×
09.05.2019
219.017.50e2

БЕРЕГОВОЙ УСТОЙ МОСТА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к строительству мостов и может быть использовано при строительстве мостов преимущественно в районах с суровым климатом. Техническим рeзультатoм является повышение экономичности устоя. Устройство включает фундамент, состоящий из одного или нескольких столбов, подферменную часть, выполненную в виде ригеля, на которую через опорные части опирается пролетное строение, шкафную часть и насыпь подходов. Новым является то, что подферменная и шкафная части установлены раздельно на расстоянии, равном величине температурного зазора плюс 1 - 2 см, при этом шкафная часть выполнена в виде подпорной стенки, упорная плоскость которой повернута в сторону пролетного строения, а горизонтальная опорная площадка опирается на грунтовую площадку. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к строительству, а именно к мостостроению, и может быть использовано при строительстве мостов преимущественно в районах с суровым климатом.

Известен устой моста, включающий фундамент, подферменную плиту и шкафную стенку, которая воспринимает давление насыпи, при этом обеспечивается эксплуатационное требование - наличие зазора между точкой пересечения шкафной и подферменной частей и поверхностью речного конуса насыпи подходов [1].

Недостаток этого технического решения состоит в том, что при сооружении моста в слабых грунтах размеры фундамента становятся неоправданно большими.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является устой моста, включающий фундамент, состоящий из нескольких столбов, подферменную плиту, опорную часть, шкафную часть и насыпь подходов [2].

Недостаток этого устоя заключается в том, что несмотря на то, что вертикальные нагрузки могут быть переданы на прочные нижележащие слои грунта, горизонтальные силы по-прежнему передаются на верхние слои грунта. Если верхние слои грунта слабые, то трудно обеспечить достаточную несущую способность устоя. Поскольку в этом случае требуется существенно увеличить размеры фундамента, то увеличится материалоемкость и трудоемкость возведения сооружения.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в повышении экономичности устоя.

Сущность предлагаемого изобретения состоит в том, что в береговом устое моста, включающем фундамент, состоящий из одного или нескольких столбов, подферменную часть, выполненную в виде ригеля, на которую через опорные части опирается пролетное строение, шкафную часть и насыпь подходов, подферменная и шкафная части установлены раздельно на расстоянии, равном величине температурного зазора плюс 1 - 2 см, при этом шкафная часть выполнена в виде подпорной стенки, упорная плоскость которой повернута в сторону пролетного строения, а горизонтальная опорная площадка опирается на грунтовую площадку, отсыпанную над естественной поверхностью грунта, причем ширина "d" подходной стенки определяется из выражения

где b - ширина насыпи по подошве откосов, см;
a - расстояние между внешними поверхностями столбов фундамента, см;
m - коэффициент, учитывающий местные условия 0,8≅m>1,2,
при этом тело насыпи армировано нетканым синтетическим материалов.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где
на фиг. 1 представлен общий вид предлагаемого берегового устоя;
на фиг. 2 - вид по продольной оси моста;
на фиг. 3 - общий вид устоя, принятого за прототип.

Предлагаемый береговой устой моста включает фундамент, состоящий из одного или нескольких столбов 1, подферменную часть 2, выполненную в виде ригеля, опорные части 3, на которые опирается пролетное строение 4, шкафную часть 5, выполненную в виде подпорной стенки, удерживающей давление насыпи подходов 6. Шкафная часть 5 состоит из вертикальной стенки 7, упорная плоскость которой повернута в сторону пролетного строения 4, и горизонтальной опорной площадки 8, опирающейся на грунтовую площадку 9, отсыпанную над естественной поверхностью 10 грунта. Для снижения давления насыпи тело насыпи подходов 6 может быть армировано нетканым синтетическим материалом. Подферменная часть 2 и шкафная часть 5 установлены раздельно друг от друга на расстоянии, равном величине температурного зазора плюс 1 - 2 см.

Ширина "d" подпорной стенки назначается из следующих соображений. Поскольку подпорная стенка должна выдерживать давление насыпи, максимальная необходимая ее ширина должна соответствовать ширине "b" насыпи по подошве откосов (см. фиг. 2). Однако, чтобы обеспечить раздельную работу столбов опоры и подпорной стенки, необходимо, чтобы конуса подходной части насыпи не засыпали тело столбов. В этом случае стенка по ширине не доводится до подошвы откосов: часть 11 бокового откоса насыпи остается свободной и равной
(b-d)/2.

При этом со стороны реки формируется дополнительный конус с верхней поверхностью 12, ориентированной перпендикулярно к продольной оси моста. Из условий геометрии, чтобы дополнительный откос не засыпал столбы опор, он должен иметь ширину такую же, как и поверхность 11 (с поправкой на местные условия и разницу углов наклона поверхностей 11 и 12). В этом случае в соответствии с фиг. 2

где b - ширина насыпи по подошве откоса, см (в уровне верха площадки 9);
a - расстояние между внешними поверхностями столбов 1, см;
m - коэффициент, учитывающий местные условия, 0,8≅m<1,2.

Предлагаемый береговой устой работает следующим образом. Вертикальная нагрузка от пролетного строения 4 через опорные части 3, подферменную часть 2 и столбы 1 передается на нижележащие слои грунта. Горизонтальная нагрузка от насыпи в основном воспринимается подпорной стенкой и лишь частично через нижележащие слои грунта передается на столбы. Таким образом, благодаря тому, что подферменная и шкафная части устоя установлены раздельно: передача давления от пролетного строения и от насыпи разделена, что обеспечивает устойчивость и надежность конструкции берегового устоя при сооружении мостов в условиях вечной мерзлоты.

Применение известных технических решений и их самоочевидное сочетание не приводило к желаемому эффекту.

В береговых опорах моста (устоях) действует две группы сил: от пролетного строения и от насыпи. От пролетного строения в основном действуют вертикальные силы, от насыпи - горизонтальные.

Обе группы сил, естественно, воспринимаются грунтом основания.

В прототипе обе группы сил на грунты основания передаются непосредственно через единое тело устоя, объединяющее подферменную и шкафную части. Однако передача сил далее на грунт происходит по-разному: вертикальные силы по мере снижения несущей способности грунтов передаются на все более нижележащие слои (т.е. появляется столбчатый фундамент), а горизонтальные силы все равно передаются на верхние слои грунта. Возникает техническое противоречие: с одной стороны, при слабых грунтах требуется горизонтальные силы передать на нижележащие слои, с другой стороны, горизонтальные силы действуют только вверху и при существующей конструкции не могут быть переданы вниз. Возникающее техническое противоречие решается разделением шкафной и подферменной частей.

Применение предлагаемого берегового устоя позволяет значительно снизить трудоемкость и материалоемкость сооружения мостовых конструкций на слабых грунтах, обеспечивая при этом требуемую несущую способность возводимого сооружения.

Источники информации
1. Евграфов Г. К. "Мосты на железных дорогах", "Трансжелдориздат", М, 1955, с. 180, фиг. 243.

2. Осипов В.О. "Мосты и тоннели на железных дорогах", "Транспорт", М., 1988, с. 167 - 168, рис. 16, 14.

1.Береговойустоймоста,включающийфундамент,состоящийизодногоилинесколькихстолбов,подферменнуючасть,выполненнуюввидеригеля,накоторуючерезопорныечастиопираетсяпролетноестроение,шкафнуючастьинасыпьподходов,отличающийсятем,чтоподферменнаяишкафнаячастиустановленыраздельнонарасстоянии,равномвеличинетемпературногозазораплюс1-2см,приэтомшкафнаячастьвыполненаввидеподпорнойстенки,упорнаяплоскостькоторойповернутавсторонупролетногостроения,агоризонтальнаяопорнаяплощадкаопираетсянагрунтовуюплощадку,отсыпаннуюнадестественнойповерхностьюгрунта.12.Береговойустоймостапоп.1,отличающийсятем,чтоширинаподпорнойстенкиопределяетсяизвыражения:d≥m((b+a)/2)см,гдеd-ширинаподпорнойстенки,см;b-ширинанасыпипоподошвеоткоса,см;а-расстояниемеждувнешнимиповерхностямистолбовфундамента,см;m-коэффициентместныхусловий0,8≅m≅1,2.23.Береговойустоймостапоп.1,отличающийсятем,чтотелонасыпиармированонетканымсинтетическимматериалом.3
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-5 из 5.
11.03.2019
№219.016.d7c7

Способ изгиба гофрированных металлических элементов

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в транспортном строительстве при возведении искусственных сооружений из металлических гофрированных элементов. Способ включает изгиб в плоскости, проходящей через продольную ось отдельной волны и перпендикулярной к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02218228
Дата охранного документа: 10.12.2003
11.03.2019
№219.016.d7cb

Способ изгиба гофрированных металлических элементов

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в транспортном строительстве при возведении искусственных сооружений из металлических гофрированных элементов. Способ включает изгиб в плоскости, проходящей через продольную ось отдельной волны и перпендикулярной к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02218229
Дата охранного документа: 10.12.2003
11.03.2019
№219.016.de7d

Шпунтовая стена

Изобретение относится к строительству сооружений с использованием металлического шпунта, преимущественно к гидротехническому строительству. Шпунтовая стена состоит из сборных элементов волнообразного в плане профиля, каждый из которых имеет полки, расположенные по разные стороны от продольной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002151236
Дата охранного документа: 20.06.2000
29.04.2019
№219.017.3f71

Мостовая опора

Изобретение относится к мостостроению, в частности к защите опор, сооружаемых на реках с ледоходом и переменным уровнем водного потока, преимущественно в районах с суровыми климатическими условиями. Мостовая опора включает расположенные в переменном уровне воды и ледохода куст свай с высоким...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02209870
Дата охранного документа: 10.08.2003
29.04.2019
№219.017.3f73

Опора моста

Изобретение относится к области мостостроения, а именно к защите опор мостов, сооружаемых на реках с ледоходами и переменным уровнем водного потока, преимущественно в районах с суровыми климатическими условиями. Опора моста включает расположенные в переменном уровне воды и ледохода куст свай с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02209871
Дата охранного документа: 10.08.2003
Показаны записи 1-5 из 5.
11.03.2019
№219.016.d7c7

Способ изгиба гофрированных металлических элементов

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в транспортном строительстве при возведении искусственных сооружений из металлических гофрированных элементов. Способ включает изгиб в плоскости, проходящей через продольную ось отдельной волны и перпендикулярной к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02218228
Дата охранного документа: 10.12.2003
11.03.2019
№219.016.d7cb

Способ изгиба гофрированных металлических элементов

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в транспортном строительстве при возведении искусственных сооружений из металлических гофрированных элементов. Способ включает изгиб в плоскости, проходящей через продольную ось отдельной волны и перпендикулярной к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02218229
Дата охранного документа: 10.12.2003
29.04.2019
№219.017.3f71

Мостовая опора

Изобретение относится к мостостроению, в частности к защите опор, сооружаемых на реках с ледоходом и переменным уровнем водного потока, преимущественно в районах с суровыми климатическими условиями. Мостовая опора включает расположенные в переменном уровне воды и ледохода куст свай с высоким...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02209870
Дата охранного документа: 10.08.2003
29.04.2019
№219.017.3f73

Опора моста

Изобретение относится к области мостостроения, а именно к защите опор мостов, сооружаемых на реках с ледоходами и переменным уровнем водного потока, преимущественно в районах с суровыми климатическими условиями. Опора моста включает расположенные в переменном уровне воды и ледохода куст свай с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02209871
Дата охранного документа: 10.08.2003
09.05.2019
№219.017.4b92

Оснастка для сооружения высоких ростверков мостовых опор

Изобретение относится к области мостостроения, а именно к сооружению опор мостов с высокими ростверками преимущественно на акваториях с большой глубиной воды, а также ледоставом и ледоходом. Оснастка для сооружения высоких ростверков мостовых опор содержит опорную систему, включающую маячные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002250948
Дата охранного документа: 27.04.2005
+ добавить свой РИД