×
18.05.2019
219.017.54d9

Результат интеллектуальной деятельности: ТУРБОКОМПРЕССОР

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002293220
Дата охранного документа
10.02.2007
Аннотация: Изобретение относится к компрессоростроению, в частности к осевым, диагональным и осецентробежным компрессорам газотурбинных установок, и обеспечивает расширение диапазона газодинамической устойчивости компрессора и аэроупругой устойчивости его лопаток, повышение эффективности работы турбокомпрессора. Этот технический результат достигается тем, что в турбокомпрессоре, содержащем корпус с размещенным в нем рабочим колесом с лопатками и кольцевую полость, перекрывающую переднюю часть торцов лопаток ротора, причем в полости расположены ребра, между ребрами выполнены щели, сообщающие полость с проточной частью, а хорды ребер образуют с радиусом корпуса угол, величина которого изменяется по длине ребра, при этом на заднем торце ребер угол выполнен в направлении вращения ротора и лежит в интервале от 15° до 70°, согласно изобретению угол между хордой ребер и радиусом корпуса на переднем торце равен 0 или выполнен в направлении, противоположном вращению рабочего колеса, и лежит в интервале от 0 до 80°. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.

Предлагаемое изобретение относится к компрессоростроению, в частности к осевым, диагональным и осецентробежным компрессорам газотурбинных установок.

Известен турбокомпрессор, содержащий корпус с размещенными в нем рабочими лопатками и кольцевую полость, расположенную на участке, перекрывающем переднюю часть торцов рабочих лопаток и периферию проточной части перед ними, и сообщающуюся с проточной частью турбокомпрессора через щели между образующими решетку ребрами, расположенными под углом к радиусу корпуса (патент РФ №2034175, опубл. 30.04.1995 г.).

Недостаток известного турбокомпрессора состоит в том, что узкий диапазон геометрических характеристик кольцевой полости и ребер решетки не позволяет иметь их оптимальную геометрию с точки зрения эффективности работы турбокомпрессора, то есть недостаточно полно охватывает возможные диапазоны работы компрессоров.

Также известен турбокомпрессор, содержащий корпус с размещенными в нем рабочим колесом с лопатками, кольцевую полость, перекрывающую переднюю часть торцов лопаток рабочего колеса. В полости расположены криволинейные ребра, между которыми выполнены щели, сообщающие полость с проточной частью. Хорды ребер образуют с радиусом корпуса угол, величина которого изменяется по длине ребер, при этом на переднем и заднем торцах ребер угол выполнен в направлении вращения ротора и равен 15°...70° (патент РФ №2162165, опубл. 20.01.2001 г.).

Недостаток такого турбокомпрессора состоит в том, что при выполнении угла между хордой ребер на их переднем торце в направлении вращения ротора поток воздуха, выходя из щелей кольцевой полости, уменьшает окружную составляющую скорости, что приводит к увеличению углов атаки и, следовательно, снижает эффективность работы турбокомпрессора, а также сужает диапазон газодинамической устойчивости компрессора и аэроупругой устойчивости его лопаток.

Задачей настоящего изобретения является расширение диапазона газодинамической устойчивости компрессора и аэроупругой устойчивости его лопаток, повышение эффективности работы турбокомпрессора.

Поставленная техническая задача решается тем, что турбокомпрессор содержит корпус с размещенным в нем рабочим колесом с лопатками и кольцевую полость, перекрывающую переднюю часть торцов лопаток ротора. В полости расположены ребра, между ребрами выполнены щели, сообщающие полость с проточной частью. Хорды ребер образуют с радиусом корпуса угол, величина которого изменяется по длине ребра, при этом на заднем торце ребер угол выполнен в направлении вращения ротора и лежит в интервале от 15° до 70°.

Новым в предлагаемом изобретении является то, что угол между хордой ребер и радиусом корпуса на переднем торце равен 0 или выполнен в направлении, противоположном вращению рабочего колеса, и лежит в интервале от 0 до 80°.

Для улучшения технологичности угол между хордой ребра и радиусом корпуса, по крайней мере, на части участка ребра от их переднего торца до входной кромки рабочих лопаток выполнен постоянным, и угол, по крайней мере, на части участка ребер от входной кромки рабочих лопаток до заднего торца ребра также выполнен постоянным.

На прилагаемых чертежах изображен предлагаемый турбокомпрессор, где

фиг.1 - разрез ступени турбокомпрессора;

фиг.2 и 3 - сечения по А-А и Б-Б фиг.1.

Турбокомпрессор содержит корпус 1 с размещенным в нем рабочим колесом с лопатками 2, кольцевую полость 3, перекрывающую передние торцы 4 лопаток 2 рабочего колеса. В полости 3 расположены криволинейные ребра 5. Между ребрами 5 выполнены щели 6, сообщающие полость 3 с проточной частью 7 рабочего колеса (фиг.1, 2). Хорды 8 ребер 5 образуют с радиусом 9 корпуса 1 угол 10, величина и направление которого плавно изменяются по длине ребра. Угол 10 на передних торцах 4 ребер 5 может быть равен 0 или может быть выполнен в направлении, противоположном вращению ротора, и лежать в интервале от 0° до 80°. На задних торцах 11 ребер 5 угол 10 выполнен в направлении вращения ротора и лежит в интервале от 15° до 70° (фиг.3).

Угол 10 между хордой 8 ребер 5 и радиусом 9 корпуса 1 на части участка ребер 5 или на всем участке от их передних торцов 4 до входных кромок 12 рабочих лопаток 2 может быть выполнен постоянным, и угол на части участка ребер 5 или на всем участке от входных кромок 12 рабочих лопаток 2 до задних торцов 11 ребер 5 также выполнен постоянным.

На оптимальных режимах работы в рабочем колесе давление в передней части межлопаточного канала не превышает давления периферии проточной части перед рабочим колесом и истечение воздуха из рабочего колеса в щели 6 кольцевой полости 3 не происходит. При расходе воздуха, превышающем оптимальный, может происходить подсасывание воздуха через щели 6 между ребрами 5 и кольцевую полость 3 в проточную часть 7 рабочего колеса. При уменьшении расхода воздуха через компрессор или при локальном уменьшении скорости на периферии перед рабочим колесом 2 происходит увеличение угла атаки на лопатках 2 и давления в передней части межлопаточного канала, давление становится выше давления на периферии проточной части компрессора перед колесом. Под действием перепада давлений происходит истечение воздуха через щели 6 над лопатками 2 рабочего колеса в кольцевую полость 3, а из нее в проточную часть 7 перед колесом. В результате формируется циркуляционное течение, интенсивность которого возрастает по мере увеличения противодавления за рабочим колесом, в результате чего углы атаки на периферии рабочего колеса мало меняются. Интенсификации циркуляционного течения способствует использование решетки с наклоном ребер 5 в поперечном сечении в направлении вращения над рабочим колесом и в направлении против вращения на периферии проточной части перед ним. При истечении воздуха из кольцевой полости 3 через щели 6, расположенные под углом 10 против вращения ротора, в проточную часть перед лопатками 2 рабочего колеса поток приобретает закрутку в направлении вращения колеса. Благодаря этому углы атаки на периферии уменьшаются более эффективно.

Такое выполнение ребер 5 позволяет в большей степени увеличить запасы газодинамической устойчивости турбокомпрессора, расширить диапазон аэроупругой устойчивости его лопаток, повысить эффективность работы турбокомпрессора.

Расчетно-экспериментальные исследования показали, что технический эффект достигается при углах между хордой ребер и радиусом корпуса на переднем торце, равных 0 или выполненных в направлении, противоположном вращению рабочего колеса, и лежащих в интервале от 0 до 80°.

1.Турбокомпрессор,содержащийкорпуссразмещеннымвнемроторомслопатками,кольцевуюполость,перекрывающуюпереднюючастьторцовлопатокрабочегоколеса,вполостирасположеныребра,междуребрамивыполненыщели,сообщающиеполостьспроточнойчастью,приэтомхордыреберобразуютсрадиусомкорпусаугол,величинакоторогоплавноизменяетсяподлинеребра,приэтомназаднемторцереберуголвыполненвнаправлениивращенияротораилежитвдиапазонеот15до70°,отличающийсятем,чтоуголмеждухордойреберирадиусомкорпусанапереднемторцеравен0иливыполненвнаправлении,противоположномвращениюротора,илежитвинтервалеот0до80°.12.Турбокомпрессорпоп.1,отличающийсятем,чтоуголмеждухордойребраирадиусомкорпуса,покрайнеймере,начастиучасткаребраотегопереднеготорцадовходнойкромкирабочихлопатоквыполненпостояннымиугол,покрайнеймере,начастиучасткаребраотвходнойкромкирабочихлопатокдозаднеготорцаребратакжевыполненпостоянным.2
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 97.
10.01.2013
№216.012.17d7

Электролит для электрохимической обработки

Изобретение относится к электрохимическим и электрофизическим способам обработки материалов, а именно - к электролитам для электрохимической обработки острых кромок после слесарной зачистки в изделиях, преимущественно из нержавеющих и жаропрочных сплавов. Электролит для электрохимической...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471595
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.02.2013
№216.012.2456

Способ доводки двигателя

Изобретение относится к области разработки двигателей, в частности к способам доводки двигателя (ДВС). Способ доводки ДВС заключается в разработке варианта конструкции ДВС, проведении поузловых, полноразмерных и экспериментальных испытаний, определении по их положительным результатам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474804
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.284a

Способ обеспечения вибрационной прочности деталей

Изобретение относится к способам обеспечения вибрационной прочности деталей сложной геометрической формы. Техническим результатом является корректировка вибрационных характеристик детали путем изменения геометрии конкретного места на детали для обеспечения ее вибрационной прочности. Определяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475834
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.05.2013
№216.012.3fe6

Способ изготовления электрода-инструмента при объемной электрохимической обработке (эхо)

Изобретение относится к электрофизическим и электрохимическим методам обработки. При изготовлении электрода-инструмента для объемной электрохимической обработки к его двум деталям подключают положительный полюс источника постоянного импульсно-циклического тока и источник импульсного тока с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481928
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.4748

Приспособление для поддержки заклепок

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройству для клепки крупногабаритных деталей цилиндрическими заклепками. Приспособление содержит упор и рукоятку. Также содержит зафиксированный на основании посредством ребер жесткости стержень с вмонтированной в него при помощи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483828
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.07.2013
№216.012.57db

Способ рентгеноструктурного контроля детали

Использование: для рентгеноструктурного контроля детали. Сущность: заключается в том, что осуществляют снятие рентгенограммы с контролируемой детали, выполняют определение параметра, зависящего от наработки детали, при этом снятие рентгенограммы с контролируемой детали на предполагаемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488099
Дата охранного документа: 20.07.2013
10.10.2013
№216.012.7208

Способ изготовления направляющего аппарата

Изобретение относится к способу изготовления направляющего аппарата газотурбинного двигателя, представляющего собой кольцевые наборы неподвижных или поворотных профилированных лопаток, образующих расширяющиеся каналы, и может быть использовано в авиастроении, машиностроении и других областях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494849
Дата охранного документа: 10.10.2013
20.11.2013
№216.012.81b7

Способ изготовления лопатки компрессора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве лопаток газотурбинных двигателей. Способ включает фрезерование пера лопатки на пятикоординатном станке с числовым программным управлением. Вращающейся фрезе сообщают перемещение и периодическую подачу на строчку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498883
Дата охранного документа: 20.11.2013
27.01.2014
№216.012.9c9d

Способ оценки технического состояния деталей

Изобретение относится к неразрушающим способам контроля и может быть использовано для оценки технического состояния деталей авиационной техники. Способ включает снятие с детали рентгенограммы, по которой определяют остаточные напряжения сжатия, определение управляющего критерия и сравнение его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505799
Дата охранного документа: 27.01.2014
27.03.2014
№216.012.aeea

Способ диагностики технического состояния элементов двигателя

Изобретение относится к способам технической диагностики дефектов элементов газотурбинного двигателя при его испытаниях и может найти применение при его доводке, а также для создания систем диагностики двигателя. Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510493
Дата охранного документа: 27.03.2014
Показаны записи 1-1 из 1.
18.05.2019
№219.017.5758

Высокопроизводительный малошумящий компрессор низкого давления газотурбинного двигателя с высокой степенью двухконтурности

Изобретение относится к газотурбинным установкам. Технический результат от его использования заключается в повышении экологических показателей работы последних. Сущность изобретения в основном заключается в использовании специального профиля лопаток вентилятора компрессора низкого давления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002350787
Дата охранного документа: 27.03.2009
+ добавить свой РИД