×
18.05.2019
219.017.5636

СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области энергоснабжения космических аппаратов. Система содержит солнечную и аккумуляторную батареи, а также блоки автоматики, контроля и выравнивания аккумуляторов. Блок автоматики обеспечивает совместную работу батарей на бортовую нагрузку. Блок контроля и выравнивания проводит поэлементный контроль напряжений и температуры в аккумуляторной батарее и нивелирование разбаланса напряжений аккумуляторов. Последнее осуществляется путем подзаряда отдельных аккумуляторов по заданному алгоритму, выполняемому бортовой ЭВМ или микропроцессором, входящим в состав данного блока. Конструктивно этот блок может входить в состав как аккумуляторной батареи, так и блока автоматики. Источник подзарядного напряжения может находиться в одном из указанных блоков. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности работы и увеличение срока службы аккумуляторных батарей, работающих в составе системы электропитания космического аппарата. 9 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при создании системы электропитания космического аппарата.

Наиболее близким к данному изобретению является система электропитания космического аппарата, включающая солнечную батарею, никель-водородные аккумуляторные батареи с установленными на ней датчиками, чувствителенными к изменению электрической емкости батареи, комплекс автоматики и стабилизации напряжения, обеспечивающий контроль основных параметров и совместную работу солнечной батареи и аккумуляторной батареи на бортовую нагрузку, а также заряд аккумуляторных батарей от солнечной батареи, бортовой комплекс управления с бортовой электронной вычислительной машиной (ЭВМ), имеющей программу, корректирующую режим работы космического аппарата в зависимости от глубины разряда аккумуляторных батарей [Патент РФ №2164881].

Недостатком известной системы электропитания космического аппарата является отсутствие поэлементного контроля напряжения и температуры аккумуляторов, а также аппаратных средств, позволяющих нивелировать разбаланс степени заряженности (напряжений) аккумуляторов в батарее, который имеет место из-за разных токов саморазряда входящих в состав батареи единичных аккумуляторов. В зависимости от алгоритма работы блока автоматики это приводит или к снижению фактической энергоемкости аккумуляторной батареи, или снижению срока ее службы вследствие перезаряда или переразряда отдельных единичных аккумуляторов.

Задачей изобретения является повышение эффективности работы и срока службы аккумуляторных батарей, работающих в составе системы электропитания космического аппарата.

Указанный технический результат достигается тем, что:

В систему электропитания космического аппарата, содержащую солнечную батарею, хотя бы одну аккумуляторную батарею, блок автоматики, обеспечивающий контроль основных параметров и совместную работу солнечной батареи и аккумуляторной батареи на бортовую нагрузку, а также заряд аккумуляторной батареи от солнечной батареи, бортовой комплекс управления с бортовой электронной вычислительной машиной (ЭВМ), управляющий работой системы электропитания, вводится блок контроля и выравнивания аккумуляторов, обеспечивающий поэлементный контроль напряжений в аккумуляторной батарее и нивелирование разбаланса напряжений путем индивидуального подзаряда единичных аккумуляторов или модулей из нескольких единичных аккумуляторов.

В системе электропитания космического аппарата необходимое для подзаряда напряжение формируется непосредственно в блоке контроля и выравнивания аккумуляторов.

В системе электропитания космического аппарата необходимое для подзаряда напряжение формируется блоком автоматики, а блок контроля и выравнивания аккумуляторов обеспечивает только его подключение к нужным аккумуляторам в батарее.

В системе электропитания космического аппарата определение требующего подзаряда единичного аккумулятора или модуля из нескольких единичных аккумуляторов осуществляется микропроцессором, расположенным в блоке контроля и выравнивания аккумуляторов.

В системе электропитания космического аппарата определение требующего подзаряда единичного аккумулятора или модуля из нескольких единичных аккумуляторов осуществляется бортовой ЭВМ.

В системе электропитания космического аппарата блок контроля и выравнивания аккумуляторов конструктивно входит в состав аккумуляторной батареи.

В системе электропитания космического аппарата блок контроля и выравнивания аккумуляторов конструктивно входит в состав блока автоматики.

В системе электропитания космического аппарата блок контроля и выравнивания аккумуляторов контролирует температуру аккумуляторов в батарее.

В системе электропитания космического аппарата алгоритм подзаряда аккумуляторов учитывает их температуру.

В системе электропитания космического аппарата в качестве аккумуляторной батареи используется литий-ионная батарея.

Примеры конкретного выполнения

Пример 1

Система электропитания космического аппарата выполнена в соответствии со структурной электрической схемой, приведенной на фиг.1. Она представляет собой солнечную батарею 1 и аккумуляторную батарею 2, которые силовыми и информационными шинами подключены к блоку автоматики 3, который силовой шиной связан с бортовой нагрузкой 4. Также блок автоматики 3 через шину питания и шину подзаряда соединен с блоком контроля и выравнивания аккумуляторов (БКВА) 5. В свою очередь БКВА 5 подключен информационно-управляющей шиной к бортовой электронной вычислительной машине (БЭВМ) 6, входящей в бортовой комплекс управления космического аппарата.

Алгоритм работы системы электропитания космического аппарата

Солнечная батарея 1 вырабатывает электрическую энергию, которая преобразуется в блоке автоматики 3 и по силовой шине поступает в бортовую нагрузку 4. При этом при избытке вырабатываемой электроэнергии блок автоматики 3 заряжает аккумуляторную батарею 2. При недостатке или полном отсутствии электроэнергии, вырабатываемой солнечной батареей 1, питание бортовой нагрузки 4 осуществляется через блок автоматики 3 от аккумуляторной батареи 2. В процессе работы БКВА 5 контролирует напряжение и температуру каждого аккумулятора аккумуляторной батареи 2 и передает эти значения в БЭВМ 6. БЭВМ 6 формирует команду на перевод БКВА 5 в режим подзаряда, если разница ΔU в напряжениях наиболее заряженного и наиболее разряженного аккумуляторов (с наибольшим и наименьшим напряжениями) достигает заданной алгоритмом работы БЭВМ значения (например, 50 мВ). В режиме подзаряда БКВА 5 подает на наиболее разряженный аккумулятор необходимое для подзаряда напряжение, которое формируется в блоке автоматики 3. Выход из режима подзаряда осуществляется по команде, формируемой БЭВМ 6 при снижении величины ΔU до заданного алгоритмом работы БЭВМ значения (например, 5 мВ), или превышении температуры подзаряжаемого аккумулятора заданного алгоритмом работы значения.

Пример 2

Система электропитания космического аппарата выполнена в соответствии со структурной электрической схемой, приведенной на фиг.2. Она представляет собой солнечную батарею 1 и аккумуляторную батарею 2, которые силовыми и информационными шинами подключены к блоку автоматики 3, который силовой шиной связан с бортовой нагрузкой 4. Также блок автоматики 3 через шину питания соединен с блоком контроля и выравнивания аккумуляторов (БКВА) 5, в состав которого входят источник постоянного тока 7 и микропроцессор 8.

Алгоритм работы системы электропитания космического аппарата

Солнечная батарея 1 вырабатывает электрическую энергию, которая преобразуется в блоке автоматики 3 и по силовой шине поступает в бортовую нагрузку 4. При этом при избытке вырабатываемой электроэнергии блок автоматики 3 заряжает аккумуляторную батарею 2. При недостатке или полном отсутствии электроэнергии, вырабатываемой солнечной батареей 1, питание бортовой нагрузки 4 осуществляется через блок автоматики 3 от аккумуляторной батареи 2. В процессе работы БКВА 5 контролирует напряжение и температуру каждого аккумулятора аккумуляторной батареи 2, значения которых анализируются в микропроцессоре 8. Микропроцессор 8 формирует команду на перевод БКВА 5 в режим подзаряда, если отклонение ΔU напряжения любого аккумулятора от среднего по батарее достигает заданной алгоритмом работы БЭВМ значения (например, 10 мВ). В режиме подзаряда БКВА 5 подключает к аккумулятору с наименьшим напряжением источник постоянного тока 7, формирующий необходимое для подзаряда напряжение. Выход из режима подзаряда осуществляется по команде, формируемой микропроцессором 8 при снижении величины ΔU до заданного алгоритмом работы БЭВМ значения (например, 0 мВ), или превышении температуры подзаряжаемого аккумулятора заданного алгоритмом работы значения.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-1 из 1.
29.04.2019
№219.017.43a5

Многоканальный комплекс испытательного оборудования аккумуляторных батарей

Изобретение предназначено для подготовки к хранению, проведению ресурсных и приемо-сдаточных испытаний аккумуляторных батарей. Многоканальный комплекс испытательного оборудования аккумуляторных батарей содержит микропроцессорный блок, подключенный к функционально автономным силовым блокам....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002419923
Дата охранного документа: 27.05.2011
Показаны записи 1-10 из 11.
10.12.2015
№216.013.993b

Электромеханический привод движителей транспортного средства (варианты)

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Электромеханический привод движителей транспортного средства содержит тепловой двигатель, связанную с двигателем первую электрическую машину, первую и вторую механическую передачу и переключающее устройство для соединения или разъединения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570847
Дата охранного документа: 10.12.2015
13.01.2017
№217.015.8448

Устройство балластное (варианты)

Изобретение относится к области конструирования нагрузочных резисторов и систем, их объединяющих, для использования в силовых цепях автономных энергоустановок. Устройство балластное содержит нагрузочные резисторы, изоляторы, крепежную раму, выводные шины. Нагрузочные резисторы образованы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602837
Дата охранного документа: 20.11.2016
25.08.2017
№217.015.9a1d

Автоматизированное рабочее место для исследований и испытания систем электропитания космических аппаратов

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при экспериментальной отработке системы электропитания КА. Автоматизированное рабочее место для исследований и испытания систем электропитания КА содержит имитатор батареи солнечной, имитатор аккумуляторной батареи,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002609619
Дата охранного документа: 02.02.2017
29.12.2017
№217.015.fcb4

Способ экстремального регулирования выходной мощности фотоэлектрической батареи

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления режимом работы фотоэлектрической (солнечной) батареи с целью отбора максимальной мощности в изменяющихся внешних условиях. Технический результат - повышение эффективности экстремального регулирования за счет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002638564
Дата охранного документа: 14.12.2017
26.09.2018
№218.016.8b84

Аккумуляторная батарея

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при изготовлении аккумуляторных батарей, в частности батарей на основе литий-ионных аккумуляторов для космических аппаратов. Предложенная батарея состоит из нескольких пар последовательно включенных аккумуляторов, имеющих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667905
Дата охранного документа: 25.09.2018
03.10.2018
№218.016.8ceb

Батарея электрических накопителей

Изобретение относится к области электротехники, а именно к конструкции литий-ионной аккумуляторной батареи, которая состоит из электрических накопителей (ЭН), электрически соединенных по последовательной, последовательно-параллельной схеме или параллельно-последовательной схеме, и в которой к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002668282
Дата охранного документа: 28.09.2018
11.03.2019
№219.016.dc8b

Способ управления расходом ионизационной плазмы при регулировании тяги электрореактивного двигателя малой тяги

Изобретение относится к области энергетики, к электрореактивным двигателям. Способ управления расходом ионизационной плазмы при регулировании тяги электрореактивного двигателя малой тяги основан на изменении степени ионизации плазмы, определяющей величину потока, создающего тяговое усилие, для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002403440
Дата охранного документа: 10.11.2010
29.03.2019
№219.016.f418

Комбинированный электрохимический источник тока

Использование: при изготовлении батарей на основе первичных и вторичных электрохимических источников тока, в частности батарей на основе топливных элементов и аккумуляторов. Сущность изобретения: комбинированный электрохимический источник тока (КИТ) содержит единичные вторичные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002323508
Дата охранного документа: 27.04.2008
27.04.2019
№219.017.3c78

Устройство для испытания источников электропитания постоянного тока

Изобретение относится к области преобразовательной техники и может использоваться для испытания систем электроснабжения, в частности при наземных испытаниях высокомощных источников электропитания постоянного тока, входящих в состав бортовых систем космических аппаратов. Сущность: устройство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686120
Дата охранного документа: 24.04.2019
29.04.2019
№219.017.43a5

Многоканальный комплекс испытательного оборудования аккумуляторных батарей

Изобретение предназначено для подготовки к хранению, проведению ресурсных и приемо-сдаточных испытаний аккумуляторных батарей. Многоканальный комплекс испытательного оборудования аккумуляторных батарей содержит микропроцессорный блок, подключенный к функционально автономным силовым блокам....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002419923
Дата охранного документа: 27.05.2011
+ добавить свой РИД