×
27.04.2019
219.017.3ce5

Результат интеллектуальной деятельности: СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ УГЛОМ ТАНГАЖА И ОГРАНИЧЕНИЯ УГЛА АТАКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Система автоматического управления углом тангажа и ограничения угла атаки летательного аппарата содержит задатчик угла тангажа, вычислитель автопилота угла тангажа, задатчик максимального угла атаки, два вычислителя автомата ограничения угла атаки, алгебраические селекторы максимального и минимального сигнала, сервопривод руля высоты, датчик угла тангажа, датчик угла атаки, задатчик минимального угла атаки, соединенные определенным образом. Обеспечивается необходимая точность ограничения угла атаки летательного аппарата, повышение надежности продольного управления. 2 ил.

Изобретение относится к области систем автоматического управления (САУ) углом тангажа летательного аппарата (ЛА).

Известны САУ, обеспечивающие отработку заданного угла тангажа ЛА с помощью автопилота, воздействующего на угол отклонения руля высоты ЛА [Боднер В.А. Системы управления летательными аппаратами. - М.: Машиностроение, 1973. - 506 с. Стр. 101, рис. 3.9], [Красовский А.А. Системы автоматического управления полетом и их аналитическое конструирование. - М.: Наука, 1973. - 560 с. Стр. 179, рис. 5.2], [Михалев И.А., Окоемов Б.Н., Чикулаев М.С. Системы автоматического управления самолетом. - М.: Машиностроение, 1987. - с. 240. Стр. 192, рис. 14.2, стр. 194, рис. 14.4, стр. 198, рис. 14.7, стр. 201, рис. 14.9].

Эти САУ за счет астатизма системы обеспечивают хорошую точность поддержания заданного значения угла тангажа. Однако они не позволяют ограничивать значение угла атаки в процессе управления ЛА, что может привести к его сваливанию на больших углах атаки.

Наиболее близкой по достигаемому техническому результату, выбранной в качестве прототипа, принимается система автоматического управления углом тангажа и ограничения угла атаки летательного аппарата, содержащая последовательно соединенные задатчик угла тангажа и вычислитель автопилота угла тангажа, последовательно соединенные задатчик максимального угла атаки и первый вычислитель автомата ограничения угла атаки, последовательно соединенные алгебраический селектор максимального сигнала, сервопривод руля высоты, выходной сигнал которого определяет угол отклонения руля высоты летательного аппарата, и датчик угла тангажа летательного аппарата, имеющий выход, подключенный ко второму входу вычислителя автопилота угла тангажа, датчик угла атаки летательного аппарата, имеющий выход, подключенный ко второму входу первого вычислителя автомата ограничения угла атаки [Патент №2434785 РФ на изобретение: МПК 8 В64С 13/18. Система автоматического управления углом тангажа и ограничения угла атаки летательного аппарата / В.И. Петунии, Э.Ю. Абдуллина, В.Н. Ефанов. - Заявка №2010107693/11; Заявл. 02.03.2010; Зарегистр. в Государственном реестре изобретений РФ 27.11.2011. Бюл. №33].

Эта САУ обеспечивает хорошие статические и динамические характеристики канала управления углом тангажа ЛА и канала ограничения максимального угла атаки, но не позволяет ограничить минимальные значения угла атаки, что может привести к сваливанию ЛА и нарушению безопасности полета на больших отрицательных углах атаки.

Как известно, одним из наиболее важных ограничений при полете ЛА являются коэффициент подъемной силы су и угол атаки α, определяющиеся возможностью выхода самолета на режимы сваливания или тряски. Диапазон эксплуатационных углов атаки заключен между предельными допустимыми углами атаки αдоп.min и αдоп.max [Михалев И.А., Окоемов Б.Н., Чикулаев М.С. Системы автоматического управления самолетом. - М.: Машиностроение, 1987. - с. 240. Стр. 42, рис. 4.1].

Сваливанием самолета называют его непроизвольное быстро развивающееся движение со значительной угловой скоростью или амплитудой, обусловленное потерей устойчивости на больших околокритических и критических углах атаки. Сваливание возможно как на положительных, так и на отрицательных углах атаки, и сопровождается переходом в их закритическую область. Выход на околокритические и закритические углы атаки возможен в результате грубых ошибок пилотирования, при полете в сложных метеоусловиях. К выходу на критические углы атаки может привести и отказ в системе управления, связанный с быстрым неконтролируемым отклонением руля высоты. Для сваливания характерна быстрая потеря высоты, что особенно опасно на режимах взлета и захода на посадку.

Выход на углы сваливания при нормальной эксплуатации недопустим.

При эксплуатации самолета ограничивают предельные углы атаки допустимыми значениями с заданным запасом по отношению к углу сваливания [Аэромеханика самолета: Динамика полета / Под ред. А.Ф. Бочкарева и В.В. Андриевского. - М.: Машиностроение, 1985. - 360 с. Стр. 340, рис. 19.1].

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение надежности продольного управления и сохранение нормальной эксплуатации летательного аппарата в заданном диапазоне углов атаки.

Техническим результатом является обеспечение необходимой точности ограничения угла атаки летательного аппарата за счет включения в систему автоматического управления углом тангажа каналов ограничения максимального и минимального углов атаки с помощью алгебраических селекторов минимального и максимального сигналов.

Поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что в систему автоматического управления углом тангажа и ограничения угла атаки летательного аппарата, содержащую последовательно соединенные задатчик угла тангажа и вычислитель автопилота угла тангажа, последовательно соединенные задатчик максимального угла атаки и первый вычислитель автомата ограничения угла атаки, последовательно соединенные алгебраический селектор максимального сигнала, сервопривод руля высоты, выходной сигнал которого определяет угол отклонения руля высоты летательного аппарата, и датчик угла тангажа летательного аппарата, имеющий выход, подключенный ко второму входу вычислителя автопилота угла тангажа, датчик угла атаки летательного аппарата, имеющий выход, подключенный ко второму входу первого вычислителя автомата ограничения угла атаки, в отличие от прототипа дополнительно введены последовательно соединенные задатчик минимального угла атаки и второй вычислитель автомата ограничения угла атаки, второй вход которого соединен с выходом датчика угла атаки, а выход с первым входом алгебраического селектора максимального сигнала, алгебраический селектор минимального сигнала, первый вход которого соединен с выходом первого вычислителя автомата ограничения угла атаки, второй вход соединен с выходом вычислителя автопилота угла тангажа, а выход соединен со вторым входом алгебраического селектора максимального сигнала. Существо изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 представлена структурная схема заявляемой системы автоматического управления углом тангажа и ограничения угла атаки летательного аппарата.

На фиг. 2 представлены результаты моделирования переходных процессов: а - графики переходных процессов в САУ углом тангажа ϑ при ограничении положительного угла атаки α, б - графики переходных процессов в САУ углом тангажа ϑ при ограничения отрицательного угла атаки α.

Система автоматического управления углом тангажа и ограничения угла атаки летательного аппарата, содержащая последовательно соединенные задатчик угла тангажа 1 и вычислитель автопилота угла тангажа 2, последовательно соединенные задатчик максимального угла атаки 3 и первый вычислитель автомата ограничения угла атаки 4, последовательно соединенные алгебраический селектор максимального сигнала 5, сервопривод руля высоты 6, выходной сигнал которого определяет угол отклонения руля высоты летательного аппарата 7, и датчик угла тангажа 8 летательного аппарата 7, имеющий выход, подключенный ко второму входу вычислителя автопилота угла тангажа 2, датчик угла атаки 9 летательного аппарата 7, имеющий выход, подключенный ко второму входу первого вычислителя автомата ограничения угла атаки 4, отличающаяся тем, что дополнительно содержит последовательно соединенные задатчик минимального угла атаки 10 и второй вычислитель автомата ограничения угла атаки 11, второй вход которого соединен с выходом датчика угла атаки 9, а выход с первым входом алгебраического селектора максимального сигнала 5, алгебраический селектор минимального сигнала 12, первый вход которого соединен с выходом первого вычислителя автомата ограничения угла атаки 4, второй вход соединен с выходом вычислителя автопилота угла тангажа 2, а выход соединен со вторым входом алгебраического селектора максимального сигнала 5.

Ограничение отрицательного угла атаки в приведенной системе достигается за счет введения в ее структуру задатчика минимального угла атаки 10, второго вычислителя автомата ограничения угла атаки 11 и алгебраического селектора минимального сигнала 12.

Система автоматического управления углом тангажа с вычислителем автомата ограничения угла атаки работает следующим образом.

Сигнал заданного угла тангажа ϑзад с выхода задатчика угла тангажа 1 поступает на первый вход вычислителя автопилота угла тангажа 2, на второй вход которого поступает сигнал текущего значения угла тангажа ϑ с выхода датчика угла тангажа 8. На выходе вычислителя автопилота угла тангажа 2 формируется сигнал

поступающий на второй вход алгебраического селектора минимального сигнала 12. Здесь - передаточные числа автопилота.

Для построения САУ с ограничением параметров ЛА можно использовать логические устройства, реализующие алгоритмы алгебраического селектирования каналов. Обычно применяется принцип селектирования, согласно которому регулируется параметр многомерного объекта управления, наиболее приблизившийся к величине, определяемой программой управления [Петунии В.И. Синтез систем автоматического управления летательными аппаратами с автоматами ограничений предельных параметров // Изв. вузов. Приборостроение. 2010. Том 53. №10. - С.18-24.].

Для того чтобы регулируемые параметры не превысили максимальных допустимых значений (ограничение сверху), селектор должен пропустить на управление сигнал, соответствующий получению минимальной величины управляющего сигнала. Такое селектирование называют селектированием по минимуму, а селектор - селектором минимальных сигналов управления.

Если же ограничивают минимальные значения параметров (ограничение снизу), то предпочтение отдается регулятору параметра, для поддержания которого требуется наибольший управляющий сигнал, т.е. осуществляется селектирование по максимуму. В этом случае используют селектор максимальных сигналов управления.

В отличие от прототипа знак коэффициента передачи объекта управления - летательного аппарата 7 здесь не учитывается.

Сигнал заданного максимального угла атаки αmax с выхода задатчика максимального угла атаки 3 поступает на первый вход первого вычислителя автомата ограничения угла атаки 4, на второй вход которого поступает сигнал текущего значения угла атаки α с выхода датчика угла атаки 9. На выходе первого вычислителя автомата ограничения угла атаки 4 формируется сигнал

поступающий на первый вход алгебраического селектора минимального сигнала 12. Здесь - передаточные числа автомата ограничения.

Сигнал заданного минимального угла атаки αmin с выхода задатчика минимального угла атаки 10 поступает на первый вход второго вычислителя автомата ограничения угла атаки 11, на второй вход которого поступает сигнал текущего значения угла атаки α с выхода датчика угла атаки 9. На выходе второго вычислителя автомата ограничения угла атаки 11 формируется сигнал

поступающий на первый вход алгебраического селектора максимального сигнала 5. Здесь - передаточные числа автомата ограничения.

Выходной сигнал U12 алгебраического селектора минимального сигнала 12

U12=min(U1, U2)

поступает на второй вход алгебраического селектора максимального сигнала 5.

Выходной сигнал U алгебраического селектора максимального сигнала 5

U=max(C3, U12)=max[U3, min(U1, U2)]

поступает на вход астатического сервопривода руля высоты 6 с передаточной функцией

изменяющего угол отклонения руля высоты δв летательного аппарата 7

δв=Wсп(p)U.

При этом происходит изменение угла тангажа ЛА ϑ и требуемое ограничение угла атаки α.

Селекторы вводятся в САУ для плавного переключения каналов управления и обеспечивают во всех условиях работы управляющее воздействие только одного из нескольких каналов управления, включаемых в работу в зависимости от режима работы объекта управления. При этом каждый из каналов управления работает автономно, и его параметры обычно выбираются без учета взаимодействия с другими каналами. Это позволяет сохранить статическую точность и запасы устойчивости, свойственные отдельным каналам управления.

Следовательно, алгебраический селектор обеспечивает плавное переключение с одного канала на другой, например, с автопилота на автомат ограничения и обратно на автопилот.

Аналитический синтез передаточных чисел автопилота угла тангажа и автомата ограничения угла атаки с учетом заданного качества САУ проведен в работе [Петунии В.И. Синтез систем автоматического управления летательными аппаратами с автоматами ограничений предельных параметров // Изв. вузов. Приборостроение. 2010. Том 53. №10. - С. 18-24.].

Результаты синтеза подтверждаются результатами моделирования переходных процессов в заявляемой САУ углом тангажа и ограничения положительного и отрицательного углов атаки ЛА, представленными на фиг. 2, где задающие воздействия каналов: ϑзад=1; αmax=0,2; αmin=-0,2.

Переходные процессы: а, полученные в САУ углом тангажа с ограничением максимального угла атаки αmax, и б, полученные в САУ углом тангажа с ограничением минимального угла атаки αmin, являются удовлетворительными, поскольку показывают необходимую точность ограничения |α|≤αогр=0,2 и хорошее качество управления на режимах переключения каналов системы.

Итак, заявляемое изобретение, благодаря введению в структуру САУ углом тангажа ЛА автомата ограничения положительного и отрицательного углов атаки с помощью алгебраических селекторов минимального и максимального сигнала, позволяет обеспечить необходимую точность ограничения углов атаки и плавные переходные процессы при переключении каналов.

Система автоматического управления углом тангажа и ограничения угла атаки летательного аппарата, содержащая последовательно соединенные задатчик угла тангажа и вычислитель автопилота угла тангажа, последовательно соединенные задатчик максимального угла атаки и первый вычислитель автомата ограничения угла атаки, последовательно соединенные алгебраический селектор максимального сигнала, сервопривод руля высоты, выходной сигнал которого определяет угол отклонения руля высоты летательного аппарата, и датчик угла тангажа летательного аппарата, имеющий выход, подключенный ко второму входу вычислителя автопилота угла тангажа, датчик угла атаки летательного аппарата, имеющий выход, подключенный ко второму входу первого вычислителя автомата ограничения угла атаки, отличающаяся тем, что дополнительно содержит последовательно соединенные задатчик минимального угла атаки и второй вычислитель автомата ограничения угла атаки, второй вход которого соединен с выходом датчика угла атаки, а выход с первым входом алгебраического селектора максимального сигнала, алгебраический селектор минимального сигнала, первый вход которого соединен с выходом первого вычислителя автомата ограничения угла атаки, второй вход соединен с выходом вычислителя автопилота угла тангажа, а выход соединен со вторым входом алгебраического селектора максимального сигнала.
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ УГЛОМ ТАНГАЖА И ОГРАНИЧЕНИЯ УГЛА АТАКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ УГЛОМ ТАНГАЖА И ОГРАНИЧЕНИЯ УГЛА АТАКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ УГЛОМ ТАНГАЖА И ОГРАНИЧЕНИЯ УГЛА АТАКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 146.
26.08.2017
№217.015.edc7

Способ изготовления комбинированной полой лопатки турбомашины из алюминиевого сплава

Изобретение относится к способам изготовления лопаток турбомашин. Способ изготовления полой лопатки турбомашины из алюминиевого сплава заключается в формировании элементов спинки и корыта лопатки путем придания пластинам из алюминиевого сплава заданного профиля и размеров, их фиксации,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628843
Дата охранного документа: 22.08.2017
29.12.2017
№217.015.f0b8

Способ диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя и устройство для его реализации

Группа изобретений относится к способу диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя и устройству для диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя. Техническим результатом является повышение достоверности и быстродействия определения начала помпажа на всех режимах работы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002638896
Дата охранного документа: 18.12.2017
19.01.2018
№218.016.02c3

Способ управления стартер-генератором, интегрированным в газотурбинный двигатель, при коротком замыкании

Изобретение относится к области энергомашиностроения и может быть использовано в авиационных стартер-генераторах, интегрированных в авиационный газотурбинный двигатель. Технический результат: стабильная работа системы защиты от короткого замыкания в стартер-генераторе при высокой температуре...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630285
Дата охранного документа: 06.09.2017
19.01.2018
№218.016.05f3

Электропривод летательного аппарата (варианты)

Группа изобретений относится к авиакосмическим летательным аппаратам. Электропривод для летательного аппарата содержит корпус, шарико-винтовую пару, состоящую из гайки и винта, аксиальный подшипник, электродвигатель, зубчатую передачу, датчик положения ротора, демпфер и систему управления....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630966
Дата охранного документа: 15.09.2017
19.01.2018
№218.016.0c45

Форсунка с ультразвуковым излучателем

Изобретение может быть использовано в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Предложена топливная форсунка для ДВС, содержащая составной корпус 1 с топливным каналом высокого давления 7, распылитель 3 с иглой 2, штангу 5. В верхней части корпуса 1 форсунки закреплен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632639
Дата охранного документа: 06.10.2017
20.01.2018
№218.016.10cf

Способ низкотемпературного ионного азотирования титановых сплавов

Изобретение относится к металлургической промышленности, а именно к химико-термической обработке поверхности изделий из титановых сплавов, и может быть использовано при изготовлении деталей двигателей, работающих в условия износа, в медицине и других отраслях промышленности. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633867
Дата охранного документа: 18.10.2017
20.01.2018
№218.016.153d

Устройство защиты от короткого замыкания высокотемпературного стартер-генератора обращённой конструкции

Использование: в области электротехники. Технический результат: защита от короткого замыкания стартер-генератора обращенной конструкции в составе газотурбинного двигателя в температурном режиме до 450°С за счет механического расцепления статора с неподвижным стержнем, сопровождающегося...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634836
Дата охранного документа: 07.11.2017
20.01.2018
№218.016.1b7e

Гибридный магнитный подшипник с использованием сил лоренца (варианты)

Изобретение относится к области энергомашиностроения и может быть использовано для обеспечения бесконтактного вращения ротора электрических машин. Отличие по первому варианту гибридного магнитного подшипника с использованием сил Лоренца состоит в том, что введены две управляющие m-фазные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636629
Дата охранного документа: 24.11.2017
20.01.2018
№218.016.1d36

Способ изготовления полой лопатки газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано для изготовления полой лопатки вентилятора газотурбинного двигателя из титанового сплава. Используют трехслойные заготовки обшивок и/или заполнителя, причем внешние слои заготовок выполняют из титанового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640692
Дата охранного документа: 11.01.2018
20.01.2018
№218.016.1d3f

Способ упрочнения и формирования винтового арматурного стержня

Изобретение относится к области упрочнения и формирования винтового профиля, в частности арматурных стержней, используемых для изготовления железобетонных элементов. Способ включает скручивание арматурной заготовки вокруг своей продольной оси. Повышение прочности арматурных стержней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640705
Дата охранного документа: 11.01.2018
Показаны записи 1-7 из 7.
20.08.2015
№216.013.72cc

Система автоматического управления углом тангажа и ограничения предельных значений параметров летательного аппарата

Система автоматического управления углом тангажа и ограничения предельных значений параметров летательного аппарата содержит задатчик угла тангажа, вычислитель автопилота угла тангажа, алгебраический селектор, сервопривод руля высоты, датчик угла тангажа, задатчик максимального угла атаки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560958
Дата охранного документа: 20.08.2015
13.01.2017
№217.015.6dc7

Способ формирования траектории полета информационного летательного аппарата и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к способу и устройству для формирования траектории летательного аппарата. Для формирования траектории летательного аппарата в блок памяти передают сигналы, пропорциональные координатам, курсу и горизонтальной скорости цели, запоминают их на момент поступления,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597309
Дата охранного документа: 10.09.2016
13.01.2017
№217.015.83de

Помехоустойчивый самонастраивающийся измеритель температуры газа газотурбинного двигателя

Использование: в системах измерения температуры газа газотурбинных двигателей (ГТД). Технический результат: повышение помехоустойчивости измерителя температуры газа ГТД. Данный измеритель содержит первое пропорциональное звено, вход которого соединен с выходом дифференциатора, а выход подключен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002601712
Дата охранного документа: 10.11.2016
25.08.2017
№217.015.c420

Измеритель температуры газа газотурбинного двигателя

Использование - в системах измерения температуры газа газотурбинных двигателей (ГТД). Техническим результатом является повышение точности измерителя температуры газа ГТД на переходных режимах. Сущность изобретения: измеритель температуры газа газотурбинного двигателя дополнительно содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617221
Дата охранного документа: 24.04.2017
14.03.2019
№219.016.df01

Система автоматического управления углом курса и ограничения угла крена летательного аппарата

Система автоматического управления углом курса и ограничения угла крена летательного аппарата содержит задатчик угла курса, четыре элемента сравнения, вычислитель заданного угла крена, алгебраический селектор минимального сигнала, вычислитель автопилота угла крена, сервопривод элеронов, датчик...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681817
Дата охранного документа: 12.03.2019
25.07.2019
№219.017.b88c

Система автоматического управления углом крена со статическим автопилотом и с ограничением угловой скорости крена летательного аппарата

Система автоматического управления углом крена со статическим автопилотом и с ограничением угловой скорости крена летательного аппарата содержит задатчик угла крена, задатчик максимальной угловой скорости крена и вычислитель автомата ограничения угловой скорости крена, датчик угла крена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695474
Дата охранного документа: 23.07.2019
02.10.2019
№219.017.cc14

Система автоматического управления углом крена и ограничения угловой скорости крена летательного аппарата

Система автоматического управления углом крена и ограничения угловой скорости крена летательного аппарата содержит задатчик угла крена, вычислитель автопилота угла крена, алгебраический селектор, сервопривод элеронов летательного аппарата, датчик угла крена летательного аппарата, задатчик...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002701628
Дата охранного документа: 30.09.2019
+ добавить свой РИД