×
09.05.2019
219.017.4fc1

Результат интеллектуальной деятельности: НАПРАВЛЯЮЩИЙ АППАРАТ ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002439380
Дата охранного документа
10.01.2012
Аннотация: Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к конструкции поворотного направляющего аппарата осевого компрессора газотурбинного двигателя, и позволяет при его использовании повысить устойчивость работы компрессора. Указанный технический результат достигается в направляющем аппарате осевого компрессора с корпусом, имеющим горизонтальный разъем с поворотными лопатками, на нижних цапфах которых установлены сферические втулки, причем на сферические втулки установлены сектора, охваченные полукольцами с упругим натягом по заплечикам. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к конструкции поворотного направляющего аппарата осевого компрессора газотурбинного двигателя.

Известна конструкция поворотного входного направляющего аппарата осевого компрессора газотурбинного двигателя, в котором поворотные лопатки закреплены верхними цапфами в наружном корпусе, а внутренними цапфами через сферические и цилиндрические втулки в разъемном внутреннем кольце («Авиационный двухконтурный турбореактивный двигатель Д-30 III серии», техническое описание, 1986 г., стр.45, рис.2.10).

Недостатком известной конструкции является воздействие вибрационных нагрузок и попадание абразивных частиц и грязи вместе с воздухом из проточной части двигателя в монтажный зазор, что приводит к износу сферических и цилиндрических втулок, а также цапф поворотных лопаток. По мере наработки двигателя износ этих элементов внутренней опоры прогрессирует, что приводит к нарушению устойчивой работы компрессора, т.е. к ухудшению его параметров из-за увеличения утечек воздуха через зазоры и изменению угла установки поворотных лопаток.

Наиболее близкой к заявляемой является конструкция поворотного аппарата, в котором втулки на внутренней цапфе выполнены разрезными (патент RU №2157925).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является наличие винтов, находящихся рядом с проточной частью, что повышает вероятность обрыва винтов, и по мере износа втулок появляются зазоры, что приводит к изменению угла поворота лопаток и к утечкам через зазоры.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности компрессора за счет повышения его устойчивой работы путем уменьшения зазоров упругим поджатием (без винтов) втулок, находящихся на нижних цапфах.

Сущность технического решения заключается в том, что в направляющем аппарате осевого компрессора с корпусом, имеющим горизонтальный разъем с поворотными лопатками, на нижних цапфах которых установлены сферические втулки, СОГЛАСНО ИЗОБРЕТЕНИЮ на сферические втулки установлены сектора, охваченные полукольцами с упругим натягом по заплечикам. Сектора, расположенные на сферических втулках, выполнены из материала (например, алюминия), имеющего коэффициент линейного расширения больший, чем у полуколец (например, из титана). Стыки полуколец смещены относительно разъема корпуса с поворотными лопатками на L=3…10 мм. Взаимная фиксация в окружном направлении полуколец с секторами выполнена при помощи подпружиненных штифтов.

Установка на сферические втулки секторов, охваченных полукольцами с упругим натягом по заплечикам, позволяет обойтись без винтов крепления полуколец между собой, что повышает устойчивость работы компрессора путем уменьшения зазоров упругим поджатием втулок.

Выполнение секторов, расположенных на сферических втулках, из материала (например, алюминия), имеющего коэффициент линейного расширения больший, чем из полуколец (например, из титана), повышает надежность компрессора за счет увеличения торцевого натяга при работе двигателя.

Смещение стыков полуколец относительно разъема корпуса с поворотными лопатками на L=3…10 мм устраняет взаимное перемещение полуколец в радиальном направлении, что также повышает надежность компрессора.

Выполнение взаимной фиксации в окружном направлении полуколец с секторами при помощи подпружиненных штифтов позволяет обеспечить удобную сборку и разборку.

На фиг.1 изображен продольный разрез осевого компрессора с направляющим аппаратом.

На фиг.2 - элемент А на фиг.1 (сферическая втулка выполнена из композиционного материала, секторы из алюминия, полукольца из титана).

На фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.2.

На фиг.4 - сечение В-В на фиг.3 (до стыковки двух полуколец с секторами в месте двух разъемов).

Направляющий аппарат 1 осевого компрессора содержит поворотные лопатки 2 с нижними цапфами 3, на которые установлены сферические втулки 4 (например, композиционные). На сферические втулки спереди и сзади установлены сектора 5 (например, четвертинки), которые охвачены полукольцами 6 в окружном направлении по заплечикам 7 со смещением от разъема корпуса на L=3…10 мм. Взаимная фиксация в окружном направлении полуколец 6 с секторами 5 выполнена при помощи подпружиненных штифтов 8. Сектора 5 выполнены из материала (например, алюминия), имеющего коэффициент линейного расширения больший, чем у полуколец 6 (например, из титана).

При работе двигателя поворотные лопатки 2 поворачиваются вокруг своей оси по нижним цапфам 3, установленным в полукольцах 6. Упругая форма полуколец 6 с монтажным натягом по заплечикам 7 позволяет обойтись без винтов крепления полуколец между собой. Смещение полуколец 6 по окружности позволяет обеспечить взаимную фиксацию в разъемах полуколец в радиальном и осевом направлениях без применения штифтов.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 100.
27.04.2013
№216.012.3ab5

Турбина газотурбинного двигателя

Турбина газотурбинного двигателя включает кольцевой входной канал, внутренний корпус которого образован задней крышкой и внутренней конической обечайкой, телескопически установленной на радиальных выступах полок сопловых лопаток первой ступени. Радиальные выступы полок сопловых лопаток первой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480590
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3aec

Способ сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке конических зубчатых передач газотурбинных двигателей так и в общем машиностроении. Способ сборки конической зубчатой передачи заключается в регулировании пространственного положения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480645
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e46

Устройство для сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке ортогональных и неортогональных конических зубчатых передач газотурбинных двигателей, так и в общем машиностроении. Устройство для сборки конической зубчатой передачи содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481509
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.06.2013
№216.012.48f5

Ротор компрессора турбовентиляторного двигателя

Изобретение относится к роторам компрессора газотурбинных турбовентиляторных двигателей. Ротор с дисками зафиксирован резьбовым соединением. Резьбовое соединение размещено в кольцевой воздушной полости с внешней стороны от соединяющей диски цилиндрической перемычки и с внутренней стороны от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484257
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d3d

Рабочая лопатка вентилятора

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения. В рабочей лопатке вентилятора выходы (10) и (11) боковых участков (12) и (13) внутреннего элемента (9) выполнены на спинке (6) пера (2) лопатки в направлениях входной (3) и выходной (4) кромок пера. Со стороны входной кромки (3)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485355
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.07.2013
№216.012.5a30

Силовая установка самолета

Изобретение относится к газотурбинным силовым установкам пассажирских и грузовых самолетов. Силовая установка самолета содержит два газогенератора с мотогондолой, Воздухозаборник, вентилятор и сопло с каналом наружного контура. Воздухозаборник выполнен с сужающимся к вентилятору центральным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488709
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.07.2013
№216.012.5a31

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Изобретение относится к двухконтурным турбореактивным двигателям авиационного применения, предназначенным для длительной работы при сверхзвуковом полете самолета. Двухконтурный турбореактивный двигатель включает воздухо-воздушный теплообменник в канале наружного контура, а также смеситель и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488710
Дата охранного документа: 27.07.2013
20.09.2013
№216.012.6c48

Ротор турбины турбореактивного двигателя

Ротор турбины турбореактивного двигателя содержит диск турбины с размещенными на нем рабочими лопатками и уплотнительным кольцом, установленным на ободе диска с помощью байонетного соединения. Между радиальными выступами диска установлен балансировочный грузик, осевой выступ С-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493371
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.09.2013
№216.012.6fcc

Турбореактивный двигатель

Изобретение относится к авиационным турбореактивным двигателям, включая двигатели для сверхзвуковых самолетов. Турбореактивный двигатель включает турбину низкого давления и регулируемый лепестковый смеситель, содержащий коническую обечайку, на ее выходе. Между турбиной и смесителем установлена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494271
Дата охранного документа: 27.09.2013
10.02.2014
№216.012.9f10

Многоступенчатая газовая силовая турбина

Изобретение относится к многоступенчатым газовым силовым турбинам авиационных двигателей и установок наземного применения. Многоступенчатая газовая силовая турбина включает диски ротора, соединенные между собой фланцами с осевыми штифтами. С внутренней стороны от ступиц дисков установлен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506428
Дата охранного документа: 10.02.2014
Показаны записи 1-10 из 18.
20.01.2013
№216.012.1d3f

Болтовое соединение вращающихся деталей

Изобретение относится к области машиностроения и авиадвигателестроения и может быть использовано для соединения вращающихся деталей ротора газотурбинного двигателя авиационного и наземного применения. Болтовое соединение вращающихся деталей, объединенных в пакет, с расположенными по окружности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472981
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.07.2013
№216.012.54a7

Ротор турбокомпрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Ротор турбокомпрессора газотурбинного двигателя включает ротор компрессора высокого давления, ротор турбины высокого давления и трубу. Труба установлена между двумя отборами воздуха, расположенными внутри...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487274
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.02.2014
№216.012.a2da

Упругодемпферная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к упругодемпферным опорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Упругодемпферная опора газотурбинного двигателя содержит расположенные внутри корпуса шарикоподшипник с упругим элементом, имеющим прорези, и роликоподшипник. Роликоподшипник снабжен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507405
Дата охранного документа: 20.02.2014
10.08.2014
№216.012.e8c7

Статор компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области соединения компрессора и камеры сгорания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Статор компрессора газотурбинного двигателя включает внутренний (3) и наружный (2) корпусы, связанные между собой упругими элементами (6, 7). Внутренний корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525384
Дата охранного документа: 10.08.2014
10.12.2014
№216.013.0cbd

Турбина турбореактивного двигателя

Изобретение относится к турбинам турбореактивных двигателей повышенной степени двухконтурности. Турбина турбореактивного двигателя включает статор, роторы высокого и низкого давлений с размещенным между ними межвальным уплотнением, содержащим установленный на валу ротора высокого давления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534678
Дата охранного документа: 10.12.2014
10.12.2014
№216.013.0cbf

Ротор турбомашины

Изобретение относится к роторам турбомашин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Ротор турбомашины включает диск турбины, соединенный с валом компрессора болтовым соединением, и втулку, расположенную с внутренней стороны ступицы диска. Втулка состоит из подвижной и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534680
Дата охранного документа: 10.12.2014
27.12.2014
№216.013.146f

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель (1) включает в себя корпус приводов (2) с расположенным за ним ниже по потоку воздуха (3) компрессором (4) с передними по потоку спрямляющими (8) и рабочими (9) титановыми лопатками. На переднем хвостовике (12) вала (13) компрессора установлено зубчатое колесо (14)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536655
Дата охранного документа: 27.12.2014
20.08.2015
№216.013.719d

Опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к опорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. В опоре газотурбинного двигателя на валу ротора компрессора расположены шарикоподшипник и ведущая шестерня с буртом. В устройстве подвода масла под ведущей шестерней, между ее буртом и упорным выступом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560655
Дата охранного документа: 20.08.2015
10.12.2015
№216.013.9904

Упругодемпферная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к упругодемпферным опорам ротора газотурбинного двигателя авиационного и наземного применения. Упругодемпферная опора газотурбинного двигателя включает рессору, которая имеет упругий элемент с фланцем, передний торец которого соединен с торцом фланца корпуса центрального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570792
Дата охранного документа: 10.12.2015
13.01.2017
№217.015.7c00

Высоконапорный компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к высоконапорным компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Высоконапорный компрессор включает в себя консольные лопатки поворотного направляющего аппарата, установленные внешними цапфами в Г-образном кольцевом ребре наружного корпуса....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002600479
Дата охранного документа: 20.10.2016
+ добавить свой РИД