×
18.05.2019
219.017.5621

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ НАЗЕМНОГО ОБОРУДОВАНИЯ СТАРТОВОГО КОМПЛЕКСА ОТ РАСТЕКАЮЩЕГОСЯ ПОТОКА ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО ГАЗА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к отражающим устройствам, обеспечивающим защиту оборудования, расположенного непосредственно на поверхности стартовой площадки ракеты, от воздействия растекающегося потока высокотемпературного газа, образующегося при встрече газовой струи, истекающей из сопел ракетного двигателя, с плоской преградой. Устройство содержит отражающую поверхность, образованную нижней и верхней плоскостями с различными углами наклона. На поверхности установлены выступающие пилоны, обеспечивающие дробление потока газа на отдельные струи. Устройство установлено перед оборудованием стартового комплекса, расположенным на поверхности стартовой площадки со стороны огневого проема. Достигается уменьшение габаритов защитного устройства, что создает условия для компактного размещения оборудования вокруг огневого проема. 8 з.п. ф-лы, 4 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к отражающим устройствам, обеспечивающим защиту оборудования, расположенного непосредственно на поверхности стартовой площадки ракеты, от воздействия растекающегося потока высокотемпературного газа, образующегося при встрече газовой струи, истекающей из сопел ракетного двигателя, с плоской преградой.

Известно, что на стартовом участке траектории при подъеме ракеты газовая струя двигательной установки в случае попадания на горизонтальную поверхность стартовой площадки образует мощную растекающуюся струю, которая оказывает силовое и тепловое воздействие на оборудование, расположенное на поверхности стартовой площадки. (См. книгу «Технологические объекты наземной инфраструктуры ракетно-космической техники» под редакцией д.т.н., профессора И.В.Бармина, Москва, 2005 г., стр.256-257). Такое воздействие приводит к необходимости размещения оборудования на поверхности стартовой площадки на значительном удалении от оси огневого проема стартового сооружения. (См. книгу «Космодром» под общей редакцией профессора А.П.Вольского, Москва, 1977 г., стр.23). Однако такое размещение оборудования ведет к увеличению протяженности коммуникаций от оборудования до стартового сооружения, что приводит к увеличению затрат на создание стартовой позиции.

Известны также способы защиты оборудования путем размещения его в специально возводимых защитных сооружениях (см. книги "Технологические объекты наземной инфраструктуры ракетно-космической техники" (инженерное пособие) под общей редакцией доктора технических наук, профессора И.В.Бармина, Москва, 2005 г.), стр.148-149, 256-257; «Космодром» под общей редакцией профессора А.П.Вольского, Москва, 1977 г., стр.24). Сооружения защищены, как правило, частичным заглублением более прочных конструкций, защитными плитами и т.д. Однако необходимость строительства стационарных сооружений приводит к увеличению капитальных затрат на создание стартового комплекса.

Технической задачей, решаемой настоящим изобретением, является защита оборудования, расположенного на поверхности стартовых площадок ракет от растекающегося высокотемпературного потока газа при одновременном уменьшении габаритов защитного устройства, что создает условия для компактного размещения оборудования вокруг огневого проема и ведет к снижению капитальных затрат на создание стартового комплекса.

Поставленная техническая задача решается за счет того, что устройство установлено перед оборудованием, расположенным на поверхности стартовой площадки со стороны огневого проема и содержит ломаную отражающую поверхность, на которой установлены выступающие пилоны, обеспечивающие дробление потока на отдельные струи. Разность углов наклона плоскостей, образующих отражающую поверхность, составляет не менее 15°, высота расположения линии пересечения образующих плоскостей составляет 0,4-0,6 от общей высоты отражателя. Нижняя отражающая плоскость выполнена с углом встречи 35°-45°. На верхней отражающей плоскости выполнены выступающие пилоны трехгранной формы, расположенные равномерно по длине отражателя, начало переднего ребра пилона выполнено на линии пересечения отражающих плоскостей, а само переднее ребро пилона выполнено с отклонением от вертикали на угол не более 20°.

Следует отметить что все характеристики устройства, указанные выше, получены и проверены экспериментальным путем на макете, созданном на предприятии.

На фиг.1 показан фронтальный вид отражателя;

на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1;

на фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.1;

на фиг.4 - сечение В-В на фиг 3.

Предлагаемое устройство содержит ломаную отражающую поверхность 1, образованную нижней 2 и верхней 3 отражающими плоскостями с различными углами наклона α1 и α2, разность которых составляет не менее 15°. Линия пересечения 4 плоскостей 2 и 3 расположена на высоте H1, равной 0,4÷0,6 общей высоты Н отражателя, при этом угол встречи α1 нижней отражающей поверхности 2 составляет 35°-45°. На верхней отражающей плоскости 3 по всей длине отражателя L равномерно расположены трехгранные пилоны 5, у которых начало переднего ребра 6 совмещено с линией пересечения 4 образующих плоскостей 2 и 3, а само ребро 6 выполнено с отклонением от вертикали на угол α3 не более 20°, при этом угол α4 между боковыми гранями 7 пилона 5 составляет 45°÷60°.

При отклонении струи 8 ракетного двигателя 9 от центра огневого проема 10 и встрече ее с плоской преградой 11 образуется сверхзвуковой растекающийся поток 12 высокотемпературного газа, который при взаимодействии с устройством отклоняется плоскостями 2, 3 вверх и дробится пилонами 5 на отдельные струи, чем достигается защита оборудования 13, расположенного на стартовой площадке, от растекающегося потока газа 12 при уменьшении высоты Н и ширины В устройства.

Для подтверждения эффективности использования предлагаемого устройства при защите оборудования, размещаемого на поверхности стартовой площадки в радиусе 40 метров от центра огневого проема стартового сооружения, проведены газодинамические испытания на масштабном макете, которые показали, что заявленная конструкция устройства исключает силовое и тепловое воздействие на оборудование, расположенное за устройством.

1.Устройстводлязащитыагрегатовназемногооборудованиястартовогокомплексаотрастекающегосявысокотемпературногопотокагаза,содержащееотражающуюповерхность,образованнуюнижнейиверхнейплоскостямисразличнымиугламинаклона,накоторойустановленывыступающиепилоны,обеспечивающиедроблениепотокагазанаотдельныеструи,причемустройстводлязащитыагрегатовустановленопередоборудованиемстартовогокомплекса,расположеннымнаповерхностистартовойплощадкисостороныогневогопроема.12.Устройствопоп.1,отличающеесятем,чторазностьугловнаклонаплоскостей,образующихотражающуюповерхность,составляетнеменее15°.23.Устройствопоп.1,отличающеесятем,чтовысотарасположениялиниипересеченияотражающихплоскостейсоставляет0,4÷0,6общейвысотыотражателя.34.Устройствопоп.1,отличающеесятем,чтонижняяотражающаяплоскостьвыполненасугломвстречи35÷45°.45.Устройствопоп.1,отличающеесятем,чтопилоныустановленынаверхнейотражающейплоскости.56.Устройствопоп.5,отличающеесятем,чтопилонывыполненытрехграннойформы.67.Устройствопоп.5,отличающеесятем,чтопилонырасположеныравномерноподлинеустройствадлязащитыагрегатов.78.Устройствопоп.5,отличающеесятем,чтоначалопереднегоребрапилонавыполненоналиниипересеченияотражающихплоскостей.89.Устройствопоп.5,отличающеесятем,чтопереднееребропилонавыполненосотклонениемотвертикалинауголнеболее20°.9
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-2 из 2.
10.04.2019
№219.017.00b5

Гусеничный транспортер

Изобретение относится к транспортным средствам на гусеничном ходу и может быть использовано для перевозки переправочно-десантного парома для обеспечения переправы техники через водные преграды. Сущность изобретения заключается в том, что обеспечена возможность перевозки двух членов экипажа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02207281
Дата охранного документа: 27.06.2003
10.04.2019
№219.017.00e0

Плавающее транспортное средство

Изобретение относится к амфибийным транспортным и переправочно-паромным средствам и может быть использовано для строительства плавающих гусеничных амфибий. Плавающее транспортное средство имеет кабину с люками в крыше, палубный корпус, силовую установку и трансмиссию с системой охлаждения,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02201353
Дата охранного документа: 27.03.2003
+ добавить свой РИД