Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к строительству и может быть использовано для бестраншейной замены участков подземных трубопроводов большого диаметра, в частности при замене участков трубопроводов под автомобильными и железными дорогами.
Известен способ предотвращения аварий на нефте- и газопроводах, заключающийся в том, что производят капитальный ремонт участка трубопровода. Согласно этому способу траншею, в которой находится трубопровод, раскапывают, поврежденный участок трубопровода извлекают, на его место в траншее укладывают новую трубу, соединяют с трубопроводом, траншею закапывают и восстанавливают прилегающий участок территории [1, 2].
Такой способ является весьма трудоемким, а при замене участков трубопроводов под автомобильными и железными дорогами приводит к остановке транспорта или строительству объездной дороги вследствие разрушения дорожного полотна.
Известен также способ бестраншейной замены трубопровода без разрушения старого, заключающийся в одновременном протаскивании старого участка трубопровода и приваренного к нему нового.
Недостатком этого способа является то, что при протаскивании нового участка на место старого зачастую происходит стаскивание дорожного полотна, что приводит к остановке транспорта или строительству объездной дороги.
Известен способ бестраншейной замены трубопровода, заключающийся в разрушении старого трубопровода с одновременной прокладкой нового. В этом способе обломки старого трубопровода вдавливаются в окружающий массив грунта, уплотняя его [3, 4].
Недостатком этого способа является возможность повреждения действующих коммуникаций давлением грунта при его уплотнении и необходимость приложения значительных усилий для разрушения старого трубопровода.
Известен способ бестраншейной замены трубопровода, заключающийся в разрушении старого трубопровода с одновременной прокладкой нового [5]. В этом способе разрушение трубопровода осуществляется разделением на продольные полосы, причем нагрузку для разрушения прикладывают к новому трубопроводу, а обломки старого трубопровода направляют внутрь нового.
Трубопроводы большого диаметра имеют большую толщину стенки (газопроводы диаметром 1200-1400 мм имеют толщину стенки 12,5-14,5 мм), что требует приложения значительных усилий для его разрушения и применения сложных силовых установок. К тому же разрушающий элемент конструкции, предложенной в способе [5], не обеспечивает надежного разрушения толстостенного трубопровода.
Задача заявляемого изобретения - замена толстостенных трубопроводов большого диаметра с небольшими усилиями, прикладываемыми к заменяемому трубопроводу без повреждения действующих коммуникаций (например, под автомобильными и железными дорогами без разрушения полотна, следовательно, без остановки движения и строительства объездной дороги).
Это достигается предлагаемым способом бестраншейной замены трубопровода.
Сущность изобретения заключается в том, что предлагаемый способ предусматривает постепенное удаление старого трубопровода с периодическим протаскиванием на место удаленного участка нового трубопровода.
На фиг.1 и фиг.2 представлена схема реализации указанного способа.
Способ бестраншейной замены трубопровода осуществляется следующим образом.
На трассе изношенной трубы, например по обочинам пересекаемой трубопроводом дороги, раскапывают два котлована (на схеме не показаны), участки трубы, расположенные в котлованах, удаляют.
Устанавливаемый трубопровод 1 с закрепленной коронкой 2, изготовленной из отрезка трубы того же диаметра, что и диаметр трубопровода, с зубьями 3 больше диаметра заменяемого трубопровода, служащей для центрирования и предотвращения повреждения изоляции устанавливаемого трубопровода, располагают встык с заменяемым участком (фиг.1).
Внутри заменяемой трубы 5 делают кольцевой рез на некотором, зависящем от состава грунта расстоянии от края, после чего делают продольные резы и этот участок 4 демонтируют, а устанавливаемый трубопровод 1 перемещают на освободившееся место.
Операции повторяют до полной замены старого участка трубопровода новым.
Литература
1. Г.Ф.Егерман и др. Ремонт магистральных газопроводов. М.: Недра, 1973, стр.107.
2. П.П.Бородавкин и др. Сооружение магистральных газонефтепроводов. М.: Недра, 1987, стр.257, 258.
3. RU 2099624 C1, F 16 L 1/028, 28.04.95.
4. RU 2135874 C1, F 16 L 1/028, 19.11.98.
5. SU 1778424 A1, F 16 L 1/028, 06.09.89.
1.Способбестраншейнойзаменытрубопроводабольшогодиаметра,заключающийсявудалениистароготрубопроводаспрокладкойновоготрубопровода,отличающийсятем,чтостарыйтрубопроводзаменяютучасткамиспериодическимпротаскиваниемнаместоудаленногоучасткановоготрубопровода,длячегостарыйтрубопроводизнутриразрезаюткольцевымрезом,выполняютпродольныерезынаудаляемомучасткеиегодемонтируют.12.Способпоп.1,отличающийсятем,чтодлязащитыизоляционногопокрытияновоготрубопроводаи(или)центровкиегоотносительностароготрубопроводанановыйтрубопроводкрепитсякоронка,зубьякоторойбольшедиаметразаменяемоготрубопровода.2