×
29.04.2019
219.017.4578

Результат интеллектуальной деятельности: СИСТЕМА ЭЛЕКТРОДВИЖЕНИЯ АВТОНОМНОГО ОБЪЕКТА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к электроприводу переменного тока автономных объектов. Система содержит последовательно соединенные ДВС переменной частоты вращения, генератор переменного тока, преобразователь частоты, тяговый электродвигатель переменного тока. К выходу генератора переменного тока подключен преобразователь частоты. К ДВС подключен блок формирования оптимальной частоты вращения вала ДВС. К входу блока формирования оптимальной частоты вала ДВС подключен блок вычисления мощности нагрузки. К преобразователям частоты подключены блоки стабилизации амплитуды напряжения. Блок стабилизации амплитуды напряжения преобразователя частоты соединен с выходом задатчика частоты вращения тягового электродвигателя. Вход блока стабилизации частоты вращения тягового электродвигателя соединен с выходом датчика частоты вращения тягового электродвигателя. К входу преобразователя частоты подключен задатчик частоты выходного напряжения. Технический результат заключается в снижении потребления топлива ДВС, стабилизации параметров амплитуды и частоты переменного напряжения или стабилизированного постоянного напряжения. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к системам электродвижения переменного тока автономных объектов на базе двигателя внутреннего сгорания (ДВС) (дизельного, бензинового или газового) и генератора переменного тока (синхронного или асинхронного) и предназначено для питания тягового электродвигателя переменного тока (синхронного или асинхронного), работающего с переменной частотой вращения, а также для обеспечения потребителей бортовой сети автономного объекта электроэнергией со стабилизированными параметрами частоты и амплитуды переменного напряжения, или стабилизированным постоянным напряжением, и может быть использовано в автомобилестроении, локомотивостроении, судостроении.

Известна система электродвижения автономного объекта, содержащая синхронный генератор с несколькими m-фазными обмотками статора, приводимый во вращение первичным двигателем (ДВС), и асинхронные двигатели, подключенные к генератору (авторское свидетельство СССР №691320, кл. B60L 11/08, 1976). Недостатком электропередачи является ступенчатое регулирование частоты вращения двигателей и низкий КПД (высокое потребление топлива) вследствие того, что первичный двигатель (ДВС) при разных нагрузках работает с постоянной частотой вращения.

Наиболее близкой по техническому решению является система электродвижения автономного объекта (Патент РФ №2093378. МПК B60L 11/08, 1995), содержащая генератор переменного тока, ротор которого, несущий обмотку возбуждения, кинематически связан с первичным двигателем (ДВС), трехфазный электродвигатель переменного тока, статорные обмотки которого подключены через преобразователь частоты к статорным обмоткам генератора переменного тока. Данное устройство позволяет плавно регулировать частоту вращения электродвигателя. Недостатком устройства является низкий КПД (высокое потребление топлива) вследствие того, что ДВС при разных нагрузках работает с постоянной частотой вращения.

Решаемая задача - создание системы электродвижения автономного объекта на базе ДВС переменной частоты вращения.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является снижение потребления топлива ДВС системы электродвижения автономного объекта путем выбора оптимальной частоты вращения вала ДВС, соответствующей мощности его нагрузки, при условии обеспечения требуемой частоты вращения тягового электродвигателя переменного тока, а также обеспечение потребителей бортовой сети автономного объекта электроэнергией со стабилизированными параметрами частоты и амплитуды переменного напряжения или стабилизированным постоянным напряжением.

Этот технический результат достигается тем, что в системе электродвижения автономного объекта, содержащей последовательно соединенные ДВС, генератор переменного тока, преобразователь частоты, питающий тяговый электродвигатель переменного тока, применяется ДВС с переменной частотой вращения; к выходу генератора переменного тока подключен преобразователь частоты для питания потребителей бортовой сети автономного объекта, поддерживающий на выходных выводах на заданном уровне частоту и амплитуду переменного напряжения, либо значение постоянного напряжения; к ДВС подключен блок формирования оптимальной частоты вращения вала ДВС, к входу которого подключен блок вычисления мощности нагрузки, соединенный с выходами датчиков тока и напряжения на выходе преобразователей частоты; к преобразователям частоты подключены блоки стабилизации амплитуды напряжения, соединенные с выходами датчиков напряжения на выходе преобразователей частоты; блок стабилизации амплитуды напряжения преобразователя частоты, питающего тяговый электродвигатель переменного тока, соединен с выходом задатчика частоты вращения тягового электродвигателя переменного тока, входящего в состав блока стабилизации частоты вращения тягового электродвигателя переменного тока, в состав которого также входят регулятор частоты вращения тягового электродвигателя переменного тока и сумматор сигналов, на вход которого поступает сигнал с датчика частоты вращения тягового электродвигателя переменного тока; выход блока стабилизации частоты вращения тягового электродвигателя переменного тока подключен к преобразователю частоты, питающему тяговый электродвигатель переменного тока; к входу преобразователя частоты, питающему потребители бортовой сети автономного объекта, подключен задатчик частоты выходного напряжения.

Преобразователь частоты, питающий тяговый электродвигатель переменного тока, и преобразователь частоты, питающий потребители бортовой сети автономного объекта, могут содержать трансформаторы.

Применение ДВС переменной частоты вращения, подключение к выходу генератора переменного тока преобразователя частоты, поддерживающего на выходных выводах на заданном уровне частоту и амплитуду переменного напряжения либо значение постоянного напряжения; подключение к ДВС блока формирования оптимальной частоты вращения вала ДВС, к входу которого подключен блок вычисления мощности нагрузки, соединенный с выходами датчиков тока и напряжения на выходе преобразователей частоты; подключение к преобразователям частоты блоков стабилизации амплитуды напряжения, соединенных с выходами датчиков напряжения на выходе преобразователей частоты; соединение блока стабилизации амплитуды напряжения преобразователя частоты, питающего тяговый электродвигатель переменного тока, с выходом задатчика частоты вращения тягового электродвигателя переменного тока, входящего в состав блока стабилизации частоты вращения тягового электродвигателя переменного тока, выход которого подключен к преобразователю частоты, питающему тяговый электродвигатель переменного тока, а вход подключен к датчику частоты вращения тягового электродвигателя переменного тока; подключение блока задатчика частоты напряжения к входу преобразователя частоты, питающему потребители бортовой сети автономного объекта, выгодно отличает предлагаемое устройство от известного, так как обеспечивает экономию топлива при условии обеспечения требуемой частоты вращения тягового электродвигателя переменного тока и обеспечения потребителей бортовой сети автономного объекта электроэнергией со стабилизированными параметрами частоты и амплитуды переменного напряжения, или стабилизированным постоянным напряжением.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где показана функциональная схема устройства.

Система электродвижения автономного объекта содержит последовательно соединенные ДВС 1 переменной частоты вращения, генератор 2 переменного тока, преобразователь частоты 3, датчик тока 4, тяговый электродвигатель 5 переменного тока, гребной винт (колесо или колесную пару) 6; к выходу генератора 2 переменного тока также последовательно подключены преобразователь частоты 7, датчик тока 8, выходные выводы 9. К входу ДВС 1 подключен блок 10 формирования оптимальной частоты вращения вала ДВС 1, содержащий датчик 11 частоты вращения вала ДВС 1, сумматор сигналов 12, регулятор 13 частоты вращения вала ДВС 1, блок 14 задания экономичной частоты вращения вала ДВС 1, к входу которого подключен блок 15 вычисления мощности нагрузки, соединенный с выходами датчиков тока 4, 8 и датчиков напряжения 16, 17 на выходе преобразователей частоты 3, 7. К входам преобразователей частоты 3, 7 подключены блоки 18, 19 стабилизации амплитуды напряжения. Блок 18 стабилизации амплитуды напряжения, состоящий из регулятора напряжения 20, сумматора сигналов 21 и задатчика 22 амплитуды напряжения, соединен с выходом датчика напряжения 16 и выходом задатчика 23 частоты вращения электродвигателя 5, входящего в состав блока 24 стабилизации частоты вращения электродвигателя 5, в состав которого также входят регулятор частоты вращения 25 электродвигателя 5 и сумматор сигналов 26. На вход блока 24 стабилизации частоты вращения поступает сигнал с датчика частоты вращения 27 гребного (тягового) электродвигателя переменного тока 5. Выход регулятора частоты вращения 25 подключен к входу преобразователя частоты 3. Блок 19 стабилизации амплитуды напряжения состоит из задатчика 28 амплитуды напряжения, сумматора сигналов 29 и регулятора напряжения 30. Вход блока 19 стабилизации напряжения подключен к выходу датчика напряжения 17. Выход задатчика 31 частоты выходного напряжения соединен с преобразователем частоты 7.

Устройство работает следующим образом.

Блок 10 формирования оптимальной частоты вращения вала ДВС 1 получает сигнал с блока вычисления мощности нагрузки 15, который соединен с выходами датчиков тока 4, 8 и датчиков напряжения 16, 17 на выходе преобразователей частоты 3, 7. В зависимости от значения мощности нагрузки блок 14 задания экономичной частоты вращения вала ДВС 1, в программу работы которого заложены оптимальные зависимости частоты вращения вала ДВС 1 от мощности нагрузки, соответствующие минимальному расходу топлива, задает оптимальную частоту вращения вала ДВС 1. С помощью сумматора сигналов 12 вычисляется разность сигнала задания оптимальной частоты вращения вала ДВС 1 от блока 14 и сигнала датчика 11 частоты вращения вала ДВС 1. Сигнал от сумматора 12 поступает на вход регулятора 13 частоты вращения вала ДВС 1, который поддерживает частоту вращения вала ДВС 1 на уровне, заданном блоком 14. Таким образом, при изменении мощности нагрузки на выходных выводах 9 и при изменении частоты вращения гребного винта, колеса или колесной пары 6, а следовательно, и мощности, потребляемой электродвигателем 5, частота вращения вала ДВС 1 будет поддерживаться оптимальной с точки зрения минимального потребления топлива.

Поскольку частота вращения вала ДВС 1 будет изменяться в зависимости от частоты вращения гребного винта, колеса или колесной пары 6 и мощности нагрузки на выходных выводах 9, то амплитуда и частота напряжения генератора переменного тока 2 будут также изменяться.

Для вращения гребного винта, колеса или колесной пары 6 с требуемой частотой вращения необходимо поддерживать на определенном уровне частоту и амплитуду выходного синусоидального напряжения преобразователя частоты 3, питающего электродвигатель 5.

Стабилизация амплитуды и частоты переменного напряжения на входе электродвигателя 5 в зависимости от заданной частоты его вращения осуществляется следующим образом.

Преобразователь частоты 3, питающий электродвигатель 5, преобразует выходное напряжение генератора 2 переменной амплитуды и частоты в переменное напряжение заданной амплитуды и частоты. На вход преобразователя частоты 3, питающего электродвигатель 5, поступает сигнал от блока 18 стабилизации напряжения, в состав которого входит сумматор сигналов 21, с помощью которого вычисляется разность сигналов от задатчика 22 амплитуды напряжения и датчика напряжения 16, установленного на выходе преобразователя частоты 3. Сигнал от сумматора 21 поступает на вход регулятора напряжения 20, который поддерживает на выходе преобразователя частоты 3 амплитуду переменного напряжения на уровне, задаваемом задатчиком 22 амплитуды напряжения, который вычисляет задание на амплитуду выходного напряжения преобразователя частоты 3 в зависимости от сигнала, поступающего на его вход с задатчика 23 частоты вращения электродвигателя 5.

На вход преобразователя частоты 3 поступает сигнал от блока 24 стабилизации частоты вращения электродвигателя 5, в состав которого входит сумматор сигналов 26, вычисляющий разность сигналов от задатчика 23 частоты вращения электродвигателя 5 и датчика частоты вращения 27 электродвигателя 5. Сигнал от сумматора 26 поступает на вход регулятора 25 частоты вращения, который поддерживает на выходе преобразователя частоты 3 частоту переменного напряжения на уровне, задаваемом задатчиком 23 частоты вращения электродвигателя 5.

Стабилизация амплитуды и частоты напряжения на выходных выводах 9, к которым подключаются потребители бортовой сети автономного объекта, на заданном уровне осуществляется следующим образом.

Преобразователь частоты 7 преобразует выходное напряжение генератора 2 переменного тока в переменное напряжение с заданными параметрами амплитуды и частоты либо в постоянное напряжение заданного уровня. На вход преобразователя частоты 7 поступает сигнал от блока 19 стабилизации амплитуды напряжения, в состав которого входит сумматор сигналов 29, с помощью которого вычисляется разность сигналов от задатчика 28 амплитуды напряжения и датчика напряжения 17 на выходе преобразователя частоты 7. Сигнал от сумматора 29 поступает на вход регулятора напряжения 30, который поддерживает на выходных выводах 9 амплитуду переменного напряжения или значение постоянного напряжения на уровне, задаваемом задатчиком 28 амплитуды напряжения.

Частота выходного напряжения на выходных выводах 9 при изменении частоты вращения вала ДВС 1 поддерживается неизменной с помощью преобразователя частоты 7 на уровне, задаваемом блоком 31 задатчика частоты выходного напряжения. В частном случае частота напряжения на выходных выводах 9 может быть равна нулю. При этом на выходных выводах 9 формируется постоянное напряжение, значение которого стабилизируется на уровне, определяемом задатчиком 28 амплитуды напряжения.

С точки зрения топливной экономичности при изменении мощности нагрузки частоту вращения вала ДВС 1 следует менять в широких пределах, при этом минимальная частота вращения вала может в несколько раз отличаться от номинальной частоты [Алешков О.А. Повышение топливной экономичности первичного дизеля в составе многофункционального энерготехнологического комплекса оптимизацией скоростного режима: Автореф. дис. … канд. техн. наук. Барнаул, 2009]. Следовательно, и амплитуда выходного синусоидального напряжения генератора 2 переменного тока будет меняться в широком диапазоне, и ее минимальное значение будет в несколько раз меньше номинального значения.

Поэтому для стабилизации амплитуды выходного синусоидального напряжения преобразователей частоты 3, 7 на уровне номинального значения напряжения статора генератора 2 переменного тока в состав преобразователей частоты 3, 7 могут быть включены трансформаторы.

По данным научно-технической и патентной литературы авторам неизвестна заявляемая совокупность признаков, направленная на достижение поставленной задачи, и это решение не вытекает с очевидностью из известного уровня техники, что позволяет сделать вывод о соответствии решения уровню изобретения.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-8 из 8.
20.02.2013
№216.012.27ca

Способ измерения расхода двухфазной трехкомпонентной среды

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности, а именно к способам определения дебита нефтяных скважин без предварительной сепарации газа из продукции скважины. Способ измерения расхода двухфазной трехкомпонентной среды включает калибровку акустического доплеровского расходомера,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475706
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.03.2013
№216.012.2d90

Способ получения отбеленных износостойких отливок

Изобретение относится к литейному производству. Способ включает изготовление форм, установку холодильников, перелив чугуна из печи в ковш, заливку форм чугуном и последующее охлаждение кристаллизующегося металла. При разливке в ковш вводят гипс в количестве 0,1-0,8% совместно с ферромарганцем,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477195
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.04.2014
№216.012.bc50

Установка для классификации зерен абразивного материала

Изобретение относится к области разделения сыпучих порошкообразных материалов на фракции согласно их размерам, форме и плотности и может быть использовано для жидкостной классификации зерен абразивных материалов, применяемых при изготовлении абразивных инструментов. Установка для классификации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513936
Дата охранного документа: 20.04.2014
27.07.2014
№216.012.e563

Стенд для правки дисков автомобильных колес

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к устройствам для правки дисков колес, и может быть использовано при восстановлении всех видов дисков автомобильных колес. Съемные опоры установлены на стойках стенда, одна из которых снабжена шпинделем для крепления подлежащего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524513
Дата охранного документа: 27.07.2014
20.03.2019
№219.016.e8e6

Способ кислотной обработки скважин в терригенном коллекторе

Изобретение относится к области нефтедобычи, в частности к технологии разглинизации призабойной зоны пласта. Технический результат - исключение образования осадков при обработке терригенных коллекторов, имеющих карбонатные включения, с обеспечением высокой степени разглинизации пласта за счет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002433260
Дата охранного документа: 10.11.2011
29.03.2019
№219.016.f7ea

Способ измерения расхода двухфазной трехкомпонентной среды

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности для измерения расхода двухфазной трехкомпонентной среды. Способ измерения расхода двухфазной трехкомпонентной среды включает калибровку многофазного расходомера, обработку результатов калибровочных работ, синтез математической модели...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002466356
Дата охранного документа: 10.11.2012
29.04.2019
№219.017.438e

Автономная электростанция переменного тока

Изобретение относится к электротехнике, а именно к автономным электростанциям переменного тока на базе ДВС и синхронного генератора. В автономной электростанции переменного тока, содержащей последовательно соединенные ДВС с переменной скоростью вращения, синхронный генератор, преобразователь...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002412513
Дата охранного документа: 20.02.2011
06.07.2019
№219.017.a7f5

Способ управления тиристорным регулятором напряжения трансформатора

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования или стабилизации напряжения силовых и преобразовательных трансформаторов, в частности для питания индивидуальных потребителей в сетях с нестабильными параметрами. Предложено регулирование напряжения выполнять...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002398342
Дата охранного документа: 27.08.2010
Показаны записи 1-10 из 21.
20.07.2014
№216.012.df83

Система возбуждения синхронного генератора с управляемой внешней форсировкой

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для регулирования возбуждения синхронных генераторов, применяемых в автономных источниках электрической энергии. Техническим результатом является повышение точности форсировки возбуждения. В системе возбуждения синхронного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523005
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.04.2016
№216.015.307b

Корректор небаланса фазных напряжений

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для регулирования напряжения генераторов трехфазного переменного тока автономных источников электрической энергии. Технический результат - снижение небаланса фазных напряжений при работе на переменную неоднородную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002580941
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.04.2016
№216.015.31be

Устройство коррекции формы кривой напряжения

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах регулирования напряжения генераторов переменного тока автономных источников электрической энергии. Технический результат - уменьшение степени несинусоидальности кривой напряжения. Устройство коррекции формы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002580944
Дата охранного документа: 10.04.2016
25.08.2017
№217.015.ab4c

Цифровое фазосмещающее устройство

Изобретение относится к импульсной технике, в частности к устройствам для задания фазового сдвига электрических сигналов, и может быть использовано в цифровых системах управления полупроводниковыми преобразователями. Цифровое фазосмещающее устройство включает формирователь прямоугольных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612055
Дата охранного документа: 02.03.2017
19.01.2018
№218.016.086c

Корректор напряжения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования напряжения генераторов трехфазного переменного тока автономных источников электрической энергии. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Схема устройства содержит в каждой фазе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631862
Дата охранного документа: 27.09.2017
13.02.2018
№218.016.2116

Способ управления матричным преобразователем частоты

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления матричным преобразователем частоты (МПЧ), работающим в составе частотно-регулируемого электропривода. Технический результат - увеличение коэффициента передачи напряжения матричного преобразователя частоты до...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641653
Дата охранного документа: 19.01.2018
17.02.2018
№218.016.2b3c

Корректор качества напряжения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования напряжения генераторов трехфазного переменного тока автономных источников электрической энергии. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Устройство содержит в каждой фазе вольтодобавочные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643155
Дата охранного документа: 31.01.2018
04.04.2018
№218.016.32c0

Магнитореологический амортизатор

Изобретение относится к области машиностроения. Амортизатор содержит корпус (1) с гидравлической полостью, заполненной магнитореологической жидкостью. Дроссельные каналы (9) выполнены по окружности вокруг штока (2). Провода размещены в штоке. Магнит размещен в поршне (5) и выполнен из обмотки и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645484
Дата охранного документа: 21.02.2018
25.06.2018
№218.016.6619

Цифровое фазосмещающее устройство

Изобретение относится к импульсной технике, в частности к устройствам для задания фазового сдвига электрических сигналов, и может быть использовано в цифровых системах управления полупроводниковыми преобразователями. Технический результат - повышение разрешающей способности по времени. Цифровое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658598
Дата охранного документа: 21.06.2018
07.09.2018
№218.016.847c

Система электродвижения автономного объекта

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Система электродвижения автономного объекта содержит последовательно соединенные ДВС переменной частоты вращения, генератор переменного тока, преобразователь частоты, датчик тока и тяговый электродвигатель переменного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002666074
Дата охранного документа: 05.09.2018
+ добавить свой РИД