×
08.05.2019
219.017.490e

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ УПРУГИХ ОБЪЕКТОВ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к исследованию упругих свойств конструкций или сооружений, а именно объектов транспортной инфраструктуры и самих транспортных средств, посредством создания их физических и конечно-элементных (КЭ) моделей. В ходе реализации способа создают геометрически подобные масштабные физические и конечно-элементные модели упругих объектов, производят их гармоническое нагружение различными видами нагрузок, определенными в соответствии с масштабными критериями подобия, измеряют частоты и амплитуды резонансных колебаний различных параметров напряженно-деформированного состояния созданных моделей. Дополнительно производят тепловое нагружение геометрически подобных масштабных физических и КЭ моделей упругих объектов, измеряют и рассчитывают частоты и амплитуды резонансных колебаний различных параметров напряженно-деформированного состояния физических и КЭ моделей во всем диапазоне их собственных частот с учетом обратной пропорциональности изменения величин частот при изменении масштаба физических и КЭ моделей, которые дорабатывают, добиваясь соответствия измеренных и рассчитанных величин частот и амплитуд резонансных колебаний этих параметров реальным их значениям для натурных объектов. Технический результат заключается в повышении точности исследования параметров напряженно-деформированного состояния натурных объектов с целью достижения соответствия частот резонансных колебаний для физических, КЭ моделей и самих натурных объектов во всем диапазоне их собственных частот с учетом обратной пропорциональности изменения частот в зависимости от масштаба физических и КЭ моделей, и их теплового нагружения. 5 ил.

Изобретение относится к исследованию упругих свойств конструкций или сооружений, а именно объектов транспортной инфраструктуры и самих транспортных средств, посредством создания их физических и конечно-элементных (КЭ) моделей.

Известен способ моделирования напряженно-деформированного состояния авиационной панели. Изобретение относится к испытательной технике. Сущность изобретения заключается в том, что нагружают масштабную модель в виде прямоугольной обшивки, соединенную дискретно на отдельных участках или непрерывно с продольными и поперечными силовыми наборами. Напряжение в панели в натуре определяют по заданной формуле перехода от напряжений, измеренных в модели, к напряжениям в натуре. Для идентичного напряженно-деформированного состояния натуры и модели принимают равными масштаб толщин обшивки и масштаб толщин силового набора, одинаковые граничные условия, произвольный общий масштаб геометрического подобия и равные относительные модули продольной упругости. Нагружение модели осуществляют растягивающими или сжимающими усилиями по торцам силового набора, либо по кромкам обшивки с сохранением подобия распределения усилий по натуре (Патент РФ №2243525, МПК G01M 5/00, опубл. 27.12.2004). Недостатком указанного способа является применение разных масштабов для различных элементов конструкции.

Известна также разработанная при конечно-элементном моделировании динамическая интерпретация масштабного эффекта, заключающаяся в том, что изменение масштаба КЭ модели исследуемого объекта влечет за собой обратно-пропорциональное изменение ее собственных частот. И, следовательно, при гармоническом нагружении резонансы на определенных собственных частотах в КЭ модели большого объекта наступают значительно раньше, чем в КЭ модели малого объекта, что и может объяснять физику более раннего разрушения больших объектов (Шабуневич В.И. Масштабный эффект в динамике конструкций. М.: Транслит, 2013, - 68 с.). Недостатком данной методики является отсутствие экспериментальных измерений и тепловых нагружений исследуемых объектов.

В ОКБ «Гидропресс» для проверки разработанных методик, программ и правильности используемых расчетных моделей выполнялись экспериментальные исследования сейсмического отклика оборудования водо-водяного энергетического реактора (ВВЭР) на моделях малого масштаба. Описанный в издании (Б.Н. Дранченко и др. Экспериментальные исследования напряженного состояния и прочности оборудования ВВЭР, М.: ИКЦ «Академкнига», 2004, - 640 с.) способ принят за прототип. Способ проведения исследований заключался в том, что масштабные модели последовательно устанавливались на специально изготовленной виброплатформе, колебания которой возбуждались электродинамическими вибраторами, позволяющими воспроизводить гармонические, случайные или специально формируемые реализации законов изменения ускорений во времени в модельном (масштабном) диапазоне ускорений и частот. Применялись электродинамические вибраторы типа ВЭДС (вибрационный электродинамический стенд) с максимальным толкающим усилием 100-200 кг и рабочим диапазоном частот 4-4000 Гц. Собственные частоты колебаний находились путем обработки осциллограмм показаний тензорезисторов в резонансных режимах. Исследования на вибрационном стенде позволили изучить характер деформирования основных элементов натурных объектов при резонансных колебаниях, найти значения собственных частот колебаний и влияние на эти значения жидкой среды (воды). Недостатками прототипа является отсутствие теплового нагружения моделей и неполный диапазон частот для сравнения моделей и натурных объектов.

Техническим результатом изобретения является повышение точности исследования параметров напряженно-деформированного состояния натурных объектов с целью достижения соответствия частот резонансных колебаний для физических и КЭ моделей и самих натурных объектов во всем диапазоне их собственных частот с учетом обратной пропорциональности изменения частот в зависимости от масштаба физических и КЭ моделей, и их теплового нагружения.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе исследования параметров напряженно-деформированного состояния упругих объектов, заключающемся в том, что создают геометрически подобные масштабные физические и КЭ модели упругих объектов, производят их гармоническое нагружение различными видами нагрузок, определенными в соответствии с масштабными критериями подобия, измеряют частоты и амплитуды резонансных колебаний различных параметров напряженно-деформированного состояния созданных моделей, дополнительно производят тепловое нагружение геометрически подобных масштабных физических и КЭ моделей упругих объектов, измеряют и рассчитывают частоты и амплитуды резонансных колебаний различных параметров напряженно-деформированного состояния геометрически подобных масштабных физических и КЭ моделей во всем диапазоне их собственных частот с учетом обратной пропорциональности изменения величин частот при изменении масштаба физических и КЭ моделей, которые дорабатывают, добиваясь соответствия измеренных и рассчитанных величин частот и амплитуд резонансных колебаний этих параметров реальным их значениям для натурных объектов.

Предлагаемый способ рассмотрен на примере КЭ моделей решетки железнодорожного полотна.

Сущность способа поясняются следующими фигурами.

На фиг. 1 представлена фотография исследуемой натурной решетки железнодорожного полотна.

На фиг. 2 приведен график изменений виброускорений свободных колебаний по частоте для головки рельса в поперечном направлении натурной решетки железнодорожного полотна.

На фиг. 3 представлена конечно-элементная модель масштаба М1:1 исследуемой решетки железнодорожного полотна.

На фиг. 4 (а, б) приведены графики изменений суммарного виброускорения узла сетки головки рельса КЭ модели решетки масштаба М1:1 по частоте приложенной нагрузки при температурах модели 20°C и 70°C соответственно.

На фиг. 5 (а, б) приведены графики изменений суммарного виброускорения узла сетки головки рельса КЭ модели решетки масштаба M1:10 по частоте приложенной нагрузки при температурах модели 20°C и 70°C соответственно.

Способ осуществляется следующим образом. Для проведения испытаний создают масштабные геометрически подобные физические и КЭ модели. При различных температурах проводят гармоническое нагружение моделей различными видами нагрузок, величины которых определяют в соответствии с масштабным эффектом. Измеряют и рассчитывают частоты и амплитуды резонансных колебаний исследуемых параметров напряженно-деформированного состояния моделей. Сравнивают измеренные и рассчитанные на моделях и на натурных объектах резонансные частоты с учетом обратной пропорциональности их изменения в зависимости от изменения масштаба. И дорабатывают модели, добиваясь их соответствия по частотам натурным объектам с учетом масштабного эффекта.

На фигурах 4 (а, б) и 5 (а, б) наблюдается соответствие обратно-пропорциональной зависимости изменений резонансных частот колебаний от изменения масштаба моделей и значительное увеличение резонансных амплитуд колебаний на некоторых частотах при увеличении температуры. Значительное различие в амплитудах ускорений экспериментального графика (фиг. 2) и расчетных графиков (рис. 4 и 5) объясняется тем, что в экспериментах нагружение осуществлялось слабыми ударами молотка (резинового и металлического) по головке рельса, а в расчетах обеспечивалось гармоническое нагружение поперечными силами 100 кг и 10 кг для КЭ моделей M1:1 и М1:10 соответственно.

Способ позволит проводить исследование параметров напряженно-деформированного состояния объектов транспортной инфраструктуры и самих транспортных средств на их масштабных геометрически подобных моделях, не выезжая непосредственно к месту расположения натурных объектов, а также позволит значительно уменьшить время проведения испытаний и затрачиваемые при этом средства.

Способ исследования параметров напряженно-деформированного состояния упругих объектов, заключающийся в том, что создают геометрически подобные масштабные физические и конечно-элементные модели упругих объектов, производят их гармоническое нагружение различными видами нагрузок, определенными в соответствии с масштабными критериями подобия, измеряют частоты и амплитуды резонансных колебаний различных параметров напряженно-деформированного состояния созданных моделей, отличающийся тем, что дополнительно производят тепловое нагружение геометрически подобных масштабных физических и конечно-элементных моделей упругих объектов, измеряют и рассчитывают частоты и амплитуды резонансных колебаний различных параметров напряженно-деформированного состояния геометрически подобных масштабных физических и конечно-элементных моделей во всем диапазоне их собственных частот с учетом обратной пропорциональности изменения величин частот при изменении масштаба физических и конечно-элементных моделей, которые дорабатывают, добиваясь соответствия измеренных и рассчитанных величин частот и амплитуд резонансных колебаний этих параметров реальным их значениям для натурных объектов.
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ УПРУГИХ ОБЪЕКТОВ
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ УПРУГИХ ОБЪЕКТОВ
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ УПРУГИХ ОБЪЕКТОВ
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ УПРУГИХ ОБЪЕКТОВ
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ УПРУГИХ ОБЪЕКТОВ
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ УПРУГИХ ОБЪЕКТОВ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 39.
25.08.2017
№217.015.a056

Тяговый электропривод постоянного тока

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Тяговый электропривод постоянного тока содержит тяговый электродвигатель постоянного тока, преобразователь напряжения, биполярный транзистор с изолированным затвором, соединенные последовательно якорную обмотку и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002606406
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.a150

Способ автоматического автономного подогрева системы охлаждения дизеля тепловоза

Изобретение относится к прогреву дизеля тепловоза. Способ автоматического автономного подогрева системы охлаждения дизеля тепловоза заключается в том, что периодически запускают прогретый дизель, осуществляя нагрев дизеля и его системы охлаждения. Отключение дизеля происходит автоматически при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002606428
Дата охранного документа: 10.01.2017
26.08.2017
№217.015.d7b2

Рельсосмазыватель ручной

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к устройствам, обеспечивающим смазку боковых рабочих поверхностей головок рельсов в кривых участках рельсового пути, включая железнодорожные и трамвайные рельсовые пути. Рельсосмазыватель ручной состоит из бачка с системой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622732
Дата охранного документа: 19.06.2017
26.08.2017
№217.015.d93a

Устройство для плазменно-электролитического оксидирования металлов и сплавов

Изобретение относится к области гальванотехники и может быть использовано для получения оксидно-керамических покрытий. Устройство содержит источник трехфазного переменного или постоянного напряжения, подключенного к трехфазному мостовому выпрямителю, выходы которого соединены с фильтром, первый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623531
Дата охранного документа: 27.06.2017
19.01.2018
№218.016.0494

Маневровый тепловоз и способ его эксплуатации без машиниста

Группа изобретений относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Маневровый тепловоз содержит ходовые механизмы, тяговую электропередачу с дизель-генераторной установкой, питающую тяговые электродвигатели. На торцевых сторонах маневрового тепловоза расположены дальномеры...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630859
Дата охранного документа: 13.09.2017
20.01.2018
№218.016.15f7

Устройство для микродугового оксидирования металлов и сплавов

Изобретение относится к оборудованию для электролитической обработки поверхностей металлов и сплавов и может быть использовано для получения оксидно-керамических покрытий. Устройство содержит источник трехфазного переменного или постоянного напряжения, подключенный к трехфазному мостовому...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635120
Дата охранного документа: 09.11.2017
10.05.2018
№218.016.3b0f

Устройство для крепления контейнера к раме платформы

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Устройство для крепления контейнеров к раме (1) платформы содержит закрепленный на раме упор (2) и стопор (3), выполненный из цельного круглого прутка, согнутого в виде скобы. Концевые части (4, 5) стопора выполнены разной длины,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647358
Дата охранного документа: 15.03.2018
10.05.2018
№218.016.3f1a

Тормозная система железнодорожного подвижного состава

Тормозная система относится к области железнодорожного подвижного состава. Тормозная система содержит тормозную магистраль, тормозные цилиндры для каждой тележки, воздухораспределитель пассажирского типа и электровоздухораспределитель, подключенные через разобщительный кран к тормозной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002648493
Дата охранного документа: 26.03.2018
10.05.2018
№218.016.4cec

Способ регулирования скорости движения тепловоза в режиме электрического торможения

Изобретение относится к электродинамическим тормозным системам для транспортных средств. Способ регулирования скорости движения тепловоза в режиме электрического торможения заключается в том, что обмотки возбуждения тормозящих тяговых электродвигателей соединяют последовательно и подключают к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652481
Дата охранного документа: 26.04.2018
10.05.2018
№218.016.4dc7

Способ регулирования электрической передачи тепловоза

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Предложен способ регулирования электрической передачи тепловоза. Задают частоту вращения вала теплового двигателя, приводящего во вращение тяговый генератор постоянного тока. Измеряют положение дозирующего органа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652426
Дата охранного документа: 26.04.2018
Показаны записи 1-9 из 9.
20.06.2014
№216.012.d47c

Способ обнаружения возможности наступления катастрофических явлений

Изобретение относится к области интерферометрических исследований поверхности Земли и может быть использовано для обнаружения возможности наступления катастрофических явлений. Сущность: проводят межвитковую дифференциальную интерферометрию поверхности Земли, получая пары комплексных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520167
Дата охранного документа: 20.06.2014
10.11.2015
№216.013.8e28

Защитное устройство оси колесной пары рельсового транспортного средства

В защитном устройстве (1) оси колесной пары антикоррозионное покрытие (3) выполнено на полиуретановой основе и наносится непосредственно на металл оси, а защитная оболочка (4) выполнена из тонкой спрессованной проволоки в виде листа, обернутого вокруг оси колесной пары и закрепленного на ней....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002568001
Дата охранного документа: 10.11.2015
25.08.2017
№217.015.cece

Способ регулирования резонансных колебаний и устройство для его осуществления

Предложен способ регулирования резонансных колебаний, заключающийся в том, что резонансные колебания центральной цилиндрической или сферической массы (или физического поля), связанной с внешней цилиндрической или сферической массой (или взаимно проникающим полем), концентричной с центральной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620711
Дата охранного документа: 29.05.2017
10.05.2018
№218.016.4adf

Стенд для испытания колес и осей колесных пар на сопротивление усталости и способ проведения испытаний

Изобретение относится к стендам, осуществляющим испытание колес и осей колесных пар железнодорожного подвижного состава на сопротивление усталости. Стенд содержит двигатель, нагружающее устройство с неуравновешенной массой, опорную плиту, опирающуюся через пружины на фундамент. На опорной плите...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651629
Дата охранного документа: 23.04.2018
26.10.2018
№218.016.9658

Способ определения напряженно-деформированного состояния различных упругих объектов

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, в частности к области диагностики напряженно-деформированного состояния упругих объектов, в частности рельсовых плетей бесстыкового пути. При реализации способа создают конечно-элементную модель упругого объекта, определяют формы и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002670723
Дата охранного документа: 24.10.2018
29.03.2019
№219.016.efab

Способ установки дизель-генератора на раму тепловоза

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к способу установки дизель-генератора на раму тепловоза. Способ включает размещение на раме два ряда платиков, их приварку к раме, закрепление устройств для гашения вибрации и установку дизель-генератора на раму тепловоза. Перед...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002295455
Дата охранного документа: 20.03.2007
08.05.2019
№219.017.491d

Способ определения предела выносливости стальных деталей и образцов

Изобретение относится к области определения предела выносливости стальных деталей и образцов из стали, путем приложения к ним повторяющихся или пульсирующих усилий. Сущность: осуществляют нагружение силами, прикладываемыми с постоянной частотой и ступенчатым изменением амплитуды, начиная от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686877
Дата охранного документа: 06.05.2019
31.05.2019
№219.017.7047

Устройство для защиты оси колесной пары рельсового транспортного средства и способ его установки

Изобретение относится к области устройств защиты колесных пар транспортных средств, в частности железнодорожных колесных пар, и способам их установки. Прямоугольный упругий мат выполняют из проволочной сетки с ячейками ромбической формы. На колесную ось устанавливают съемные проставки. Мат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002689925
Дата охранного документа: 29.05.2019
10.05.2023
№223.018.53a8

Способ оценки напряженно-деформированного состояния железнодорожного пути в условиях крайнего севера и сибири

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается контроля и оценки фактического состояния элементов железнодорожного пути и прилегающей инфраструктуры в условиях Крайнего Севера и Сибири. Согласно способу оценки напряженно-деформированного состояния железнодорожного пути, в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002795351
Дата охранного документа: 03.05.2023
+ добавить свой РИД