Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к рулевым механизмам транспортных средств с гидроусилителем.
Известен рулевой механизм транспортного средства, содержащий установленный на подшипниках в картере винт, механически соединенный с валом-золотником распределителя и кинематически связанный посредством рейки с сектором, установленным в подшипниках эксцентричных регулировочных втулок, и боковые крышки для их фиксации относительно картера [1].
К недостаткам известного рулевого механизма транспортного средства относятся низкая точность регулировки зазора в зубчатом зацеплении рейки с сектором и увеличенный гидравлический люфт, вызванные ступенчатой фиксацией эксцентричных регулировочных втулок относительно картера.
Наиболее близким к заявляемому техническому решению является рулевой механизм транспортного средства, содержащий картер с рядом резьбовых отверстий на боковых торцах и размещенными в нем рейкой, кинематически связанной посредством винта с рулевым валом, сектором, вал которого установлен в подшипниках, эксцентричными регулировочными втулками, центр которых смещен относительно центра отверстий под подшипники вала сектора на величину эксцентриситета, и боковыми крышками. На торцах каждой из эксцентричных втулок выполнен ряд отверстий, расположенных концентрично внутренней поверхности подшипника, а в боковых крышках картера установлены штифты с возможностью взаимодействия с упомянутыми отверстиями на торцах втулок. Ряд отверстий на торцах втулок выполнен симметрично относительно плоскости, проходящей через продольную ось втулки [2].
К недостаткам данного рулевого механизма транспортного средства относятся низкая точность регулировки зазора в зубчатом зацеплении рейки с сектором и выраженный в угловом перемещении вала-золотника и, соответственно рулевого колеса, увеличенный гидравлический люфт, вызванные ступенчатой фиксацией эксцентричных регулировочных втулок относительно картера.
Технический результат заявляемого изобретения заключается в повышении точности регулировки зазора в зубчатом зацеплении поршня-рейки и сектора, уменьшении гидравлического люфта и, следовательно, уменьшении суммарного люфта в рулевом управлении, выраженного в угловом перемещении рулевого колеса.
Задачей является улучшение управляемости транспортного средства.
Поставленная задача достигается за счет того, что в рулевом механизме транспортного средства, содержащем картер с рядом резьбовых отверстий на боковых торцах и размещенными в нем рейкой, кинематически связанной посредством винта с рулевым валом, сектором, вал которого установлен в подшипниках, эксцентричными регулировочными втулками, центр которых смещен относительно центра отверстий под подшипники вала сектора на величину эксцентриситета, и боковыми крышками, новым является то, что боковые крышки снабжены выступами, расположенными на осях их симметрии с возможностью взаимодействия с пазами, выполненными на круговых буртиках, расположенных на внешних торцах эксцентричных втулок, и на боковых крышках выполнены круговые пазы для крепления, длина которых равна или больше суммарного значения расстояния между рядом расположенными резьбовыми отверстиями на боковых торцах картера и диаметра резьбовых отверстий.
В отличие от прототипа, в котором обеспечивается ступенчатая фиксация эксцентричных регулировочных втулок, в заявляемом рулевом механизме с гидроусилителем применена бесступенчатая фиксация эксцентричных регулировочных втулок, повышающая точность регулировки зазора в зубчатом зацеплении поршня-рейки с сектором и уменьшающая гидравлический люфт.
Сущность изобретения поясняется чертежами:
на фиг.1 приведена конструктивная схема рулевого механизма транспортного средства с гидроусилителем;
на фиг.2 - вид А на фиг.1.
Рулевой механизм транспортного средства с гидроусилителем содержит установленный на подшипниках в картере 1 винт 2, механически соединенный с валом-золотником распределителя (на фиг.1 и 2 не показаны) и кинематически связанный посредством поршня-рейки 3 с сектором 4, вал которого установлен в подшипниках 5 и 6. Эксцентричные регулировочные втулки 7 и 8 контактируют с внутренней стороны через упорные кольца 9 и 10 с торцами сектора 4 и зафиксированы с внешней стороны стопорными кольцами 11 и 12. Боковые крышки 13 и 14 на внутренней поверхности снабжены выступами 15 и 16, расположенными на их осях симметрии с возможностью взаимодействия с одним из пазов 17 или 18 и 19 или 20, выполненных на круговых буртиках 21 и 22, расположенных на внешних торцах эксцентричных регулировочных втулок 7 и 8. На боковых крышках 13 и 14 выполнены круговые пазы 23 и 24 для крепежных болтов 25 и 26, по длине L равные или больше суммарного значения расстояния S между рядом расположенными резьбовыми отверстиями 27 и 28 на боковых торцах картера 1 и диаметра D резьбовых отверстий 27 и 28 (L≥S+D).
Винт 2 соединен с поршнем-рейкой 3 циркулирующими шариками 29.
Сектор 4 уплотняется кольцами 30 и 31, эксцентричные регулировочные втулки 7 и 8 - кольцами 32 и 33, центральные отверстия в боковых крышках 13 и 14 закрываются соответственно вставкой 34 и уплотнителем 35.
Работает рулевой механизм следующим образом.
При вращении вала-золотника распределителя (на фиг.1 и 2 не показаны) и винта 2 против часовой стрелки, если смотреть спереди, поршень-рейка 3 благодаря циркулирующим шарикам 29 под действием давления рабочей жидкости перемещается вперед, поворачивая сектор 4 в подшипниках 5 и 6 против часовой стрелки, если смотреть со стороны шлицевой части вала сектора 4, и, следовательно, управляемые колеса влево.
При вращении вала-золотника распределителя (на фиг.1 и 2 не показаны) и винта 2 по часовой стрелке, если смотреть спереди, поршень-рейка 3 благодаря циркулирующим шарикам 29 и под действием давления рабочей жидкости перемещается назад, поворачивая сектор 4 в подшипниках 5 и 6 по часовой стрелке и, следовательно, управляемые колеса вправо.
Регулировка зазора в зацеплении поршня-рейки и сектора производится в следующем порядке.
Зазор в зубчатом зацеплении поршня-рейки 3 и сектора 4 регулируется поворотом эксцентричных регулировочных втулок 7 и 8 в картере 1 на один и тот же угол при снятых боковых крышках 13 и 14. Вращение эксцентричных регулировочных втулок 7 и 8 может осуществляться как по часовой, так и против часовой стрелки, если смотреть со стороны шлицевой части вала сектора 4. После регулировки зазора в зубчатом зацеплении поршня-рейки 3 и сектора 4 боковые крышки 13 и 14 выступами 15 и 16 устанавливаются соответственно в пазы 17 или 18 и 19 или 20 круговых буртиков 21 и 22 эксцентричных регулировочных втулок 7 и 8 и крепятся болтами 25 и 26, проходящими через круговые пазы 23 и 24 в крышках 13 и 14 и ввернутыми в резьбовые отверстия 27 и 28 на боковых торцах картера 1.
Длина L≥S+D круговых пазов 23 и 24 в боковых крышках 13 и 14 обеспечивает установку боковых крышек 13 и 14 при любом положении эксцентричных регулировочных втулок 7 и 8 после их поворота.
Источники информации
1. А.с. СССР №931560, B62D 3/02, опубл. 1982.
2. А.с. СССР №921925, B62D 3/02, опубл. 1982.
Рулевоймеханизмтранспортногосредствасгидроусилителем,содержащийкартерсрядомрезьбовыхотверстийнабоковыхторцахиразмещеннымивнемрейкой,кинематическисвязаннойпосредствомвинтасрулевымвалом,сектором,валкоторогоустановленвподшипниках,эксцентричнымирегулировочнымивтулками,центркоторыхсмещенотносительноцентраотверстийподподшипникиваласекторанавеличинуэксцентриситета,ибоковымикрышками,отличающийсятем,чтобоковыекрышкиснабженывыступами,расположенныминаосяхихсимметриисвозможностьювзаимодействияспазами,выполненныминакруговыхбуртиках,расположенныхнавнешнихторцахэксцентричныхвтулок,приэтомнабоковыхкрышкахвыполненыкруговыепазыдлякрепления,длинакоторыхравнаилибольшесуммарногозначениярасстояниямеждурядомрасположеннымирезьбовымиотверстияминабоковыхторцахкартераидиаметрарезьбовыхотверстий.