×
19.04.2019
219.017.2876

СУХОДНЫЙ КАМЕРНЫЙ ШЛЮЗ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть

Правообладатели

№ охранного документа
0000064885
Дата охранного документа
31.07.1945
Реферат Свернуть Развернуть

В состав узлов гидросооружений на судоходных реках, возводимых с целью энергетического использования водотока, улучшения судоходных условий, ирригации и пр., обычно входит судоходный шлюз и водосбросное сооружение, расчитанное на пропуск максимальных поводковых расходов.

Водосброс в большинстве случаев является одним из основных сооружений гидроузла как по стоимости, так и по сложности его конструкции, а также в отношении трудностей сооружения в случае расположения его в русле реки. Поэтому совмещение функций судоходного шлюза и водосброса в одном сооружении, т.е. осуществление шлюза-водосброса, представляет интерес.

Использование судоходных шлюзов для пропуска паводковых вод вообще известно. Предложенное устройство отличается тем, что оно позволяет увеличить количество пропускаемых через шлюз паводковых вод до практической ненадобности отдельного водосброса и состоит в том, что камеры шлюза отделены друг от друга и от верхнего бьефа съемными стенками, не препятствующими пропуску над ними судов и убираемыми для пропуска паводковых вод.

На чертеже фиг. 1 представляет продольный разрез однокамерного судоходного шлюза согласно изобретению и фиг. 2 - план шлюза.

Верхняя голова шлюза выполнена в виде плоского сдвоенного затвора. Верхний плоский щит 1 при шлюзовании судов опускается вниз, причем верхняя кромка его устанавливается на отметке 2 короля, образованного съемной стенкой 3, отделяющей камеру от верхнего бьефа. Эта стенка образована в данном случае нижним щитом сдвоенного затвора. Нижний щит перекрывает отверстие ниже отметки короля и при шлюзовании судов остается на своем месте. При пропуске паводка через шлюз оба щита, в том числе и нижний щит (съемная стенка), поднимаются вверх выше горизонта 4 воды верхнего бьефа (показано пунктиром).

Отметка верха бетонного массива верхней головы шлюза в каждом отдельном случае должна быть определена соответствующими технико-экономическими расчетами.

В качестве ремонтного заграждения верхней головы шлюза может быть применено обычного типа шандорное заграждение.

Увеличение пропускной способности шлюза может быть достигнуто, как показано на чертеже, понижением отметки дна камеры шлюза и отметки порогов верхней и нижней голов ниже дна 5 реки. Переход к отметкам дна реки в этом случае осуществляется постепенным повышением дна подходных каналов с одновременным плавным расширением их. При этом окончательная форма сопряжения может быть достигнута исследованием шлюза на модели в гидравлической лаборатории.

В шлюзе с пониженным дном нижние ворота могут быть выполнены аналогично верхним также в виде сдвоенного или даже строенного плоского щита, как изображено на чертеже. Пунктиром показано нижнее положение щитов во время прохода судов и верхнее их положение при пропуске паводка.

В многокамерном шлюзе аналогичные щиты устанавливаются и между камерами.

Судоходный камерный шлюз, отличающийся тем, что его камеры отделены друг от друга, а также от верхнего бьефа съемными стенками, допускающими пропуск над ними судов и убираемыми на время пропуска через шлюз паводковых вод, в целях увеличения его водопропускной способности.
Источник поступления информации: Роспатент
+ добавить свой РИД