×
19.04.2019
219.017.331c

Результат интеллектуальной деятельности: УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002439349
Дата охранного документа
10.01.2012
Аннотация: Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). Дополнительно введен золотник-ограничитель (ЗО), пружинная полость ЗО соединена с выходом ГМР, а чувствительная полость ЗО соединена с топливной магистралью между ДТ и РК и посредством рабочей кромки ЗО через дроссельное сопротивление (ДР) и селектор - с топливной магистралью на выходе ТН, при этом величина затяжки пружины ЗО определяется расчетно-экспериментальным путем исходя из условия обеспечения давления топлива перед РК, соответствующего минимальному устойчивому режиму работы двигателя («малому газу»), а проливочная характеристика ДР настраивается при приемосдаточных испытаниях двигателя таким образом, чтобы обеспечить расход топлива через РК, соответствующий максимально допустимому для данного двигателя.. Технический результат изобретения заключается в том, что исключается возможность неконтролируемого изменения фактического расхода топлива в КС при отказе дозатора топлива в КС, что, в свою очередь, позволяет повысить надежность работы ГТД и безопасность ЛА. 1 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД).

Известно устройство для управления ГТД, содержащее последовательно соединенные топливный насос, дозирующую иглу с датчиком перепада давлений и перепускным клапаном, полость задания перепада давлений которого соединена с выходами тахометрических регуляторов переходных и статических режимов, Раздолин М.В., Сурнов Д.Н. «Агрегаты ВРД», М., «Машиностроение», 1973 г., с.232-235.

Недостатком известного устройства является его низкая эффективность на переходных режимах работы двигателя.

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности является устройство для управления ГТД, содержащее последовательно соединенные первый блок датчиков (БД) параметров воздуха на входе в двигатель и параметров двигателя, электронный регулятор (ЭР), блок электрогидропреобразователей (ЭГП), селектор, управляемый вход которого подключен к выходу блока встроенного контроля (БВК) ЭР, последовательно соединенные топливный насос (ТН), дозатор топлива (ДТ) и распределительный клапан (РК), резервный гидромеханический регулятор (ГМР), подключенный ко второму БД и селектору, см. книгу Боднер В.А., Рязанов Ю.А, Шаймарданов Ф.А. «Системы автоматического управления двигателями летательных аппаратов», М., «Машиностроение», 1973 г., с.81.

Недостатком этого устройства является следующее.

У ГМР и ЭР есть исполнительный элемент, обеспечивающий дозирование топлива в камеру сгорания (КС) двигателя, - дозатор топлива. При отказе дозатора исчезает возможность ограничить минимальный фактический расход топлива в КС (это может привести к выключению двигателя в полете) и максимальный фактический расход топлива в КС (это может привести к перегреву, раскрутке турбины и разрушению двигателя). Это снижает надежность работы ГТД и безопасность летательного аппарата (ЛА).

Целью изобретения является повышение надежности работы ГТД и безопасности ЛА.

Поставленная цель достигается тем, что в состав устройства для управления ГТД, содержащего последовательно соединенные первый БД параметров воздуха на входе в двигатель и параметров двигателя, ЭР, блок ЭГП, селектор, управляемый вход которого подключен к выходу БВК ЭР, последовательно соединенные ТН, ДГ и РК, резервный гидромеханический регулятор (ГМР), подключенный ко второму БД, дополнительно введен золотник-ограничитель (ЗО), пружинная полость ЗО соединена с выходом ГМР, а чувствительная полость ЗО соединена с топливной магистралью между ДТ и РК и посредством рабочей кромки ЗО через дроссельное сопротивление (ДР) и селектор - с топливной магистралью на выходе ТН, при этом величина затяжки пружины ЗО определяется расчетно-экспериментальным путем исходя из условия обеспечения давления топлива перед РК, соответствующего минимальному устойчивому режиму работы двигателя («малому газу»), а проливочная характеристика ДР настраивается при приемо-сдаточных испытаниях двигателя таким образом, чтобы обеспечить расход топлива через РК, соответствующий максимально допустимому для данного двигателя..

На чертеже представлена структурная схема заявляемого устройства для управления ГТД.

Устройство содержит последовательно соединенные первый БД 1 параметров воздуха на входе в двигатель и параметров двигателя, ЭР 2, блок 3 ЭГП, селектор 4, управляемый вход которого подключен к выходу БВК 5 ЭР 2, последовательно соединенные ТН 6, ДТ 7 и РК 8, ГМР 9, подключенный ко второму БД 10, ЗО 11, пружинная полость 12 ЗО 11 соединена с выходом ГМР 9, чувствительная полость 13 ЗО 11 соединена с топливной магистралью 14 между ДТ 7 и РК 8 и посредством рабочей кромки 15 ЗО 11 через дроссельное сопротивление 16 (ДР) и селектор 4 - с топливной магистралью 17 на выходе ТН 8.

Устройство работает следующим образом.

ЭР 2 по информации от БД 1 о параметрах воздуха на входе в двигатель (давление и температура) и параметрах двигателя (частоты вращения турбокомпрессора, давления воздуха за компрессором, температуры газов за турбиной и т.д.) по известным зависимостям (см., например, книгу С.М.Шляхтенко. «Теория ВРД», М., «Машиностроение», 1975 г., с.276-278) формирует управляющее воздействие на блок 4 ЭГП.

ГМР 9 по информации от БД 10 о параметрах воздуха на входе в двигатель (давление и температура) и параметрах двигателя (частоты вращения турбокомпрессора, давления воздуха за компрессором, температуры газов за турбиной и т.д.) по известным зависимостям (см., например, книгу С.М.Шляхтенко. «Теория ВРД», М., «Машиностроение», 1975 г., с.346-347) формирует управляющее воздействие, подводимое в пружинную полость 12 ЗО 11.

При исправном ЭР 2 сигнала с выхода БВК 5 нет, селектор 4 находится в положении «электроника», при котором на дозатор 6 подается управляющее воздействие ЭР 2. Т.о. ЭР 2 осуществляет управление расходом топлива в КС двигателя через ДТ 6 и РК 7 с целью поддержания заданных параметров двигателя.

При отказе ЭР 2 по команде БВК 5 селектор 4 перекладывается в положение «гидромеханика». При этом

- отключается гидравлическая связь между блоком 3 ЭГП и ДТ 7, ДТ 7 переводится в положение нулевого расхода («закрыто»);

- топливо из магистрали 17 за ТН 6 через селектор 4 и ДР 16 подводится к рабочей кромке 15 ЗО 11.

На ЗО 11 давление топлива в магистрали 14 перед РК 8 сравнивается с величиной, являющейся суммой усилия начальной затяжки пружины в пружинной полости 12 ЗО 11 и управляющего давления топлива, подводимого в полость 12 от ГМР 9.

В чувствительной полости 13 с помощью рабочей кромки 15 ЗО 11 формируется заданный ГМР 9 расход топлива, который подается в магистарль 14 перед РК 8 и далее - в КС двигателя.

Независимо от управляющего воздействия ГМР 9 расход топлива в КС не может быть меньше минимального, обеспечивающего минимальный устойчивый режим работы двигателя - «малый газ». Обеспечивается это величиной начальной затяжки пружины полости 12 ЗО 11.

Независимо от управляющего воздействия ГМР 9 расход топлива в КС не может быть больше максимального, обеспечивающего нормальную работу двигателя. Обеспечивается это подбором величины ДР 16 в процессе сдаточных испытаний двигателя.

Такая схема дозирования топлива позволяет исключить возможность неконтролируемого изменения фактического расхода топлива в КС при отказе дозатора топлива. Это, в свою очередь, позволяет повысить надежность работы ГТД и безопасность ЛА.

Устройство для управления ГТД, содержащее последовательно соединенные первый блок датчиков (БД) параметров воздуха на входе в двигатель и параметров двигателя, электронный регулятор (ЭР), блок электрогидропреобразователей (ЭГП), селектор, управляемый вход которого подключен к выходу блока встроенного контроля (БВК) ЭР, последовательно соединенные топливный насос (ТН), дозатор топлива (ДТ) и распределительный клапан (РК), резервный гидромеханический регулятор (ГМР), подключенный ко второму БД, отличающееся тем, что дополнительно введен золотник-ограничитель (ЗО), пружинная полость ЗО соединена с выходом ГМР, а чувствительная полость ЗО соединена с топливной магистралью между ДТ и РК и посредством рабочей кромки ЗО через дроссельное сопротивление (ДР) и селектор - с топливной магистралью на выходе ТН, при этом величина затяжки пружины ЗО определяется расчетно-экспериментальным путем, исходя из условия обеспечения давления топлива перед РК, соответствующего минимальному устойчивому режиму работы двигателя («малому газу»), а проливочная характеристика ДР настраивается при приемосдаточных испытаниях двигателя таким образом, чтобы обеспечить расход топлива через РК, соответствующий максимально допустимому для данного двигателя.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 36.
20.01.2013
№216.012.1d27

Способ управления газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно при переводе управления на ГМР анализируют причину отказа ЭР,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472957
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d38

Способ защиты газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно на всех режимах работы ГТД от минимального до максимального измеряют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472974
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.02.2013
№216.012.23fa

Способ управления расходом топлива в газотурбинный двигатель

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно на взлете самолета по положению РУД формируют минимально...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474712
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.23fb

Способ защиты газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно в зависимости от положения РУД, закрылков и стояночного тормоза...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474713
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.04.2013
№216.012.360b

Способ скользящего профильного шлифования

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при шлифовании поверхностей высокой точности профильным абразивным инструментом, например при шлифовании зубьев цилиндрических шестерен топливного насоса на зубошлифовальном станке методом прерывистого профильного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479388
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.05.2013
№216.012.4046

Способ управления силовой установкой вертолета

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления (САУ) турбовинтовыми силовыми установками (СУ) вертолетов. Сущность изобретения заключается в измерении и сравнении частот вращения роторов турбокомпрессоров своего и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482024
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.07.2013
№216.012.5498

Устройство для управления газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно на золотнике распределения выполнена вторая рабочая кромка, соединяющая при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487259
Дата охранного документа: 10.07.2013
27.07.2013
№216.012.5a2d

Способ управления газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно в течение всего полета самолета до момента его касания ВПП блокируют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488706
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.08.2013
№216.012.64c8

Способ управления запуском газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно для регулирования мощности ВС измеряют давление и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491437
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.08.2013
№216.012.6522

Способ управления газотурбинным двигателем при его испытаниях на стенде

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно в процессе сдаточных испытаний двигателя на стенде, подают в ЭР...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491527
Дата охранного документа: 27.08.2013
Показаны записи 1-10 из 50.
20.01.2013
№216.012.1d27

Способ управления газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно при переводе управления на ГМР анализируют причину отказа ЭР,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472957
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d38

Способ защиты газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно на всех режимах работы ГТД от минимального до максимального измеряют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472974
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.02.2013
№216.012.23fa

Способ управления расходом топлива в газотурбинный двигатель

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно на взлете самолета по положению РУД формируют минимально...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474712
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.23fb

Способ защиты газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно в зависимости от положения РУД, закрылков и стояночного тормоза...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474713
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2cb4

Способ управления газотурбинным двигателем со свободной турбиной для электростанций малой и средней мощности

Использование: в системах автоматического управления (САУ) газотурбинными двигателями (ГТД) со свободной турбиной, применяемыми в составе газотурбинных установок (ГТУ) для привода электрогенераторов (ЭГ) газотурбинных электростанций (ГТЭС). Технический результат заключается в повышении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476971
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.04.2013
№216.012.34ea

Способ включения газотурбинной электростанции со свободной турбиной на автономную нагрузку

Использование в области газотурбинного двигателестроения, в электронных системах автоматического управления (САУ) газотурбинными двигателями (ГТД) со свободной турбиной. Положительный эффект изобретения - повышение надежности работы газотурбинной электростанции. Согласно способу команда на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479089
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.04.2013
№216.012.360b

Способ скользящего профильного шлифования

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при шлифовании поверхностей высокой точности профильным абразивным инструментом, например при шлифовании зубьев цилиндрических шестерен топливного насоса на зубошлифовальном станке методом прерывистого профильного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479388
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.04.2013
№216.012.3814

Способ управления параллельной работой двух газотурбинных электростанций

Использование: в автоматизированных системах управления (АСУ) газотурбинных (ГТЭС) электростанций собственных нужд (ЭСН) компрессорных станций магистральных трубопроводов и небольших предприятий. Технический результат - повышение эксплуатационной надежности работы ГТЭС. Способ заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479909
Дата охранного документа: 20.04.2013
27.04.2013
№216.012.3ac0

Способ управления запуском газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно для повышения мощности воздушного стартера подогревают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480601
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.4046

Способ управления силовой установкой вертолета

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления (САУ) турбовинтовыми силовыми установками (СУ) вертолетов. Сущность изобретения заключается в измерении и сравнении частот вращения роторов турбокомпрессоров своего и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482024
Дата охранного документа: 20.05.2013
+ добавить свой РИД