно-проектного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002404456
Дата охранного документа: 20.11.2010
Показаны записи 1-10 из 41.
20.05.2013
№216.012.4172

Вакуумная гидроустановка

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано на любой равнинной местности, где имеется водоем или резервуар с водой. Вакуумная гидроустановка содержит герметичную камеру 25, в которой создается давление ниже атмосферного, куда доставляется вода. В герметичной камере 25...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482324
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.41cb

Способ предотвращения образования и роста углеродистых отложений на стенках теплообменных каналов

Изобретение относится к области энергетики, в частности к способам предотвращения отложений на стенках теплообменных каналов, и может быть применено в энергоустановках многоразового использования на жидких углеводородных горючих. Технический результат заключается в предотвращении отложений на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482413
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.11.2013
№216.012.85af

Маслосъемное поршневое устройство двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению. В поршневой канавке (7) установлены верхнее скребковое кольцо (3) и нижнее скребковое кольцо (6), между которыми расположено расширительное кольцо (4) с радиальными пазами (5), сообщающими полость, расположенную между стенкой цилиндра (1) и поверхностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499901
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.01.2014
№216.012.9782

Кондиционер транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к установкам искусственного климата, а именно к кондиционерам, обеспечивающим регулирование микроклимата в салонах транспортных средств. Кондиционер содержит конденсатор, смеситель, теплообменники, насос, ресивер,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504485
Дата охранного документа: 20.01.2014
20.01.2014
№216.012.98e8

Способ определения конфигурации распространения силовых линий электростатических полей в жидких углеводородных средах

Изобретение относится к области исследования электростатических полей в различных средах и условиях, преимущественно в области жидких углеводородных горючих в условиях их естественной конвекции. Устанавливают отдающий и принимающий электроды. Между электродами фиксировано устанавливают на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504843
Дата охранного документа: 20.01.2014
10.04.2014
№216.012.b412

Теплообменник-реактор

Изобретение относится к области теплотехники и может быть использовано в энергетике, нефтехимической и других отраслях промышленности, в частности в процессах, протекающих с большими тепловыми эффектами. Теплообменник-реактор содержит корпус (1) в форме усеченного конуса с днищами (2) и (3),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511815
Дата охранного документа: 10.04.2014
20.05.2014
№216.012.c58f

Способ изготовления конусообразных труб для теплообменных аппаратов и устройство для его осуществления

Изобретение относится к энергетическому и химическому машиностроению, в частности к производству труб с переменными диаметрами по длине и может быть использовано в производстве конусообразных теплообменных аппаратов. Гибку и последующую формовку ведут последовательным воздействием на развертку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516334
Дата охранного документа: 20.05.2014
27.05.2014
№216.012.c820

Кожухотрубный теплообменник

Изобретение относится к теплоэнергетической, химической и нефтехимической промышленности и предназначено для использования в многотоннажных промышленных установках. В кожухотрубном теплообменнике, содержащем корпус с днищами, трубный пучок, закрытый с двух сторон трубными решетками,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516998
Дата охранного документа: 27.05.2014
10.12.2014
№216.013.0d57

Способ раздачи природного газа с одновременной выработкой сжиженного газа при транспортировании потребителю из магистрального трубопровода высокого давления в трубопровод низкого давления

Способ предназначен для раздачи природного газа потребителям газа низкого давления с получением сжиженного газа. Способ заключается в отводе потока газа из магистрального трубопровода высокого давления, расширении его в многоступенчатой турбине с получением в ней механической энергии,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534832
Дата охранного документа: 10.12.2014
10.12.2014
№216.013.1001

Маслосъемное поршневое устройство двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, а конкретно к проектированию, производству и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания. В поршневой канавке установлены верхнее трапециевидное маслосъемное кольцо трапециевидный расширитель и нижнее трапециевидное маслосъемное кольцо, на верхнем торце...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535514
Дата охранного документа: 10.12.2014
+ добавить свой РИД