×
29.04.2019
219.017.44b7

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ ПЕРЕДАЧ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002451799
Дата охранного документа
27.05.2012
Аннотация: Группа изобретений относится к способу и устройству управления турбиной двигателя внутреннего сгорания во время переключения передач. Способ включает в себя этапы, на которых закрывают турбину с изменяемой геометрией с переводом ее в максимально допустимое закрытое положение, определяют ускорение двигателя, определяют момент для открытия турбины с изменяемой геометрией, открывают турбину с изменяемой геометрией. Система содержит средство для закрывания турбины с изменяемой геометрией, средство для регистрации параметра, исходя из которого можно рассчитать ускорение двигателя, средство для определения момента для открытия турбины с изменяемой геометрией, средство для открывания турбины с изменяемой геометрией. Открытие турбины осуществляют на основании зарегистрированного параметра и целевой скорости двигателя. Технический результат заключается в повышении плавности переключения передач. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 3 ил.

Область техники

Данное изобретение относится к способу и устройству управления двигателем во время переключения передач. В частности, данное изобретение относится к способу и устройству управления автомобилем, оснащенным двигателем, выполненным по технологии турбины с изменяемой геометрией (ТсИГ).

Уровень техники

Как бывает в случае всех механизмов переключения передач, желательно минимизировать время, необходимое для переключения передач. Вот почему при переключении передач не должно быть никакого крутящего момента в цепи привода. Механизм переключения передач также описан в международной патентной заявке, имеющей номер международной публикации WO 03/018974. Кроме того, в патенте США №6089018 описан способ управления ТсИГ во время переключения передач.

Двигатель, используемый в грузовых автомобилях других тяжелых транспортных средств, таких как автобусы, может быть выполнен с турбиной с изменяемой геометрией (ТсИГ), что также называется турбонагнетателем изменяемой геометрии или турбиной изменяемой геометрии (ТИГ). Одна причина применения технологии ТсИГ заключается в том, что она облегчает выполнение требований по выхлопам, в числе прочих, для дизельных двигателей.

Кроме того, желательно поддерживать стабильное давление выхлопных газов при переключении передач. Стабильное давление выхлопных газов оказывается важным для гарантии правильного определения скорости двигателя, развиваемой двигателем. Правильно определенная скорость двигателя необходима как условие гарантии плавного переключения передач.

Поэтому существует потребность в способе и системе, позволяющих обеспечить быстрое переключение передач, которые при этом всегда обеспечивают стабильное давление выхлопных газов при осуществлении переключения передач, вследствие чего появляется возможность проводить как можно более быстрое и плавное переключение передач.

Краткое описание изобретения

Задача данного изобретения состоит в том, чтобы разработать способ и систему, обеспечивающие быстрое и плавное переключение передач.

Еще одна задача данного изобретения состоит в том, чтобы разработать способ и систему, облегчающие переключение передач за счет создания хороших условий переключения передач.

Эти и другие задачи решаются с помощью способа, устройства и компьютерного программного продукта, охарактеризованных в прилагаемой формуле изобретения. Так, чтобы получить быстрое снижение скорости двигателя во время переключения передач, осуществляют закрывание ТсИГ с переводом в максимально допустимое закрытое положение. Чтобы гарантировать плавное переключение передач, нельзя включать следующую передачу, когда присутствует высокое давление выхлопных газов. Поэтому ТсИГ открывают за некоторое время до включения следующей передачи. Тем самым обеспечивается стабилизация давления выхлопных газов перед включением следующей передачи.

Чтобы сделать процедуру переключения передач как можно более быстрой, ТсИГ должна находиться в закрытом положении как можно дольше перед открыванием ТсИГ, чтобы обеспечить стабилизацию давления выхлопных газов.

В соответствии с одним вариантом осуществления данного изобретения уменьшение скорости двигателя с момента открывания ТсИГ до момента стабилизации давления выхлопных газов является предсказуемым. Модель предсказания основана на знании того факта, что время наращивания давления выхлопных газов равно времени возврата давления выхлопных газов к нормальному значению, и того факта, что давление выхлопных газов пропорционально ускорению двигателя.

Таким образом, в соответствии с одним вариантом осуществления данного изобретения ТсИГ закрывают, переводя в закрытое положение, для наращивания давления выхлопных газов, и регистрируют параметр, исходя из которого можно вывести ускорение двигателя. Момент, когда надо открыть ТсИГ, определяют по отклику в открытом положении, который соответствует зарегистрированному параметру и целевой скорости двигателя для переключения на повышающую передачу, и ТсИГ открывают в момент, соответствующий упомянутому определению, чтобы снизить давление выхлопных газов. Тем самым переключение на повышающую передачу можно провести за короткое время и в условиях, способствующих плавности.

В одном варианте осуществления ТсИГ закрывают, переводя в максимально закрытое положение и не создавая угрозу безопасности ТсИГ при закрывании с переводом ТсИГ в закрытое положение. Тем самым минимизируют время снижения скорости двигателя, не подвергая ТсИГ воздействию большого падения давления, создающего угрозу безопасности функционирования ТсИГ.

В одном варианте осуществления система управления выполнена с возможностью учета времени с момента генерирования сигнала открывания ТсИГ до момента открывания ТсИГ при определении того, когда следует открыть ТсИГ. Таким образом, можно получить еще более точное предсказание момента открывания ТсИГ.

Таким образом, регистрируя поведение ускорения турбины, например, путем оперативного контроля скорости двигателя за время, проходящее в течение наращивания давления выхлопных газов, вплоть до некоторого момента в течение фазы синхронизации, можно предсказать, что снижение давления выхлопных газов будет иметь соответствующие характеристики. Иными словами, интеграл от предсказанного ускорения двигателя в течение периода снижения давления выхлопных газов должен быть равен разности скоростей двигателя с момента открывания ТсИГ до момента стабилизации давления выхлопных газов. Поэтому ТсИГ можно открыть, когда предсказанное снижение скорости двигателя во время открывания ТсИГ меньше, чем разность между текущей скоростью двигателя и целевой скоростью двигателя для включения следующей передачи.

Краткое описание чертежей

Теперь, со ссылками на прилагаемые чертежи, будет приведено более подробное описание данного изобретения на неограничительных примерах. На чертежах:

фиг.1а и b - общий вид частей цепи привода, содержащей двигатель, включающий в себя турбонагнетатель с ТсИГ;

фиг.2 - схематический вид, иллюстрирующий некоторые параметры во время переключения передач автомобиля; и

фиг.3 - блок-схема последовательности операций, иллюстрирующая этапы, проводимые при управлении ТсИГ автомобиля во время переключения на повышающую передачу.

Подробное описание изобретения

На фиг.1 схематически изображены избранные части цепи 100 привода автомобиля 10. Цепь привода, изображенная на фиг.1, может быть предназначена, например, для того, чтобы служить частью грузового автомобиля или любого другого тяжелого транспортного средства, такого как автобус и т.п. Цепь 100 привода содержит двигатель 101. Двигатель 101 содержит турбонагнетатель, приводимый в действие турбиной 103 с изменяемой геометрией турбины (ТсИГ). ТсИГ оснащена регулирующим средством (не показано) для открывания и закрывания ТсИГ 103 в ответ на различные сигналы управления. Двигатель также соединен с полуавтоматической коробкой 105 передач.

Двигателем 101 и коробкой 105 передач управляет, по меньшей мере, один блок 107 управления, например электронный блок управления (ЭБУ). Блок управления выполнен с возможностью приема сигналов датчиков из различных частей автомобиля, включая коробку передач и двигатель. Блок 107 управления также выполнен с возможностью выдачи сигналов управления в различные части автомобиля, такие как двигатель, включая - но не в ограничительном смысле - сигналы управления, посылаемые в ТсИГ и коробку передач.

Руководство управлением различными частями и компонентами автомобиля осуществляется с помощью предварительно запрограммированных команд, хранимых в блоке управления. Предварительно запрограммированные команды представлены в форме компьютерного программного продукта, хранимого на считываемом цифровом носителе 109 информации, таком как оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), флэш-память, стираемое программируемое постоянное запоминающее устройство (СППЗУ), электрически стираемое программируемое постоянное запоминающее устройство (ЭСППЗУ) или постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), и исполняются блоком управления. Изменяя предварительно запрограммированные команды, можно заставить автомобиль вести себя по-разному в конкретной ситуации.

На фиг.2 показано схематическое изображение, иллюстрирующее типичное изменение некоторых параметров во время переключения передач автомобиля. Иллюстрируемые параметры являются параметрами, соответствующими ускорению двигателя, крутящему моменту обгонной муфты, скорости двигателя и давлению выхлопных газов.

На фиг.3 представлена блок-схема последовательности операций, иллюстрирующая некоторые процедурные этапы, проводимые при управлении ТсИГ автомобиля во время такого переключения на повышающую передачу, как показано на фиг.2, в соответствии с одним вариантом осуществления данного изобретения. Сначала, чтобы получить быстрое снижение скорости двигателя во время переключения передач, ТсИГ закрывают, переводя в закрытое положение. В одном варианте осуществления ТсИГ закрывают, переводя в максимально допустимое закрытое положение без создания при этом риска повреждениия ТсИГ, на этапе 301. Этого можно достичь, например, измеряя падение давления на ТсИГ и управляя ТсИГ таким образом, что падение давления не превышает некоторого предварительно определенного порогового значения давления.

Чтобы сделать процедуру переключения передач как можно более быстрой, ТсИГ должна находиться в закрытом положении как можно дольше перед открыванием ТсИГ, чтобы обеспечить стабилизацию давления выхлопных газов. В соответствии с одним вариантом осуществления данного изобретения снижение скорости двигателя с момента открывания ТсИГ до момента стабилизации давления выхлопных газов является предсказуемым. Модель предсказания основана на знании того факта, что время наращивания давления выхлопных газов равно времени возврата давления выхлопных газов к нормальному значению, и того факта, что давление выхлопных газов пропорционально ускорению двигателя.

Процедура управления ТсИГ также может быть адаптирована к учету времени задержки между моментом посылки сигнала открывания ТсИГ до момента открывания ТсИГ. В течение времени между этими двумя событиями, т.е. между выдачей сигнала открывания и открыванием на самом деле, будет происходить непрерывное увеличение давления. Таким образом, учитывая время задержки, можно получить более точное предсказание снижения скорости двигателя с момента генерирования сигнала отрывания ТсИГ.

Следовательно, за счет регистрации поведения ускорения двигателя во время генерирования давления выхлопных газов вплоть до некоторого момента во время фазы синхронизации можно предсказать, что снижение давления выхлопных газов будет иметь соответствующие характеристики. Иными словами, интеграл от предсказанного ускорения двигателя в течение периода снижения давления выхлопных газов должен быть равен разности скоростей двигателя с момента открывания ТсИГ до момента стабилизации давления выхлопных газов. Поэтому ТсИГ можно открыть, когда предсказанное снижение скорости двигателя во время открывания ТсИГ меньше, чем разность между текущей скоростью двигателя и целевой скоростью двигателя для включения следующей передачи.

Поэтому ТсИГ следует открывать в момент, удовлетворяющий следующему условию.

((Текущая скорость двигателя) - (Предсказанная разность скоростей перед тем, как давление оказывается стабильным)) < (целевая скорость двигателя) [1].

На этапе 303 процедура переходит к проверке того, удовлетворяется ли условие [1].

Поскольку плавное переключение передач требует низкого давления выхлопных газов, ТсИГ открывают за некоторое время до включения следующей передачи на этапе 305. Тем самым обеспечивается стабилизация давления выхлопных газов до включения следующей передачи, что, в свою очередь, обеспечивает плавное переключение передач. И, наконец, когда скорость двигателя достигла некоторой скорости - целевой скорости, указывающей, что можно проводить переключение передач, это переключение передач проводят на этапе 307.

За счет использования описанных здесь способа и системы, а также регистрации поведения ускорения двигателя или некоторого параметра, из которого можно вывести ускорение двигателя, во время генерирования давления выхлопных газов, можно сделать процедуру переключения передач как можно более быстрой и плавной.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-8 из 8.
20.02.2013
№216.012.267c

Регулирование подъема элементов шасси транспортного средства

Настоящее изобретение относится к автоматическому управлению подъемом элемента шасси моторного транспортного средства над поверхностью, на которой транспортное средство размещается. Система для регулирования подъема элемента шасси моторного транспортного средства содержит механизм управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475372
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.04.2013
№216.012.3649

Электрическая система для автотранспортного средства, способ управления стартерным двигателем и разъединителем аккумуляторных батарей в этой электрической системе

Группа изобретений относится к технике подачи электроэнергии к подсистемам автотранспортных средств. Предложены электрическая система для автотранспортного средства и способ управления в ней стартерным двигателем (10) и разъединителем (11) батарей. Электрическая система (1) содержит набор (2)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479450
Дата охранного документа: 20.04.2013
10.06.2013
№216.012.47cf

Способ и система для регулирования линейного положения седельно-сцепного устройства

Изобретение относится к области автопоездов и предназначено для регулирования линейного положения седельно-сцепного устройства тягача во время движения транспортного средства. Система для регулирования положения седельно-сцепного устройства (4) тягача содержит переключающее устройство, блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483963
Дата охранного документа: 10.06.2013
27.08.2013
№216.012.64df

Способ и система управления трансмиссией при условии малой мощности

Группа изобретений относится к системе и способу управления трансмиссией транспортного средства при условии малой мощности, а также автомобилю. Система содержит средства определения наступления ситуации, когда требуется малая мощность для движения автомобиля, средства для переключения коробки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491460
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.05.2014
№216.012.c836

Система демпфирования для сочлененного транспортного средства и способ регулирования демпфирующей силы такой системы демпфирования

Группа изобретений относится к системам демпфирования сочлененных ТС. Система демпфирования для противодействия взаимному повороту между передним и задним элементами сочлененного транспортного средства, соединенными шарнирной сцепкой, содержит одно или более демпфирующих средств и электронное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517020
Дата охранного документа: 27.05.2014
20.09.2014
№216.012.f67c

Устройство для введения жидкой среды в отработавшие газы из двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к устройству для введения жидкой среды в отработавшие газы двигателя внутреннего сгорания. Сущность изобретения: устройство (1) для введения жидкой среды в отработавшие газы из двигателя внутреннего сгорания содержит смесительный канал (2), первые устройства (3)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528933
Дата охранного документа: 20.09.2014
27.12.2014
№216.013.13b2

Устройство для введения жидкой среды в отработавшие газы двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области очистки отработавших газов. Устройство для введения жидкой среды в отработавшие газы двигателя внутреннего сгорания, содержащее: трубопровод (2), предназначенный для течения по нему отработавших газов; инжекционную камеру (3), ограниченную в радиальных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536466
Дата охранного документа: 27.12.2014
10.01.2015
№216.013.1d84

Устройство для подачи жидкой среды в выхлопные газы двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к устройству для подачи жидкой среды в выхлопные газы двигателя внутреннего сгорания. Сущность изобретения: устройство для введения жидкой среды в выхлопные газы двигателя внутреннего сгорания содержит смешивающий патрубок (2), впрыскивающее средство (4) для впрыска жидкой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538984
Дата охранного документа: 10.01.2015
Показаны записи 1-10 из 21.
20.08.2013
№216.012.6144

Способ и устройство для определения состояния коробки передач, а также автотранспортное средство, содержащее такое устройство

Группа изобретений относится к способу и устройству для определения состояния коробки передач в цепи привода автотранспортного средства, а также к автотранспортному средству. Способ включает этапы, на которых устанавливают крутящий момент двигателя, угловое ускорение входного вала коробки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490532
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.09.2013
№216.012.6aee

Модуль для системы управления транспортным средством

Изобретение относится к модулю для определения значений уставки для систем управления транспортным средством. Модуль для определения значений v уставки скорости для систем управления транспортным средством содержит блок ввода опорной скорости v; блок горизонта для определения горизонта...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493025
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.01.2014
№216.012.9c53

Способ определения точек переключения передач

Изобретение относится к способу определения точки переключения передач коробки передач в транспортном средстве. Транспортное средство содержит двигатель, коробку передач. При этом точка понижения передачи характеризует первую скорость двигателя, при которой коробка передач осуществляет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505725
Дата охранного документа: 27.01.2014
27.01.2014
№216.012.9c54

Предотвращение двойного переключения передач

Группа изобретений относится к способу и устройству предотвращения нежелательных двойных переключений передач для коробки передач транспортного средства, а также транспортному средству. Способ заключается в том, что ручное переключение передач запрещается, если избиратель режима приведен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505726
Дата охранного документа: 27.01.2014
27.02.2014
№216.012.a601

Способ и устройство для переключения передач транспортного средства

Группа изобретений относится к способу и устройству переключения передач в транспортном средстве и транспортному средству. Способ содержит этапы, на которых включают новую передачу, когда частота вращения двигателя еще не достигла заранее определенной величины, управляют частотой вращения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002508212
Дата охранного документа: 27.02.2014
20.03.2014
№216.012.acbf

Способ определения количеств шагов передачи

Изобретение относится к способу определения количеств шагов передачи для коробки передач в транспортном средстве. Транспортное средство содержит двигатель, коробку передач, причем количества шагов передачи являются количеством включений пониженной передачи или количеством включений повышенной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509938
Дата охранного документа: 20.03.2014
20.04.2014
№216.012.b906

Способ определения количеств шагов передачи

Группа изобретений относится к способу определения количеств шагов передачи, способу использования количеств шагов передачи, системе определения количеств шагов передачи и транспортному средству. Способ определения количеств шагов передачи заключается в том, что количество шагов передачи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513094
Дата охранного документа: 20.04.2014
27.04.2014
№216.012.bef3

Способ управления коробкой передач

Группа изобретений относится к способу и системе управления коробкой передач транспортного средства, а также транспортному средству. Способ заключается в том, что осуществляют понижение передачи с первой передачи, для которой ускорение транспортного средства является отрицательным, на вторую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514623
Дата охранного документа: 27.04.2014
27.04.2014
№216.012.bef7

Способ для управления коробкой передач

Группа изобретений относится к способу и системе для управления коробкой передач транспортного средства, а также к транспортному средству. Способ заключается в том, что осуществляют понижение передачи с первой передачи, для которой ускорение транспортного средства является отрицательным, на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514627
Дата охранного документа: 27.04.2014
10.05.2014
№216.012.c044

Способ управления коробкой передач

Группа изобретений относится к способу и системе управления коробкой передач, а также транспортному средству. Способ управления заключается в том, что осуществляют понижение передачи коробки передач с первой передачи на вторую передачу. Для первой передачи ускорение транспортного средства...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514969
Дата охранного документа: 10.05.2014
+ добавить свой РИД